Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:21, реферат

Описание

Греция.… Перед глазами Акрополь, святая гора Афон, Агора, Олимпия… Античность до сих пор по-своему ощущается здесь. Золотой век Перикла, невиданный расцвет архитектуры и скульптуры длился всего одно столетие, но именно здесь, на стыке Востока и Запада находится колыбель нашей культуры.
Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры – от спорта до философии. Прошло уже более двух тысяч лет, а влияние греческой культуры также сильно.

Содержание

Введение. 3
Периодизация древнегреческой культуры. 9
Крито-микенский период. 9
Гомеровский период. 9
Период архаики. 10
Классический период. 11
Эллинистический период. 11
Основные направления древнегреческого искусства. 12
Искусство вазописи. 12
Литература. 13
Медицина. 16
Историография. 17
Театр. 18
Скульптура. 20
Древние Афины – сердце Греции. 22
Заключение. 26
Список использованной литературы. 28

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

     Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

     «Ковровская государственная технологическая академия имени  В. А. Дегтярева» 

     Кафедра ГН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат по дисциплине культурология.

     Тема: «Культура Древней  Греции » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Исполнитель                                                                            Иванов В. В..,

                                                                                                   ст. гр. МН – 108

      

     Руководитель                                                                              Зуева Н. Б.

                                                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 

Ковров, 2009 год.

Содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 

     Греция.…  Перед глазами Акрополь, святая гора Афон, Агора, Олимпия…  Античность до сих пор по-своему ощущается здесь. Золотой век Перикла, невиданный расцвет архитектуры и скульптуры длился всего одно столетие, но именно здесь, на стыке Востока и Запада находится колыбель нашей культуры.

     Корни европейской культуры находятся  в Греции. Творческие достижения и  открытия греков наложили свой отпечаток  на все направления и формы  европейской культуры – от спорта до философии. Прошло уже более двух тысяч лет, а влияние греческой культуры также сильно.

     В процессе мирового исторического развития каждый народ, каждая нация вносит свой вклад в сокровищницу мировой  культуры. Как правило, народы, создавшие  великие империи, крупные державы, вносят больший вклад, а малые государства – меньший. Однако, как показывает исторический опыт, из этого правила есть и исключения. Таким исключением является история Древней Греции. Небольшая по территории, разделенная на множество маленьких городов- государств, страна с относительно небольшим населением создала такую великую культуру, оставила будущим поколениям такое богатейшее наследие, что заняла уникальное место в истории мировой цивилизации.

     В своей небольшой и не самой  богатой стране древние эллины создали  общественные институты, духовные ценности, который приобрели общечеловеческое значение, обогатили и ускорили процесс мирового исторического развития. Именно древние греки впервые сформулировали принципы цивилизованного урбанизма и создали институты общественной демократии.

     Шедевры древнегреческой культуры стали  неотъемлемой частью духовной жизни  народов многих стран вплоть до современности. Влияние древнегреческой культуры на европейскую историю и культуру было настолько велико, что историки Нового времени говорили о «греческом чуде», «детстве человечества».  

    Каждый  период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи  отводят античной культуре.

    Понятие «античность» появилось в эпоху  Возрождения, когда итальянские  гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

    В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.

     Обратиться  меня к этой теме побудило то, что  несмотря на то, что этой культуре уже  более двух тысячелетий, она до сих пор очень высоко ценится и привлекает внимание сотен тысяч человек, которые ежегодно приезжают в современную Грецию, чтобы посмотреть своими глазами шедевры древнегреческой цивилизации. Для меня сразу возникает вопрос: любопытно, станут ли люди через тысячу лет с таким же интересом ходить по развалинам наших сегодняшних городов. Окажется ли наша культура столько же притягательной для них,  насколько античная для нас?

     Многие  ученые посвятили свои труды изучению греческой культуры, но, тем не менее, она до сих пор остается одной из самых загадочных в мире. Отсюда возникает другой вопрос: как и почему именно малый народ эллинов смог создать такую замечательную культуру? Это в некоторой степени историческая загадка.

