Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:08, реферат
Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из
древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей,
несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская
цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы. В общую
культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на
его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на
протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют
китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая
роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему
величайшую цивилизацию древности.
Введение
Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из
древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей,
несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская
цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы. В общую
культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на
его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на
протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют
китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая
роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему
величайшую цивилизацию древности.
Название «хайнцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы)
происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней
древности – Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы – Цинь
восходит европейское название европейское название Китая со времен
античности: лат. – sinae, фр. – chine, англ. – china.
Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый
социальный и политический комплекс с присущими всем древним обществам
закономерностями различных этносов и укладов:
1. I-II тыс. до н.э. – возникновение государства, период Шань (Инь)
2. XI-VIII - вв. до н.э. - государство Чжоу (Западное)
3. VII-VI вв. до н.э. – период «многоцарствования» (Лего)
4. V-III вв. до н.э. – эпоха «воющих царств»
5. III вв. до н.э. – II в. н.э. – империя Цинь и Хань
6. III – VI вв.
н.э. – период «
Уровень
развития материальной
В середине II тыс. до н.э. в Северном Китае по берегам поселения
раннегородского типа, охватывающие одну или несколько общин. Такие
территориальные
общины явились основой
протогосударственных объединений. В конце II тыс. до н.э. во главе
одного крупного
этнически однородного
наиболее сильная община – Шанская. Ее предводитель обладал большими
военными
полномочиями и назывался
государстве Шан особое развитие получил культ предков вана, что
выражалось особым покровительством богов роду вана. В дальнейшем
сакрализация власти, в эпоху Западного Чжоу, ван был провозглашен
сыном Неба и его единственным земным воплощением.
Наиболее значительные
экономическом
и духовном развитии
качественные сдвиги в развитии земледелия, ремесла и торговли. Первое
упоминание
о железоплавильном деле
об отливке в царстве Цинь железного треножника с записью уголовных
законов (513 г. д.э.). Эта дата фиксирует важную веху в развитии
Древнего Китая и знаменует появление писанного государственного
законодательства взамен устного обычного права.
В период «воющих царств»
сложных ремесел: ткацкого, столярного, лакового, керамического,
ювелирного. Важное значение стала приобретать международная торговля,
расцвет которой связан с открытием Великого Шелкового Пути от ханьской
столицы Чанани через Азию на римский Восток. Свое название он получил
из-за главного предмета китайского экспорта – щелка. Кроме него по
этому пути вывозили железо, никель, драгоценные металлы, изделия
ремесла.
Предметами импорта были
благовония.
В эту эпоху создавались
царства от набегов кочевников и друг друга. Позже они стали частью
Великой Китайской стены, построенной в период империи Цинь, - мощного
фортификационного сооружения, протяженностью почти четыре тысячи
километров, состоящая из утрамбованной земли и каменных глыб.
Сооружение
стены длилось почти десять
лет и стоило неимоверных
людских потерь.
Реформаторская деятельность
привела
к ускорению социально-
развитием
частнособственнических и
коренному переустройству общественной и политической жизни.
Мировосприятие и религиозные верования.
Перемены в общественном
в политичесеких, философских и религиозных учениях Древнего Китая
подобно
другим восточным учениям
развития
общества – от разложения
архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи
империй, однако имели ряд особенностей. Во-первых, для Древнего Китая
характерна
незначительная роль
начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления
жизненных
ситуаций обусловили
норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению
собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и
церемоний)
чиновничье-бюрократической
поскольку
основные философские школы
период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенны в них
оказались
преимущественно социально-
«человек-мир» и тем более «человек-космос» были в центре внимания
древних мыслителей, а проблема «человек-общество».
Таким образом религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло
собой всеобщий
порядок – космический и
религиозная
картина позволила создать
согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не
надо переделывать,
преобразовывать. Творчество
делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей.
Поэтому
необходимо самоустраниться,
осуществление гармонии.
Таким образом,
ориентирована на деятельное отношение к миру, а приказывала жить в
согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме
и конфуцианстве
– учениях, составивших
культуры, определивших менталитет китайцев на долгие годы.
Философия
Китайская философия, как и китайская культура в цел ом, в период своего
возникновения и развития не испытала существенного влияния никаких иных, не
китайских, духовных традиций. Это вполне автохтонная философия, в
наибольшей степени отличная от европейской.
