Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:21, реферат

Описание

Греция.… Перед глазами Акрополь, святая гора Афон, Агора, Олимпия… Античность до сих пор по-своему ощущается здесь. Золотой век Перикла, невиданный расцвет архитектуры и скульптуры длился всего одно столетие, но именно здесь, на стыке Востока и Запада находится колыбель нашей культуры.
Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры – от спорта до философии. Прошло уже более двух тысяч лет, а влияние греческой культуры также сильно.

Содержание

Введение. 3
Периодизация древнегреческой культуры. 9
Крито-микенский период. 9
Гомеровский период. 9
Период архаики. 10
Классический период. 11
Эллинистический период. 11
Основные направления древнегреческого искусства. 12
Искусство вазописи. 12
Литература. 13
Медицина. 16
Историография. 17
Театр. 18
Скульптура. 20
Древние Афины – сердце Греции. 22
Заключение. 26
Список использованной литературы. 28

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

    Античная  традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и указывает на 534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние трагедии представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем собственно драматические произведения. Только на рубеже VI и Vвв. трагедия приобретает свой классический облик.

    В образах мифов греческая трагедия отразила героическую борьбу народа с внешними врагами, борьбу за политическое равенство и социальную справедливость. Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех крупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида.

    Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и склонилась к упадку. И хотя в последующие века трагедия продолжала существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков, которое имела в Vв., имена ее посредственных создателей оказались почти забытыми, а произведения трех великих трагиков стали предметом изучения в школах и переписывались из столетия в столетие.

    Рождение  комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, где протекала  деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать пародийно-мифологическую и бытовую тематику в форме  целостных пьес. Античные авторы, однако, предпочитали называть эти пьесы драмами, ибо в них почти никакой роли не играл хор. Несколько позднее появились комедии и в Афинах, где официальное признание они получили позднее, чем трагедии: на Великих Дионисиях комедии стали ставиться в 488-486гг., а на Ленеях - около 448г.

    Древняя аттическая комедия представляет собой  нечто исключительно своеобразное. Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней  с постановкой самых сложных  социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия подняла карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранив при этом неприкосновенными внешних формы обрядовой игры. Несмотря на признанное влияние Эпихарма, аттическая комедия отличалась от сицилийской: ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность, злободневные вопросы политической и культурной жизни полиса, в ней чрезвычайно силен обличительный пафос. В аттической комедии эта обличительная тенденция обычно находит выражение в издевке над конкретными лицами, часто в очень грубой форме. Способом осмеяния общественных явлений и граждан служит, как правило, карикатура. Осмеиваемые лица практически всегда подаются в грубо карикатурном виде, автора комедии мало волнует истинный облик героя. Наконец, сюжет комедии носит нередко фантастический характер. Бурная политическая жизнь Афин давала обильный материал для развития комедии. Наиболее выдающиеся ее представители - Еврипид и Аристофан, но, к сожалению, от произведений первого дошли только фрагменты, а из 44 комедий Аристофана сохранились полностью лишь 11.

Скульптура.

    Древнегреческие скульпторы проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них представлено Скопасом, уроженцем о.Пароса, произведения которого поражали современников драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств. Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта.

    Другое, лирическое направление отразил в своем искусстве Пракситель, младший современник Скопаса. Статуи его работы отличались гармонией и поэтичностью, утонченностью настроения. По свидетельству знатока и ценителя прекрасного Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась «Афродита Книдская». Чтобы полюбоваться этой статуей, многие предпринимали путешествие на Книд. Книдяне отвергали все предложения купить ее, даже ценой кассации их огромных долгов. Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом.

    Стремление  показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа. Плиний Старший  полагал, что главная, наиболее удачная  работа мастера - статуя Апоксиомена, атлета. Резцу Лисиппа принадлежали также «Эрот с луком», «Геракл, борющийся со львом». Впоследствии скульптор стал придворным художником Александра Македонского и создал несколько его портретов.

