Кризис гуманизма в условиях современной техногенно-технократической цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:47, реферат

Описание

Понятие технократизма в философии противопоставляется понятиям гуманизма и гуманитаризма. Он применим ко многим сторонам социокультурного мира. Технократизм, как способ мышления, предполагает частичность, односторонность, жестокость, однозначность, рассмотрение средства в качестве цели. Он выступает в виде современной формы догматического, механистического мировоззрения и деятельности. В основе понимания технократизма лежат причины двоякого характера. С одной стороны, это жесткая (административно-командная) форма организации производства и всей жизни человека.

Работа состоит из  1 файл

Понятие техно.docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)

Понятие технократизма в  философии противопоставляется  понятиям гуманизма и гуманитаризма. Он применим ко многим сторонам социокультурного мира. Технократизм, как способ мышления, предполагает частичность, односторонность, жестокость, однозначность, рассмотрение средства в качестве цели. Он выступает  в виде современной формы догматического, механистического мировоззрения и  деятельности. В основе понимания  технократизма лежат причины  двоякого характера. С одной стороны, это жесткая (административно-командная) форма организации производства и всей жизни человека. С другой стороны, - это сам характер современной  цивилизации, который принято называть в современной науке «машинной», или техногенной. Способ взаимодействия с природой, базирующийся на механических принципах, заложенных в технике, диктует  человеку определенный способ поведения  и мышления. Этот способ закрепляется в мышлении и распределяется на другие сферы человеческой жизни.

 

В этих условиях человек не может выйти за рамки ограниченности, частичности, узости мышления, развернуть универсальное богатство своего потенциала. Технократическое понимание  человека отражено в идеале его всесторонности, рассматриваемой как механическое соединение всех положительных сторон. Но в этом случае реальная целостность  остается за пределами познания, а  в наличии имеется лишь множество  черт, механически сведенных воедино. Лишь саморазвивающаяся и субстанциональная  система может заключать в  себе богатство целостности, и только по отношению к ней осуществим комплексный подход и всесторонний анализ. Человек при таком подходе  рассматривается в противоречивом единстве системы «человек - условия  его существования». Он - элемент  системы, винтик, который не обладает собственной ценностью. Любое отсечение, отбрасывание одной из сторон ведет  к неадекватности мышления и деятельности личности. Примером может служить  многолетнее культивирование лишь материалистической философии, тогда  как целостность подразумевает  свободное ориентирование, свободное  существование в многомерном  полисимфоническом пространстве.

 

Технократическое понимание  человека выразилось в его отделении  от условий его существования, которые  гармоничны его природе. Человек  утратил связь с природой в  ритме своей повседневной деятельности, диктуемой другими ритмами ускоряющегося  прогресса, отпал от органичности и  целостности. Он стал ограничен обществом, людьми, социальной группой и пространственно  и творчески. Его отношение с  природой так же тотально детерминированы  обществом и культурой, что приводит к неадекватности его сущности и  разрыву всех связей с миром, частичному одномерному существованию.

 

 Противоположностью технократического  подхода может стать глубокий  сущностный (или субстанциональный)  подход, с точки зрения духовной  культуры. Сама история свидетельствует  об этом противоборстве.

 

Техника представляется как  надсоциальная и надчеловеческая  данность, имеющая свою внутреннюю логику и свои законы развития. Техника  становится автономной, так как способна к саморазвитию, безграничному совершенствованию  собственных параметров. Развитие техники  на поверхности социального тела выглядит прогрессивно, однако, нарушает равновесие материальных и духовных сил, что ведет в диспропорции культуры и цивилизации, от чего произрастает кризис.

 

 Технический прогресс  в наше время явно опережает  социальный и культурный. В настоящее  время, техника господствует над  человеческим сообществом, диктуя  свои законы и свою волю. Примером  может служить то, что многие  впадают в зависимость от интернета,  от компьютера, в психдиспансерах  появляются новые больные с  нарушением психики, зомбированные  компьютероманы.

 

Техника, материализует волю разума человека-завоевателя и человека-хищника («Raubter» по Шпенглеру). Такое видоизменение  статуса техники в обществе узаконивает  завоевательно-потребительское отношение  к природе, ведущее к экологическому, моральному и духовному кризису. Технологический детерминизм, как  течение, был свойственен почти  всем западным социологическим концепциям, например Сен Симона и Веблена. Центральная  идея технической цивилизации - это  идея власти технических специалистов или носителей технической рациональности. Технократы постепенно заполонили мир. Об этом писали многие философы начала ХХ века. Вся экзистенциальная философия  направлена против обездушенной технократической и обезбоженной реальности, и выступает  за творческое самобытие, самораскрытие  человека, утверждение свободы, индивидуальности и субстанциональности в культуре. Самой глубинной основой технократизма, как способа мышления, является нарушения  исконной органической целостности, утраты связей с корнями Бытия, онтоса. Происходит процесс тотальной дезонтологизации, о чем писали Ясперс и Марсель. Это проявляется в разбалансировке  понимания взаимодействия материи  и духа, дисбаланса культуры и цивилизации, Эроса и Танатоса.

