Самое
ужасное, что криминальная субкультура
непосредственно связана с несовершеннолетними
и молодежью, имеющими криминальную
направленность. Нормы и ценности
криминальной субкультуры являются
мощными регуляторами индивидуального
поведения, обладают высочайшей степенью
референтности в силу действия механизмов
психического заражения, подражания, прессинга,
постоянно создающими ситуацию фрустрации
и психической травмы для молодого
человека. Референтная группа, согласно
Д. Глассеру, − это группа, на которую человек
ориентируется и которая служит ему эталоном,
независимо от того, хочет он к ней принадлежать
или нет. М. Шериф полагает, что нормы и
ценности референтной группы являются
для человека главными ориентирами, в
соответствии с которыми он организует
свою жизнь. В свою очередь М.Р. Хэскелл
говорил, что уличная группа, совершающая
противоправные деяния, и которая становится
референтной группой для подростка, принадлежит
к делинквентной (криминальной) субкультуре.
В
последнее время произошли существенные
изменения в криминальном мире и
криминальной субкультуре:
1.
Коррупция и блат разъедают
не только общество в целом,
но и преступную среду.
2.Сложилась
определенная мозаичность причин
преступного поведения. Выделить
первопричину или главную или
основную причину преступного
поведения невозможно.
3.
Произошла деформация политической
психологии, что проявляется в
распространенном заблуждении, что
демократия – это вседозволенность.
Растет неверие в устойчивость
государственных институтов, стабильность
власти, ее способность обеспечить
нормальную жизнедеятельность общества,
правопорядок, защиту прав и интересов
граждан. На этом фоне наблюдается
оживление политического и идеологического
экстремизма, во многом провоцируемого
представителями преступного мира.
4.
Деформация правосознания проявляется
в правовом нигилизме, негативном
отношении к праву, правовой
неграмотности, потере ориентиров
правового поведения, неверии,
что право может выступать
эффективным регулятором общественных
отношений, убеждении в отсутствии
равенства граждан перед законом,
недоверии к правоохранительным
органам, уверенности в безнаказанности
преступников. Нередки случаи, когда
для защиты своих законных
интересов гражданам приходится
платить деньги милиционерам. Подчеркиваю,
для того, чтобы привлечь преступника
к ответственности, у потерпевших
милиционерами вымогаются деньги!
И это не исключение, а правило:
39% граждан говорят о своем
бесправии в случаях общения
с представителями правоохранительных
органов.
5.
Произошла деформация нравственного
сознания людей, которое пронизывает
все сферы жизни человека. Нравственность
определяет рамки дозволенности
любого вида поведения людей,
устанавливает границы добра
и зла. Сейчас эти границы
размыты, а скоро будут стерты.
6.
На трансформацию криминальной
субкультуры повлиял ряд факторов:
в различные времена в тюрьмы
попадали многие деятели науки
и культуры, которые облагораживали
преступный мир. Это было и
во времена царизма, это было
и при Сталине, это было и
позже. Надо сказать, что в
тюрьмах всегда ценились люди
знающие. Например, известный исследователь
нравов царской каторги В.М. Дорошевич
однажды встретился с известным, как сейчас
сказали бы, преступным авторитетом Пазульским.
Неожиданно Пазульский заявил, что будет
говорить с Дорошевичем на английском
языке. Беда была в том, что Пазульский
учил язык самоучкой и никогда не слышал
живого английского наречия. В руках Дорошевича
оказалась судьба Пазульского, а вернее
всего, его жизнь. Стоило сказать, что он
не понимает, что ему говорит Пазульский,
и каторга уничтожила бы своего кумира.
Однако Дорошевич сумел что-то ответить
Пазульскому, и, по словам Дорошевича,
надо было видеть, с каким почтением каторжане
слушали весь этот странный разговор на
непонятном для них языке.
7.
Тенденция криминальной субкультуры
– упорядочение и систематизация.
При этом в общей своей массе
она остается аморфной структурой.
Как только криминальная субкультура
складывается в систему, найти ее первопричину
становится невозможно. Она развивается
по стихийным законам, и остановить ее
растущее влияние и проникновение в общую
культуру становится все труднее.
8.
В криминальной субкультуре сложились
свои эстетические вкусы, приоритеты
и ценности. Это касается понятий
красивой жизни, легко доступных
девочек, дорогих автомобилей,
возможности с шиком отдохнуть
на дорогих экзотических курортах
и т.п.
9.
