Культура Древней Греции и Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:53, контрольная работа

Описание

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1Древнегреческая цивилизация………………………………………..………...4

2 Древнеримская цивилизация…………..……………………………………..17

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

античность.docx

— 47.68 Кб (Скачать документ)

Литература

В  классическую  эпоху  греческая  литература  переживает  расцвет.  Последний  и самый  выдающийся  певец  греческой  аристократии  Пиндар  слагал  торжественные  оды  в  честь  победителей  на  всеэллинских  спортивных  состязаниях — Олимпийских, Пифийских (в Дельфах)  и  др.  Пиндар  не  описывает  самих  состязаний.  Победа  интересует  его  как  возможность  для  прославления  доблести  в  лице  победителя. Доблесть  не  есть  личное  качество  победителя,  она  передается  по  наследству  в  знатных  родах  в  силу  их  божественного  происхождения.

С  начала  VI  века  уже  наблюдается  начало  упадка  литературы.  Большое развитие  в  этот  период  получают  те  литературные  жанры,  которые  непосредственно отвечали  на  вопросы,  выдвигаемые  частным  и  общественным  бытом:  продолжает развиваться  красноречие  и  создается  философский  диалог.

V век  до  н. э. — время  расцвета  драматического  искусства.  Важнейшими  драматическими  жанрами  были  трагедия,  сюжетами  которой   служили  мифы  о  богах   и  героях,  и   комедия,  чаще  всего  политическая.  Наиболее  острым  в  политическом  отношении  жанром  являлась  аттическая  комедия,  которая   по  происхождению  и  по  социальным  симпатиям  была  наиболее  близка  крестьянству.  Крупнейший представитель  этой  комедии — Аристофан,  расцвет   творчества  которого  падает  на  годы  Пелопоннесской  войны.  Особенностью  всех  древних   драм  был  хор,  который пением  и  танцами  сопровождал   все  действие.  Эсхил  ввел  двух  актеров  вместо  одного,  уменьшив  партии  хора  и,  сосредоточив  основное   внимание  на  диалоге,  сделал  решительный  шаг   для  превращения  трагедии  из  мимической  хоровой  лирики  в  подлинную  драму.  Женские   роли  исполнялись  мужчинами. 

Древнегреческий  театр,  особенно  афинский,  был  тесно  связан  с  жизнью полиса,  будучи по  существу  вторым  народным  собранием,  где  обсуждались  самые животрепещущие  вопросы.  Сходство  с  народным  собранием  усиливалось  благодаря тому,  что  театральные  представления  давались  по  праздникам.

Архитектура

 Архаическая   эпоха — время  становления   греческой  архитектуры. Жилища  того времени  просты  и   примитивны,  все  силы  общества  обращены  на  монументальные  сооружения,  прежде  всего   храмы.  Среди  них  первенствовали  храмы  богов — покровителей  общины.  Характерная  особенность   греческой  архитектуры — применение  ордеров,  т.е.  особой  системы   построения,  которая  подчеркивает  архитектонику  здания,  придает   выразительность  несущим   и  несомым  элементам конструкции,  выявляя  их  функцию.  Ордерное  здание  обычно  имеет  ступенчатое  основание,  на  него  ставился  ряд  несущих  вертикальных  опор — колонн, поддерживавших  несомые  части — антаблемент,  который  отражал  конструкцию  балочного  перекрытия  и   крыши.  Храм  как  институт  способствовал  развитию различных  видов искусства. Рано установился  обычай приношения даров в  храм,  ему жертвовали  часть   добычи,  захваченной  у   врагов,  оружие,  подношения  по  случаю избавления  от  опасности   и  т.д.  Значительную  часть   таких  даров  составляли  произведения  искусства. 

В  классическую  эпоху  в  греческом  градостроительстве  хорошо прослеживаются  новые  тенденции.  Большинство  греческих  городов  сохраняло традиционную  хаотическую  систему  застройки  с  узкими  кривыми  улицами, отсутствием  удобств.  Однако  родившаяся  в  эпоху  греческой  колонизации  регулярная система  планировки  начинает  оказывать  влияние  на  градостроительную  теорию  и практику.  Основным  типом  общественного  здания  по-прежнему  оставался  храм.  В  первой  половине  V  в.  до  н.э.  были  созданы  наиболее  значительные  произведения дорийского  зодчества:  величественные  храмы  в  г. Посейдонии  в  Южной  Италии  и  храм  Зевса  в  Олимпии.  Последний  считался  самым  замечательным  среди  всех эллинских  святилищ.  Особое  место  в  истории  древнегреческого  зодчества  занимает комплекс  сооружений  на  афинском  акрополе.  Разрушенный  персами  в  480 г.  до н.э., он  заново  отстраивался  в  течение  всего  V  в.  до н.э.  Ансамбль  Акрополя  считается вершиной   древнегреческой  архитектуры.

