Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:57, реферат
Культура Украины имеет древнюю историю, она развивалась в сложных исторических условиях на протяжении долгих веков. Создавая свои культурные ценности, украинский народ впитывал в себя обычаи и традиции многих народов, судьба которых была связана с историей Украины.
Большое влияние на культуру украинского народа оказали греческая, римская и византийская культура, благодаря которым культура Украины обрела многие знания и умения. Важным событием, определившим на многие века художественное и духовное развитие культуры Украины, стало принятие христианства в 988 году.
Культура Украины имеет древнюю историю, она развивалась в сложных исторических условиях на протяжении долгих веков. Создавая свои культурные ценности, украинский народ впитывал в себя обычаи и традиции многих народов, судьба которых была связана с историей Украины.
Большое влияние на культуру украинского народа оказали греческая, римская и византийская культура, благодаря которым культура Украины обрела многие знания и умения. Важным событием, определившим на многие века художественное и духовное развитие культуры Украины, стало принятие христианства в 988 году.
Несмотря на многообразие различных источников мировой культуры, украинцы создали свою самобытную, не похожую ни на какую другую, самобытную культуру. Культура Украины отражает неповторимость духовного мира народа, окружающей его природы и специфику традиций и обычаев.
На протяжении многих веков культура Украины развивалась как народная. Крестьяне, ремесленники, казаки – стали настоящими творцами и носителями культуры. Большое место в ней занимал устный фольклор (песни, сказки, былины, предания, пословицы и поговорки), народные танцы, декоративно-прикладное искусство.
Современная культура Украины: от истоков до наших дней
Зачатки украинской письменности датируются еще 13-14 вв. - Галицко-Волынская и в Литовская летопись. Первые печатные книги на Украине появились в начале 16 века, в 17 веке была открыта Киево-Могилянская академия – первый православный университет. А в 18 веке национальная культура Украины начала свое бурное развитие.
Наиболее весомый вклад в мировую культуру Украина внесла благодаря своей литературе, живописи, музыке, кинематографу. Украина – родина всемирно-известного поэта и художника Тараса Шевченка, философа, поэта, философа и педагога Григория Сковороды, писателя Михаила Коцюбинского, художника Ильи Репина, композитора и музыкального общественного деятеля Николая Лысенко. Кроме того, такие великие русские писатели, как Николай Гоголь, Анна Ахматова, Владимир Короленко, родом из Украины. Даже составитель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка Владимир Даль – уроженец Луганска.
Современная культура Украины занимает достойное место в мире. Многие украинские певцы, музыканты, художники, дирижёры имеют популярность во всём мире. Развито кино и театральное искусство. Выдающийся режиссёр кино — А.П. Довженко, чьё имя носит Киевская киностудия. Большой популярностью пользуются фильмы, снятые на Одесской киностудии.
Культура Украины
Культура Западной Украины своеобразна и необычна. В первую очередь, это связано с ее географическим положением и особенностями исторического пути, а также взаимодействием с другими культурами.
На протяжении многих веков в Западную Украину проникали обычаи и традиции немцев, венгров, словаков, румынов. Такое сплетение культур не могло не повлиять на историческое и культурное наследие Западной Украины.
Культура Западной Украины состоит из сохраненных обычаев и традиций русинов-украинцев, которые этнически разделяются на гуцулов, бойков, лемков. Каждая этническая группа имеет свою национальную мелодию, свою манеру исполнения обрядов, технику вышивания.
Западная Украина – родина всемирно-известного мастера кисти – Игоря Грабара, известных в Европе художников Иосифа Бокшая, Федора Манайла, Андрея Коцки. Известна культура Украины такими фигурами, как композитор Евгений Станкович, Дезидерий Задор, певица Руслана и другими.
Украинцы начали развивать свою
национальную культуру задолго до принятия
христианства. Вместе с христианством
Византия принесла нам свою культуру,
но и сейчас в обычаях и устном
народном творчестве встречается староукраинская
дохристианская культура.
Истоки формирования украинской культуры
лежат в далёком прошлом. Нашествием монголо-татар
Юго-Западной Руси был нанесён огромный
ущерб. В 13-16 веке были преодолены разрушительные
последствия, начался подъём производительных
сил, формирование украинской народности,
рост национального самосознания. Широко
развивается устное поэтическое творчество
украинского народа, печатаются книги
на старославянском языке. Начало книгопечатанию
было положено на восточнославянских
землях белорусским просветителем Франциском
Скориной. Музыка и театр находились в
тесной связи с бытом и обычаями. Важное
значение имело культурное наследие Древней
Руси. На украинских землях переписывались
литературные памятники (летописи и т.д.)
