Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:21, реферат

Описание

Греция.… Перед глазами Акрополь, святая гора Афон, Агора, Олимпия… Античность до сих пор по-своему ощущается здесь. Золотой век Перикла, невиданный расцвет архитектуры и скульптуры длился всего одно столетие, но именно здесь, на стыке Востока и Запада находится колыбель нашей культуры.
Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры – от спорта до философии. Прошло уже более двух тысяч лет, а влияние греческой культуры также сильно.

Содержание

Введение. 3
Периодизация древнегреческой культуры. 9
Крито-микенский период. 9
Гомеровский период. 9
Период архаики. 10
Классический период. 11
Эллинистический период. 11
Основные направления древнегреческого искусства. 12
Искусство вазописи. 12
Литература. 13
Медицина. 16
Историография. 17
Театр. 18
Скульптура. 20
Древние Афины – сердце Греции. 22
Заключение. 26
Список использованной литературы. 28

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)
lign="justify">Гомеровский период.

     В истории греческой цивилизации  двухсотлетний период XI-IX вв. до н. э. называется «гомеровским», так как о жизненном укладе, верованиях, исторических событиях и памятниках искусства того времени мы знаем в основном из гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Исходной предпосылкой развития культуры этого периода было утверждение общинно-частных отношений в хозяйственной жизни греков, что привело к возникновению классов и усложнило взаимоотношения людей. В это время возникает мифология, она принесла в греческую культуру сказочно-религиозную условность. Появилось новое искусство: расписная керамика так называемого геометрического стиля – роспись линейными орнаментами, основывалась на совершенстве и законченности изобразительных форм, анализе и арифметическом расчете. В это время появляются первые храмы (храм Артемиды в Спарте). К этому периоду формируются те специфические черты, которые создали неповторимость греческой культуры. Так, это космологичность, т. е. ориентация на порядок, в основе которого лежал мировой закон (логос). Красота понимается как мера во всем.

Период  архаики.

     Архаическим периодом в истории культуры Греции принято называть период VIII-VI вв. до н. э. Это было время интенсивного развития древнегреческого общества, его называют архаической революцией. Решающее влияние на культурное развитие этого периода оказала колонизация. Торговые отношения с другими народами способствовали усвоению греками чужих культурных достижений. Созданная греками мифология стала источником вдохновения для поэтов, писателей, художников и скульпторов. Греческие храмы обычно посвящались божеству, совершенствовалась архаическая архитектура (возникли следующие виды храмов – храм в антах, простиль, амфипростиль и периптер), возникли архитектурные ордеры, в которых выражались технические особенности сооружений и художественные идеалы, основными было дорический и ионический ордер. Получила развитие скульптура, она ориентировала человека архаической эпохи на героические идеалы и формировала религиозные чувства греков. Самыми ранними статуями были изображение обнаженного юноши – куроса и нарядно одетой, целомудренно задрапированной девушки – коры.

Классический  период.

      В это время центром становятся Афины, поэтому этот период ещё иногда называют аттическим, т. к. Афины были центром полиса Аттика. Я не буду подробно характеризовать этот период, т. к. Афинам посвящена отдельная часть реферата. Скажу лишь, что культура этого периода является непосредственным выражением конкретно-исторического процесса развития всей культуры Древней Греции.

Эллинистический период.

      После создания империи греческая культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление новой  эпохи, получившей название эллинизма, т. е. эпохи распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило её соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Хронологически эллинизм охватывает исторический период с 323 г. до н. э. до 31 г. до н. э. Это довольно продолжительный период времени, в течение которого греческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии. Сформировался новый общественный идеал – конкретная выдающаяся личность, греки начинают обожествлять царей и полководцев, создавая им статуи и алтари. Возник космополитизм, характерная черта эллинизма, он привел к тому, что отдельный человек стал чувствовать себя беспомощным во вдруг оказавшемся таким огромным мире. Самым грандиозным сооружением эпохи эллинизма стал Пергамский алтарь Зевса, причисленный к «семи чудесам света». Большее развитие получила декоративная скульптура, в ней важна не физическая мощь, а сила мудрости, твердости характера и убежденности духа.  Это время рождения различных скульптурных школ: александрийской, родосской, аттической, пергамской, каждая со своими художественными особенностями. 

Основные  направления древнегреческого искусства.

Искусство вазописи.

     В Греции  быстро развивалось искусство  вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом  спирали, блестяще разработанным кикладскими  мастерами еще в предшествующем веке. В дальнейшем во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие вазопись каждого центра. Широта художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании искусства к человеку и его деятельности. Блестящим примером являются многоцветные росписи в домах, исполненные несколькими мастерами. Особенно важна передача идеи движения, что принципиально отличает культуру Эллады от традиций одновременных ей других древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов условности и орнаментальности. И если в искусстве III тыс. пока известны немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то позже творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.

Литература.

     Литература  ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего  сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию на протяжении почти тысячи лет до того, как она была записана.