 

Техника создает одномерно-количественный подход, потому что она по своей  сущности и предназначению явление  массовое. И, функционируя в обществе, она многократно усиливает, размножает те стороны нашего мышления, которые  являются односторонними, которые ориентированы  на жесткий схематизм, механистичность, линейность и стандартизацию, о чем  писали все франкфуртские мыслители  Т. Адорно, М. Хоркхаймер и Г. Маркузе.

 

М. Хайдеггер пишет о  таком мышлении, как о «бегстве от мышления», противопоставляя ему  «осмысляющее мышление». «Вычисляющее мышление» ограничено, это частный  вид мышления. «Его специфичность  состоит в том, что, когда мы планируем, исследуем, налаживаем производство, мы всегда считаемся с данными условиями. Мы заранее рассчитываем на определенные результаты» [3; с.21]. Такое мышление будет калькуляцией даже тогда, когда  оно не оперирует цифрами и  не пользуется калькулятором и компьютером.

 

Хайдеггер вычленяет основные черты «вычисляющего» (то есть технократического) мышления.

 

1. Строгую заданность системой  конкретных координат, соотносительность  с условиями существования. («Осмысляющее»  мышление, наоборот, жестко не связано  с условиями, оно охватывает  смысл, сущность и целостность.)

 

2. Целесообразность. («Осмысляющее»  мышление не связывается с  определенной целью.)

 

3. Прогностический и прагматический  характер. («Осмысляющее» мышление  не имеет расчета на какие-либо  конкретные результаты.)

 

4. Это калькуляция, учет, вычисление условий деятельности  и действия. («Осмысляющее» мышление  самодостаточно и не нуждается  в количественных параметрах  в своем видении окружающего  мира.)

 

5. Оно не обязательно  связано с цифровым - точным или  естественно-научным знанием, но  так же и с гуманитарным.

 

В таком способе мышления многие философы, как русские, так  и западные, увидели неизбежность и трагедию.

 

Его содержание анализирует  Н. Бердяев, Д. Оруэлл, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Маркузе, Г. Марсель.

 

 Одномерный человек  с одномерным мышлением выступает  как закономерный побочный продукт  цивилизации у Г. Маркузе. Истоки  же традиции противостояния технократизму  восходят к XVIII веку, когда тенденции  нарождающегося технократического  мышления и деятельности человека  чутко уловили Гете и Шиллер. А позже эту идею развили  Гегель, Маркс, Бальзак, Достоевский,  Толстой, Томас Манн. Развитие  общества закономерно привело  к расширению и укреплению  технократизма, где техника стала  объективной ступенью человеческого  развития, необходимой формой отношения  человека к миру. А сегодня  она является трагической данностью  прогрессивных тенденций, которая  постепенно становится способом  постижения мира и способом  бытия человека.

 

Технократизация человека была проанализирована экзистенциалистами не просто как внешнее, механическое примыкание его к техническому миру, и даже властвование над ним и  посредством его, но как внутреннее переустройство самого человека, его  рациональности, чувственности и  понимания им своей роли в обществе. Бердяев писал, что «стремление  к целостности и органичности мы унаследовали от прежней, природно-органической эпохи». Техническая же эпоха закрывает дорогу этому стремлению. Она «требует от человека фабрикации продуктов, и притом в наибольшем количестве при наименьшей затрате сил. Человек делается орудием производства продуктов. Вещь становится выше человека» [1, с.149].

 

У Хайдеггера техника подчиняет  себе все пространство бытия, присущая ей логика пронизывает сознание эпохи. «Она не просто атрибут индустрии, а  способ самореализации человечества. Она не просто инструмент, а универсальная  ценность вселенского масштаба. Ее статус равняется статусу истины [2, с.13]. Техника становится способом обнаружения, раскрытия, «выведения из состояния потаенности» глубинных  свойств бытия. Через нее человек  говорит с бытием, слышит зов Бытия. Человек должен понять и внетехнический фундамент техники, так как сама техника не есть средство в руках  человека, а наоборот, человек становится средством, рабом во власти машины.

 

Г. Марсель называет современного прогрессивного человека новой технической  организации «тотализованным универсумом  технической рациональности» и  «технической экстраполяцией». Он считает  дух абстракции - ядром современной  цивилизации. Марсель видит переоценку роли техники, составляющую душу современной  цивилизации, где под техникой он понимает навык, предназначенный для  покорения мира. Человек почувствовал себя центром Вселенной и переоценил мощь своего разума по покорению внешнего мира. Научно-технический разум становится центром новой «технической цивилизации», которая грозит полной дегуманизацией мира.