В 15-16 веке на украинские земли проникают
идеи гуманизма. Углубляется интерес к
духовному миру человека. В 16-17 веке распространялось
просвещение, расширялось научное познание
мира. Большую роль в развитии знаний сыграл
Киевский коллегиум- первое высшее заведение
в Украине. Украинская культура 18 века
тесно переплеталась с духовной жизнью
общества, претерпевала качественные
изменения. Украина была в тяжёлом социально-
политическом положении, но среди народа
по-прежнему была жива национальная самобытность.
На протяжении 19 века создателем и вдохновителем
новой культуры и движения культурно-национального
возрождения была украинская интеллигенция,
которая выступала как за национальное
развитие народа, так и за социальную справедливость.
Украинская интеллигенция стала переходить
от предложений к действиям, к попыткам
мобилизовать общество. В 20 веке украинская
культура развивается вместе с борьбой
за национальную независимость. Происходит
возрождение украинской государственности.
Культурная жизнь активизируется, подъём
охватывает все сферы искусства, появляются
мастера, прославившие украинскую культуру:
П. Тычина, В. Соссюра, М. Рыльский О. Вишня
и т.д. Развивается театр, музыка, изобразительное
искусство, кинематограф, открывается
Украинская Академия искусств. Судьбоносное
решение 1991 года и принятие Акта о государственном
суверенитете Украины ускорили процессы
государственного строительства и роста
национальной. Среди первых документов,
принятых Верховной Радой в 1991 году, были
законы о языках, образовании, культуре.
Возрождение духовной культуры Укр народа
связано с возрождением религии и церкви.
Также очень важна для процесса национально-культурного
развития активная помощь со стороны государства.
2.3 Национальные праздники, обычаи и обряды
Обычаи народа, традиции, язык способствовали
сохранению украинской нации, поддерживали
дух народа.
Специфически-национальный облик украинского
костюма складывался, начиная с 14 века.
Украинские шаровары, начиная с 16 века
носили все слои мужского населения. Как
правило, они были очень широкими, особенно
у запорожских казаков. Женский костюм
обычно украшался цветной вышивкой самых
разнообразных сюжетов. Носили бусы и
серьги, часто выполненные в виде колокольчиков.
В праздники девушки в косы вплетали разноцветные
ленты и цветы, голову украшали венками.
Украшением мужчин были очень длинные
усы.
Основу национальной кухни украинского
народа составляли блюда из зерновых.
Готовили кисель, борщ, пили квас, пиво,
горилку. Среди мужчин распространялось
курение табака. Трубка становилась неотъемлемым
атрибутом казака.
Традиционная бытовая культура украинского
народа складывалась в процессе формирования
украинской народности. В обрядовой культуре
украинского народа сохранились древние
обряды и обычаи древнерусской народности.
Рождение ребёнка сопровождалось различными
обрядами, где главную роль играла бабка-повитуха.
Считалось, что только после крещения
ребёнок защищён от злых духов. Наиболее
красочным и значительным был свадебный
обряд. В домах жениха и невесты пекли
каравай - свадебный ритуальный хлеб, который
символизировал дар всего рода молодым.
Хлеб в обрядах славянских народов занимает
особое место. С Ним связана вера в жизнь,
благополучие, здровье, счастье.
В Украине сохранились обычаи чтить некоторых
древнерусских языческих божеств. По традиции
в их честь устраивались празднества.
Особенно популярен был праздник Купала
- бога достатка. Купала празднуют 24 июня.
Считается, что костры, разведённые в этот
день, имеют целебную силу. Через них прыгали,
чтобы очиститься и избавиться от болезней.
На купала гадают на будущее, собирают
травы, которые защищают от злых духов.
Первоначально календарные праздники
определялись аграрными устоями жизни.
На Рождество, Новый год, Крещение проводилось
много магических ритуалов, которые по
верованиям должны были обеспечить людям
удачу в следующем году. На Рождество колядуют,
варят кутью, которая является символом
урожая и есть древнейшая форма жертвенного
хлеба, на Новый год дарят подарки, на Крещение
- гадают. В эти праздники ходят в гости,
поют, славят хозяев, желают им счастья.
В начале весны празднуют Масленицу. Готовят
блины, вареники. Перед Пасхой красят яйца,
выпекают пасхи, начиняют колбасы и т.д.
