Кризис гуманизма в условиях современной техногенно-технократической цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:47, реферат

Описание

Понятие технократизма в философии противопоставляется понятиям гуманизма и гуманитаризма. Он применим ко многим сторонам социокультурного мира. Технократизм, как способ мышления, предполагает частичность, односторонность, жестокость, однозначность, рассмотрение средства в качестве цели. Он выступает в виде современной формы догматического, механистического мировоззрения и деятельности. В основе понимания технократизма лежат причины двоякого характера. С одной стороны, это жесткая (административно-командная) форма организации производства и всей жизни человека.

Работа состоит из  1 файл

Понятие техно.docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)

 

В работе «Технократизм о  мире и человеке» А.А. Захаров  отмечает реальные симптомы кардинальных изменений научной парадигмы, как  защитной реакции культуры на технократизм - любимое детище европейского научного сознания Нового времени, представляющее комплекс взглядов на мир и человека. При этом меняется традиционное представление  о времени, поскольку техническое  усилие требует сиюминутного результата.

 

С точки зрения религии, проблема технократизма глубоко проанализирована Н.А. Бердяевым. Он выделяет четыре черты  нового типа духовности, ознаменовавшего  победу цивилизации над культурой:

 

1. Устранение искусства  и философии, замену их инженерным  искусством;

 

2. Переход к новому типу  этики - от миссии хранения  и продолжения творения к господству  над ним в своих целях; 

 

3. Господство «философии  обладания» над «философией бытия» (об этом же писал Э. Фромм);

 

4. Утрата выхода в вечность, возможность созерцания Бога, истины, красоты» [1, с.76-78].

 

Каким образом можно освободиться от технократического разума и мышления? Технократизм в философии противопоставляется  культуре, которая целостна, имеет  целостное ядро, сердцем которого является религия и осознает метафизические корни своего Бытия, где технократизм предстает деструктивным инородным  элементом. Но он - составляющая часть  социального бытия и элемент  ее, постоянно возбуждающий и провоцирующий  мышление к конструкциям иного типа. Культура должна «снимать» ограниченность технократизма.

 

Технократизм рождается  в лоне и выходит из лона культуры, но, отпав от нее, он начинает самостоятельно диктовать условия существования  культуры и человека-творца культуры. Диктуя новый способ существования, технократизм ведет цивилизацию  в тупик, в вырождение, к катастрофе. Технократизм становится глобальной характеристикой  мышления и деятельности человека. Он имеет глубокую традицию в общественном сознании, которая связана с наукой, мышлением Нового времени, с изменением характера человеческой деятельности и возникновением реальной угрозы деформации природы человека. Суть технократизма - в нарушении целостности человека, закреплении односторонности, частичности, одномерности, «линейности» его мышления и деятельности, их запрограммированности, связанности и обусловленности…

 

Технократизм более всего  связан с частью Бытия социума, связанной  с управлением и планированием, калькулированием, распределением, замещением и уничтожением.

 

Технократизм в культуре неотделим от отчуждения и превращения  культуры, которая должна быть основана на Эросе, в антикультуру, которая  основана на Танатосе, из чего рождается  культурная некрофилия. Она возникает  как результат мышления, ограничения, усечения, искоренения органически  присущего, смыслообразующего момента  Бытия. Это - результат утраты собственности  в смысле жизнедеятельности человека, его сущностной стороны, ибо собственность  продуцирует целостность, которая  в ходе развития оказывается отчужденной  от него и часто ему же противопоставленной. Технократизм разрывает связующее  звено всех человеческих взаимоотношений, социальных институтов, продуктов труда  и творчества, он убивает самое  главное - дух творчества, любви, радости, смысла жизни, заменяя его безличным  повиновением, мертвыми социальными  структурами, обезличенной властью  и законами. В таком обществе нет  место человеку, у которого еще  осталась душа с вечными ценностями. Так же он разрушает представления  человека о моральном и эстетическом.

