Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:25, контрольная работа

Описание

История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н. э.). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.
Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в первую очередь там, где были благоприятные природные условия. Именно благоприятные природные условия субтропической зоны Ближнего Востока стали причиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Конфуцианско – даосийский тип культуры…………………………………5

Человек и общество в конфуцианстве………………………………………6
Конфуцианство как выражение теоретического характера власти в Древнем Китае и древнекитайской государственной культуре…………..11
1.3 Основная система ценностей конфуцианства……………………………...15
1.4 Конфуцианская этика. Церемониальность и ритуализированный этикет.
2. Человек и природа в даосизме: космогонические представления древних китайцев (взаимодействие ян и инь), учение о дао как начале и законе мира, принцип недеяния………………………………………………………………17
2.1Даосизм и искусство…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Тема 9.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

 




 

Министерство  образования и науки российской федерации

Федеральное агентство  по образованию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уральский государственный  экономический университет 

Центр дистанционного образования  

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине: Культурология

 

Тема № 9

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

Первоуральск 2011

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Конфуцианско – даосийский  тип культуры…………………………………5 

 

    1. Человек и общество в конфуцианстве………………………………………6
    2. Конфуцианство как выражение теоретического характера власти в Древнем Китае и древнекитайской государственной культуре…………..11

1.3 Основная система  ценностей конфуцианства……………………………...15

1.4 Конфуцианская этика. Церемониальность и ритуализированный этикет.

2. Человек и природа в даосизме: космогонические представления древних китайцев (взаимодействие ян и инь), учение о дао как начале и законе мира, принцип недеяния………………………………………………………………17

2.1Даосизм  и искусство…………………………………………………………32

Заключение………………………………………………………………………40

Список используемой литературы……………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

Введение

 

История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н. э.). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.  
Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в первую очередь там, где были благоприятные природные условия. Именно благоприятные природные условия субтропической зоны Ближнего Востока стали причиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства. Со временем они возникали в долинах рек Хуанхэ, Янцзы в Китае, Инду и Гангу в Индии. В древних цивилизациях и их культурах еще много нерасшифрованного, неизученного.

Китай - страна древней  цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В ХІХ веке до н. э. сформировалось первое рабовладельческое государство Инь. В иньскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо-праобраз современной иероглифической каллиграфии.

 Древний Китай есть  родиной таких изобретений как  компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.  
На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые была написана "Фармакология", впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.

Китайские зодчие приобрели  славу двумя своеобразными памятками - Великий канал (2000 л - почти с 11 века до н. э. - по 19 в н. э.) - сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды и Великая китайская стена.  
В духовной культуре древнего Китая важное место занял феномен повседневного сознания, известный в истории как "китайская церемония". Это строго фиксированные стереотипы этико- ритуальных норм поведения и мышления, которые сложились на основе придерживания культа старовины. Этико-ритуальные принципы заменили религиозно-мифологическое восприятие мира. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, которые остались в шане, избавились от  самого малого человекоподобия и стали холодными, абстрактными божествами- символами, как Небо, Дао. Великий Дао - это всеохватывающий, всеобщий Закон и Абсолют, бесформенный и безымянный, невиданный и неслыханный, недоступный органам чувств человека, но всемогущий создатель мира.

  
 
 
 
 
 

 

 

 

 
 
 
 
Конфуцианство - философское учение, появившееся в Древнем Китае . Создателем конфуцианства  был Кун - Цю ( Конфуций ). Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался

человеческой  сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве.

Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного

общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со

временем падают. Разбил людей на три группы :

1) Распущенные

2) Сдержанные

3) Глупцы

Приводя примеры, характеризующие поведение людей , принадлежащих к

определенной  группе, доказал это утверждение и попытался найти причины

данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе

жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли,

выраженной в одном изречении: " Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут.

 Бедность  и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не

установить  для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся.

Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными  в человеке от

рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом . К природным факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на этот счет очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека , который , заметив свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями , принимавшими идеальность природных творений за аксиому .

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то , что движет им и его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :

1) Цзюнь-цзы  (благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям:

2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Слово Жэнь.

0 - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

Конфуций выразил  свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благородный муж думает прежде всего о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том , чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о необходимости помнить о последствиях своего гнева , о

 

 

 

о необходимости  помнить о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.

Смысл жизни  благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план:  “Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета” Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два фактора: “жэнь” “благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция, Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - “человечность” . Благородный человек всегда правдив , не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”. Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь”, человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам. “Вэнь” - “культура”, “литература”. Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается  дикость, когда образованность - одна ученость.”

Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно

потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и , в конце концов ,

регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и

приобретенную ученость. Это дано не каждому, и добиться этого может лишь идеальная личность.

Решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне . Конфуций считал , что это должно было установить связь между поколениями , обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций , опыта и т.д.

Также важное место  в учении занимает чувство уважения и любви к людям ,

живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом , очень сплочено , а

значит и  способно к быстрому и эффективному развитию.

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях

тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло

соблюдение  традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников .

Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности , знаний.

Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде

всего собственной  страны. Знание - атрибут здорового общества.

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок“ли” ( в переводе с китайского - правило , ритуал , этикет ) . Этот блок прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли - жэнь Конфуций считал , что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества. Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально относится к природе .

Общество  и природа

1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о

природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости

образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

 

2) Только природа  способна дать человеку и обществу  жизненную силу и

Вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии

3) Бережное отношение, как к живому миру, так и к природным ресурсам.

Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал , что в случае нарушения существующих в природе  балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества , так и для всей планеты в целом .

4) Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в

древнекитайские религиозные представления.

                                                         

Учение Конфуция, появившись на основе древнекитайских религиозных и

философских учений, тем не менее, очень сильно отличается от них, а по

некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними. Одним из таких

противоречий  является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед природой. Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и, как следствие, идеальным все, что создано не трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке .

Предметом

первостепенной  важности у Конфуция считается человеческое общество, и, как его составная часть, конкретный живой человек. Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам , движущим человеком . Давая это объяснение , он ввел ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее . Некоторые из них , такие ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее. Впервые в истории культуры была создана реальная модель

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"