Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:25, контрольная работа
История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н. э.). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.
Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в первую очередь там, где были благоприятные природные условия. Именно благоприятные природные условия субтропической зоны Ближнего Востока стали причиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Конфуцианско – даосийский тип культуры…………………………………5
Человек и общество в конфуцианстве………………………………………6
Конфуцианство как выражение теоретического характера власти в Древнем Китае и древнекитайской государственной культуре…………..11
1.3 Основная система ценностей конфуцианства……………………………...15
1.4 Конфуцианская этика. Церемониальность и ритуализированный этикет.
2. Человек и природа в даосизме: космогонические представления древних китайцев (взаимодействие ян и инь), учение о дао как начале и законе мира, принцип недеяния………………………………………………………………17
2.1Даосизм и искусство…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………..42
идеального человека, оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации. В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том, что главное в жизни , то есть то , к чему должен стремиться человек , не замыкается на достижении
личной гармонии с природой , а включает в себя прежде всего достижение
гармонии с самим собой и гармонии с обществом. Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека - гармония в себе подобными. Высказав это предположение, он связал воедино совершенно разные, общество и самого человека. Создав
свое учение, Конфуций стал первым человеком, который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества.
Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам
т. н. гуманного управления, опираясь на
идею обожествления власти правителя,
существовавшую до Конфуцианство, но им развитую и обоснованную.
Государь объявлялся «сыном неба» (тянь-цзы),
правившим по повелению неба и выполнявшим
его волю. Власть правителя признавалась Конфуцианство священной, дарованной свыше,
небом. Считая, что «управлять — значит
исправлять», Конфуцианство придавало большое значение
учению чжэн мин (об «исправлении имён»),
которое призывало ставить всех в обществе
на свои места, строго и точно определять
обязанности каждого, что было выражено
словами Конфуция: «Государь должен быть
государем, подданный — подданным, отец
— отцом, сын — сыном». Конфуцианство призывало государей управлять
народом не на основе законов и наказаний,
а при помощи добродетели, примером высоконравственного
поведения, на основе обычного права, не
обременять народ тяжёлыми налогами и
повинностями. Один из наиболее видных
последователей Конфуция — Мэн-цзы (4—3
вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал
даже мысль о том, что народ имеет право
свергнуть путём восстания жестокого
правителя. Эта мысль определялась в конечном
счёте сложностью социально-политических
условий, наличием сильных пережитков
первобытнообщинных отношений, острой
классовой борьбой и распрями между существовавшими
тогда в Китае царствами. В такой обстановке в Конфуцианство, направленном на укрепление
существующего общественного строя, допускалась
иногда критика отдельных правителей
с противопоставлением им «мудрых» и «добродетельных»
государей отдалённых времён (т. е. родоплеменных
вождей) — Яо, Шуня, Вэнь Вана и др. В этой
связи находится и проповедь Конфуцианство социальной утопии об обществе
Да тун («Великого единения»), «золотого
века» в истории Китая, во времена которого
якобы не было войн и распрей, существовали
равенство людей и подлинная забота о
народе.
Конфуцианство в дальнейшем эволюционировало,
заимствовав многие черты других древнекитайских
идеологических течений, в особенности
легизма ,что являлось объективной необходимостью
в условиях создания централизованной
империи Хань, для управления которой требовался
гибкий и разветвленный административный
аппарат. Во главе его могли встать конфуцианцы,
владевшие наукой управления на базе патернализма,
традиций и освоившие легистские методы
управления на основе законов и наказаний.
