Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:25, контрольная работа
История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н. э.). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.
Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в первую очередь там, где были благоприятные природные условия. Именно благоприятные природные условия субтропической зоны Ближнего Востока стали причиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Конфуцианско – даосийский тип культуры…………………………………5
Человек и общество в конфуцианстве………………………………………6
Конфуцианство как выражение теоретического характера власти в Древнем Китае и древнекитайской государственной культуре…………..11
1.3 Основная система ценностей конфуцианства……………………………...15
1.4 Конфуцианская этика. Церемониальность и ритуализированный этикет.
2. Человек и природа в даосизме: космогонические представления древних китайцев (взаимодействие ян и инь), учение о дао как начале и законе мира, принцип недеяния………………………………………………………………17
2.1Даосизм и искусство…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………..42
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
По дисциплине: Культурология
Тема № 9
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Конфуцианско – даосийский тип культуры…………………………………5
1.3 Основная система
ценностей конфуцианства…………………
1.4 Конфуцианская этика.
2.
Человек и природа в даосизме:
космогонические представления древних
китайцев (взаимодействие ян и инь), учение
о дао как начале и законе мира, принцип
недеяния…………………………………………………………
2.1Даосизм
и искусство…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
Введение
История Древнего Востока берет свое начало от возникновения
самых древних цивилизаций у Месопотамии
и Египте (IV - III тыс. до н. э.). Она вызывает
особый интерес благодаря возникновению
своеобразных и знаменитых памяток культуры,
которые накопило человечество от неолита
к бронзовому и железному веку.
Переход от родоплеменной культуры к первым
цивилизациям проходил в первую очередь
там, где были благоприятные природные
условия. Именно благоприятные природные
условия субтропической зоны Ближнего
Востока стали причиной того, что именно
в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу сформировались
раннеклассовые цивилизации и их первые
государства. Со временем они возникали
в долинах рек Хуанхэ, Янцзы в Китае, Инду
и Гангу в Индии. В древних цивилизациях
и их культурах еще много нерасшифрованного,
неизученного.
Китай - страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В ХІХ веке до н. э. сформировалось первое рабовладельческое государство Инь. В иньскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо-праобраз современной иероглифической каллиграфии.
Древний Китай есть
родиной таких изобретений как
компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики
был открыт метод развязывания уравнений
первой степени с двумя и тремя неизвестными,
вычисления отношения длины круга и его
диаметра. В отрасли астрономии китайцы
знали, как высчитывать время затмения
Солнца, сложили один из первых каталогов
звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце
и др.
На весь мир славится китайская медицина,
которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем
Китае впервые была написана "Фармакология",
впервые стали проводить хирургические
операции с применением наркотических
веществ, впервые описали и применили
метод лечения иглоукалыванием, прижиганием
и массажами.
Китайские зодчие приобрели
славу двумя своеобразными
В духовной культуре древнего Китая важное
место занял феномен повседневного сознания,
известный в истории как "китайская
церемония". Это строго фиксированные
стереотипы этико- ритуальных норм поведения
и мышления, которые сложились на основе
придерживания культа старовины. Этико-ритуальные
принципы заменили религиозно-мифологическое
восприятие мира. Место культа богов занял
культ реальных клановых и семейных предков.
А те боги, которые остались в шане, избавились
от самого малого человекоподобия
и стали холодными, абстрактными божествами-
символами, как Небо, Дао. Великий Дао
- это всеохватывающий, всеобщий Закон
и Абсолют, бесформенный и безымянный,
невиданный и неслыханный, недоступный
органам чувств человека, но всемогущий
создатель мира.
Конфуцианство - философское учение, появившееся
в Древнем Китае . Создателем конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций
). Крупнейший ученый своего времени,
он одним из первых заинтересовался
человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве.
Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного
общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со
временем падают. Разбил людей на три группы :
1) Распущенные
2) Сдержанные
3) Глупцы
Приводя примеры, характеризующие поведение людей , принадлежащих к
определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины
данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе
жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли,
выраженной в одном изречении: " Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут.
Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не
установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся.
Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от
рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом . К природным факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на этот счет очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека , который , заметив свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями , принимавшими идеальность природных творений за аксиому .
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то , что движет им и его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :
1) Цзюнь-цзы (благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям:
2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Слово Жэнь.
0 - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благородный муж думает прежде всего о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том , чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о необходимости помнить о последствиях своего гнева , о
о необходимости помнить о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.
Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: “Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета” Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два фактора: “жэнь” “благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция, Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - “человечность” . Благородный человек всегда правдив , не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”. Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь”, человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам. “Вэнь” - “культура”, “литература”. Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость.”
Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно
потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и , в конце концов ,
регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и
приобретенную ученость. Это дано не каждому, и добиться этого может лишь идеальная личность.
Решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне . Конфуций считал , что это должно было установить связь между поколениями , обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций , опыта и т.д.
Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям ,
живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом , очень сплочено , а
значит и способно к быстрому и эффективному развитию.
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях
тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло
соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников .
Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности , знаний.
Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде
всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.
Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок“ли” ( в переводе с китайского - правило , ритуал , этикет ) . Этот блок прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли - жэнь Конфуций считал , что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества. Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально относится к природе .
Общество и природа
1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о
природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости
образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.
2) Только природа
способна дать человеку и
Вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии
3) Бережное отношение, как к живому миру, так и к природным ресурсам.
Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал , что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества , так и для всей планеты в целом .
4) Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в
древнекитайские религиозные представления.
Учение Конфуция, появившись на основе древнекитайских религиозных и
философских учений, тем не менее, очень сильно отличается от них, а по
некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними. Одним из таких
противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед природой. Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и, как следствие, идеальным все, что создано не трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке .
Предметом
первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество, и, как его составная часть, конкретный живой человек. Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам , движущим человеком . Давая это объяснение , он ввел ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее . Некоторые из них , такие ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее. Впервые в истории культуры была создана реальная модель