Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:56, реферат

Описание

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление
многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних
временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое
цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной
степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно
в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-
технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.docx

— 105.84 Кб (Скачать документ)

амфитеатры характерны для  античных городов. Еще в период поздней  республики

в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был  всецело  римским

изобретением. Если греческие  театры устраивались под открытым  небом,  места

для зрителей располагались  в выемке холма, то  римские  театры  представляли

собой самостоятельные  замкнутые  многоярусные  здания  в  центре  города  с

местами на концентрически  возведенных  стенах.  Амфитеатры  предназначались

для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни

празднеств разыгрывались  сражения гладиаторов, морские бои  и т. п.

      В  70—80  гг.  н.  э.  был  сооружён  грандиозный  амфитеатр  Флавиев,

получивший  название  Колизей  (от  латинского  colosseus  —   «громадный»).

Колизей  —  самый  большой  амфитеатр  античной  эпохи.  Он   вмещал   около

пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота  48,5  м)  разделены

на четыре яруса сплошными  аркадами, в нижнем этаже они служили  для  входа  и

выхода.  В  плане  Колизей  представляет  эллипс  (156Х198  м);  центр   его

композиции — ныне разрушенная  арена, окруженная  ступенчатыми  скамьями  для

зрителей.   Эллипс   наиболее    полно    отвечал    требованиям    динамики

развертывающихся  зрелищ  —  гладиаторских  боев.   Он   давал   возможность

максимально  активизировать  зрителя,  приблизить  места   привилегированной

публики  к  арене;   спускающиеся  воронкой   места   разделялись   согласно

общественному рангу зрителей.

      Всех этих  грандиозных строительств требовал  Рим  как  центр  огромной

империи. И действительно,  застроенный  всеми  этими  сооружениями,  богатый

памятниками, город и в III – IV вв. имел внушительный  вид.  В  III  в.  еще

продолжалось большое  строительство – воздвигались арки, великолепные  термы,

дворцы. «Но, по выражению  А.Блока, «на теле римской империи уже не  было  ни

одного не наболевшего  места», творческий  потенциал  постепенно  угасал»[8].

Таким образом, архитектура  начинает изживать  себя,  становиться  все  более

примитивной. Возможно, это  связано с тем, что в погоне за  нововведениями  и

роскошью, римская знать слишком быстро исчерпала возможности заимствованных

приемов строительства.

 

                        1. Литература Древнего Рима.

 

   Первые шаги римской  художественной литературы связаны  с  распространением

в  Риме  греческой  образованности   Ранние   римские   писатели   подражали

классическим образцам  греческой  литературы,  хотя  ими  были  использованы

римские сюжеты и некоторые  римские формы.  Однако,  на  мои  взгляд,  именно

литература стала тем  видом искусства, где римляне  наиболее ярко и  самобытно

выразили свою индивидуальность. Во времена  развития  гражданского  общества

литература стала  одним  из ведущих средств диалога с  властью.

    Нет основания   отрицать  наличие  устной  римской  поэзии,  возникшей   в

отдалённую  эпоху.  Самые  ранние  формы  поэтического  творчества  связаны,

несомненно,  с  культом.  Так  возник  религиозный  гимн,  священная   песнь

(carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев.  Сложена

она  сатурническими  стихами.  Это  самый   древний   памятник   италийского

свободного стихотворного  размера, аналогии  которому  мы  находим  в  устной

поэзии других народов.

   Римская  литература  возникает  как  литература  подражательная.   Первым

римским поэтом  был  Ливий  Андроник,  который перевёл на  латинский язык

«Одиссею».

      По своему  происхождению Ливии был  грек  из  Тарента.  В 272  г.  его

привезли в  Рим  в  качестве  пленного,  затем  он  получил  освобождение  и

занимался обучением  детей  аристократов.  Перевод  «Одиссеи»  был  выполнен

сатурническими  стихами.  Язык  его  не  отличался  изяществом,  и   в   нём

встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было  первое

поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах  в  течение

долгих лет учились  по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий,  которые представляли

собой переводы или переделки  греческих произведений.

