Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:56, реферат
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление
многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних
временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое
цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной
степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно
в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-
технического мира, их культурное единство и обретает значимость.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Введение
Одна из
центральных проблем
многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних
временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое
цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной
степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно
в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-
технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой
стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и
техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом
исторического пространства на одной и той же географической территории, то
здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность
сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние
современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными
иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет
до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека
современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной
устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались
основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время,
закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли
Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в
Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время
Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и
величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и
инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее
принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый
человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и
благодаря этому открывать в себе все новые возможности.
Индия - одна
из колыбелей человеческой
еще в глубокой древности.
Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков
дравидов сменили
жизни, языком, верованиями, культурой.
Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро
и др. существовали уже в ІІІ тыс. до н.э. на берегах Инда. Культура Хараппы
стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.
Археологами найдены многочисленные каменные, медные, бронзовые орудия труда
и оружие, свидетельствующие об умении обрабатывать металлы, развивать
земледелие, знании многочисленных ремесел, письменности, десятичной системы
счисления.
В религии эпохи Хараппской культуры обнаружены элементы, вошедшие в
более поздние религиозные представления. Во 2 тысячелетии начали
складываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия
получили литературное оформление, именуемое в истории индийского
мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия,
уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том
числе и буддизма.
К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое
связано между собой во
времени постоянными
состояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме,
как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивыми оказались состав
пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях были
развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и
животных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии уже
отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей,
объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установлено
высшим божеством - Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась
учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи,
совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство
институтом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям к
выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные
лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости
последних к миру богов, а для низших варн многие обряды были вообще
запрещены.
Действительного развития она достигла во 2 тыс. до н.э., в эпоху
"Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" была создана своеобразная
духовно-мировоззренческая система индуизма, ставшая важнейшей частью
индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты.
Каста - это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразие
индийской культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы
раздела общества на 4 касты: Брахманов (жрецов); Кшатриев (волхвов);
Вайшвив (землеробы); Шудры (слуги). Была выработана целая система жизни и
поведения человека в зависимости от касты. Например, законным считался брак
в пределах одной варны (эндогамия), это же относилось и к выбору профессии,
занятия определенным ремеслом.
Индийская каста - это результат длительного процесса становления
производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые
разделены между собой происхождением, профессией, обычаями и законами.
Период с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э.,
получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового
общества и государства. Крупные достижения в области производства привлекли
за собой расслоение общества.
Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических
противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов
племенной раздробленности и исключительности. К середине 1-го тысячелетия
до н.э. эти черты патриархальности приходят во всё более резко выраженное
противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые
и являлись основной причиной возникновения буддизма.
Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со
значительными изменениями в социально - политической и экономической жизни
древнеиндийского общества. Весьма активно начинают о себе заявлять
периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются
на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль в жизни общества.
Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и
Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики,
политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных
империй в древней Индии - империи Магадхи, основателями и руководителями
которой явились представители династии Маурьев. Таким образом, на
территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине
первого тысячелетия до н.э. концентрируются значительные социальные силы,
нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новой
идеологии.
В 6-5 вв. до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческое
хозяйство, использовать труд рабов более рационально. Законодательные меры,
несколько ограничивающие произвол хозяина по отношению к рабу, показывают
начало изживания существующей системы и отражают страх перед острыми
классовыми столкновениями. Система гражданско-политической жизни,
сложившаяся в то время стала важным фактором, который обусловил специфику
индийской культуры.
Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха.
Наивысшего могущества это государство достигло в IV - II вв. до н.э. при
династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию
Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в
развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных
политических событий. Создание объединенного индийского государства
способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур,
стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих
государственных институтов, получивших развитие в последующий период,
возникли и оформились многие основные черты социальной структуры, сословно
- кастовой организации,
важнейшие институты
государства. Получил развитие ряд религиозно – философских течений, такие
как джайнизм, поставивший под сомнение ведические ценности, и буддизм,
который постепенно из сектантского монашеского учения превратился в одну из
трех мировых религий.
Одним из важнейших компонентов социального, общественного и
экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины
объединялась значительная часть населения - свободные землевладельцы. Самой
распространенной формой общины была сельская, хотя в остальных районах
империи еще существовали примитивные родовые общины. В течение долгого
времени общины были изолированы друг от друга, но постепенно эта
ограниченность и замкнутость нарушалась.
Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не
менее, в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и
рабов. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях
экономики Древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства
было наличие государственного законодательства, направленного на
ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Повседневная жизнь
индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру
являющихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко
выраженный религиозный характер. Наиболее известными являются Законы Ману
(Ману - мифический бог). Точное время составления этих законов неизвестно.
Предполагается, что они появились в период между II в. до н.э. и II в. н.э.
они состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок).
Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи,
содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав).
Между тем империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов,
стоявших на разных ступенях развития. Особенного расцвета государственно-
политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования
Ашоки (сер. 3 в. до н.э.) Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем
военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В
культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно
соединять разорванное на варны общество.
В первые века н.э. Маурьев сменили цари индоскифской династии Кушанов
(1-3 вв. н.э.). После распада Кушанской державы в IV в. н.э. произошло
новое возвышение Магадхи, где воцарилась династия Гуптов. Распространившись
к V в. н.э. на большей части Северной Индии, держава Гуптов стала последним
рабовладельческим государством в этой части страны. В этот период
совершенствуется земледелие, развиваются ремесла (изготовление оружия и
украшений, металлургия, ткачество, обработка камня и др.), буддизм уступает
место индуизму.
Одной из
самых величественных и
на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся
главным образом на территории Индии. Достижения древних индийцев в самых
различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в
золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее
развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно
значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на
Дальнем Востоке.
Религия Древней Индии.
Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с
развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением
был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии). Корни этой
религии уходят в глубокую древность.
О религиозных
и мифологических