Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:08, реферат
Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из
древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей,
несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская
цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы. В общую
культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на
его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на
протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют
китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая
роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему
величайшую цивилизацию древности.
которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайской
литературы . Особое место среди этих источников занимает книга ''Лунь-юй''
«Лунь юй» - «Изречения» - наиболее надежный памятник, передающий
воззрения Конфуция, аутентичность которого не оспаривается специалистами.
Конфуций (ср. кит. – Кун Фу-цзы, т.е учитель Кун) жил в VI-V вв. до н.э.
Основное в его учении – социально-этический аспект, опирающийся на
авторитет древности.
Даосизм
Даосизм - философское учение, основоположником которого по традиции
считают Лао-цзы, жившего в конце VII - начале VI в, до н. э. Достоверных
сведений о нем история не оставила. Его жизнь и деяния овеяны все
возможными легендами.
В короткой биографии Лао-цзы, помещенной в "Исторических записках"
Сыма Цяня (II в. до н. э.), он назван уроженцем царства Чу. Его имя Ли эр,
прозвище Дань. Он якобы служил архивариусом при чжоуском дворе и
встречался с Конфуцием. Однако сведения о нем настолько отрывочны и
противоречивы, что среди ученых-историков вообще нет уверенности в
реальности этого лица.
По значению и популярности. Лао-цзы считают вторым после Конфуция
философом Китая. Его учение изложено в знаменитом трактате "Даодэцзин",
что означает "Книга пути и добродетели".
O появлении этой книги существует много легенд. Приведем одну из них.
Лао-цзы решил совершить путешествие на черном быке через горный проход
Ханьгу в западной части нынешней провинции Хэнань. Однажды его слуга Сюй-
цзы отказался сопровождать философа дальше, требуя уплаты жалованья - по
сто монет в день за все время служ бы. Поскольку они путешествовали уже
двести лет,слу ге причиталась огромная сумма. У Лао-цзы, понятно, денег
не оказалось; тогда слуга пожаловался на него смотри- телю заставы. Философ
объяснил, что нанял слугу с условием, что уплатит ему чистым золотом лишь
после прибытия в страну Аньси. А столь долго Сюй-цзы служит потому, что,
желая предохранить слугу от разрушительно- го действия времени, философ дал
ему талисман бессмертия.
После
объяснения со смотрителем
и, выразив недовольство его поведением, приказал ему наклонить голову. Тут-
то изо рта слуги выпал на землю талисман с написанными на нем киноварью
словами. Как только это случилось, слуга упал бездыханным и превратился в
скелет - законы природы, приостановленные на двести лет, немедленно
вступили в свои права.
Пораженный увиденным, смотритель заставы стал умолять Лао-цзы
вернуть жизнь слуге, обещая расплатиться с ним своими деньгами. Философ
сжалился, взял талисман и бросил его на скелет слуги - кости тотчас же
соединились, обросли плотью, и через минуту слуга встал, не подозревая, что
с ним происходило.
Расставаясь со смотрителем заставы, Лао-цзы оставил краткое
изложение своего учения - до той поры никому не известную книгу "Дао дэц
зинь", а сам на своем черном быке продолжил путь на запад.
"Даодэцзин" - небольшой трактат в двух частях - содержит основную
суть философского учения Лао-цзы. Если судить по языку и стилю, этот
трактат был создан пример- но в IV - III вв. до н. э.
За долгие века даосизм вызвал много разноречивых толкований, о нем
существует огромная литература. Мы, разумеется, имеем возможность
познакомить читателя с этим учением только в самых общих чертах.
Главная категория
понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего,
как источник всех явлений материальной и духовной жизни. Дао являет собой
как бы обобщенное понятие о закономерностях развития мира. Все, что
существует, говорится в "Даодэцзине", произошло от дао, чтобы затем,
совершить кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только
первопричина, но и конечная цель и завершение бытия.
Сегодня мы можем судить о древнекитайских мифах лишь по тем следам, которые сохранились в более поздних памятниках, преимущественно с VI в. до н. э. По своему содержанию эти мифы подразделяются на несколько групп, или циклов.
Среди космогонических мифов, трактующих о возникновении природы и человека из состояния первоначального хаоса, представлены две основные концепции — деление и превращение. Согласно первой из них, неодушевленные вещи и живые существа возникали в результате деления хаоса на два первоэлемента — светлое (мужское) начало ян и темное (женское) начало инь. Вторая концепция предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации. Так, человек был создан из глины богиней по имени Нюй В а. По другой версии того же мифа, сама Нюй Ва превратилась в предметы и существа, наполняющие мир.
Обширную группу составляют
мифы о стихийных бедствиях и
героях, спасших от них людей. Чаще
всего фигурируют два рода бедствий
— наводнения и засухи. В некоторых
мифах наводнение предстает как
некое 'первоначальное состояние, в
других наводнение послано Небом
в наказание людям. Засуха оказывается
результатом появления
Мифы о древнейших героях
отражают стремление древних китайцев
найти персонифицированных «
Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках. Все они появились на свет в результате непорочного зачатия — прародительница иньцев случайно проглотила яйцо священной Пурпурной Птицы, мать первого чжоусца наступила на след Великана и т. д. Эти детали мифов о первопредках тесно связаны с имевшими широкое распространение представлениями о том, что некогда «люди знали лишь мать и не знали отца» — пережиточное отражение в сознании людей первоначальной матрилинейной филиации.
