Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:56, реферат

Описание

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление
многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних
временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое
цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной
степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно
в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-
технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.docx

— 105.84 Кб (Скачать документ)

древнеиндийских философов  был Начартжуна, выступивший с концепцией  всеобщей

относительности или «всеобщей  пустоты»,  а  также  заложивший  основы  школы

логики  в  Индии.  К  концу  древности  наибольшим   влиянием   пользовалась

идеалистическая школа веданта, но не малую  роль  играли  рационалистические

концепции.

 

                                  Джайнизм

 

      Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе  развития

учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных  философских  школ

Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и  также  в  Северной

Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ  и  воздаяния  за

поступки. Наряду  с  этим  он  проповедует  еще  более  строгие  правила  не

причинения вреда любым  живым существам. Поскольку  же  вспашка  земли  может

повлечь за собой  уничтожение  живых  существ  -  червей,  насекомых,  среди

джайнов  всегда  преобладали не  земледельцы,  а торговцы,   ремесленники,

ростовщики. Этические  предписания  джайнизма  включают  обеты  правдивости,

сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия  джайнизма

получила свое название по имени  одного  из  основателей  -  Вардхамана,  по

прозвищу победитель ("Джина"). Цель учения  джайнизма  -  достижение  такого

образа жизни,  при  котором  возможно  освобождение  человека  от  страстей.

Главным признаком  души  у  человека  джайнизм  считает  развитие  сознания.

Степень  сознательности  людей  различна.  Это  оттого,  что  душа   склонна

отождествлять себя  с  телом.  И,  несмотря  на  то,  что  по  природе  душа

совершенна  и возможности ее  безграничны,   в   том   числе   безграничны

возможности познания; душа (скованная телом) несет  в  себе  также  и  бремя

прошлых жизней, прошлых действий, чувств и  мыслей.  Причина  ограниченности

души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна  роль  знания,  только

оно способно освободить душу  от  привязанностей,  от  материи.  Это  знание

передается  учителями,  которые  победили  (отсюда   Джина   -   Победитель)

собственные страсти и  способны научить этому других. Знание - это не  только

послушание учителю, но и  правильное поведение, образ действий.  Освобождение

от страстей достигается  с помощью аскетизма.

 

                                    Йога

 

      Йога опирается  на Веды и  является  одной   из  ведических  философских

школ.  Йога  означает  "сосредоточение",  ее  основателем  считается  мудрец

Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика.  Йога  -  есть

индивидуальный путь спасения и предназначена  для достижения  контроля  над

чувствами и мыслями, в  первую очередь, при помощи медитации. В системе  йоги

вера в бога рассматривается  как элемент теоретического мировоззрения  и  как

условие  практической  деятельности,   направленной   на   освобождение   от

страданий.  Соединение  с  Единым  необходимо  для осознания   собственного

единства. При успешном овладении  медитацией, человек  приходит  к  состоянию

самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого  ряда

физических и психических  упражнений и сосредоточенности). Кроме  этого,  йога

включает в себя и  правила  приема  пищи.  Пища  делится  на  три  категории

соответственно трем гунам материальной природы,  к которой она относится.

Например, пища в гунах невежества и страсти способна  умножить  страдания,

несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя  йоги  особое  внимание

обращают  на  необходимость  выработки  терпимости  по  отношению  к  другим

учениям.

 

                    Литература, лингвистика Древней  Индии

 

      Историю  древнеиндийской литературы принято  подразделять  на  несколько

этапов: ведийский, эпический, период классической  санскритской  литературы.

Для первых двух этапов  характерно  преобладание  устной  традиции  передачи

текста. Подлинными  энциклопедиями  индийской  жизни  являются  две  великие

эпические поэмы Древней  Индии "Махабхарата" и "Рамаяна". В  них  запечатлены

все стороны жизни древних  индийцев. Эпос вобрал в  себя  материал,  который,

складываясь  из  устной  поэтической  традиции,   приобретал   дидактический

характер, включал в  себя  религиозно-философские  произведения  и  идеи.  В

последующие эпохи многие видные художники  Индии,  в  числе  которых  был  и

знаменитый Калидас, черпали свое  вдохновение из  этих  сокровищ  мудрости

своего народа.