    Имя афинянина Леохара связано с  двумя хрестоматийными произведениями: «Аполлоном Бельведерским» и «Ганимедом, похищаемым орлом». Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников Возрождения, считавших его эталоном классического стиля. Их мнение потом было подкреплено авторитетом теоретика неоклассицизма И.Винкельманом.  
 
 
 
 
 
 
 

Древние Афины – сердце Греции.

     Город Афины возвышается в центре высокой  долины, окруженной рельефами гор: Имитос, Пентеликон, Парнет и Эгалей, выходит  с южной стороны на залив Сароникос. Первые поселения появились на Акрополе в долине вокруг укрепленной зоны, а также и на юго-западе, на находящихся невдалеке холмах: Муз, Пниксе, Нимф и Ареопаге. Восточную часть города пересекала река Илисос, а в северной его части протекал Эридан.

      Первые  следы поселений восходят к временам неолита (6500-4500 до н. э.); в микенский  период (1600-1100 до н. э.) Афины становятся столицей царства, в крепостных, включающих в себя цитадель, стенах которого находился дворец.

     Следы микенской крепостной стены, известной  под названием Пеласгикон, можно  обнаружить ещё и сейчас на склонах  Акрополя. Из литературных источников нам известно, что основателем Афин считается Тесей, прославленный герой-цивилизатор, осуществивший во время своего правления т. н. «синойкизм» Аттики, т. е. объединение Аттики путем жителей разделенного на четыре общины в город Афины. В действительности, кажется, что этот процесс скорее всего имел место в архаический период в VIII в. до н. э. Последним царем, управлявший городом, был Кодр, который, следуя преданию оракула, гласящего о том, что город будет спасен от захвата дорийцами, если царь их погибнет, покончил с собой, а афинский народ, уверенный, что никогда не найдет царя, достойного Кодра, решил отказаться от монархии. С того времени власть над городом перешла в руки к аристократам, эвпадридам, из которых выбирались магистраты, т. н. архонты, сначала находящиеся на должности до конца своей жизни, затем в течение десяти лет и, в конце  концов, с 80-х годовVII в., в течение года.

     В V в. до. н. э. в период правления Перикла Афины заняли привилегированное положение среди греческих городов-государств, вместо тирании там восторжествовал новый общественный порядок – демократия. Здесь каждый свободный гражданин получил право участвовать в решении политических вопросов. Впрочем, не только политика и общественная жизнь приближались к идеалу, совершенства достигло искусство, в частности архитектура. В каменной летописи античности мы обнаружим совершенные пропорции, идеальное сочетание духа и материи, красоты и идеи.

      За  тысячу лет до того, в Микенах, где  правил мифический царь Агамемнон существовала развитая цивилизация. Но расцвет в античной Греции был уравновешен упадком. Милость богов никогда не длилась долго. Греческие боги, которые запросто прогуливались среди простых смертных были слишком похожи на людей, но то, что оставалось от погибших культур было делом рук и ума человека. И эти творения до сих пор очаровывают своей магией.

        Единство природы и искусства,  и идеальная гармония произведений  даже спустя тысячелетия не  утратили своей силы. Здесь находится  первоисточник современной Европы, мира, который мы видим вокруг себя сегодня.

      Во  времена Александра Македонского вся  континентальная Греция принадлежала его империи. Спустя двести лет эти  земли завоевали римляне, и греки  вновь оказались в центре исторических событий.

      В Афинах возникает центр религиозного культа. В 480 г. до н. э. многие храмы пострадали после войны с персами. Однако вскоре они были вновь отстроены с ещё большим размахом.

     Свое  самое гармоничное выражение  афинская культура нашла в архитектуре. Так, Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства.

     Акрополь – сердце города Афин. Это обрывистая известняковая скала, где во времена правления Писистратов выросли первые культовые здания, в укрепленном месте дворца микенской эпохи и на святилищах геометрического периода. На самом деле, Писистрат в момент учреждения праздника в честь богини Афины, т. н. Панафиней, посвящает алтарь Афине Нике («победительнице»); затем упорядочивается крутой подъем, по которому процессия должна была подниматься на Акрополь.

В это  время здесь воздвигаются и первые храмы: Гекатомпедон, сооруженный в месте, где в дальнейшем вырастет Парфенон.