    Эпическая литература сложилась в особый вид  искусства со своими специальными правилами  речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным запасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Устная передача немало способствовало строго объективному отбору произведений, которые народ удержал в своей памяти.

Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.

    Следует отметить, что обе поэмы показывают удивительное созвучие эпоса пластическому творчеству Греции. Их объединяет сила и жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие. Высокое литературное искусство ахеян, выдвинув на первый план человека и его роль в своей судьбе, не смотря на предопределение богов, является драгоценным вкладом ранней Греции в мировую культуру.

    Помимо  художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени  хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и  мифологических преданий. Они были широко известны в устной передаче вплоть до VII-VI вв., когда их включила распространявшаяся тогда письменная литера тура.

    Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VIвв.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его  варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами «Цикла», и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: «Труды и дни» и «Теогония». Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах. "Гомер открыл новый мир - самого Человека. Это и есть то, что делает его «Илиаду» и «Одиссею» ktema eis aei, произведением навеки, вечной ценностью». Грандиозная концентрация героических сказаний в «Илиаде» и «Одиссее» стала основой для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой половине VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с «Илиадой» и «Одиссеей» и, вместе сними, образовать единую связную летопись мифологического предания, так называемый эпический «кикл» (цикл,круг). Античная традиция приписывала многие из этих поэм Гомеру и этим подчеркивала их сюжетную и стилистическую связь с гомеровским эпосом. Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта. Эта тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме «Труды и дни». Необычайно сложный, богатый и красочный мир человеческих чувств, мыслей и переживаний раскрывается перед нами в произведениях следующего за Гесиодом поколения греческих поэтов, работавших в различных жанрах лирики. Чувства любви и ненависти, печали и радости, глубокого отчаяния и бодрой уверенности в будущем, выраженные с предельной, неслыханной до того времени откровенностью и прямотой, составляют основное содержание дошедших до нас от этих поэтов стихотворных фрагментов, к сожалению не столь уж многочисленных и в большинстве своем очень кратких (нередко всего две-три строки). В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи, ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам. Настроения такого рода должны были восприниматься как социально опасные и вызывать протест как в среде ревнителей старых аристократических порядков, так и среди поборников новой полисной идеологии, призывавших сограждан к умеренности, благоразумию, действенной любви к отечеству и повиновению законам. Прямым ответом на стихи Архилоха звучат исполненные суровой решимости строки из "воинственных элегий" спартанского поэта Тиртей.

    Если  Тиртей делает в своих стихах главный  упор на чувство самопожертвования, готовность воина и гражданина умереть  за отечество (призыв, звучащий весьма актуально в таком государстве, как Спарта, которая в VII-VIвв. вела почти непрерывные войны со своими соседями), то другой выдающийся мастер элегического жанра и вместе с тем прославленный государственный деятель - Солон ставит на первое место среди всех гражданских добродетелей чувство меры, или умение во всем соблюдать «золотую середину». В его понимании только умеренность и благоразумие способны удержать граждан от алчности и пресыщения богатством, предотвратить порождаемые ими междоусобные распри и установить в государстве «благозаконие».

    В то время как одни греческие поэты  стремились постичь в своих стихах сложный внутренний мир человека и найти оптимальный вариант его взаимоотношений с гражданским коллективом полиса, другие не менее настойчиво пытались проникнуть в устройство окружающей человека вселенной и решить загадку ее происхождения. Одним из таких поэтов-мыслителей был известный нам Гесиод, который в своей поэме «Теогония», или «Происхождение богов», попробовал представить существующий миропорядок в его, так сказать, историческом развитии от мрачного и безликого первородного Хаоса к светлому и гармоничному миру возглавляемых Зевсом богов-олимпийцев.

Медицина.

    Особенно  показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с  деятельностью Гиппократа.

    Было  бы большой ошибкой считать, как  это иногда делают в наши дни, что  греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидений, знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны, но совершенно отличны друг от друга.

    В «Гиппократовом сборнике» можно различить трактаты трех больших групп врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных спекуляций. Им противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настолько велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их. Наконец, в третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то есть Косская школа, - имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя из него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольных предложений и постоянной константой считают разум.

    Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только Косская школа основала медицину как науку.

Историография.

    Лишь  применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на смену  ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи ставят рождение истории как науки в  связь с оформлением демократии и соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин, создающий своей политической деятельностью современную историю, хотел знать и историю, которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой историографии стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от логографов к Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал «отцом истории». Основная тема «Истории» Геродота - греко-персидские войны.

    Темой труда Фукидида стала история  Пелопонесской войны. Коренной афинянин, связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов, Фукидид был видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его карьера внезапно оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел поражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная ему история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общий очерк истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строго ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой метод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можно считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит в том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все чудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидид пытается объяснить происходившее только «природой человека». Тем самым естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История, с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что обнимается понятием «слепой случай»). Взаимодействие рационального и иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их способность осознать направление исторического процесса и действовать в соответствии с ним.

Театр.

    Театр занимал особое место в жизни  греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр в Vв. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя.

Информация о работе Культура Древней Греции