Криминальная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:59, реферат

Описание

За последнее десятилетие общество пережило глубокие формационные преобразования, охватившие все сферы общественной и государственной жизни, обусловленные политическими, экономическими и социальными реформами. Эти преобразования не могли качественно и количественно не отразиться на преступности. С начала 90-х годов XX века страну захлестнул вал организованной преступности, противопоставивший традиционной культуре свою субкультуру со всеми присущими ей атрибутами.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Криминальная субкультура и её содержание…………………………………5
1.1. Становление криминальной субкультуры………………………………….5
1.2. Основные составляющие криминальной субкультуры……………………6
1.3. Социальные ценности………………………………………………….…….8
1.4. Криминальный досуг………………………………………………………..11
1.5. Жаргон…………………………………………………………………….…12
2. Криминал в современном мире………………………………………………15
3. Криминальные субкультуры в современной России…………….………….20
Заключение…………………………………………………………….…………26
Список литературы………………………………………………….…………...28

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 54.72 Кб (Скачать документ)

   Самое ужасное, что криминальная субкультура  непосредственно связана с несовершеннолетними  и молодежью, имеющими криминальную направленность. Нормы и ценности криминальной субкультуры являются мощными регуляторами индивидуального  поведения, обладают высочайшей степенью референтности в силу действия механизмов психического заражения, подражания, прессинга, постоянно создающими ситуацию фрустрации и психической травмы для молодого человека. Референтная группа, согласно Д. Глассеру, − это группа, на которую человек ориентируется и которая служит ему эталоном, независимо от того, хочет он к ней принадлежать или нет. М. Шериф полагает, что нормы и ценности референтной группы являются для человека главными ориентирами, в соответствии с которыми он организует свою жизнь. В свою очередь М.Р. Хэскелл говорил, что уличная группа, совершающая противоправные деяния, и которая становится референтной группой для подростка, принадлежит к делинквентной (криминальной) субкультуре.

   В последнее время произошли существенные изменения в криминальном мире и  криминальной субкультуре:

   1. Коррупция и блат разъедают  не только общество в целом,  но и преступную среду.

   2.Сложилась  определенная мозаичность причин  преступного поведения. Выделить  первопричину или главную или  основную причину преступного  поведения невозможно.

   3. Произошла деформация политической  психологии, что проявляется в  распространенном заблуждении, что  демократия – это вседозволенность. Растет неверие в устойчивость  государственных институтов, стабильность  власти, ее способность обеспечить  нормальную жизнедеятельность общества, правопорядок, защиту прав и интересов  граждан. На этом фоне наблюдается  оживление политического и идеологического  экстремизма, во многом провоцируемого  представителями преступного мира.

   4. Деформация правосознания проявляется  в правовом нигилизме, негативном  отношении к праву, правовой  неграмотности, потере ориентиров  правового поведения, неверии,  что право может выступать  эффективным регулятором общественных  отношений, убеждении в отсутствии  равенства граждан перед законом,  недоверии к правоохранительным  органам, уверенности в безнаказанности  преступников. Нередки случаи, когда  для защиты своих законных  интересов гражданам приходится  платить деньги милиционерам. Подчеркиваю,  для того, чтобы привлечь преступника  к ответственности, у потерпевших  милиционерами вымогаются деньги! И это не исключение, а правило: 39% граждан говорят о своем  бесправии в случаях общения  с представителями правоохранительных  органов.

   5. Произошла деформация нравственного  сознания людей, которое пронизывает  все сферы жизни человека. Нравственность  определяет рамки дозволенности  любого вида поведения людей,  устанавливает границы добра  и зла. Сейчас эти границы  размыты, а скоро будут стерты.

   6. На трансформацию криминальной  субкультуры повлиял ряд факторов: в различные времена в тюрьмы  попадали многие деятели науки  и культуры, которые облагораживали  преступный мир. Это было и  во времена царизма, это было  и при Сталине, это было и  позже. Надо сказать, что в  тюрьмах всегда ценились люди  знающие. Например, известный исследователь  нравов царской каторги В.М. Дорошевич однажды встретился с известным, как сейчас сказали бы, преступным авторитетом Пазульским. Неожиданно Пазульский заявил, что будет говорить с Дорошевичем на английском языке. Беда была в том, что Пазульский учил язык самоучкой и никогда не слышал живого английского наречия. В руках Дорошевича оказалась судьба Пазульского, а вернее всего, его жизнь. Стоило сказать, что он не понимает, что ему говорит Пазульский, и каторга уничтожила бы своего кумира. Однако Дорошевич сумел что-то ответить Пазульскому, и, по словам Дорошевича, надо было видеть, с каким почтением каторжане слушали весь этот странный разговор на непонятном для них языке.