     Ко  временам персидских войн восходит первый Пропилон (монументальные ворота, ведущие в святилище или общественное здание).

     На  Акрополе находилось святое место Эрехтейон, лишь немногие  допускались сюда, чтобы  принести жертву богам. Входить  в него надо было через Пропилеи, которые по распоряжению Перикла  построили крупнейшие мастера эпохи. Прекрасные Кариатиды сотни лет поддерживают фронтон храма. Эрехтейон – место  почитания Афины Полиады и Посейдона, а также представляет собой культовое место других наиболее античных эпитетов Афины. Именно здесь согласно легенде во время спора Посейдона с Афиной за господство в Аттике после удара трезубцем Посейдоном забила ключом чистейшая вода. 

      В южной части Акрополя возвышается  Парфенон – величественное сооружение, строившееся с середины V века по 432 до н. э. архитекторами Калликратом и Иктином из мрамора близлежащей горы Пентеликон. Парфенон, принятый называть храмом Афины Парфенос, на самом деле гигантский дар, принесенный по обету богине и предназначенный для хранения колоссальной хрисоэлефантинной статуи богини и сокровищницы храма. В сооружении сочетаются два ордена: дорический – с внешней стороны и ионический в интерьере.

      На  северном склоне Акрополя можно встретить  развалины Одеона Перикла – прямоугольное в плане сооружение, первоначально имевшее крышу с двойным скатом и предназначенное для музыкальных состязаний. Дальше находится святилище Диониса, а к северу от него находился большой театр Диониса, где проходили театральные представления, имевшие место в Афинах по случаю праздников, посвященных богам. Театр вмещал около семнадцати тысяч зрителей. Первый ряд мест предназначался для тех зрителей, которые по указу заседания имели право поэдры, а именно, право сидеть в первом ряду во время соревнований в трагедиях: для них предназначались мраморные сидения, некоторые из которых можно обнаружить ещё и сейчас на месте. В театре Диониса были установлены статуи великих мастеров трагедии пятого века до нашей эры: Эсхила, Софокла и Еврипида.

      На  скалистом откосе Акрополя проходит древняя, называемая перипатосом дорога, проходящая по южному и восточному склону Акрополя, а вдоль неё можно увидеть руины древних культовых мест: святилище Геи Куротрофос, Деметры Хлои, Афродиты Пандемос, Исиды и алтарь Афродиты, Гермеса и Нимф.

      На  севере от Акрополя – огромная Агора (площадь), названная Агора Керамика. На входе в неё находится небольшой холм, названный Колон Агорейский, на котором возвышается храм Гефестейон.

      На  востоке от агоры находятся ворота Адриана. Пройдя через них можно  выйти к месту, где возвышается  коллосальный храм Зевса Олимпийского.

          В период классики Афины  стали центром греческой культуры. В них были собраны лучшие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Афины были своеобразным законодателем моды во всех сферах культуры. В них в пятом веке до нашей эры сложились благоприятные условия для свободного творчества и закономерно, что туда устремились ученые и художники из других греческих полисов и городов. 
 
 
 
 

Заключение.

      Древнегреческая культура оказала огромное влияние  на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии Нового времени. До наших дней в основных чертах дошла система греческого образования. Древнегреческие мифология и литература уже много лет вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов.

      Значение  древнегреческой культуры столь  велико, что недаром мы называем времена её расцвета «золотым веком  человечества». И теперь, спустя тысячелетия, мы восхищаемся идеальными пропорциями архитектуры, непревзойденными творениями скульпторов, поэтов, историков, ученых. Эта культура – самая человечная, она и до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество:

Много в природе дивных сил,

Но нет  сильнее человека2

Софокл  «Антигона».

     Отправной точкой и объектом всей греческой  цивилизации является человек. Она  исходит из его потребностей, она  имеет ввиду его пользу и его  прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого. Цивилизация греков сопрягает мир и человека. Она связывает их в борьбе и битве, соединяет плодотворной дружбой, имя которой - Гармония.

Информация о работе Культура Древней Греции