      В  эпоху   классической  санскритской  литературы  особую  популярность

приобрел сборник рассказов  и притч «Панчатантра», основанный  на  фольклоре.

Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним  познакомились  и  в

России.

      Из  литературы,  относимой  к  буддийской  традиции,  ярко  выделяется

творчество поэта и  драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им  поэма

«Буддхачарита» была первым искусственным  эпосом,  появившимся  в  индийской

литературе. Эпоха Гуптов была  временем  развития  древнеиндийского  театра.

Появились даже специальные  трактаты  по  драматургии.  Определялись  задачи

театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция  предшествовала

греческой.

      Высокого  уровня  достигла  в  Древней   Индии   теория   литературного

творчества,  в  том  числе  и  поэзия.  Подробно   разрабатывались   правила

стихосложения, трактаты по теории метрики и  поэтике.  Появляется  несколько

школ «поэтической науки», ведутся споры о жанрах,  о  цели  литературы  и  о

художественном языке.

      Концепция  божественного характера речи  повлияла на  развитие  науки   о

языке. Считалось, что речь лежит в основе  наук  и искусств.  В грамматике

Панини «Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен  столь  глубоко  и

основательно, что современные  ученые находят сходство между теорией  древних

индийцев и современной  лингвистикой.

 

                ВЕДЫ - первый памятник мысли древних  индийцев

 

      Первым  памятником  мысли  древних   индийцев  были  "ВЕДЫ",  буквально

означающие в переводе с санскрита "знание, ведение". ВЕДЫ,  возникнув  между

вторым и первым тысячелетием до нашей эры,  сыграли  огромную,  определяющую

роль  в  развитии  духовной  культуры  древнеиндийского  общества,   включая

развитие философской  мысли.

      ВЕДЫ состоят  из гимнов,  молитв,  заклинаний,  песнопений,  жертвенных

формул,  и  так  далее.  В  них  впервые  делается  попытка  к  философскому

толкованию окружающей человека среды. Хотя в них  содержится  полусуеверное,

полумифическое, полурелигиозное  объяснение окружающего  человека  мира,  тем

не   менее,   их   рассматривают   в   качестве   философских,   а    точнее

предфилософских, дофилософских источников. Собственно,  первые  литературные

произведения, в которых  делаются попытки философствования,  т.е.  толкования

окружающего человека мира, по своему содержанию не  могли  быть  другими.  В

образном  языке  ВЕД выражено  весьма  древнее религиозное мировоззрение,

первое философское представление  о мире, человеке, нравственной жизни.  ВЕДЫ

делятся на четыре группы (или  части). Древнейшая из них -  Самхиты  (гимны).

Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний  из  них

- Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора  тысяч лет до  нашей

эры). Вторая часть ВЕД -  Брахманы  (сборник  ритуальных  текстов).  На  них

опиралась религия брахманизма, господствовавшая до  возникновения  буддизма.

Третья  часть  ВЕД  -  араньяки  ("лесные  книги",  правила поведения   для

отшельников).  Четвертая  часть  ВЕД  -  Упанишады,  собственно  философская

часть, возникшая около  тысячи лет до нашей эры.

      Уже в   это  время  возникли  первые  элементы  философского  сознания,

началось   формирование   первых   философских   учений    (и    религиозно-

идеалистических и материалистических).

 

                                  Упанишады

 

      Упанишады  ("сидеть около", т.е. у ног   учителя,  получая  наставления;

или - "тайное, сокровенное  знание") - философские тексты, появившиеся  около

одной тысячи лет до нашей  эры  и  по  форме  представлявшие,  как  правило,

диалог мудреца-учителя  со своим учеником или же с человеком,  ищущим  истину

и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности  известно  около

сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины,  первоначала  бытия,

с  помощью  которого  объясняется происхождение всех  явлений природы   и

человека. Господствующее место  в Упанишадах занимают  учения,  полагающие  в

качестве первопричины и первоосновы бытия духовное  начало  -  Брахман,  или

Атман. Брахман и Атман  употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман  чаще

употребляется для обозначения  бога,  вездесущего  духа,  а  Атман  -  души.