   7. Тенденция криминальной субкультуры  – упорядочение и систематизация. При этом в общей своей массе  она остается аморфной структурой. Как только криминальная субкультура складывается в систему, найти ее первопричину становится невозможно. Она развивается по стихийным законам, и остановить ее растущее влияние и проникновение в общую культуру становится все труднее.

   8. В криминальной субкультуре сложились  свои эстетические вкусы, приоритеты  и ценности. Это касается понятий  красивой жизни, легко доступных  девочек, дорогих автомобилей,  возможности с шиком отдохнуть  на дорогих экзотических курортах  и т.п.

   9. Все идеологические, правовые, эстетические  и этические элементы криминальной  субкультуры выступают в единстве  и взаимосвязи.

   10. Динамика криминальной субкультуры:  ужесточение нравов вульгарных  преступников и одновременно  демократизация в группах профессиональных  преступников. Вульгарная преступность  потому и называется вульгарной, что сила и жестокость правят  бал. Все это отражается на  способах определения статуса  личности, ее роли в преступной  группе. Для профессиональной преступности  характерны ум и холодный расчет. В такой преступной среде произошла  демократизация, поэтому бандами в одиночку не руководят. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Криминальные субкультуры  в современной  России

   Одним из следствий трагической трансформации  российского общества, наблюдаемой  в последние годы, выступил беспрецедентный  рост преступности, повлекший за собой  криминализацию общественных отношений, и представляющий реальную угрозу создания на территории нашей страны криминального  государства. Ж.Т. Тощенко в этом свете отмечает: «...Криминальное перерождение общества становится реальной угрозой, которая может перерасти... из сферы криминологической, правоприменительной, в политическую, затрагивающую не только судьбы государственности, но и жизнь всего российского социума».

   На  сегодняшний день практически все  специалисты склонны солидаризироваться с тем, что нынешняя криминальная ситуация в России - качественно  новое явление и по масштабу, и  по степени разрушительного влияния  на жизнедеятельность граждан, функционирование и безопасность государства, оказавшегося абсолютно не готовым к эскалации  данного явления, ни в правовом, ни в социальном отношении. Фактический  уровень преступности препятствует нормальному функционированию всех без исключения социальных институтов и интеграционных процессов в обществе. Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению социальных реформ, порождающих у граждан чуство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижающих доверие к органам власти и управления, к проводимой государственной политике.

   В контексте изучения причин эскалации  криминального поведения в современной  России, немаловажное значение имеет  такой параметр как нравственное состояние общества, ибо причины  того или иного состояния преступности и её количественные и качественные характеристики во многом зависят именно от нравственного состояния общества, наличия или отсутствия тех моральных  ценностей и установок, которые  служат своеобразным регулятором поведения  его членов. Преступность того или  иного государства в конкретный период времени, иными словами, является отражением нравственного, культурного  состояния общества в определенных пространственно-временных условиях.

   Объективным представляется тот факт, что в  обществе, стабильном в экономическом, политическом, социальном, нравственном отношении, криминальный образ жизни  со стороны большинства граждан  получает осуждение, а противодействие  преступности в большинстве случаев  более эффективно, чем в обществе дестабилизированном, находящимся  в системном кризисе, где следствием обострения социальных противоречий выступает  падение нравственности, а преступная мораль и образ жизни привлекает внимание многих членов общества. Как  отмечал И.И. Карпец: «Неблагополучие в социальной сфере бытия человека напрямую связано с аморализмом в обществе, а значит, и с преступностью, ибо, в конечном счете, каждое преступление аморально».

   Анализ  изменений, произошедших в последнее  время в духовной сфере российского  общества, позволяет говорить об определенной переориентации ценностей, стремлением  многих его членов к высвобождению  от традиционных нравственных императивов. Прослеживается опаснейшая тенденция: веками вырабатывающиеся непреходящие человеческие ценности, такие, как порядочность, щедрость, сострадание, цинично подменяются  жестокостью, вседозволенностью, насилием и алчностью. Прямая связь этого  явления с криминализацией общества очевидна - как отмечает М.П. Клейменов: «Криминализация общества есть не что иное, как наиболее опасное проявление его деградации... культура превращается в свой антипод стихийно, скачкообразно и именно в эти стихийные периоды общество криминализируется самыми быстрыми темпами».

   В едином культурном пространстве нашей  страны наблюдается конфронтация ценностей  традиционной русской культуры и  новых для нашего общества западных ценностей. Как показывает история, всегда отказ от культурного наследия приводил к волне насилия и  усилении криминала в сфере духовности.