На площадях перед церквами проходят народные
гуляния, в церквях звонят колокола. В
первое воскресенье после Пасхи чтут память
умерших. В этот день раздают милостыню.
Завершение весны и начало лета связывают
с Троицей. В эти дни жилища украшают зелёными
ветками, отсюда и второе название троицы-
Зелено свято. Но обычай- это не отдельное
явление в жизни народа- это взаимоотношения
между людьми, которые влияют на народную
культуру и народное творчество.
Перспективность развития
украинской культуры зависит от готовности
ее представителей к культурной активности,
которая в значительной степени
зависит от их менталитета. В нем
как характерную черту украинца
многие исследователи называют комплекс
второсортности, потерю национального
достоинства. Неоднозначно на ситуацию
в культурной сфере влияет и длительное
политическое противостояние в украинском
обществе. Зачастую культура становится
заложником политической борьбы. Практика
общественно-политической жизни в
современной Украине
Культурная традиция
В данное время большинству граждан Украины
достаточно непросто определить собственную
культурную идентификацию. Как по стране
в целом (60%), так и в отдельных ее регионах
(Запад – 84%, Центр – 77%, Юго-восток – 39%)
большинство населения идентифицирует
себя как представителей украинской культурной
традиции. В меньшей мере – как представителей
советской, российской, европейской, мировой
культуры. Впрочем, привлекает внимание
тот факт, что у населения Юго-востока
значительно чаще, сравнительно с остальной
Украиной, прослеживается идентификация
с советской (34%) и российской (27%) культурными
традициями. На Западе это встречается
в 8% и 4% соответственно, а в Центре – в
15% и 7%. Что же касается европейской культурной
традиции, то здесь население разных регионов
было единодушным – 5% респондентов в разных
регионах считают себя ее носителями.
Национальная идея
В последнее время в украинской прессе
все чаще раздаются сетования на то, что
даже на тринадцатом году независимости
наша элита так и не смогла сформировать,
сформулировать, выработать какую-то привлекательную
для большинства украинцев национальную
идею. Анализ имеющегося информационного
поля свидетельствует: вопрос национальной
идеи в настоящее время актуален, но пока
еще рассуждения вокруг этой проблемы
больше смахивают на плач Ярославны, чем
на конструктивный диалог, который может
дать Украине новую точку отсчета. Сегодня
чрезвычайно важной оказалась проблема
формирования таких национальных идей,
которые не унижают другие этносы, не подрывают
важные для них ценности (язык, традиции,
верования и тому подобное), а объединяют
граждан в единственную нацию. Очевидно,
что вопрос национальной идеи вызревает
давно, а в нынешней ситуации, учитывая
внутренне- и внешнеполитический контекст,
оно приобретает особенный вес.
На сегодняшний день украинцам значительно
сложнее ответить на вопрос о национальной
идее, чем определить принадлежность к
культурной традиции. Большинство населения
(65%) считает, что на сегодняшний день в
Украине вообще не сформирована национальная
идея. Причем, удельный вес тех, кто придерживается
этой точки зрения приблизительно одинаковый
во всех регионах страны. Больше всего
тех, кто считает, что такая идея уже сформирована
в западных областях – 15% жителей, в то
время как в Центре и на Юго-востоке —
приблизительно 8-9%. 38% населения сложно
ответить, в чем должна заключаться национальная
идея ( в юго-восточных областях таких
43%, а на Западе Украины – 30%).
Однако часть населения все же имеет представление
о том, какой должна быть национальная
идея. Чаще всего в качестве национальной
идеи вспоминали объединение страны, народа
(соответственно 14%, 12,% и 13% на Западе, в
Центре и на Юго-востоке), знания языка
и культуры народа (соответственно 12%,
11% и 8%). А вот относительно такого понятия,
как патриотизм, позиции расходятся: 17%
и 12% на Западе и в Центре и лишь 4% на Юго-востоке.
Кроме того, жители Юго-востока менее всего
в качестве национальной идеи склонны
рассматривать такое понятие, как любовь
к Родине (1%), жители Запада – экономическое
развитие страны и учебу, воспитание молодежи
(1%). Жители Центра – власть народа (1%).
В то же время такое понятие, как построение
культурного общества объединяет жителей
Запада и Юго-востока (7%).
