Культура Древней Греции и Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:53, контрольная работа

Описание

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1Древнегреческая цивилизация………………………………………..………...4

2 Древнеримская цивилизация…………..……………………………………..17

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

античность.docx

— 47.68 Кб (Скачать документ)

    Определим хронологические рамки существования  Римской цивилизации, она уникальна  тем, что период ее существования  мы можем назвать не только с точностью  до столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской  цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода: 

    • царский 8-6 вв. до н.э.,
    • период римской республики 4-1 вв. до н.э.,
    • период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э.

 Этот  последний период делится на  два этапа: принципата 30 г. до  н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г  н.э. 

Истоки  Римской цивилизации.

Важнейшим центром  Средиземноморской империи был  город Рим, население которого выросло  до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных  частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Столицу империи и другие большие  города украшали великолепные крупные  здания — храмы местных и общеимперских  божеств, дворцы, “базилики”, портики  для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах  шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных  четверками лошадей колесницах —  “квадригах”.   Полы и стены  храмов, дворцов, базилик, домов богатых  рабовладельцев были украшены тонко  выполненными мозаичными орнаментами  и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся  по глиняным трубам под полом различных  помещений и создавал в них  теплую атмосферу. Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения  были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения.  

Религия

В повседневной жизни римлян религия играла очень  важную роль. Римляне, так же как  и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и  общественной жизни. Римская религия  зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время  сохранялись остатки религиозных  первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго  сохранялся в римской религии  анимизм, вера в безличных и абстрактных  духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах.

В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в  религии долгое время сохранялись  родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни  и свой культ: центром семейного  культа был очаг, а его главным  жрецом был отец семейства.

Умершие члены  семьи превращались в духов, о  которых нужно заботиться. Римляне  верили, что умершие жили в том  месте, где их похоронили, и так  же, как и живые, нуждались в  пище. Обычно на могилы регулярно приносили  немного пищи и цветы. Умершие  предки считались богами покровителями  — манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и  мстительными лемурами. Семейный культ  был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.

Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Представления о  богах, первоначально как о безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. Начиная       с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала.

Для того чтобы  боги заботились о людях и о  государстве, им нужно было приносить  жертвы и возносить молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва была произнесена  точно, так как малейшее искажение  делало ее недействительной.

Искусство

 Искусство  древнего Рима развивалось в  рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных  компонента имеют в виду, когда  говорят об “античном искусстве”. Искусство Рима считают завершением  художественного творчества античного  общества. Искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся  ходом и ходом исторических  событий, и условиями жизни,  и своеобразием религиозных воззрений,  свойствами характера римлян, и  другими факторами. 

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно  историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные  искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись. Архитектура  достигла небывалых успехов как  в ее строительно-инженерном, так  и в ансамблевом выражении. Новым  было у римлян и их понимание взаимосвязи  художественной формы и пространства. В римской архитектуре предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену.

Тот же принцип  проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе. 

Конец римского искусства формально и условно  может быть определен падением Империи. Периодизация римского искусства —  одна из самых сложных проблем  его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время  расцвета — классикой и кризисные  века — эллинизмом. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали  его развитие лишь со сменами императорских  династий.

Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно  представить так: древнейшая VII - V вв. до н.э. и республиканская эпохи V в.  до н.э. - I в.  до н.э. — период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно формировались принципы  римского творчества.     Расцвет римского искусства приходится на I-II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна; поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов.

Литература, поэзия и театр

У римлян литературному  творчеству отдельных писателей  предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением  маленьких отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству.

Однако и те отрывки народной поэзии, которые  дошли до нашего времени, и косвенные  указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтической форме.

Народные поэтические  произведения были написаны особым стихотворным размером, так называемым сатурническим  стихом, близким по своей ритмике  к былинным стихам других народов.

Наряду с поэзией  делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификов погодные записи наиболее крупные события, летописи, заключались договоры, тексты которых  записывались на латинском языке 

На становление  и развитие римской литературы оказало  большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение  письменности, но особенно греческая  литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать  оригинальные произведения на латинском  языке.

Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливий  Андроник, грек из города Тарента. Римская  комедия и трагедия развивались  в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались  жанрами не исконно римскими. Исконно  римским литературным жанром был  жанр так называемой сатуры. Как  литературный жанр, сатура получила большое  развитие в творчестве Гая Луцилия. 

Архитектура

Развитие римской  архитектуры было тесно связано  с ходом римской истории, усложнением  общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим  и этрусским влиянием. Ранний город  строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные  жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы. Внутри города сохранились  пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады.         Рост населения Рима привел к застройке  пустырей, уплотнению построек. Некоторые  улицы были вымощены булыжником.

В результате римских  завоеваний разного рода богатства  потекли в Рим. Это вызвало  подъем римской архитектуры. Римляне  стремились подчеркнуть в своих  зданиях и архитектурных сооружениях  идею силы, мощи и величия, которое  подавляет человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые  поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры  является стремление к пышной отделке  зданий, богатому декоративному убранству, множеству украшений, больший (чем  у греков) интерес к практической стороне дела, созданию преимущественно  не храмовых комплексов, а практических зданий и сооружений (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские  архитекторы разработали новые  конструктивные принципы, в частности, широко применяли при сооружении зданий арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

Римская архитектура  в период IV—I вв. до н.э. прошла два  периода своего развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н.э. Римская архитектура  этого времени развивалась под  сильным влиянием этрусской архитектуры. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены). Второй период — это I – II в. до н.э. Он характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций.

По преданию, первые скульптуры в Риме появились  при Тарквинии Гордом, который  украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма  Юпитера на Капитолии.           С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая  скульптура. При грабеже греческих  городов римляне захватывают  большое количество скульптур, которые  вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим  буквально хлынул поток греческих  статуй.

Письменность  и язык

Римляне были частью латинского племени, населявшего область  Лациум, и говорили на латинском  языке. Латинский язык принадлежал  к индоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился  по всей Италии, вытесняя местные языки  и наречия.

По мере распространения  латинского языка и вытеснения им местных языков и наречий в  него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова, словосочетания и т.д.). Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный  ему греческий язык и, вероятно, этрусский  язык.

Заимствованный  алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько  изменили. Они, например, не употребляли  ряд букв необходимых для изображения  звуков, существующих в греческом  или этрусском языках, но отсутствующих  в латинском.

Латинский алфавит  известен с VII в. до н.э., и с этого  времени начинается латинская письменность. Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.

Наука

Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее  в V в. до н.э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа.

Математика развилась, прежде всего, под влиянием пифагорейских  ученых. В V в. до н.э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н.э. относятся  также значительные успехи в астрономии.

Большое развитие получила наука о праве, правоведение, или юриспруденция. В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились  специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении  латинского языка, филологические комментарии  к комедиям и трагедиям писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами  в области римской филологии  были Нигидий Фигул и его ученик Теренций Варрон.

Информация о работе Культура Древней Греции и Рима