   Деидеологизация духовной сферы России в период преобразований дала широкий простор наполнению её аморальным и совершенно низкосортным суррогатом, превращенным с помощью  информационного потока в своеобразный идеологический вал, который заполнил все то, что окружает человека. При  этом общий и здравый настрой населения на спрос такой духовной продукции, такого идеологического действа никто не уточнял и не учитывал.

   Сегодня правомерно говорить о том, что в  российском обществе сформирована определенная преступная или криминальная субкультура. Данной проблеме посвящено значительное количество исследований, в контексте  же этой работы видится необходимым обозначить некоторые основные аспекты взаимосвязи этого явления с эскалацией преступности.

   Преступная  субкультура представляет опасность  в том отношении, что она поражает, как уже отмечалось, широкие слои населения и характеризует собой  определенный уровень развития общества, выражающийся в девальвации правовых и нравственных ценностей (обслуживая интересы представителей преступного  мира, криминальная субкультура неизбежно  входит в противоречие с общепринятыми  культурными ценностями), криминогенных  формах организации его жизнедеятельности  и взаимоотношении его членов. Характерной чертой такой субкультуры  является активное и повсеместное культивирование  в общественное сознание образцов и  норм поведения криминальной среды, насаждение элементов блатного творчества, пропаганда характерных для этой субкультуры способов решения проблем  и выяснения отношений. Сформировавшись  в преступном мире и совершенствуясь  в нем, она представляется не просто отражением настроений и мироощущением. Субкультура - гораздо в большей  степени вредное явление психолого-нормативистского характера.

   В отличие от истинной культуры, препятствующей появлению и распространению  насилия, жестокости, преступная субкультура, обладая значительным объемом криминогенного потенциала, наоборот способствует эскалации  этих явлений, декларируя их как действенные  способы удовлетворения потребностей. В данном контексте деструктивная  роль этой субкультуры в развитии общества выражается в агрессии, которая  оказывает непосредственное влияние  на формирование противоправного поведения. Налицо инициация социальной деградации общества: преступная идеология и  образцы поведения заменяют законную идеологию общества.

   Черты криминальной субкультуры проникли в повседневную жизнь граждан  России, их можно встретить практически  во всех социальных группах. Причем это  проникновение является более глубоким и многосторонним, чем это может  показаться на первый взгляд. Так, согласно исследованиям А.Н. Олейника «33,6% терминов криминального арго 30-50-х годов встречаются в то же самое время и в повседневной речи обычного россиянина». Приходится констатировать, что подобное наблюдается и среди представителей государственной власти страны самых высоких уровней. В свою очередь социальные психологи отмечают наличие в повседневном поведении россиян элементов, характерных для социально-психологического типа заключенного.

   Здесь мы вплотную подходим к еще одному немаловажному моменту в нашем  анализе - канале проникновения криминальной субкультуры в сознание населения.

   В этом свете нельзя не сказать о  роли средств массовой информации в  рассматриваемой проблеме. Сам факт влияния средств массовой информации на общество известен и очевиден. При  этом необходимо подчеркнуть, что данное явление носит неоднозначный  характер. СМИ являются мощным социальным инструментом, оказывающим влияние  на общественные процессы.

   О роли средств массовой информации как  о популяризаторе аморальных и преступных образцов поведения говорилось еще  в 1993 году, когда эксперты отмечали тот факт, что нельзя исключать  влияние организованной преступности на популяризацию в телепередачах  и на страницах печатных изданий  культа насилия и жестокости. Героизация людей физически сильных и  жестоких, игнорирующих закон и нравственность, оказывает влияние на заметную утрату обществом своих духовных ценностей  и морально-нравственных качеств.

   Анализ  деятельности СМИ сегодня позволяет  говорить о негативном, порой антисоциальном, антиморальном влиянии последних  на общественное сознание. Прежде всего, необходимо отметить распространение  среди населения антиобщественных взглядов, образцов поведения и установок, поощряющих, а зачастую провоцирующих  нарушение законодательных и  моральных норм. Речь идет о таких  вещах, как пропаганда культа наживы, насилия, секса, агрессии, половой распущенности, жестком индивидуальном прагматизме. Так, в Постановлении Государственной Думы РФ от 18 марта 1998 года № 2294-II ГД указано, что некоторые российские телекомпании, пользуясь несовершенством законодательства, своей деятельностью наносят ущерб общественной нравственности, демонстрируя продукцию откровенно циничного, непристойного и оскорбительного характера, фактически пропагандируют порнографию, культ насилия и жестокости, способные побуждать к совершению преступлений.

Информация о работе Криминальная культура