Представления иньцев о потустороннем мире были зеркальным отражением правопорядка, существовавшего на земле. Подобно тому как в Поднебесной верховная власть принадлежит вану, полагали иньцы, так на небе все и вся подчиняется Верховному божеству (Ди). Ди всемогущ — это он оказывает людям благодеяния или карает их несчастьем, он дарует им урожай, посылает засуху, от него зависит дождь и ветер. Ближайшее окружение Ди составляют усопшие предки вана, являющиеся его «слугами». Предки вана выполняют различные поручения Ди, они же передают ему просьбы вана о ниспослании благоволения и помощи. Поэтому, принося жертвы своим предкам, ван мог умилостивить их и благодаря этому заручиться поддержкой Верховного божества. Функции вана как верховного жреца как раз и заключались в том, что он мог осуществлять общение со своими предками, являвшимися посредниками между миром людей и миром богов.
В раннечжоуское время эта система религиозных представлений не претерпела е£це сколько-нибудь значительных изменений. Позднее происходит постепенный процесс отделения в сознании людей мира предков от мира богов, что приводит к обособлению 'культа предков от культа Верховного божества. Вследствие этого функции посредника переходят к жрецу или жрице — лицу, обладающему способностью обращаться с духами и богами.
Возникновение и распространение конфуцианского учения способствовало, с одной стороны, усилению культа предков, с другой — трансформации представлений о Ди в культ Неба. После превращения конфуцианства в официальную государственную идеологию трактовка им значения этих культов стала каноном.
Наряду с этим в ханьское время развиваются народные верования, обнаруживающие значительную даосскую окраску. Во II—III вв. в Китай проникает буддизм. По преданию, первые буддийские сутры были привезены в Китай на белой лошади; в память об этом около Лояна был построен сохранившийся до настоящего времени буддийский «Храм Белой Лошади». Перевод сутр на китайский язык и распространение буддизма в Китае относятся уже к IV—VI вв.
Письменность
Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности — иньские гадательные надписи XIV—XI вв. до н. э. Возникновение же этой системы письма должно быть отнесено к гораздо более раннему времени, поскольку иньская письменность предстает перед нами в достаточно развитом виде. С типологической точки зрения между иньской письменностью и современной иероглификой нет принципиальных различий. Подобно современным китайцам, иньцы пользовались знаками, фиксирующими те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Подавляющее большинство иньских знаков представляло собой идеограммы — изображения предметов или сочетания таких изображений, передающие более сложные понятия. Кроме того, в иньской письменности уже использовались знаки другого типа, абсолютно преобладающие в современной китайской иероглифике: один элемент такого знака указывал на чтение, другой — на приблизительное значение. Эта категория иньских знаков типологически близка к тем древнеегипетским иероглифам, которые, фиксируя звучание слова, имели дополнительный смысловой детерминатив.
Иньские знаки характеризуются тремя особенностями, отличающими их от современных китайских иероглифов. Во-первых, каждый элементарный знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части. Во-вторых, существовало большое разнообразие в написании одного и того' же знака. В-третьих, ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась.
Благодаря заимствованию иньской письменности чжоусцами развитие ее не прервалось и в I тысячелетии до н. э. Существенные изменения происходят в ней лишь во II—I вв. до н. э., когда после унификации местных вариантов иероглифов возникает новый почерк написания знаков. Иероглифы этого времени уже полностью утратили связь со своими первоначальными начертаниями. Письменность ханьского времени в принципе почти не отличается от современной.
Трансформация написания знаков была в значительной мере обусловлена эволюцией материалов, использовавшихся для письма. В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком или ремнем. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали металлическим ножом {отсюда происходит общее название письменных принадлежностей — «нож и кисть»). Начиная с середины I тысячелетия до н. э. древние китайцы писали также на шелке (образцы таких «шелковых» книг найдены в ханьских погребениях). На рубеже новой эры в Китае была изобретена и вошла в употребление бумага. В первых веках новой эры бумага вытесняет все старые материалы для письма.
Литература
Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI—VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин».
«Шицзин» — подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам («Нравы царств», «Малые оды»,
«Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Шицзина», поражают своей искренностью и задушевностью. Иные стилистические особенности у произведений, включенных во второй и третий раздел. Это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых — служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвертом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.
Традиции «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи на них получили наименование «текстов на каменных барабанах».
Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлета древнекитайской культуры. В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выразительность его стиха и совершенство формы ставят этого поэта в число ярких талантов древности.
Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Произведения наиболее известного из них — Сыма Сянжу — были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню, хотя вопрос об их авторстве продолжает оставаться спорным.
Искусство
Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Не случайно, в частности, название поэтического жанра сун (гимны) восходит к слову «колокол». Характер аккомпанемента определял поэтические особенности и других жанров. Музыка, поэзия, танец — в синкретическом единстве этих трех явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать» — так определялась древними китайцами социальная функция музыки.
Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: странные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал существовать и в ханьское время для исполнения традиционной «изысканной» музыки. Наряду с ним в I—II вв. в Китае распространяются и совершенно новые музыкальные инструменты, главным образом заимствованные у соседних народов. Многие из них попали в Китай из Средней Азии.