Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:58, контрольная работа
Культура - это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще "лучами культуры". Нас вдохновляют тишина, закатная заря, одиночество в лунной ночи или пронизанная солнечным светом листва. Все это воспринимается и переживается как нечто высокое и торжественное. Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения.
1. Подходы к проблеме взаимодействия культуры и цивилизации.
2. Смысл понятия «диффузия культуры».
3. Смысл понятия «культурная инновация». Примеры.
4. Литература
Культурная инновация выступает и дискретно - в объектном качестве конкретного явления, и в непрерывности изменений - в качестве процесса. В первом случае она выступает как момент фиксации, как момент социокультурного наличного бытия. Во втором – она представляет перенос и сохранение социокультурного содержания в снятом виде, то есть механизм производства (возникновения) и укоренения в той или иной области культуры способа деятельности, приводящего, (или открывающего возможности) к существенным и качественным изменениям в этой области, или даже в целостной системе культуры. В этом плане следует подчеркнуть, что важнейшей особенностью культурной инновации является ее необратимость.
Культурная инновация способна нести в себе глубокое противоречие. Будучи по определению положительным явлением динамики культуры, она неизбежно вносит и определенный раскол, разлад в существующие структуры культуры, противопоставляя и приводя в противоборства те или иные их элементы. И чем масштабнее и глубже инновация, тем острее эти отношения. Культурная инновация значительно ограничивает и даже ставит под сомнение наличествующие смыслы и ценности, хотя не может дать эквивалентной замены, разве только в своей будущей развертке, в которой, однако, возникает еще более широкий растр возможностей противоречий. Дело усугубляется еще и тем, что культурная инновация вызывает множество инноваций во всех сферах общественной жизни, из которых далеко не все столь уж положительны для общественного воспроизводства.
Культурная инновация
противоречива и в том
Культурная инновация
есть качественное изменение состояния
культурного целого, но далеко не всегда
и далеко не всякие инновации, могущие
быть квалифицированы как
но еще более важна
в практическом отношении, особенно
в условиях, когда формируются
институты культуры и возникают
вопросы управления культурными
и социокультурными процессами. А
если говорить о культурной политике,
то есть о программных пунктах
и действиях субъектов
Культурная инновация представляет собой главным образом и по преимуществу такое переструктурирование знаков и символов, результатом которого является изменение в способе мышления и в способе деятельности. Тогда культурная инновация выступает и как установление иного принципа знаково-смысловой организации, а это, в свою очередь, заставляет устанавливать соотношения между прежними и новыми знаковыми системами, между организующими их принципами, устанавливать их координации и субординации, определять их ценностный статус. Это поле критического мышлении, где в качестве инновационных предпосылок важнейшую роль играют уверенность и сомнение, вера и недоверие
В этом плане важное методологическое значение приобретает понятие «шага новизны». Шаг новизны совершается и как стихийный процесс, и как осознанное и целенаправленное действие, субъектом которого могут являться и отдельный креативный индивид, и социальные группы различного масштаба. Шаг новизны, который в зависимости от направленности и задач исследования может быть описан в терминах теории эволюции, или теории структур, или теории творчества, определяется тем, насколько вносимое новшество может быть освоено и усвоено (осмысленно, понято, стать предметом интерпретаций, указателем действия и т.д.) данным конкретным сообществом.
В своей процессной
проекции шаг новизны имеет
Минимальный шаг новизны состоит в признании явления культурным фактом, причем независимо от количества признавших, но сильно зависимо от их компетентности. Следующая ступень – признание данного культурного факта в качестве такового определенным сообществом, выступающим как референтная группа (к примеру, профессиональное сообщество). Далее следует внедрение и применение новшества, не разрушающего структурно-функциональной организации существующей культурной целостности. В этих случаях можно говорить о соизмеримости шага новизны с возможностями освоения и усвоения данным обществом новых смыслов и выражающих их знаковых систем.