 

Человек технотизированный  полностью забывает о прекрасном, он не испытывает вдохновения ни от работы, ни для создания чего-то нового, он не видит пользы морального, ибо  быть моральным - становится бессмысленно для человека организации, так как  он - часть большего технизированного, и вместе с тем аморального  «общества-машины», технополиса, или  Мегамашины. Законы в этом технополисе  таковы, что чем быстрее освобождаешься от морали, тем легче выжить в  этой огромной смертоносной машине, где  все регулируемо, стандартизируемо, управляемо по шаблону (тоже аморальному), куда не вписываются вечные истинные законы морали и красоты, основанные на благе всеобшего. За эти принципы в свое время боролся Платон. («Справедливость - высший закон государства»), и за это ратовал И. Кант: «Поступай  так, чтобы максима твоей воли соотносилась со всеобщим благом»!

 

Эти ценности рухнули с  приходом техногенной цивилизации  и приходом технократического разума. Технократический разум так же породил  вечно скучающего человека-потребителя, для которого ценности заключены  только в материальном достатке и  оснащении.

 

 Это, возможно, самая  фундаментальная утрата, так как  она незаметно меняет всю парадигму  мыслей и чувств человека, его  ценностные ориентации и образ  жизни. Окружающий мир становится, поэтому, враждебен красоте и гармонии. Признаками этого являются как внешние, так и внутренние элементы. Наступило время глобальной деструкции и деконструкции человеческого сознания, в котором нет места культурным традициям, понятиям целостности человека и гармонии, определяющей смысл его Бытия. Утрата гармонии с миром рождает болезненные, искаженные представления о мире и о себе, больные мысли порождают нездоровое мировоззрение, оно в свою очередь, порождает безнадежно больные и деструктивные социальные «структуры»: мертвенные некрофилические институты и учреждения образования (пример - тоталитарные секты, интернет-клубы, шоу-бизнес, платные эротические услуги, иногда по телефону и интернету). Человечество встало перед фактом образования антиэстетической действительности и в материальном и в духовном пространстве Бытия.

 

Анализ отчужденного человека от гармонии и красоты сделали  в свое время Гете и Шиллер с  его идеей «Эстетического социума»; Маркс и Бальзак, Т. Манн и Г. Маркузе  с его «Эросом и цивилизацией». Они особенно остро пережили и  подвергли анализу реальный факт отчуждения искусства и красоты  от человеческой реальности, пытались выяснить его социальные предпосылки. Возникли различные модели спасения индивида из отчужденной реальности, которые способны восстановить целостность  человека в условиях новой технократической цивилизации.

 

Критика проблемы отчуждения в культуре также осуществлена Шопенгауэром и Ницше, но в более культурологическом плане. Гете, Шиллер, Гегель, Маркс, Бальзак, Т.Манн прямо указывали на источник отчуждения - товарно-денежный характер буржуазных общественных отношений. Они  сделали вывод: это общество по самой  сути враждебно искусству и красоте.

 

Гете и Шиллер противопоставили односторонне-насильственному методу постижения мира преобразующее воздействие  материального развития и эстетическое воспитания. Современного «узурпированного человека», - считал Шиллер, - надо медленно и спокойно преобразовывать в  идеального гражданина; из человека, живущего в царстве нужды, создать гражданина «эстетического государства». Это будет, по его словам, человек достойный  свободы. Шиллер считает, что только через красоту ведет путь к  свободе. Такую точку зрения принято  считать утопическим и эстетическим идеализмом. Эту же идею продолжил  Г. Маркузе в работах «Эссе  об освобождении» и «Эрос и  цивилизация».

 

Сама по себе ценность предполагает целостность, которая невозможна без  трансцендентного понимания мировой  истории, без метафизического укоренения в онтосе.

 

Возникает проблема восстановления, воссоединения осколков бытия, исцеления  кровоточащих ран бытия, срастания  самого раздавленного и деформированного бытийного скелета и ядра бытия. На помощь умирающему бытию может  прийти религия (religare - связывать), которая  как раз является главным связующим  и смыслообразующим ферментом мировой  истории.

