Культура древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:08, реферат

Описание

Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из
древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей,
несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская
цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы. В общую
культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на
его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на
протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют
китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая
роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему
величайшую цивилизацию древности.

Работа состоит из  1 файл

культурология.docx

— 39.82 Кб (Скачать документ)

 

В глубокой древности в  Китае начинает складываться совокупность строительных приемов, впоследствии придававших  характерные черты дворцовой  и храмовой архитектуре ханьской эпохи.

 

Основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную  тяжесть крыши. Без столбов и  соединяющих их балок здания вообще быть не может — это представление  нашло отражение в многочисленных метафорах и сравнениях, встречающихся  в древнекитайских письменных памятниках («Вы для царства Чжэн — словно балка в крыше,— говорит сановник этого царства одному из придворных,—если балка рухнет, то и слеги рассыплются»).

 

Здание возводилось на приподнятой платформе, отсюда типичные для древнекитайского языка выражения  «подняться во дворец», «спуститься  из дворца» и т. д. Стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал применяться в строительстве  со II—I вв. до н. э). Крыша покрывалась  черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, в ханьское время украшавшиеся иероглифическими надписями с пожеланиями счастья, благополучия и богатства.

 

Образцом ханьского градостроительства была столица империи — Чанъань, один из крупнейших городов древнего мира. Его окружала стена с двенадцатью воротами. Самыми высокими зданиями были императорские дворцы. Дворцовые помещения не были сосредоточены в одном месте, а располагались в разных концах столицы. Соединяли их крытые переходы и подвесные галереи, по которым император и его свита могли переходить из одного дворца в другой, не боясь досужих взоров простолюдинов. Вблизи дворцов помещались выкрашенные в желтый цвет здания административных учреждений (в ханьское время красный цвет был символом императора, желтый — официального присутственного места). Не только эти здания, но и дома многих богатых горожан были двухэтажными.

 

«Собак и лошадей изображать трудно, потому что люди постоянно  видят и хорошо знают их, так  что нарушение сходства сразу  может быть обнаружено. Духов изображать гораздо легче. Духи не имеют определенной формы, их нельзя увидеть и поэтому  легко рисовать»,—утверждал один из китайских философов. Его современники достаточно часто изображали и собак с лошадьми и духов — об этом свидетельствуют многочисленные фрески и барельефы, известные нам благодаря раскопкам погребений. Эти произведения изобразительного искусства относятся, правда, к несколько более позднему времени, но основываются на традиции, сложившейся в период Чжаньго.

 

Особенно следует отметить развитие в ханьское время портретной живописи. К числу наиболее значительных и известных в настоящее время произведений этого жанра принадлежит фреска, открытая в 1957 г. в ханьском погребении близ Лояна. На ней изображен драматический эпизод междоусобной борьбы конца III в. до н. э., когда будущий основатель ханьской династии попал в ловушку, подстроенную его соперником, и остался жив благодаря находчивости своих соратников. Неизвестный художник мастерски передал индивидуальные черты участников пира. Интересно вспомнить, что писал по поводу одного из них автор «Исторических записок»: «Судя по его поступкам, я считал, что он должен быть рослым и мужественным на вид. Что же предстало моим глазам, когда я увидел его изображение? По внешнему облику и чертам лица он был похож на очаровательную женщину!»

 

О том, что в ханьское время существовал обычай украшать портретными фресками дворцовые помещения, говорят многочисленные свидетельства источников; сохранились и имена некоторых знаменитых в свое время художников. Об одном из них рассказывали, что он владел искусством портрета в такой степени, что мог передавать не только красоту лица, но и возраст человека. Как-то император приказал ему написать портреты наложниц из своего гарема и удостаивал своим вниманием лишь тех из них, которые выглядели под кистью художника наиболее привлекательными. Многие наложницы подкупали художника, чтобы он несколько приукрасил их; только Чжао-цзюнь не захотела пойти на обман, и поэтому император так и не видел ее. Когда же пришлось отправить невесту сюннускому шаньюю, император решил выбрать для этого Чжао-цзюнь. Перед отъездом свадебного поезда Чжао-цзюнь была принята императором, который вдруг обнаружил, что в действительности она самая красивая из всех его наложниц. Разгневанный император приказал казнить художника, приукрасившего посредственность и тем самым оставившего в тени истинную красоту.

Естественно-научные знания

 

Показателем общего подъема  культуры Древнего Китая эпохи Чжаньго было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Прогресс в этой области науки определяется ее прикладным характером.

 

Составленный во II в. до н. э. трактат «Математика в девяти книгах» подобно «Началам» Евклида  содержит компендиум математических знаний, накопленных предшествующими поколениями  ученых. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. «Математика в девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астрономов, чиновников и т. д. Для исследователя истории Древнего Китая эта книга помимо своего чисто научного значения., ценна тем, что в ней нашли отражение реалии ханьской эпохи: цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т. д.

 

С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области  астрономии и календаря. В «Исторических  записках» Сыма Цыня одна из глав раздела «Трактаты» специально посвящена проблемам небесных светил. Аналогичная глава содержится и в «Ханьской истории» Бань Гу, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое внимание уделялось в это время наблюдениям за планетами. В I в. до н. э. древним китайцам было известно, что период обращения Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года. Это почти совпадает с результатами современных наблюдений.

 

В 104 г. до н. э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в этом году календарь использовался вплоть до 85 г. н. э. По этому календарю год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

 

Солнечно-лунный календарь  древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного  производства. Календарю уделялось  значительное внимание в тех научных  трактатах, которые обобщали важнейшие  достижения земледельческой техники.

 

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV—III вв. до н. э. стали применять метод  лечения, получивший впоследствии широкое  применение в традиционной китайской  медицине,—иглоукалывание. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала II в. до н. э. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных расстройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских болезней и т. д.). Среди рекомендуемых средств наряду с лекарствами, содержащими в общей сложности более двухсот ингредиентов, прижиганиями и иглоукалываниями упоминаются и некоторые магические приемы. Например, для исцеления от опухолей предлагалось в один из дней в конце месяца провести по опухоли семь раз старым веником, а затем бросить веник в колодец. Обращает на себя внимание тот факт, что в более поздних медицинских сочинениях ханьского времени магические приемы лечения практически уже не упоминаются. К III в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

 

Литература:

 

  1. Переломов Л.С."СЛОВО КОНФУЦИЯ", ТПО "ФАБУЛА", МОСКВА,1992.
  2. А.А. Маслова «Мистерия Дао». Мир «Дао де цзина. М.: «Сфера» 1996 г.
  3. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1.

Информация о работе Культура древнего Китая