Скульптура

Скульптура  и  живопись  Греции  в  V  в.  до н.э.  развивали  традиции предшествующего  времени.  Основными  оставались  изображения  богов  и  героев — покровителей  полиса  и  “идеальных”  граждан.  В  архаическую  эпоху  возникает  монументальная  скульптура — вид  искусства,  ранее  неизвестный  Греции.  Древнейшие скульптуры  представляли  собой  изображения,   грубо  вырезанные  из  дерева,  часто инкрустированные  слоновой  костью  и  покрытые  листами  бронзы.  Монументальная греческая  живопись  известна  намного  хуже,   чем  вазопись.  В  греческой  вазописи     V в.  до  н.э.  преобладает  краснофигурный  стиль.  Очертания   фигур  обводились  черным  лаком,  после  чего  лаком   закрашивали  весь  фон,  а  фигуры  сохраняли естественный  цвет  глины.

Письменность  и язык

Величайшим  достижением  греческой  культуры  архаической  эпохи  стало создание  алфавитного  письма.  Преобразовав  финикийскую  слоговую  систему,  греки создали  простой  способ  фиксации  информации.  Для  того  чтобы  научиться  писать  и  считать,  теперь  не  нужны  были  годы  упорного  труда,  произошла  “демократизация” системы  обучения,  позволившая   постепенно  сделать  практически  всех  свободных  жителей  Греции  грамотными.

     Эпоха эллинизма  

     Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней  Греции. Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохи эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с “варварскими” ценностями культуры. Классицизм воспринимал эллинизм как самое совершенное выражение греческого духа.

     Литература  и искусство эпохи  эллинизма.

     Литература  была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй.

     Объектом  изображения эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его внутренний мир.

     Появляется  новый вид драматургии-новоаттическая комедия. Были популярны и такие  жанры, как роман, идиллия, элегия, эпическая  поэма.

     Эллинистическое искусство глубоко осветило тему человека. Совершенство и гармоничность  форм, спокойное величие произведений классического периода уступили место искусству эмоциональному, динамичному, страстному.

     Взаимодействие  художественных культур Греции и  стран Ближнего Востока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь своих монархий. В  результате в период эллинизма были построены 176 городов, многие из которых  носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой  упорядоченностью. Города строились  по гипподамовой системе, известной  ещё в Греции 5 в. до н. э.: улицы  прокладывались под прямыми углами друг к другу, город делился на квадраты-жилые кварталы, выделялась главная площадь-административный и торговый центр. Архитектура стала  воздействовать более эмоционально сильным средствами на большее количество людей. В архитектуре восточных  районов стали применяться арки и своды. Появились новые типы сооружений-рыночные площади, торговые ряды, портики, сложные архитектурные ансамбли, придававшие новый облик городам. Самым грандиозным архитектурным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса, так же причисленный к «семи чудесам света». В тоже время был построен и гигантский Фаросский маяк, также одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос. Маяк достигал в высоту приблизительно 135 м. на его вершине была установлена бронзовая статуя бога моря Посейдона высотой около 7 м. сам маяк представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусной башни, увенчанной фонарём, где постоянно поддерживался огонь. В эпоху эллинизма для скульпторов не существовало жестких эстетических норм, они стремились передать чисто человеческие чувства в лице и фигуре.

     Большое развитие в эллинистическом искусстве  получила декоративная скульптура. Ею украшали сады и парки, где обычно устанавливались статуи нагих Афродит  в кокетливых, жеманных и стыдливых  позах.

     В скульптуре эллинизма  человек впервые  был запечатлен не только молодым и  красивым, го и дряхлым, непривлекательным. Однако новшество  заключалось не только в этом, а и стремлении выразить характер, конкретное состояние  духа.

     Эпоха эллинизма является временем рождения различных скульптурных школ: александрийской, родосской, аттической, пергамской, каждая из которых отличалась своими художественными  особенностями. При входе в гавань при острове Родос мастером Харесом  была возведена знаменитая статуя бога солнца Гелиоса, высотой более 35 метров и известная как «Колос Родосский», ещё одно из «семи чудес света».

     Мифология по-прежнему занимает значительное место  в искусстве. Но и боги изменили свою природу, и отношение к ним  стало другим. Художники, создавая образы богов, стремились решить не религиозную, а художественную задачу. Эллинистические боги не рассчитаны на религиозное поклонение зрителя, в них складывается скорее стремление передать совершенство человеческого тела и выразить человеческие чувства и страсти.