 

Проблема синтеза, восстановления его целостности из руин раздробленности  и частичности включает целый  ряд моментов изменения мышления. Необходимо преодоление технократического  мышления в культуре, но чтобы «победить» технократов, необходимо найти средство борьбы с ними, или тактику поведения, направленную на их нивелировку. Для  этого необходимо:

 

1). Вернуться к целостности  человека; 2). Восстановить его содержательную  целостность с точки зрения  идеала всесторонности; 3). Достичь  целостности системы «человек - условия  его существования»; 4). Добиться  целостности и единства самой  науки о человеке.

 

 

Для современного общества характерны те же элементы деэстетизации, отчуждения красоты через отчуждение собственности  и власти, через тоталитаризм государства, через унификацию, а в конечном счете - технократизацию человека. Но этот парадокс перестает быть таковым, если мы признаем качественное несоответствие наших представлений о собственном  обществе с самим обществом, теоретической  модели с реальностью, а также, если мы признаем возможность общества изнутри  трансформироваться в новое качество. Зарождающийся социум сможет развиться  в социум культуры лишь при условии  «возвращения в мир красоты». Тогда  мы сможем надеяться, что преодоление  отчуждения красоты от человека, а  следовательно, преодоление технократизма  возможно в рамках будущего «высшего синтеза» - становящегося общества, к которому Запад и Восток должны пройти каждый свою часть пути.

 

Антитехнократические тенденции  должны возникнуть и в современном  научном познании. Феномен гносеологического  технократизма определяется как  противоположность целостности  мышления, который охватил все  уровни общественного Бытия и  стал препятствием развития человека. Необходимо исследовать его существование  в науке, там, где присутствует рефлексия  мышления и осуществляется становление  методов и программ познания. Можно  констатировать, что наука стремится  к целостности, синтезу познания. Характерная особенность современного этапа развития научного знания состоит  в тенденции к созданию обобществляющих  концепций, теорий и даже отдельных  направлений, в которых объект исследования рассматривается под углом зрения взаимосвязи и взаимодействия различных  его сторон, частей и функций в  рамках целого. Примером может служить  физика. Известный физик А.Б. Мигдал говорит, что «сейчас стремление к единству стало главной тенденцией фундаментальной физики» причем «первый решительный шаг на пути к объединению всех сил природы  был сделан сравнительно недавно, когда  была создана теория электрослабого взаимодействия, описывающая все  электродинамические явления и  все явления радиоактивных превращений» [10, с.24]. Объединение всех взаимодействий в суперобъединение в принципе «означало  бы возможность объединить все физические явления с единой точки зрения. В этом смысле будущую теорию называют «Теорией всего» [10, с.25]. Очевидно, что  интегрирующая тенденция в науке  на современном этапе более сильна. Отсюда, необходимо повернуть от повышения  интереса к целостности к самому способу ее реализации. Технократическое мышление, чтобы создать целостность, всегда механически соединяет элементы однородные и одноуровневые. Но на данном кризисно-катастрофическом этапе развития, необходим противоположный подход, который предполагает полифоничность для синтеза. Он отказывается от понимания единства лишь как соединения на единой научной платформе всего богатства теорий и концепций. Акцент делается на взаимодополняющем характере теорий. Осознается невозможность механического соединения гуманитарного и естественно-научного знания, как и соответствующих им образов мира. «…Фрагменты действительности, которые изучаются естественными науками, не сливаются в единый образ с теми фрагментами мира, которые изучают науки общественные… единый «срез» со всего пласта знания выступает лишь идеалом и может рассматриваться как ориентир исследования по методологии науки» [10, с.278]. Они не сливаются, а взаимопроникают, взаимодополняют друг друга, если не рассматривать их в одной плоскости. Примером может служить софиология П.Флоренского, его учение о единосущии тварного Бытия, понимание соборности в русской философии А. Хомякова и В. Соловьева, а так же симфоничности Л. Карсавина.