Реформированное Конфуцианство эпохи Хань, одним из главных
представителей которого был Дун Чжун-шу
(2 в. до н. э.), объединивший конфуцианскую
этику с натурфилософией и космологическими
взглядами даосизма и школы натурфилософов (инь-ян-цзя),
укрепило своё положение в обществе централизованной
деспотии. В 136 до н. э. при императоре У-ди оно было провозглашено официальной
доктриной и после этого оставалось господствующей
идеологией на протяжении свыше двух тысяч
лет (до буржуазной Синьхайской революции
1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской
деспотической власти. В Конфуцианство усиливаются религиозно-мистические
и реакционные черты. На первый план выдвигаются
положения о небе как о предопределяющей
божественной силе, о зависимости общества,
человека от воли неба, о божественном
происхождении власти государя — «сына
неба», о верности подданного государю,
о господстве «сына неба» над всеми народами
Вселенной. Т. о., Конфуцианство как господствующая идеология,
веками проповедуя культ императора как
исполнителя «воли неба», насаждало в
народе фанатическую преданность «сыну
неба», китаецентризм, шовинизм и пренебрежительное
отношение к другим народам. Конфуцианство как этико-политическая и религиозная
система проникло во все поры общественной
жизни и в течение многих веков определяло
нормы морали, семейные и общественные
традиции, научную и философскую мысль,
препятствуя их дальнейшему развитию
и выработав определённые стереотипы
в сознании народа, в особенности среди
интеллигенции. Конфуцианство ещё больше укрепилось после
острой борьбы с буддизмом в 7—8 вв. Большая роль в этом
принадлежала известному писателю и мыслителю
Хань Юю (768—824), выступившему с резкой
критикой буддизма и в защиту Конфуцианства.
Китайская культура восходит к очень глубокой древности. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначального развития иероглифической письменности. Сохранившиеся литературные источники, по большей части произведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысячелетия.
Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к фетишизму, к древним формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией. В исторических источниках сохранилось воспоминание о том времени, когда ещё были широко распространены тотемистические представления, связанные с обоготворением природы. Так, Чжан Шоу-цзе, комментатор Сыма Цяня, пишет: «Хуан-ди был Дарем государства Медведя. Его мать однажды находилась в поле и зачала от того, что увидела большую молнию, окружившую Полярную звезду. После этого через 24 месяца она родила Хуан-ди». Можно предполагать, что Хуан-ди считался родоначальником одной из тотемных групп Медведя.
Широко был распространён в древнем Китае исконный культ природы, в особенности культ земли и гор. Этот древний культ гор в Китае был связан с рельефом самой местности и с хозяйственным бытом того времени, когда древнейшие предки китайцев кочевали от гор к рекам, проводя лето в горах, а зиму — в степи. В Китае долго существовала форма особых гаданий, связанных с землёй (геомантия). Наряду с этим древние китайцы обоготворяли солнце, луну, планеты и звёзды, реки и деревья. Как и многие другие древние народы, они обоготворяли предков, причём этот культ, тесно связанный с прочным патриархальным бытом, сохранился в своих закостеневших формах до очень позднего времени. В 1927 г. Мао Цзэ-дун писал: «Мужчины в Китае обычно находятся под властью трёх сил, представляющих целые иерархические системы, а именно: 1) государственной системы — общегосударственных, провинциальных, уездных и волостных органов власти (политическая власть); 2) родовой системы — общеродового храма предков, Храма предков ответвления рода, главы семьи (родовая власть); 3) религиозной системы, представляемой: а) подземными силами — верховным владыкой ада, духами — хранителями городов и местными духами и б) небесными силами — богами и святыми, от верховного владыки неба до всевозможных духов. Все они вместе составляют систему потусторонних сил (власть религии). Женщина же наряду со всем этим находится еще а под властью мужчины (власть мужа). Эти четыре вида власти — политическая, родовая, власть религии и власть мужа — отражают феодально-патриархальную идеологию и порядки и являются самыми страшными узами, опутывающими китайский народ, в особенности крестьянство». Древние религиозные верования просуществовали в течение всего рабовладельческого и феодального периода и пережиточно сохранились до недавнего времени.
Основная
система ценностей
Конфуцианцы издревле полагали и учили
поколения китайцев тому, что вся существующая
в мире мудрость уже познана, причем именно
китайскими мудрецами. Апробированная
веками, эта мудрость - Истина в последней
инстанции, нечто вроде категорического
императива. Мудрость китайских пророков
учит людей жить по правилам, как это и
подобает цивилизованному человеку, т.
е. китайцу. Народы, лишенные этой мудрости,
суть лишь жалкие варвары, которые рано
или поздно должны прийти в Китай за великой
Истиной и признать верховную власть правителя
Поднебесной.