     Сейчас, когда весь мир старается проникнуть в глубокие тайны прошлого, интерес к греческой культуре ещё больше возрастает. Ведь древняя Греция в каком-то смысле представляет собой прародину современной Европы.

     Культура  древней Греции настолько широка, многогранна и загадочна, что  поставить задачу охватить её полностью в рамках реферата представляется невозможным. Поэтому своей задачей я поставила дать общую характеристику древнегреческой культуре в соответствии с периодами: Крито-Микенский, Гомеровский период, архаический и классический, и эллинистический; рассказать об основных тенденциях развития культуры, в частности о скульптуре, медицине, искусстве вазописи, театре, историографии и литературе. Но особое внимание я хотела бы уделить именно культуре древних Афин, центра развития древнегреческой цивилизации. Говоря словами одной комедии:

     Да  ты – чурбан, коли Афины не видывал;

     Осел  – коли, увидев, не пришел в восторг;

     Верблюд – коли покинул их, не жалуясь1

     Афины – живописный город, ежегодно привлекающий сотни тысяч туристов со всего  мира. И для этого есть немало оснований. Этот город всегда был настоящей находкой ученых, археологов и поэтов, любителей всего загадочного и просто мечтателей. Все что их привлекает и есть следы древнеафинской культуры. Акрополь, Парфенон, Театр Диониса, Агора, Перипатос – вершина развития древнегреческой архитектуры. И все это находится именно в Афинах.

     Древние памятники архитектуры, разбросанные по территории Греции или находящиеся  в Национальном археологическом  музее, музее Акрополя и музее  Агоры служат основными источниками по древнегреческой культуре. Также сохранились древние тексты таких авторов, как Гомер, Геродот, Фукидид, Аристотель, Демосфен, Гиппократ, Полибий и другие. Их подробная антология приводится в книге В. И. Кузищина «История Древней Греции», которую я использовала при написании реферата. Именно это является главной отличительной особенностью этой книги, более того в ней содержится подробная характеристика искусств древней Греции.

     Хотелось  бы также отметить книгу М. Л. Гаспарова  «Занимательная Греция».  Она представляет собой сборник небольших рассказов и полностью оправдывает  свое название. Чего только стоят названия этих рассказов: «Сказка на каждом шагу», «Война мышей и лягушек», «Хор о человеке», «Рабы среди свободных», «Право на праздность» и  многие другие. Книга полностью охватывает культуру Древней Греции, наполнена выдержками из древних книг, произведений античных авторов и трагиков. В книге присутствуют иллюстрации и карты, помогающие воссоздать ещё более яркую картину эпохи Древней Греции. Целая часть книги посвящена истории  Афин, городу, которому я уделила особое внимание. Особенностью является то, что автор по ходу повествования задает вопросы, призывая к диалогу и размышлению.

     Также я использовала книгу «История культура Древней Греции и Рима». Автор книги – профессор Казимеж Куманецкий, известный польский филолог и историк, внесший большой вклад в изучение античной культуры.

     В книге профессора Куманецкого раскрывается всё величие и богатство культуры Древней Греции. Временной интервал, охваченный повествованием, составляет почти 2,5 тысячи лет. Перед глазами проходят картины, раскрывающие особенности духовного развития человечества и отражающие развитие культуры в течение большого промежутка времени – от первых дворцов критских царей до утверждения христианства, от Гомера до Августина и Константина. К числу недостатков можно отнести малое количество цитат, а многие писатели были удостоены лишь беглого упоминания, но в то же время к числу позитивных моментов можно отнести то, что учёный сумел оценить и тех, кто почти не известен широкому кругу публики. Приводя сотни имён, профессор не ограничился простым перечислением, а каждому упоминаемому человеку уделяет хотя бы несколько строк. Другое (и очень важное) достоинство книги – широкое понимание культуры. Помимо традиционных сфер (философия, науки, живопись, литература, скульптура, архитектура), он рассматривает и «пограничные области» (религия, законы, социальные и общественно-политические отношения, быт населения). Исторической подоплекой развития культуры являются описываемые к книге войны, политические столкновения, реформы, мятежи, взаимное проникновение различных «национальных» культур. К числу минусов, на мой взгляд, можно отнести недостаточно полное описание влияния на древнегреческую культуру других стран и государств, например, восточных или Египта; жаль, что цивилизации описываются «слишком параллельно», лишь изредка появляются связующие нити (например, при рассказе о влиянии греческой культуры на римскую), хотя, с другой стороны, это можно рассматривать как желание автора заставить читателей думать и самим проводить логические цепочки между событиями в разных странах, видеть зависимость одних событий от других.