 

Это один из парадоксов истории, где гуманизм переходит в свою противоположность - антигуманизм. Из вышесказанного можно сделать вывод, что при возрастании роли техники  в техногенной цивилизации, отчуждается  человек, превращаясь в технический  элемент, деталь технической цивилизации. Попадая в ее измерение, он становится приложением к научно-технической  реальности, «человеком-механизмом» («Homo mechanicus»), и «человеком-потребителем» («Homo consuments» по Э. Фромму). Анализируя современную западноевропейскую цивилизацию, Марсель полагает, что техногенная  цивилизация разрушает духовно-ценностное содержание культурно-исторической традиции. Над «духом мистерии», возобладал «дух техники», покоряющий действительность, который может манипулировать ею. Этот процесс завершается тотальным  манипулированием общественной жизни  и сознания человека.

 

Глобальную идею технократизма, как конкретный образ организации  развил в своих трудах Л. Мэмфорд. При своем возникновении, техника  была связана со всей природой человека. Ее сменила «монотехника, целиком  посвященная увеличению власти и  богатства путем систематической  организации повседневной деятельности» [4, с.232]. Эту первичную коллективную машину - иерархическую организацию  общества и труда, «человеческую  модель всех последующих машин», - Мэмфорд  называет Мегамашиной. «С созданием  коллективных машин работа, став самоценной, и отделившись от всей остальной  жизни, стала проклятием, ношей, жертвой, формой наказания» [5, с. 232]. Всеобщая машинизация, по словам автора, не совместима с дальнейшим развитием потенциальных возможностей человека. «Эта машиноорганизованная метафизика взывает к замене: она устарела как в древней форме века пирамид, так и в форме, присущей ядерному веку » [5, с.237].

 

 Воплощением принципа  Магамашины, по Л. Мамфорду, стал  образ «Человека-Организации»: «Система, как таковая, является продолжением  такого человека - от самых примитивных  форм политической власти он  выступает одновременно и как  творенье, и как создатель, и  как последняя жертва Мегамашины»  [6, с. 79]. Человек-Организация, по Л.  Мамфорду, есть связующее звено  между древним и современным  типом Магамашины. Он не есть  изобретение нынешней эпохи, или  исключительно продукт современной  техники. Лучшими считаются те  его качества, которые соответствуют  данному типу машины.

 

Концепция Мегамашины, как  универсального принципа мышления и  деятельности, предложенная Мэмфордом, выглядит еще глубже и богаче, чем  концепция «инструментального разума»  в современной немецкой философии  и социологии, в которых присутствуют те же черты механистичности, рассудочности  и «обесчеловечивания». Высокий  инженерный профессионализм является гарантией односторонности мышления, о чем пишет в своих трудах Х. Люббе. Но «инструментальный разум» не выходит за пределы технических  обществ. Х. Люббе считает, что необходим  путь профессионального совершенствования  в рамках существующей технократической системы. Л. Мэмфорд же предлагает разрушение Мегамашины, осуществление автономности и самоуправления, самоосуществления  личности за счет восстановления целостности  «путем представления жизненной  гармонии» и «путем предоставления простора каждой составной части  человеческой личности, а не только тем функциям, которые служат научным  и техническим требованиям Мегамашины» [6, с.239].

 

Русские философы внесли большой  вклад в критику идей технократизма. Они пытались противопоставить ограниченности, разорванности и частичности  человека и его Бытия, принцип  синтеза и целостности. Об этом писали Вл. Соловьев, П. Флоренский, А. Карсавин, С. Булгаков и Н. Бердяев, которые  глубоко понимали объективную сущность и ограниченность самой машинной цивилизации.

 

В природе самой машинной цивилизации, которая базируется на концепции науки Нового времени, заложена возможность технократизма. «Знание - сила» - это и есть девиз  мышления и мироощущения эпохи, в  котором заложена возможность технократизма, порождающего упрощенный образ мира. Именно в этих условиях и появляется возможность возникновения мира машины.

 

В сфере воспитания, технократизм - это убеждение в воспитуемости  каждого под влиянием идеологического, инженерного, массового и технократического  воздействия.

 

 «Технократ - это педагог,  подавляющий всякую инициативу; политик, создающий рецепты для  всех времен и народов; это  вера в предсказуемость; неспособность  соотнести полученную пользу  и заплаченную цену; это - как  интегральная характеристика - антигуманное  отношение к человеку и результату  его деятельности» [8, с. 20].

Информация о работе Кризис гуманизма в условиях современной техногенно-технократической цивилизации