Культура Древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 08:36, реферат

Описание

     Цель  работы, на основании учебной литературы, изучить особенности славянской культуры.
   Для достижении поставленной цели необходимо рассмотреть особенности становления и развития славянской культуры, элементы материальной культуры, дать характеристику социального строя Древнерусского государства, рассмотреть духовную культуру славян.

Содержание

Введение………………………..…………………………......…………….3
1. Особенности становления и развития культуры славянского мира.....4
1.1 Территория восточных славян (VI—IX вв.)..…………….......4
1.2 Этнические особенности восточные славяне в VI—IX вв..................4
1.3 Социально - экономические особенности славян..................5
2. Материальная культура славян................................................................8
2.1 Хозяйство славян..................................................................8
2.2. Общественный строй ........................................................10
3. Духовная культура древних славян.......................................................11
3.1Велесова книга........................................................................................11
3.2 Мир в представлении древних славян.................................12
3.3 Боги и обряды.....................................................................14
3.4 Пантеон богов.....................................................................17
3.5 Отражение верований в быте древних славян...............................18
Заключение................................................................................................. 20
Список литературы……………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

реф Культурологии Древние Славяне.docx

— 63.24 Кб (Скачать документ)

     МАКОШЬ. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив  росою. Может быть приравнена к греческой  Деметре ("Земле-матери") и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".

     СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ "вооружённого добра". Посредник  между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

     ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял  собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.1

     В итоге появляются как бы три разряда  богов: на первом месте стоит общегосударственный  княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как  бог оружия, воинов   и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл - Макошь. 

      3.5 Отражение верований  в быте древних  славян.

     Культура  Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся  под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие  влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

     Язычникам были известны многие виды искусств. Они  занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

     Раскопки  на территориях древних городов  показывают всё разнообразие быта в  городской жизни. Множество найденных  кладов и вскрытые могильники донесли  до нас предметы домашней утвари и  ювелирные украшения. Обилие женских  украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние  ювелиры отразили свои представления  о мире, с помощью витиеватого  растительного орнамента они  могли рассказать о "Кащеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

     Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.

     К сожалению, почти вся языческая  архитектура была деревянной и для  нас почти утрачена, но в сохранившихся  ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и  орнаменте языческие мотивы. Это  типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом  христианского святого и яыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

     Большим разнообразием отличались языческие  обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами  был создан свой календарь, в котором  особенно ярко выделялись следующие  праздники, связанные с земледельным циклом:

        1. Праздник первых ростков - 2 мая.

           2. Моления о дожде  - с 20 по 30 мая.

           3. Ярилин день - 4 июня.

           4. Моления о дожде  - с 11 по 20 июня.

           5. Праздник Купала - 24 июня.

           6. Моления о дожде  - с 4 по 6 июля.

        7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.

           8. Моления о дожде  - с 15 по 18 июля.

           9. Праздник Перуна - 20 июля.

           10. Начало жатвы  - 24 июля. Моления о прекращении  дождей.

           11. "Зажинки", окончание  жатвы - 7 августа.1

     Годичный  цикл древнерусских празднеств складывался  из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним  из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни  поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

     Многочисленные  праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей  день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось  дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

Заключение 

 

     Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько  раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства  и каждый раз нашествие кочевых  племён отбрасывали их на века в  своём развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться в единое Русское государство.

       Новый шаг в своём культурном  развитии Русь делает в конце  X, начале XI веков. Появляется общая  религия, письменность, появляются  школы, вводится единое право.  Уже в это время Русь не  отстаёт от других стран. Происходит  рассвет культуры и искусства.  Заставив считаться с собой  даже могущественную Византию, Киевская  Русь становиться одной из  ведущих стран тогдашнего мира. Но это положение нарушают  начавшиеся междоусобицы между  русскими князьями. И, в конце  концов, это приводит к упадку  и последующему татаро-монгольскому  игу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

 

     1. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга - М.,2001

     2. Ключевский В.О. Сочинения в  девяти томах, - М.1987, том 1

     3. Сквозь века - М., 1999.

     4. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2006.

     5. Карамзин Н. М. Предания веков. Москва, 2004.

     6. Рыбаков Б.А. Язычество древней  Руси. М., 1987.

     7. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П.  История России с древнейших  времён до конца 17       века. М., 2002. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура Древних славян