Если мудрость абсолютна, а истина познана,
то любая попытка что-либо изменить - это
кощунство. Поэтому открыто выступить
против официально санкционированной
истины нельзя. Любое новое слово, дабы
приобрести право на существование, должно
камуфлироваться в традиционные одежды.
Новизна его от этого, возможно, потускнеет,
но зато традиционная мудрость за этот
счет окрепнет и даже частично обновится.
На страже священной мудрости стоят ученые-чиновники,
прошедшие сквозь мелкое сито тройного
конкурсного отбора и организованные
в рамках иерархической бюрократической
структуры.
Система в целом
бдительно следит за соблюдением культа
мудрости и священных книг, за добродетельностью
ученых-чиновников. Случаются, правда,
накладки - чиновники порой воруют, берут
взятки. Но система заинтересована в том,
чтобы эти накладки были сведены до минимума:
проштрафившихся с позором удаляют, добродетельных
восхваляют и повышают.
Следовать указаниям старших, ведущих
тебя по правильному пути; постоянно совершенствоваться
на основе их предначертаний; чтить высокую
мораль, не ставя ее ни в какое сравнение
с низменной материальной выгодой (но
имея при этом в виду, что она, особенно
в должности чиновника, хорошо вознаграждается),-таков
эталон, воспетый в литературе, почитаемый
в реальной жизни и усиленно внедряемый
в умы. Материальный стимул остается, без
него нельзя, но он отодвинут назад, а подчас
подавлен за счет возвеличения искусно
стимулированного морального фактора.
Не богатый и знатный, но ученый, носитель
мудрости древних, всегда стоял в Китае
на вершине лестницы социальных ценностей.
Форма, ритуал, церемониал
- важнейшие средства сохранения существа
жизненного порядка в его неизменности,
залог организованности, дисциплинированности,
послушания. На страже формы стояло общество
в целом, ее поддерживали и всесильные
социальные корпорации (семья, клан, секта,
цех, тайное общество и т. п.), могущество
и власть которых над отдельной личностью
в Китае всегда были бесспорны. Форма важна
и как средство скрыть чувство, дисциплинировать
и подавить его во имя неизмеримо более
высокой и значимой социальной категории
- долга. Культ долга был особенно высок
среди верхов общества, на низах же чувство
было более непосредственным, его потребности
как раз и удовлетворяли даосизм и буддизм.
Конфуций - величайший китайский философ. Его учение записано учениками в книге Луньюй («Изречения» /70/). Конфуций - принципиальный консерватор. Главное для него - ориентация на предков и на традицию. Молодежь хороша, если она повторяет своих родителей в молодости. Религиозные мотивы у Конфуция скомканы, иногда он упоминает Небо, но это скорее традиция, чем вера.
Другая особенность мировоззрения Конфуция - церемониал (по-китайски - «ли»). Сосуд считается священным если он используется в священной церемонии. Также и человек. Он освящается, если он участвует в должном обряде. Ли - она же и религия. Церемониал для Конфуция имеет статус социальной основы. Более подробно учение Конфуция мы рассмотрим позже.
Мо-цзы (Мо Ди, 479-400 до н. э.),
древнекитайский философ и
«Что такое беспорядок? Это то, что сын любит себя, но не любит отца, поэтому во имя своей выгоды он наносит ущерб отцу; младший брат любит лишь себя и не любит старшего брата, поэтому он наносит ущерб своему брату, чтобы обеспечить выгоду себе».
Мо-цзы считал, что
путь всеобщей любви может
Мо-цзы считал, что
человек должен считать идеалом
труд на благо других. В этом он и
его школа предвосхитили
«Того, кто питает к людям всеобщую любовь, кто делает им пользу, Небо непременно осчастливит. А того, кто делает людям зло, обманывает людей, Небо непременно покарает».
Совершенный человек - высокоморальный цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность (жэнь) трактовалось Конфуцием необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п.
Жэнь - это высокий почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние; из современников Конфуций, включая и себя, считал гуманным лишь своего рано умершего любимого ученика Янь Хуэя.
Трактуя гуманность как
способность разбираться в
Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством - чувством долга , продиктованным внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе.
Долг - это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде», - учил Конфуций. В понятие «и» поэтому включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).