     В эпоху эллинизма в связи с  расцветом архитектуры широкое  распространение получили фрески и  особенно мозаики. В мозаиках, украшавших полы жилых домов и общественных зданий в Делосе, Приене, Херсонесе (мозаика с моющимися женщинами), дворцов в Пелле, в произведениях  мастеров Сосия (не подметенный пол, голуби у чаши) и Диоскуриада с  Самоса (уличные музыканты) мозаичисты обращались к бытовым сценкам  из жизни и мифологическим образам, а также сюжетам, почерпнутым  из современных им комедий или  романов. В мозаиках находили выражение  разные тенденции: свободная, живописная манера трактовки сюжета или подчеркнуто  гармонизированная, тяготевшая к классической продуманности композиции и сдержанности в передаче любимых эллинизмом драматических  сцен.

     В расписной керамике эллинистические  мастера преследовали преимущественно  декоративные цели, используя не только живопись и рисунок, но чаще рельеф для украшения поверхности. ("мегарские  чаши").

     Эллинистическая наука и философия.

     Если  в эпоху греческой классики ведущей  наукой была философия, то в период эллинизма на первое место вышли  точные науки. Естествознание, математика, астрономия, медицина достигли огромных успехов. Центром математики и естественных наук стал знаменитый Мусейон в Александрии. Здесь создал свой труд «Элементы» (ок. 300г. до н.э.) выдающийся математик  Евклид. Ему принадлежат также  серьезные работы по астрономии и  оптике. В Мусейоне существовала обсерватория для наблюдения за небесными светилами. Астроном Гиппарх составил обширный звёздный каталог, географ Эратосфен  с удивительной точностью (ошибка всего  в 80 км) определил окружность Земли. астроном Аристарх Самосский на основе наблюдений и вычислений предположил, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца.

     Крупнейшим  учёным той эпохи  был Архимед (ок. 287-212 гг. до н. э.), сделавший ряд великих открытий в области математики и физики и заложивший основы теории механики и гидравлики. Типичной чертой эллинистического мировоззрения становится индивидуализм, что нашло своё отражение в философии, религии и искусстве эллинистической эпохи.

     Философия эллинизма стала идеологией индивидуализма. Наиболее значительным направлением в  философии этого периода была материалистическая школа, созданная  Эпикуром (341-270гг. до н. э.) ещё в 306 г. до н. э. В основу этого направления  легли естественнонаучные взгляды  Демокрита (теория атомов). Они признавали справедливым стремление человека к  физическим и духовным радостям и  считали, что человек преодолевая  страх перед смертью и Богом, может достичь спокойствия в  жизни. Эпикур был также зачинателем  этики и гедонизма.

     Стоики-Зенон (ок. 336\332-264\262 гг. до н. э.) и его школа, видели основную задачу философии в разработке учения о поведении человека. Стоическая этика, в отличие от эпикурейской, была этикой долга. Они считали, что потребности заслуживают только презрения, а мудрец должен быть выше всяческих волнений и страданий- он должен жить сообразно природе, безоговорочно принимать свою судьбу и не пытаться противостоять ей.

     В это же время развивает свою теорию и школа киников, созданная Антисфеном ( 450-ок. 360 гг. до н. э.), учеником Сократа. Представители этой школы тоже призывали  к пассивности. Они считали, что  человеку в результате распада полиса не осталось места в обществе, он должен покинуть несущую гибель цивилизацию  и вернуться в лоно природы.

     Созданная Пирроном (ок. 360-ок.270 гг. до н. э.) школа  скептиков придерживалась мнения, что  окружающий мир непостижим и осмыслению не поддаётся. Поэтому подлинный мудрец должен сохранять спокойствие духа и абстрагироваться от воздействия внешнего мира. 

Древнеримская цивилизация

    По  вопросу о месте возникновения  Римской цивилизации существует две точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд  Шпенглер и английский историк Арнольд  Тойнби, полагали, что Римская цивилизация  не является самостоятельным цивилизационным  этапом, это всего лишь кризисный  период в развитии античной цивилизации, последняя стадия греко-римской  цивилизации. Согласно их концепции  цивилизация-это в первую очередь  культура. Римская культура, с их точки зрения, не достигла тех высот, на которые поднялась греческая  культура, они считали, что та цивилизация  очень утилитарна. В этой цивилизации  духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь  развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в  сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян носит  подражательный характер. Существует, также и другое мнение, которое  доминирует в настоящее время  в мировой историографии, оно  сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что  дает ей полную характеристику. Что  же особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление демократической  формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали  развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.

Информация о работе Культура Древней Греции и Рима