Следовательно, национальная идея станет
объединительной и творческой, если будет:
— во-первых, транснациональной, транссоциальной
и транстерриториальной, то есть одинаково
привлекательной для абсолютного большинства
населения страны, невзирая на национальность,
социальный статус и место проживания;
— во-вторых, базироваться на системе
национальных ценностей и приоритетов,
историческом опыте побед и свершений,
а не поражений и национального унижения;
— в-третьих, отвечать духовным и материальным
интересам современного общества.
Моральный авторитет нации
Совсем сложно определить рядовым украинцам
моральный авторитет нации (43% тяжело ответить
на вопрос, 11% не видят таковых). Полученные
содержательные ответы позволили сформировать
список персоналий, который состоит из
почти пяти десятков имен. Как правило
опрошенными называются известные в Украине
лица. Из полученного списка чаще всего
вспоминается Т. Шевченко (11%). Представленисть
других персоналий была значительно меньше
– от 5 до 2%. В эту группу попали исторические
персоналии (М.С. Грушевский, Л. Украинка),
представители украинской культуры и
спорта (В. Вакарчук, С. Ротару, Б. Ступка,
братья Кличко и др.), а также действующие
в настоящее время политики (Ю. Тимошенко,
В. Ющенко, В. Янукович). Кроме того, в качестве
моральных авторитетов нации назывались
также социальные и профессиональные
группы (например, писатели, поэты, молодежь),
общности (народ) и даже социальные институты
(например, церковь).
Оценка государственной
политики В том, что за более чем полтора
десятилетия существования Украинского
государства, мы наблюдаем такую неопределенность
есть значительная доля вины самого государства
и ее политической элиты. Мудрый народ
Украины в целом достаточно критически
относится к нынешней политике государства
в сфере культуры – 50% граждан Украины
в целом негативно оценивает ее действия
в этом направлении. Что касается региональной
специфики распределения мыслей по данному
вопросу, то она характеризуется тем, что
население западных областей более категорично
в своих суждениях: 62% негативно оценили
государственную политику в сфере культуры.
В то время как жители центральных и юго-восточных
областей сравнительно более лояльно
относятся к этому вопросу (соответственно
45% и 50%).
Не устраивают жителей Украины в нынешней
культурной политике государства в первую
очередь такие вещи, как недостаточное
финансирование культуры, отсутствие
государственной поддержки распространения
культурных ценностей, курс на вытеснение
российской культуры и отношение к общенациональному
культурному богатству. В целом по этим,
а также по ряду других позиций мнения
жителей отдельных регионов страны выглядят
достаточно согласованно. Принципиально
же население разных регионов различается
за упоминанием в своих ответах такой
позиции, как курс на вытеснение российской
культуры: если для жителей юго-восточных
областей — это самая распространенная
причина негативного отношения к культурной
политике государства, то в других регионах
она упоминается реже всего (5% и 11% на Западе
и в Центре соответственно). В целом население
Юго-востока более лояльно в сравнении
с другими регионами относится к государственной
политике в сфере культуры в плане оценки
уровня финансирования культуры (на Юго-востоке
его считает недостаточным 31% опрошенных,
тогда как на Западе и в Центре – 44% и 45
%), содействия распространению культурных
ценностей (соответственно его недостаточным
считают 26% на Юго-востоке и 35% и 40% в Центре
и на Западе), отношения государства к
общенациональному культурному богатству
на Юго-востоке негативно оценивают 16%,
тогда как на Западе и в Центре 26% и 22%.
Наиболее эффективными мероприятиями,
способными обеспечить подъем духовной
культуры украинского общества, большинство
населения Украины видит достаточное
финансирование этой сферы (42%), создание
условий для культурного досуга (34%), поиск
и поощрение талантов (23%,) разработку долгосрочной
стратегии культурного развития (21%), полноценное
развитие национальных культур (19%) и др.
Следует отметить, что принципиальных
отличий в видении путей обеспечения подъема
духовной культуры у жителей разных регионов
не существует.
Оценка нынешнего состояния
культурной сферы, изменения в области
культуры
По оценкам нынешнего состояния культурной
сферы население страны делится на две
приблизительно ровные части: тех, для
кого нынешнее состояние духовной культуры
нашего общества отображает позитивные
тенденции (значительное возрождение,
обновление на пути к возрождению, поиск
и утверждение культурной самобытности)
и тех, кто видит в нем преимущественно
негатив (застой, засилье бескультурья).
Несколько более оптимистично настроено
население Запада и Центра, менее оптимистичными
являются жители Юго-востока. Показательно,
что при всех вариациях оценки нынешнего
состояния культурной сферы в разных регионах,
в их общем характере не прослеживается
принципиальных отличий, и в целом по Украине
позитив негатив составляют по 44%, 12% опрошенных
– не смогли определенным образом оценить
нынешнее состояние культурной сферы.
