Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 08:36, реферат
Цель работы, на основании учебной литературы, изучить особенности славянской культуры.
Для достижении поставленной цели необходимо рассмотреть особенности становления и развития славянской культуры, элементы материальной культуры, дать характеристику социального строя Древнерусского государства, рассмотреть духовную культуру славян.
Введение………………………..…………………………......…………….3
1. Особенности становления и развития культуры славянского мира.....4
1.1 Территория восточных славян (VI—IX вв.)..…………….......4
1.2 Этнические особенности восточные славяне в VI—IX вв..................4
1.3 Социально - экономические особенности славян..................5
2. Материальная культура славян................................................................8
2.1 Хозяйство славян..................................................................8
2.2. Общественный строй ........................................................10
3. Духовная культура древних славян.......................................................11
3.1Велесова книга........................................................................................11
3.2 Мир в представлении древних славян.................................12
3.3 Боги и обряды.....................................................................14
3.4 Пантеон богов.....................................................................17
3.5 Отражение верований в быте древних славян...............................18
Заключение................................................................................................. 20
Список литературы……………………………………………………….21
Содержание
Введение………………………..………………
1.1 Территория восточных славян (VI—IX вв.)..…………….......4
1.2
Этнические особенности
1.3 Социально - экономические особенности славян..................5
2.1
Хозяйство славян..............
2.2.
Общественный строй ...........
3.1Велесова
книга.........................
3.2
Мир в представлении древних
славян........................
3.3
Боги и обряды.................
3.4
Пантеон богов.................
3.5
Отражение верований в быте
древних славян................
Список
литературы……………………………………………………
Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.
Приблизительно
к половине IX в. внешние и внутренние
отношения в торгово-
Древнерусское
государство можно
Цель работы, на основании учебной литературы, изучить особенности славянской культуры.
Для достижении поставленной цели необходимо рассмотреть особенности становления и развития славянской культуры, элементы материальной культуры, дать характеристику социального строя Древнерусского государства, рассмотреть духовную культуру славян.
1.1 Территория восточных славян (VI—IX вв.).
Как считает большинство историков, славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев которое включает в себя такие народы как балтийские, романские, греческие, иранские, индийские или арийские занимавшие всю территорию от Индийского океана до Атлантического и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Примерно 4000 - 3500 лет назад произошло отделение праславянских племён от родственных им индоевропейских, и расселение их на север. Славяне заняли значительные территории к северу от Чёрного моря. С запада на восток их территория простиралась полосой от Одера до низовий Дона. Ряд исследователей считают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н. э.
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).
Жили древние славяне в лесной и лесостепной зона, небольших деревнях. "Хозяйство велось на основе четырёх отраслей: земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты". Несмотря на открытия бронзы, из неё делались лишь украшения, а орудия труда (топоры, ножи, серпы) до сих пор изготовлялись из камня. Иногда бронза применялась также для изготовления долот, необходимых в строительстве.
1.2 Этнические особенности восточные славяне в VI—IX вв.
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.
В
VI в. из единой славянской общности выделяется
восточнославянская ветвь (будущие
русский, украинский, белорусский народы).
Приблизительно к этому времени
относится возникновение
В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120—150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40—60 км в поперечнике).
Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения — височные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.
Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,— потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).
Летописцы
отмечали неравномерность развития
отдельных племенных объединений восточного
славянства. В центре их повествования
— земля полян. Земля полян, как указывали
летописцы, носила также название «русь».
Историки полагают, что так звали одно
из племен, жившее по реке Роси и давшее
имя племенному союзу, историю которого
наследовали поляне. Это лишь одно из возможных
объяснений термина «русь». Вопрос о происхождении
этого названия до конца не выяснен.
1.3 Социально - экономические особенности славян.
Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей.
В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени — Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».
Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью и Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями Киев. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V—VI вв. н. э.
Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг IV в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».
Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу.
В III веке до н.э. славяне уже были близки к созданию собственного государства, но натиск сарматских племён заставил их расселяться дальше на северо-восток и отбросил их в развитии на несколько веков назад. Второй раз к рубежу государственности славянские племена подошли уже к IV веку н.э. но нашествие Гуннов (около 375 года) снова отбросило их назад и вызвало их последующее расселение.
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.
Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян.
Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост Числа городов, возникновение дружины— свидетельства формирующейся государственности.
Славяне
освоили Восточно-Европейскую