      При жизни Ливия началась поэтическая деятельность  Гнея  Невия  (около

274—204  гг.),  кампанского   уроженца,   которому   принадлежит   эпическое

произведение о первой Пунической войне с кратким  изложением  предшествующей

римской истории.

      Кроме того, Невий написал несколько трагедий,  и в числе их  такие,

сюжетом для которых послужили римские сказания.

      Так как  в трагедиях Невия выступали римляне,  одетые  в торжественный

костюм – тогу  с  пурпурной  каймой,  –  сочинения  эти  называются  fabulae

praetextae.

      «Невий писал и комедии, в которых не  скрывал своих демократических

убеждений. В одной  комедии  он  иронически  отозвался  о  всесильном  тогда

Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он  сказал:  «Судьбою  злой  Метеллы  в

Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден  оттуда

лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему  пришлось

удалиться из Рима.»[9]

      После второй Пунической войны появились произведения поэта  Энния(239-

169 гг.). Родом он был из Бруттия. Энний  участвовал  во  второй  Пунической

войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился  с

Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим.  С этого времени Энний

жил в Риме и занимался  преподаванием и литературным  трудом.  Энний  получил

права римского гражданства  и вращался среди знатных римлян; особенно  близок

он был к кружку Сципионов.

      Главным  произведением Энния была  «Летопись»  («Annales»),  но,  кроме

того, он подобно своим  предшественникам  писал  трагедии  и  комедии.  Энний

первый ввёл в  латинскую  литературу  гекзаметр.  Таким  образом,  греческие

стихотворные размеры,  основанные  на  определенных  чередованиях  долгих  и

коротких звуков, могли  быть использованы и для латинской  поэзии.

Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один  из

лучших поэтов.

   От сочинения всех  трёх перечисленных  поэтов—Ливия,  Андроника,  Невия  и

Энния — до настоящего времени дошли лишь отрывки.

      Лучше представлена  римская комедия. В течение  многих  веков  считались

образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254—184 гг.). Плавт родился в

Умбрии. Прибыв в Рим,  он  поступил  служителем  в труппу  актёров,  затем

занимался торговлей,  но  неудачно,  после  этого  работал  по  найму,  а  в

свободное время писал  комедии, которые ему удавалось  продавать.  Дальнейшая

судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он  в 184  г.  Плавту

пришлось много путешествовать,  встречаться  с   людьми,  принадлежавшими  к

самым разнообразным  прослойкам населения Италии.

      По  сюжету,   компоновке   и   характеру   комедии   Плавта   являются

подражательными. Они созданы  под влиянием  новоаттической  комедии,  которая

в  отличие   от  политической  комедии  классической  эпохи  была   комедией

бытовой.  Герои   Плавта  носят греческие имена,  действие   его   комедий

происходит в греческих  городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттической

комедии, фигурируют условные типы.

      Большую  роль играют в пьесах рабы; почти всегда фигурируют  в   комедии

прихлебатель (паразит) и  сводник; женские  роли  несколько  однообразны;  на

сцене они исполнялись  мужчинами. В основе комедии обычно  лежит   любопытная

интрига. Все комедии Плавта кончаются благополучно для главных героев.

      Комедии   Плавта  обычно  издаются  по  алфавиту.   Первая   называется

«Амфитрион». Сюжет  в  ней  следующий.  Фиванец  Амфитрион отправляется  на

войну. К его жене приходит Юпитер в образе самого Амфитриона  и  Меркурий  в

обличье амфитрионова слуги.  Через некоторое время возвращается  истинный

слуга, чтобы уведомить  о приезде своего господина его  жену, но его  изгоняют

из дома. Такая же участь постигает и самого  Амфитриона.  Жена  не  признает

его и уверяет, что муж  её  давно  уже  возвратился.  Наконец,  боги  решили

удалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе  с  Меркурием  улетел

на небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его  жене.