Все идеологические, правовые, эстетические
и этические элементы криминальной
субкультуры выступают в единстве
и взаимосвязи.
10.
Динамика криминальной субкультуры:
ужесточение нравов вульгарных
преступников и одновременно
демократизация в группах профессиональных
преступников. Вульгарная преступность
потому и называется вульгарной,
что сила и жестокость правят
бал. Все это отражается на
способах определения статуса
личности, ее роли в преступной
группе. Для профессиональной преступности
характерны ум и холодный расчет.
В такой преступной среде произошла
демократизация, поэтому бандами в одиночку
не руководят.
3.
Криминальные субкультуры
в современной
России
Одним
из следствий трагической трансформации
российского общества, наблюдаемой
в последние годы, выступил беспрецедентный
рост преступности, повлекший за собой
криминализацию общественных отношений,
и представляющий реальную угрозу создания
на территории нашей страны криминального
государства. Ж.Т. Тощенко в этом свете
отмечает: «...Криминальное перерождение
общества становится реальной угрозой,
которая может перерасти... из сферы криминологической,
правоприменительной, в политическую,
затрагивающую не только судьбы государственности,
но и жизнь всего российского социума».
На
сегодняшний день практически все
специалисты склонны солидаризироваться
с тем, что нынешняя криминальная
ситуация в России - качественно
новое явление и по масштабу, и
по степени разрушительного влияния
на жизнедеятельность граждан, функционирование
и безопасность государства, оказавшегося
абсолютно не готовым к эскалации
данного явления, ни в правовом, ни
в социальном отношении. Фактический
уровень преступности препятствует
нормальному функционированию всех
без исключения социальных институтов
и интеграционных процессов в обществе.
Масштабы и темпы роста преступности сделали
ее одним из основных факторов, препятствующих
осуществлению социальных реформ, порождающих
у граждан чуство тревоги за свою жизнь
и благополучие, снижающих доверие к органам
власти и управления, к проводимой государственной
политике.
В
контексте изучения причин эскалации
криминального поведения в современной
России, немаловажное значение имеет
такой параметр как нравственное
состояние общества, ибо причины
того или иного состояния преступности
и её количественные и качественные
характеристики во многом зависят именно
от нравственного состояния общества,
наличия или отсутствия тех моральных
ценностей и установок, которые
служат своеобразным регулятором поведения
его членов. Преступность того или
иного государства в конкретный
период времени, иными словами, является
отражением нравственного, культурного
состояния общества в определенных
пространственно-временных условиях.
Объективным
представляется тот факт, что в
обществе, стабильном в экономическом,
политическом, социальном, нравственном
отношении, криминальный образ жизни
со стороны большинства граждан
получает осуждение, а противодействие
преступности в большинстве случаев
более эффективно, чем в обществе
дестабилизированном, находящимся
в системном кризисе, где следствием
обострения социальных противоречий выступает
падение нравственности, а преступная
мораль и образ жизни привлекает
внимание многих членов общества. Как
отмечал И.И. Карпец: «Неблагополучие
в социальной сфере бытия человека напрямую
связано с аморализмом в обществе, а значит,
и с преступностью, ибо, в конечном счете,
каждое преступление аморально».
Анализ
изменений, произошедших в последнее
время в духовной сфере российского
общества, позволяет говорить об определенной
переориентации ценностей, стремлением
многих его членов к высвобождению
от традиционных нравственных императивов.
Прослеживается опаснейшая тенденция:
веками вырабатывающиеся непреходящие
человеческие ценности, такие, как порядочность,
щедрость, сострадание, цинично подменяются
жестокостью, вседозволенностью, насилием
и алчностью. Прямая связь этого
явления с криминализацией общества
очевидна - как отмечает М.П. Клейменов:
«Криминализация общества есть не что
иное, как наиболее опасное проявление
его деградации... культура превращается
в свой антипод стихийно, скачкообразно
и именно в эти стихийные периоды общество
криминализируется самыми быстрыми темпами».
В
едином культурном пространстве нашей
страны наблюдается конфронтация ценностей
традиционной русской культуры и
новых для нашего общества западных
ценностей. Как показывает история,
всегда отказ от культурного наследия
приводил к волне насилия и
усилении криминала в сфере духовности.
Деидеологизация
духовной сферы России в период преобразований
дала широкий простор наполнению
её аморальным и совершенно низкосортным
суррогатом, превращенным с помощью
информационного потока в своеобразный
идеологический вал, который заполнил
все то, что окружает человека. При
этом общий и здравый настрой населения
на спрос такой духовной продукции, такого
идеологического действа никто не уточнял
и не учитывал.