Начиная с Упанишад, Брахман  и Атман становятся центральными  понятиями  всей

индийской философии (и прежде всего - веданты). В некоторых Упанишадах  идет

отождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной  мира -  пищей,

дыханием, вещественными  первоэлементами (вода, воздух,  земля,  огонь),  или

со всем миром в целом. В большинстве же текстов  Упанишад  Брахман  и  Атман

трактуются  как  духовный  абсолют,  бестелесная первопричина   природы   и

человека.

      Красной  нитью через все Упанишады  проходит идея о  тождестве   духовной

сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло  свое  отражение

в знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть  то",  или "Ты  -  одно  с

тем").

      Упанишады   и   изложенные   в   них   идеи   не   содержат   логически

последовательной и целостной  концепции. При  общем  преобладании  объяснении

мира как духовного  и бестелесного в них представлены  и  другие  суждения  и

идеи  и,  в  частности,  делаются   попытки   натурфилософского   объяснения

первопричины  и  первоосновы  явлений  мира  и  сущности  человека.  Так,  в

некоторых текстах проявляется  стремление  объяснить  внешний  и внутренний

мир, состоящим из четырех  или даже пяти вещественных  элементов.  Порой  мир

представляется  как  недифференцированное  бытие,   а   его   развитие   как

последовательно  прохождение  этим  бытием  определенных  состояний:  огонь,

вода,  земля,  или  же  -  газообразное,  жидкое,  твердое.  Именно  этим  и

объясняется  все  то  многообразие,  которое  присуще  миру,  в  том   числе

человеческому обществу.

      Познание  и приобретенное знание подразделяются  в  Упанишадах  на  два

уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только  окружающую

действительность. Это знание не может быть истинным, так как  оно  по  своему

содержанию является отрывочным, не полным. Высшее -  познание  истины,  т.е.

духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности,  приобрести  его

можно только с помощью  мистической интуиции, последняя  же  в  свою  очередь

формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям.  Именно

высшее знание дает власть над миром.

      Одна  из  важнейших  проблем  в   Упанишадах  -  исследование  сущности

человека,  его  психики,  душевных  волнений  и  форм  поведения.  Мыслители

Древней Индии отмечают сложность  структуры человеческой психики  и  выделяют

в ней такие элементы, как  сознание,  воля,  память,  дыхание,  раздражение,

успокоение  и  т.п.   подчеркивается   их   взаимосвязь   и   взаимовлияние.

Несомненным достижением  следует считать характеристику  различных  состояний

человеческой психики  и, в частности,  бодрствующее  состояние,  легкий  сон,

глубокий сон, зависимость  этих состояний от внешних стихий и  первоэлементов

внешнего мира.

      В  области   этики  в  Упанишадах   преобладает   проповедь   пассивно-

созерцательного  отношения   к   миру:   высшим   счастьем   провозглашается

избавление души от всяких  мирских  привязанностей  и  забот.  В  Упанишадах

проводится  различие  между  материальными  и  духовными  ценностями,  между

благом, как спокойным  состоянием души, и низменной погоней  за  чувственными

удовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается  концепция

переселения душ (сансара) и  воздаяния за  прошлые  действия  (карма).  Здесь

выражено  стремление   определить   причинно-следственную   связь   в   цепи

человеческих  поступков.  Делается  также  попытка  с  помощью  нравственных

принципов (дхармы) скорректировать  поведение человека на каждой  стадии  его

существования. Упанишады  по  существу  являются  фундаментом  для  всех  или

почти всех последующих философских  течений, появившихся в Индии, так  как  в

них были поставлены  или  разрабатывались  идеи,  которые  длительное  время

"питали" философскую  мысль в Индии.

 

                                 Махабхарата

Информация о работе Культура Древней Индии