Более критично население Украины оценивает
изменения в культурной сфере на протяжении
последних 5 лет. Сегодня в массовом сознании
преобладает весьма неопределенное отношение
к этим процессам: от 40% жителей юго-восточных
областей до 48% жителей Центра не могут
однозначно оценить такие преобразования.
Однозначно положительно их оценили 9%
жителей Юго-востока и 11% жителей Центра
и Запада.
В целом население Украины достаточно
осторожно воспринимает и изменения, которые
происходят в каждой из областей духовной
жизни. Самые распространенные оценки
изменений, которые происходят там, сводились
или к тому, что в музыке, кинематографе,
театре и т.д. ничего не меняется, или к
близкому по значению варианту — что-то
улучшается, а что-то ухудшается. Что касается
позитивных изменений, то для массового
сознания они оказались самыми заметными
в области музыки (25%) и кинематографа (22%).
Причем только в оценке изменений в музыкальной
сфере доля позитива перевесила негатив
(19%). Наибольшую же озабоченность респондентов,
судя по всему, вызывают изменения, которые
происходят в области образования (31% опрошенных
оценил их негативно), а менее всего осведомленными
граждане оказались в театральной сфере
(31% опрошенных не смогли никоим образом
оценить изменения в театральной сфере).
Существует около полутора десятка обстоятельств,
вследствие которых нынешнее состояние
культурного развития украинского общества
вызывает у населения страны наибольшую
обеспокоенность.
Удовлетворение культурных
потребностей населения
Среди того, чего украинцам не хватает
для удовлетворения своих культурных
потребностей, жители Украины в целом
чаще всего отмечали дефицит материальных
средств (46%), свободного времени (28% ) и
культурных заведений (25%).
Региональная специфика проявляется в
следующем. Жители юго-восточных областей
чаще других указывают на недостаток материальных
средств (55%), и реже всех — на такие обстоятельства,
как дефицит свободного времени (25%), недостаточность
культурных заведений (18%) и др. Жители
же западных областей реже других отмечают
недостаток материальных средств (36%),
но чаще других — дефицит свободного времени
(35%). Жители же центральных областей чаще
других объясняли неудовлетворенность
своих культурных потребностей недостатком
культурных заведений (32%). В то же время
во всех регионах наблюдается приблизительно
ровный удельный вес (8-13%) лиц, которые
считают свои культурные потребности
удовлетворенными в полной мере.
Таким образом, результаты
данного социологического исследования
побуждают к следующим обобщениям и выводам.
Во-первых, современная украинская культура
по своей исторической судьбе стоит перед
несколько иными проблемами, чем культуры
многих европейских стран, в частности
неотложной является проблема формирования
действительно национальной идеи, которую
бы в равной мере воспринимало население
всех регионов нашего государства.
Во-вторых, современная украинская культура
сейчас находится в положении, которое
можно определить как отчаянные поиски
подлинности. Постоянным запросом для
культуры является потребность в самоопределении,
которое осуществляется через раскрытие
собственной природы и признания традиций
как своей подпочвы, через прояснение
своих истоков и четкое представление
ценностного стержня бытия человека в
мире. При этом свою подлинность украинская
культура должна не повторить, не просто
воспроизвести, а создать.
В-третьих, значительная часть украинской
интеллигенции в силу ряда обстоятельств
практически лишена своей главной общественной
миссии – быть духовным проводником нации,
с которым считается и которого уважает
народ. Это выразительно проявилось в
том, что современные люди искусства не
являются лидерами в числе моральных авторитетов
нации.
В-четвертых, оценка населением нынешнего
состояния культурной сферы, изменений,
которые в ней происходят, уровня удовлетворенности
собственных культурных потребностей
указывает на существование значительного
потенциала государства в деле решения
целого ряда проблем.
В-пятых, в Украине существуют определенные
региональные отличия, которые сложились
в результате особенностей исторического
развития, демографического состава населения.
Это обстоятельство следует также учитывать
в процессе становления единой украинской
нации.
В конце следует отметить, что однозначно
утверждать об отсутствии в Украине национальной
идеи и сетовать на существующее состояние
дел было бы преувеличением. В действительности
национальная идея есть, но ее необходимо
четко сформулировать и показать всем.