Сегодня
правомерно говорить о том, что в
российском обществе сформирована определенная
преступная или криминальная субкультура.
Данной проблеме посвящено значительное
количество исследований, в контексте
же этой работы видится необходимым обозначить
некоторые основные аспекты взаимосвязи
этого явления с эскалацией преступности.
Преступная
субкультура представляет опасность
в том отношении, что она поражает,
как уже отмечалось, широкие слои
населения и характеризует собой
определенный уровень развития общества,
выражающийся в девальвации правовых
и нравственных ценностей (обслуживая
интересы представителей преступного
мира, криминальная субкультура неизбежно
входит в противоречие с общепринятыми
культурными ценностями), криминогенных
формах организации его жизнедеятельности
и взаимоотношении его членов.
Характерной чертой такой субкультуры
является активное и повсеместное культивирование
в общественное сознание образцов и
норм поведения криминальной среды,
насаждение элементов блатного творчества,
пропаганда характерных для этой
субкультуры способов решения проблем
и выяснения отношений. Сформировавшись
в преступном мире и совершенствуясь
в нем, она представляется не просто
отражением настроений и мироощущением.
Субкультура - гораздо в большей
степени вредное явление психолого-нормативистского
характера.
В
отличие от истинной культуры, препятствующей
появлению и распространению
насилия, жестокости, преступная субкультура,
обладая значительным объемом криминогенного
потенциала, наоборот способствует эскалации
этих явлений, декларируя их как действенные
способы удовлетворения потребностей.
В данном контексте деструктивная
роль этой субкультуры в развитии
общества выражается в агрессии, которая
оказывает непосредственное влияние
на формирование противоправного поведения.
Налицо инициация социальной деградации
общества: преступная идеология и
образцы поведения заменяют законную
идеологию общества.
Черты
криминальной субкультуры проникли
в повседневную жизнь граждан
России, их можно встретить практически
во всех социальных группах. Причем это
проникновение является более глубоким
и многосторонним, чем это может
показаться на первый взгляд. Так, согласно
исследованиям А.Н. Олейника «33,6% терминов
криминального арго 30-50-х годов встречаются
в то же самое время и в повседневной речи
обычного россиянина». Приходится констатировать,
что подобное наблюдается и среди представителей
государственной власти страны самых
высоких уровней. В свою очередь социальные
психологи отмечают наличие в повседневном
поведении россиян элементов, характерных
для социально-психологического типа
заключенного.
Здесь
мы вплотную подходим к еще одному
немаловажному моменту в нашем
анализе - канале проникновения криминальной
субкультуры в сознание населения.
В
этом свете нельзя не сказать о
роли средств массовой информации в
рассматриваемой проблеме. Сам факт
влияния средств массовой информации
на общество известен и очевиден. При
этом необходимо подчеркнуть, что данное
явление носит неоднозначный
характер. СМИ являются мощным социальным
инструментом, оказывающим влияние
на общественные процессы.
О
роли средств массовой информации как
о популяризаторе аморальных и преступных
образцов поведения говорилось еще
в 1993 году, когда эксперты отмечали
тот факт, что нельзя исключать
влияние организованной преступности
на популяризацию в телепередачах
и на страницах печатных изданий
культа насилия и жестокости. Героизация
людей физически сильных и
жестоких, игнорирующих закон и нравственность,
оказывает влияние на заметную утрату
обществом своих духовных ценностей
и морально-нравственных качеств.
Анализ
деятельности СМИ сегодня позволяет
говорить о негативном, порой антисоциальном,
антиморальном влиянии последних
на общественное сознание. Прежде всего,
необходимо отметить распространение
среди населения антиобщественных
взглядов, образцов поведения и установок,
поощряющих, а зачастую провоцирующих
нарушение законодательных и
моральных норм. Речь идет о таких
вещах, как пропаганда культа наживы,
насилия, секса, агрессии, половой распущенности,
жестком индивидуальном прагматизме.
Так, в Постановлении Государственной
Думы РФ от 18 марта 1998 года № 2294-II ГД указано,
что некоторые российские телекомпании,
пользуясь несовершенством законодательства,
своей деятельностью наносят ущерб общественной
нравственности, демонстрируя продукцию
откровенно циничного, непристойного
и оскорбительного характера, фактически
пропагандируют порнографию, культ насилия
и жестокости, способные побуждать к совершению
преступлений.