Культура Древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 08:36, реферат

Описание

     Цель  работы, на основании учебной литературы, изучить особенности славянской культуры.
   Для достижении поставленной цели необходимо рассмотреть особенности становления и развития славянской культуры, элементы материальной культуры, дать характеристику социального строя Древнерусского государства, рассмотреть духовную культуру славян.

Содержание

Введение………………………..…………………………......…………….3
1. Особенности становления и развития культуры славянского мира.....4
1.1 Территория восточных славян (VI—IX вв.)..…………….......4
1.2 Этнические особенности восточные славяне в VI—IX вв..................4
1.3 Социально - экономические особенности славян..................5
2. Материальная культура славян................................................................8
2.1 Хозяйство славян..................................................................8
2.2. Общественный строй ........................................................10
3. Духовная культура древних славян.......................................................11
3.1Велесова книга........................................................................................11
3.2 Мир в представлении древних славян.................................12
3.3 Боги и обряды.....................................................................14
3.4 Пантеон богов.....................................................................17
3.5 Отражение верований в быте древних славян...............................18
Заключение................................................................................................. 20
Список литературы……………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

реф Культурологии Древние Славяне.docx

— 63.24 Кб (Скачать документ)

     2. Материальная культура  славян.

     2.1 Хозяйство славян

     Основным  занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование  славянами римской  хлебной  нормы — квадрантала (26,26л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г. Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т. зерна.

     С природно-климатическими условиями  тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

     В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

     Набор сельскохозяйственных культур отличался  от более позднего: рожь занимала в  нем еще небольшое место, преобладала  пшеница. Совсем не было овса, но были просо, гречиха, ячмень.

     С земледельческим занятием было тесно  связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе—лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

     Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Важная роль скотоводства видна из того, что  в древнерусском языке слово  «скот» означало также деньги.

     Лесные  и речные промыслы также были распространены у славян. Охота давала в большей  степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких  пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Развитию рыболовства  способствовало то обстоятельство, что  славянские поселения обычно располагались  по берегам рек.

     Низкий  уровень производительных сил при  ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

     К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности - личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

     Общинные  традиции и порядки определяли уклад  и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

     В результате передачи князьями права  на владение землей феодалам часть общин попала под их власть.

     По  археологическим данным мы можем  судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся  по берегам рек поселения группировались в своего рода гнезда из 3—4 поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько  семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная  или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой  доходящая концами кровли до самой земли. Площадь такой полу землянки была обычно невелика: 10—20 м2.

        Несколько поселков, вероятно, составляли  древнеславянскую общину - вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви. Так, в поселении X в. (т. е. когда уже существовало Древнерусское государство) — городище Новотроицком — не обнаружено следов более и менее богатых хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень тесно, порой соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных хлевов или загонов скота. Прочность общины на первых порах тормозила, несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и выделение из нее более богатых семей.

     Приблизительно  в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и  серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных  центрах — градах или на городищах  — погостах, которые из военных  укреплений постепенно превращаются в  центры ремесла и торговли — города. Одновременно города становятся оборонительными  центрами и резиденциями носителей  власти.

     Города, как правило, возникали при слиянии  двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен  водой, так как реки, при слиянии  которых строился город, соединялись  рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения  ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

     Древнейшие  города возникали чаще всего на важнейших  торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь "из варяг в  греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками  и далее через систему волоков  суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в.

     Другим  торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был  Волжский торговый путь, связывавший  Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. 

     2.2. Общественный строй

     Во  главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка— «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах.

     Существовало  ополчение («полк», «тысяча», разделенная  на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI—VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре - апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор)   или   земельная   площадь,  обрабатываемая   крестьянским  двором (рало, плуг).

     Таким образом, главной механической связью частей населения древнерусского государства  была княжеская администрация с  ее посадниками, данями и пошлинами. 

     3. Духовная культура  древних славян.

 

     Древние славяне были люди ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию  правильней было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово "веды" - созвучно современоому русскому "ведать", "знать". Это мирная религия высококультурного народа, родственная другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции. 

      3.1Велесова книга.

     Основными памятниками культуры славянской древности  являются священные песни, сказания, мифы, хотя большинство ученных считают, что тексты древнеславянских священных  песен, мифов погибли христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось - Велесову книгу, предпочтительно написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой. 1

       До сих пор ведутся споры  о сущности упоминаемых в летописях  славянских богов. И тем не  менее высказано мнение, что древнейший  пласт славянских мифов сохранился  лучше греческих, индийских или  библейских. Причина тому - особый  путь развития славянской культуры. Мифические сказания других народов  искажались при записи и обработке  уже в древнейшее время. Славянский  фольклор - это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая  изменения под влиянием письменной  культуры.

       Сокровища славянского фольклора  - народные песни, сказки, былины, духовные стихи - начинают интенсивно  собирать и записывать только  в первой половине XIX в.

       Велесова книга- памятник сложный и емкий. Она разрешает давний спор о происхождении славян. Она описывает судьбы различных племен, участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие, представленное в ней, - исход индоевропейских племен из Семиречья, области близ озера Балхаш, и сегодня носящей такое название из-за семи рек, впадающих в него. По данным археологов, миграция индоевропейских племен из средней Азии происходила в последней трети II тысячелетия до н.э. на обширнейшей территории от Балкан до Енисея (эллины-дорийцы) и Северного Китая (массагеты и саки). Велесова книга описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тысячелетия до н.э. - конца I тысячелетия н.э.

     По  Велесовой книге у древних славян существовала архаическая Троица - Триглав: Сварог (Сварожич) - небесный бог, Перун - громовержец, Велес (Волос) - бог разрушитель Вселенной, хотя различные жреческие школы славян неодинаково понимали тайну Троицы.1

     С широким распространением материнских  культов связано почитание женских  предков. В эпоху патриархата  материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов и  приобретают некую единую функцию - становятся покровительницами дома, очага, огня, территории, страны, человека, семьи, любви в виде хозяек, бабушек, матерей. Однако в целом женские  культы, в какой бы модификации  они не встречались, всегда тяготеют к одному из двух своих проявлений: они олицетворяют мир любви либо небесной (славянская Лёле), либо земной (славянская Мать сыра земля). 

     Уровень духовной зрелости древних славян, их философские воззрения можно  реконструировать по их космогоническим  мифам.1 С именем Сварога связан древний космогонический миф славян о сотворении Земли Прародителем нашим - Родом - Родником Вселенной.

     3.2 Мир в представлении  древних славян.

     Мир тогдашних язычников состоял  из четырех частей: земли, двух небес  и подземно-водной зоны.

     У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или  как море, или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть, архаичнее и локальнее — где  бы человек ни был, он всегда находился  между каких-либо двух рек или  речек, ограничивающих его ближайшее  сухопутное пространство. Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах  находится хрустальный дворец Кощея  Бессмертного, сверкающий всеми цветами  радуги. Это — отражение позднейшего  знакомства с Ледовитым океаном  и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на святую Русь. Это — реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название "Русского моря". До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или (что то же самое) от южной окраины славянских царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишь за три дня.

Информация о работе Культура Древних славян