Шаг новизны расширяет ментальные и деятельностные возможности общества, сохраняя общую
комфортную для
участников социокультурного процесса
обстановку. Комфортностью можно
назвать такие условия, способы
и формы бытия культуры, которые
позволяют соединить
существенного опережения скорости социальных процессов культурных, или, другими словами, вследствие подчинения динамики культуры динамике социальной. Но вследствие единства социального и культурного всякий дисбаланс между ними выступает и как причинение взаимных изменений: в социальных процессах выявляются и материализуются культурные смыслы, проходя, так сказать, проверку на действительную воспроизводственную пригодность и ценность; в процессах же культурных социальный опыт побуждает изменение ментальности и ее новые конструкции.
Констатация кризисного
состояния отечественной
Конечно, культурно-инновационный потенциал общества повышается в условиях возрастания экономической и политической активности, но и спады в этих сферах могут также инициировать
культурные инновации, Границы
культурных инноваций по существу суть
границы воспроизводственного потенциала
конкретного исторического
Следует обратить внимание на существенное изменение характера и масштаба угроз, перед лицом которых всякое историческое сообщество объективно понуждается к консолидации и активности, то есть к культурным инновациям. Прежде всего, это угроза, связанная с существенным изменением природной среды (изменение климата, истощение ресурсов,
масштабные загрязнения
и т.п.) и, следовательно, необходимость
принципиального изменения
Таким образом, уже
сложились необходимые
Следовательно,
объективно нарастает необходимость
в возникновении идей, направленных
на формирование общественного идеала
потребного будущего. Можно назвать
это потребностью в национальной
идее. Но она вырабатывается не правительственным
заказом и не мозговым штурмом
ангажированных мыслителей, а работой
«крота истории», который, как известно,
роет глубоко. Эта работа будет проявлена
социокультурной
Что позволяет
надеяться на успешность решения
этих задач и чем им можно содействовать
сейчас? В-первых, всемерным сохранением
целостности национального
технологий и используя нынешние глубоко противоречивые тенденции, и вопреки им. В-третьих, продолжением и развитием международного, межрегионального, межэтнического культурного сотрудничества. В-четвертых, по возможности формируя стойкий иммунитет против идей изоляционизма, национально-культурной преферентности, равно как и космополитизма без границ.
Самый «свежий» пример осуществляемой «сверху» социально-культурной (а не сугубо «школьной») инновации – это введение с 2012 года в школах предмета «Основы светской этики и религиозных культур», неоднозначно встречаемое общественностью и педагогическим сообществом. Несколько конкретных примеров культурных инноваций в Москве, связанных с этнической сферой. Одним из показателей происходящих на территории СНГ этнокультурных процессов является появление в Москве нетипичных для этого региона продуктов и форм организации общественного питания. Возникновение многочисленных и устойчивых диаспор в Москве вызвало у ее представителей потребность создания привычных условий обитания, в том числе и в сфере питания. Например, поскольку значительная часть мигрантов работает в сфере рыночной торговли, на московских рынках стали появляться ориентированные специально на них чайханы, китайские столовые и т. д.
Еще один интересный пример — возникшие в последние годы на московских рынках традиционные для Средней Азии таджикско-узбекские хлебопекарни (нонвойхона), где выпекаются лепешки по традиционным рецептам. Причем для этого специально из Средней Азии привезли керамические тандыры (тануры) — печи для выпечки лепешек. Обслуживают такие пекарни, как правило, три человека — один главный пекарь и два помощника. Правда, полного совпадения в технологии приготовления, приемах хлебопечения нет. Готовые лепешки существенно меньше по размерам, чем традиционные, они более однообразны по форме и типу теста и т. д.1 Может быть даже они несколько адаптированы ко вкусам москвичей. Поскольку покупают лепешки не только и даже не столько выходцы из Азии, но и многие коренные жители. Таким образом, происходит изменение в рационе их питания, поскольку в ряде случаев отдается предпочтение не традиционному ржаному хлебу или дрожжевому пшеничному, а лепешкам.