Тогда никто не сможет спекулировать,
предлагая народу фальшивые ценности
вместо реальных. В Украине главным капиталом,
ресурсом и фактором развития являются
люди. М.Грушевский в свое время охарактеризовал
исторический психотип украинцев как
«созерцательный индивидуализм», который
подчиняет общественный интерес личному
и предполагает детальный анализ и рационализм
в принятии каких-нибудь решений. Следовательно,
общеукраинский интерес можно определить
как совокупность интересов отдельных
граждан, семей, организаций, а не разнообразных
абстрактных понятий.
Развитие украинской культуры постоянно происходит в условиях несамостоятельности ее социального и государственного положения, которое сдерживает ее продвижение и приводит не только к неполноте ее структуры (И. Дзюба), но и к накоплению не реализованной культурной напряженности.
Вместе с тем с конца XIX — началу XX ст. украинская культура попадает в поле мировых могучих течений модернизационных процессов, которые продолжаются и до сих пор и которые существенно трансформируют ее содержание, а в 20-х годах обусловили ее всплеск мирового значения, особенно в сфере искусства, который называют «звездным временем украинской культуры».
Исходя из этого, современное состояние украинской культуры может быть понятным с учетом специфики модернизационного процесса в Украине в целом на фоне мировых культурно трансформационных изменений.
Основой
теории и практики трансформационно культурных
превращений есть теория модернизации.
Практика же модернизационных изменений связывается с
Эти процессы отображаются в новой социокультурной реальности, которая складывается сегодня в Украине.
В соответствии с украинскими условиями такими особенностями трансформации является в первую очередь незавершенность одних модернизационных процессов и наложения на них других, разных по своей природе, что порождает эффект их противоречивого существования, а иногда и симбиозу. Да, процессы незавершенной дореволюционной модернизации изменяются советской социалистической модернизацией, другой по содержанию, характером и социальной направленностью, которая тоже не достигла своей цели и была прервана особенным периодом перестройки как промежуточной экспериментальной формы, в которой некоторые элементы культуры капиталистического общества использовались для обновления социалистических ценностей.
Современный переходный период трансформации украинского общества и его культуры характеризуется разноголосием достаточно стойких образований социалистической культуры, воссозданием корней этнической культуры, кристаллизацией нового уровня национально-культурного самосознания, современными явлениями модернизационной культуры западного пошиба, освоением глобализационого культурного пространства, стремительным наращиванием зросійщення, которое оперативно отвечает новым модернизационным потребностям, потому что часто удовлетворяет их произведениями большего тиража, а иногда и качества, чем украинские. Как уважает И. Дзюба, «имеем концентрированное внешнее давление ради обеспечения последствий русификации и их углубления». Новые глобалізаційні вызовы в значительной мере викривлюють, не на пользу украинской национальной культуре, мировое культурное пространство, співвідносячись с постмодернистскими тенденциями, которые проявляются в информатизации, новых направлениях развития искусства, принципах культурного творчества, новой научной методологии, полифонии культур, в пределах длительного исторического времени.
Вместе
с тем форсированная
В современной науке выкристаллизовались в основном две модели модернизации: вестернизация и «догоняющая» модель. Первая модель характеризуется переходом от традиционного общества к современному путем прямого перенесения структур, технологий и образа жизни западного общества, и характеризуется коренными изменениями во всех сферах общества. Однако эта модель оказалась неэффективной и приводила к разрушению национальной культуры.
«Догоняющая» модель модернизации, которая основывается на организации граждан с целью индустриализации общества, выходит из установки, что Запад стоит на месте, не учитывает растущий динамизм этого общества. Как утверждает В. Т. Федотова, страны СНГ в переходный период допускают ошибку:
1) отрицая и разрушая прошлый опыт, в том числе прошлых модернизаций (советский период);
2)
3)
продолжая ориентироваться на «
4)
5) забывая, что Запад их до конца не примет, потому что они другие;
6)
7) игнорируя то, что и Запад начинает изменяться, и догонять уже будет никого.
8)
Опыт стран Юго-восточной Азии показал, что они (особенно Япония и Таиланд) отказались от двух охарактеризованных выше моделей модернизации, сделали прыжок, используя западные технологии (но достигнув их уровня) и опираясь на собственные социокультурные основы, которые до недавнего времени считались преградой к модернизации.
В
итоге был осуществлен не просто переход
к западной современности, а достигнуто
конкурентоспособности с
Растущий
мультикультуралізм не только порождает
возможные культурные конфликты, но и новые возможности для
Информация о работе Культура и искусство в современной Украине