      Большей  популярностью пользовалась комедия  «Хвастливый воин». Действие

происходит  в  Эфесе.  Главное  действующее  лицо  —  Пиргополиник  — воин,

состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин  девушку.  В Эфес

приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает  усилия к  тому,

чтобы освободить девушку. Главное  участие принимают в этом раб  Палестрон  и

добрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в  воина,

назначила ему свидание, и  тот,  желая  освободиться  от  афинской  девушки,

отпустил  её  с   богатыми   подарками.   В   последнем   действии   интрига

раскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается  рабами  мудрого

старца. Несмотря на то, что  действие комедий Плавта разыгрывается

в греческих городах, а  герои их носят греческие имена, в  них  немало  живых

откликов на римскую действительность.

      У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде  всего,  от

массового зрителя, в его  комедиях отражаются в известной  степени интересы  и

взгляды широких масс городского плебса. Мы находим в  его  комедиях  протест

против   ростовщичества,   против   аристократического   чванства.   Комедия

«Хвастливый  воин»  была  направлена,  вероятно,  против  наемных  войск   и

напоминала зрителям о  победе над Ганнибалом.

   Сюжети Плавта не оригинальны, в его комедиях выведены условные типы, но у

Плавта неподражаемы  комические  ситуации.  Они легко запоминаются.  Плавт

создал язык комедии, который  отличается свежестью и  разнообразием;  искусно

пользуясь игрой слов, он создавал новые образные  выражения,  удачно  вводил

неологизмы, пародировал  выражения, принятые в официальном  языке  и  в  суде.

Многое он взял из разговорной  речи, из языка низших классов. В  языке  Плавта

найдётся немало грубых выражений, но тем не менее, он считался образцовым.

      Другой представитель  сципионова кружка, Луцилий (180—102 гг.) известен

своими сатирами, в которых  отразилась  общественная  жизнь  эпохи.  Луцилий

нападал на пороки современного ему общества: он осуждал  клятвопреступление,

жадность и роскошь, но наряду с этим он касался литературных и  других  тем.

Слово satura первоначально обозначало блюдо, состоящее из разных  плодов,  и

до  Луцилия  имело различные значения.  Луцилий  применил  его   к   своим

произведениям, чтобы указать  на  смешанную  литературную  форму,  но  с  его

времени  это  понятие  относится  обычно  к   дидактическим   произведениям,

ставящим своей целью осуждение пороков и исправление нравов  современного

поэту общества. От сатир  Луцилия сохранились лишь отрывки.

      Со времени  Луцилия сатира стала чисто римским литературным  жанром,

получившим своё развитие в последующую эпоху. В период с конца III  в.  до

середины  II  в.  до  н.  э.  Римская  литература,  вначале  подражательная,

постепенно приобретает  оригинальные  черты  и  развивается  самостоятельно.

Литература знакомила  римское общество с новыми  идеями,  она  способствовала

созданию того латинского языка, который  изучался  потом  в  течение  многих

столетий.

      Последний  век Республики отмечен не  только расцветом латинской   прозы,

но  и выдающимися успехами в области поэтического  творчества.  Версификации

учили в школах, и умение сочинять, стихи было признаком хорошего тона.

      «В римской  поэзии того времени  боролись  два  течения:  одно  из  них

стремилось  найти  пошло  поэтические  формы,   использовать   многообразные

поэтические  приемы,  которые  культивировались  эллинистическими,  особенно

александрийскими,   поэтами;   другое    отстаивало    традиционную    форму

стихосложения, какая шла от  Энния.  Приверженцем  этой  формы считал  себя

Цицерон; к этому же течению  примыкал и Тит Лукреций  Кар,  автор  знаменитой

философской поэмы «О природе  вещей».»[10]

      Западная   Римская   империя   пала,   и   некоторым    исследователям

представляется, что вместе с нею  погибло  почти  все,  созданное  Римом,  а

дальнейшее развитие началось чуть ли не на пустом  месте.  Но  если  даже  в

ранний  период  истории  западных  “варварских   королевств”   было   забыто

значительное число достижений  материальной и духовной культуры  античности,

многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в  Византии,

античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на

западе, и на востоке Европы господствовало христианство,  впитавшее в себя

ценности античной культуры. Благодаря трудам “отцов церкви”  грамотные  люди

знакомились  с  некоторыми  положениями  античной  философии,  с   историей,

Информация о работе Культура Древней Индии