Далее, я приведу тексты, характеризующие китайскую классическую
философию, которая представляет собой оригинальные, самостоятельно
возникшие в Китае философские учения, не включающие иностранные источник
(например, буддизм) и не опирающиеся на него.
Уже в
древних памятниках
«Ши цзине» («Каноне стихов»), сложившихся в первой половине 1 тыс. д. э.
содержалась философская терминология и значительная часть ее проблематики.
Первым философом Китая и по значимости учения, и по исторической
достоверности был Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). По сложившийся традиции
другого крупного китайского философа – Лао-Цзы, основателя даосизма,
считают старшим современником Конфуция. Однако, это спорно, так как первые
подлинно даосские тексты написаны позже конфуцианских.
Само Конфуцианство во II в д.э, уже обладая превалирующим влиянием на
духовную жизнь Китая, добилось официального статуса господствующей
идеологии. Отношение к конфуцианству было гранью определяющей той или иной
философской школы в истории всекитайской философии. Последнее можно отнести
к одной из специфических черт развития китайской философии. Прежде, нежели
указать и на другие, следует отметить одну из ее основополагающих – это
иероглифический характер китайской культуры в целом, в отличие от
алфавитной культуры греческого типа.
Здесь истоки
тотального натурализма,
классической философии,
и своеобразие эквивалента
– китайской нумерологии. Последняя согласно определению известного
российского синолога А. Кобзева, есть форматизированная, теоретическая
система, элементами которой являются математические или математико-образные
объекты, связанные, однако между собой главным образом не по законам
математики, а как-то иначе – символически, ассоциативно, фактуально,
эстетически, мнемонически, суггестивно и т.д.».
Классифицирование, составление таблиц, разложение по группам без
обязательной логической обоснованности – для китайской классической
философии это знак достаточной познавательной оформленности. Получаются
устойчивые числовые комплексы феноменов окружающего мира («пять свойств»,
«семь занятий», «два очищения» и т.д.), которые пронизывают текстовую ткань
китайской мысли и представляют собой ее отличительную черту.
Встречающаяся в текстах практика вводит в состав таких комплексов
феноменов макрокосмоса социальные понятия, что указывает на невыделенность
человеческого плана из общекосмического в сфере древнекитайского
теоретического мышления. С другой стороны, в «чисто» социальных моделях
управления, созданных, по преданию, мифическими культурными героями Китая,
в ряд равнозначных объектов поставлены и народ, и природа, и божества.
Таким образом,
соблюдается некая
природных и социальных явлений. На представлении об этой согласованности
основывается концепция гармонического устройства мира, а главным принципом
древнекитайской космологии устанавливается гармония.
Космическая гармония, достигнутая в результате усилий культурных
героев, связывала различные
аспекты бытия и служила
(порядка)и в природе, и в обществе.
Согласно
древним, гармония
космических начал – земли и неба, рождающая образы, уподобления которым
обеспечивает народу (третьей космической сущности) покой (порядок).
Принцип, регулировавший поведение народа в этой триаде, именовался в
древнекитайских текстах «ли».
Таким образом, первоначально «ли» выступает как категория космической
гармонии, соразмерность функционирования третьего космического начала
(народа)двум другим (небу и земле). Благодаря своему статусу, категория
«ли» приобретает регулирующее значение и в повседневной практики китайского
общества, выступая здесь в роли нормы социальной жизни.
Такая историко-социальная
«протяженность» философских
понятий повлияла в известной степени и на форму подачи новой философской
мысли. Специфичным для Китая является традиционная «обернутость» новой
идеи, когда последняя только тогда может получить известное признание или
право на достойное внимание, если будет истолкованием или восстановлением
старинной концепции (будет введена в ареал одного из устойчивых числовых
комплексов).
Конфуцианство
Имя Конфуций
- латинизированная форма
(Учитель Кун). Вопросы
веры занимали самое
мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду
с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительным
философом: теория познания
и загадки бытия также
зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в
духовном развитии целого культурного региона. Сверх того , его общественные
и нравственные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания ина
Западе и в России .
Этого мыслителя древности , в отличии от многих других , не скрывает
завеса , сотканная воображением последователей .Наоборот - благодаря им мы
можем узнать о его привычках, характере, манёрах , о событиях его жизни
,услышать его подлинные слова. Оказывается , в его облике нет ничего
сверхчеловеческого , он удивительно прост , даже прозаичен.
Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих идей
. Ему приписывают составление и редактирование знаменитого ''Пятикнижия'' ,