 

В современной науке примером может служить концепция Налимова В.В., где автор пытается объединить семантическую и физическую реальность. Антитехнократическим является синергетический  подход. Целостность перестает отождествляться  с равновесностью и порядком. Они  выступают лишь частным случаем, не определяющей общей картины. Эту  картину, наоборот, определяют неравномерность  и хаос, случайность. Неравновесный  и спонтанный характер системы научного знания ярко выражен в концепции  Библера В.С. Целостное знание вырастает  из непрерывного диалога (полилога), переклички, взаимодействия смыслов как в  историческом, так и в современной  среде. Этот подход подводит к необходимости  возвращения науки в лоно культуры. Это не искусственное вживление  в тело науки социокультурных  образований, с чем не согласны ни защитники классического идеала научности, ни большинство сторонников  современной экстерналистской тенденции, таком способе мышления, когда  научные теории, гипотезы, факты  всех времен и народов как бы разговаривают  между собой на равных и имеют  равное «право» на свое право в  решении любой современной проблемы, хотя с другой стороны, не отбрасывается  и «снятое» знание и в качестве «снятого» такие принимают участие  в этом бесконечном научном полилоге. Каждый временной срез науки становится ареной двойственности, дополнительности и предстает как мозаичное  полотно с элементами различного колорита, яркости, оттеняющими друг друга и только в сочетании  дающими неповторимый облик целостности  полотну. Парадоксы ведущие в  тупик, на самом деле помогают выйти  к качественно новой картине  мира, которая уже на пороге познания и «стучится в дверь».

 

Таким образом, можно выделить следующие выводы. В современной  ситуации мировоззренческого эклектизма, утрат устойчивого фундамента мировосприятия, распада целостной картины мира, чтобы прорваться из очередного тупика мировой истории необходимо совершить  прорыв через 1). Стремление к отходу от механического понимания единства и целостности к осознанию  их структуры как совокупности дополняющих  друг друга неоднородных элементов. 2). Отказ от понимания целостности  знания как его равновесности, абсолютной упорядоченности; переход к исследованию развития, динамики целого, к идее полилога, полифоничности знания. 3). Усиливающиеся  антитехнократические тенденции в  пространстве более общей тенденции поиска оптимальных форм интеграции, синтеза, целостности научного знания. 4). Парадоксализацию, разорванность научной картины мира.

 

На путях поиска интеграции и целостности возникает синергетическая  концепция И.Пригожина, который дал  новый способ мышления, создав междисциплинарный  подход. Он преодолевает традиционное отождествление целостности с равновесностью. Сама равновесность становится моментом, стороной развития системы. С точки  зрения кибернетики неравновесное  состояние - это то, что разрушает  устойчивость и целостность, с точки  же зрения синергетики, оно не источник гибели, а основание становления  упорядоченности, структурного оформления. Синергетика основывается на представлениях о принципиальной нелинейности реальных процессов, включающих вместе с тем  узкий спектр явлений линейной природы. Отсюда универсальность синергетики. Возможность «отбора» системой в  неравновесном, возбужденном состоянии  внешних стуктурообразующих факторов снимает противостояние не только между  живой и неживой природой, но и  между жизнью и «обычными» законами физики. От изучения состояний целого мы переходим к изучению ее динамики. Идеи конструктивной неравновесности, неустойчивости для процесса развития системы, роли случайности в этом процессе позволяет по-иному взглянуть  и на систему научного знания, представить  и развитие как вероятностный  процесс самоорганизации и саморазвития творческой деятельности. К этой концепции  близка теория диалога или полилога В.С. Библера, развивающая, в свою очередь, идеи М.М. Бахтина. С этой точки зрения, система знания, как целостность, по преимуществу неравновесна, ибо  она есть постоянная перекличка субъектов  науки, постоянное изменение смыслов  научных феноменов в свете  все новых их взаимодействий, появление  все новых участников развития и  «высвечивания» ими новых черт и  сторон участников прежних. Все это  В.С. Библер соотносит с наукой, как  феноменом культуры и видит в  таком подходе больше перспективы, чем в традиционном понимании  развития науки по схеме ее диалектического  «восхождения», когда ценность предшествующих феноменов «снимается» ценностью  настоящих.

Информация о работе Кризис гуманизма в условиях современной техногенно-технократической цивилизации