     Не  менее занимательной является книга  Андре Боннара «Греческая цивилизация». Книга знакомит с основными чертами античной культуры, с лучшим, что создало человечество для нас.  Необходимо при этом отметить, что Боннар не старается объять необъятное, а даёт только самый общий, сжатый очерк истории античной культуры, который ни в коей мере не может заменить более подробных и глубоких специальных трудов по истории философии, изобразительных искусств и литературы древнегреческой цивилизации. Но, тем не менее, ему удалось написать книгу, в которой доступно, ясным языком описана в целом культура Древней Греции. Конечно, в одной книге невозможно собрать весь фактический материал, провести полный анализ всех произошедших событий и дать их объективную оценку, но автор и не ставил перед собой такой цели. Главное для него было дать общее представление о поразительно высокой культуре античного мира, рассказать читателю об основных, определяющих событиях в жизни этого народа и этой цивилизации. При всём этом «разнообразии» повествования автор наибольшее внимание уделяет тому, ради чего, собственно, и была написана книга – истории культуры. В целом же книга Андре Боннара может стать при желании очень хорошим и довольно полным источником знания о культуре античных цивилизаций, при всём своём обилии фактического материала она является доступной для понимания.

     Основной  же книгой, которая была мне необходима при написании архитектуры древних  Афин является книга Эмануэле Греко  «Древние Афины. Мыс Суний, Эгина  и Олимпия». Эмануэле Греко –  директор Итальянской археологической  школы в Афинах и долгое время занимается изучением этого загадочного города. Его книга, по сути, представляет собой путеводитель по Древних Афинам. Это как старое кино, когда картинки последовательно сменяют друг друга. Эмануэле Греко, как гид со стажем, проводит по древним улицам, Акрополю, театру Диониса, Агоре, Алтису, восстанавливая перед глазами античный город. Более того, книга содержит иллюстрации, содержащие реконструкции главнейших памятников архитектуры Древних Афин.

     Итак. Я дала характеристику основной литературе. Самое время окунуться в загадочный мир Древней Греции. Говоря словами Эмануэле Греко, позвольте же ввести вас в эту сказку! 
 
 
 
 
 
 
 

Периодизация  древнегреческой  культуры.

Крито-микенский  период.

      Древнейшая  цивилизация на территории Греции получила название у исследователей античности крито-микенской, поскольку её центрами были последовательно остров Крит и город Микены на территории материковой Греции. Пережив периоды подъема и упадка она просуществовала с 2000 до 1200 г. до н. э. На рубеже III и II тыс. до н. э. жизнь людей на Крите сосредоточилась вокруг так называемых дворцов, они были средоточием политической, экономической и религиозной жизни. Таких центров было четыре: Кносс, Фест, Маллия и Като Закро. Вначале они были самостоятельными государствами, но потом объединились под властью Кносса, который постепенно распространил свое влияние на весь регион Эгейского моря. Здесь сложилась особая форма власти – теократия, при которой светская и духовная власть принадлежат одному лицу.

      Но  в конце XV в. до н. э. на Крит обрушилась катастрофа – извержение вулкана, и Крит превратился в провинцию ахейской Греции.  Центр цивилизации переместился в Микены. Здесь также основными центрами были дворцы. Но на смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметрия и динамичность форм. В XIII в. до н. э. центры микенской культуры были захвачены варварами. Произошло понижение социально-экономического и культурного уровня Греции, которая вернулась к родоплеменному строю, утратила письменность и культурные достижения предшествующей эпохи.

Информация о работе Культура Древней Греции