Культура и искусство в современной Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:57, реферат

Описание

Культура Украины имеет древнюю историю, она развивалась в сложных исторических условиях на протяжении долгих веков. Создавая свои культурные ценности, украинский народ впитывал в себя обычаи и традиции многих народов, судьба которых была связана с историей Украины.
Большое влияние на культуру украинского народа оказали греческая, римская и византийская культура, благодаря которым культура Украины обрела многие знания и умения. Важным событием, определившим на многие века художественное и духовное развитие культуры Украины, стало принятие христианства в 988 году.

Работа состоит из  1 файл

Культура Украины имеет древнюю историю.docx

— 50.02 Кб (Скачать документ)

О масштабе и характере этого движения свидетельствует  то, что за последние годы официально зарегистрировано несколько академий, созданных на общественных началах (например, Украинская академия наук национального прогресса, Академия высшей школы, Академия политических наук и тому подобное), ряд обществ культурничества и ассоциаций.  

Особенно  обогащают палитру этой мозаичности  элементы культуры, которые были в  ней и раньше, но теперь приобретают  неизмеримо большие масштабы. Идет речь о факторе религии и влияние  западной культуры и культуры украинской диаспоры. 

Известный научный работник и общественный деятель И. Дзюба поставил проблему неполноты структуры украинской культуры, уважая ее ослабленной, особенно за счет недостаточного побутування языка. Структурная неполнота украинской национальной культуры очевидно оказывается в потере традиций градостроения, предметно пространственного среды повседневной жизни поколений. В то же время и проведенное отграничение церкви от народа было противоестественным и в большой мере повлекло сегодняшнюю неполноту структуры украинской культуры. Церковь есть не только мировоззренческо-конфессиональным феноменом, но и общественным, потому что с ней связанные определены изменения в продвижении нации. Связанная с церковью духовная культура не только является составляющей национальной культуры, но и в значительной мере формирует духовный контекст культурной среды, создает предпосылки и почву для аутентичного понимания многих явлений мировой культуры, особенно искусства. В. И. Вернадский относил церковно религиозное жизнь этноса к «приобретениям национальной культуры» и ставил его в один ряд с организацией народного образования. 

Не рассматривая все позитивные и негативные стороны  влияния религии на жизнь общества, отметим, что в современный кризисный, переходный период развития украинского  общества, когда разрушена социалистическая система ценностей, расшатанные основы господствующего ранее материалистического мировоззрения и образуется культурно мировоззренческий вакуум, одной из форм сенсосвітоглядної самореализации становится религия и парапсихологическая сверхчувственная вера в сверхприродные явления (экстрасенсорика и тому подобное). 

При условиях определенного духовного вакуума, который сложился в переходный период, формируется потребность в религии  как в етноформуючому и культурно  утверждающему фактору, которые способствуют гуманизации социальных отношений, воссозданию культурной традиции. 

В то же время в соответствии с общими мировыми модерністичних тенденциями  для Украины в связи с ростом роли приоритетности религиозного выбора личности характерным становится эклектизм, который все полнее проявляется в форме політеїстичності. Она становится возможной учитывая рост количества не только протестантских, но и других конфессий, распространение которых значительно ограничивает влияние православия, которое недостаточно адаптируется к новым условиям и, в известной мере, теряет свое влияние на общество. 

Характерной чертой новой социокультурной реальности становится изменение общественного  и общественного статуса религии, релігієзація значительных слоев населения, роста влияния религии, на мораль, искусство, образ жизни, ценностные ориентации (по данным всеукраинских и социологических исследований, в том числе филиала Института Геллапа, почти половина населения определились в своей религиозности или позитивном отношении к религии). Новые реалии нуждаются и в новой культурной политике, потому что по данным экспертного опроса, проведенного Министерством культуры Украины, 68 % уважают значительными перспективы и возможности влияния церкви на духовные потребности наших современников. 

За последние  годы определились существенные противостояния, в том числе характера культурничества, между ветвями самого христианства, возникли десятки других религиозных  обществ разного направления, которые  имеют свою культурную определенность. Эти процессы существенно влияют на сужение влияния религии на духовные потребности людей. 

Общекультурное  поле Украины наполнилось культурными  вимірами-специфічностями целого комплекса  религий в их соревновании и сочетании. Поэтому происходит скрытое (латентное) проникновение религиозно культурной полифонической во все традиционные составляющие национальной культуры, особенно в сферу быта. Продвижение этих процессов сопровождается определенным усилением религиозного плюрализма в широких массах, увлечением новейшими иностранными религиями и нуждается в уточнении основ методологии научного исследования. 

Все это  дает основания утверждать, что религия  в Украине, особенно православие, выполняет  сегодня важную соціально-толеруючу  и социальнорегулятивные функции, которые способствуют обогащению социально-культурного контекста. 

Общей особенностью новой социокультурной  реальности является изменение ценностных ориентаций, системы базовых ценностей  и их акцентирования, на личностном измерении. Переходный период характеризуется анемией, потерей моральных ориентиров, ростом моральной деградации общества, его коррупцией и криминализацией. Культурная дифференциация распространяется на отдельные сферы общества, которые приобретают особенный культурный профиль. 

Достаточно  ярко такая спецификация проявляется  в сфере художественной культуры. Изменение системы управления художественной деятельностью, приобретения самостоятельности, творческими союзами, формирования новой системы отношений между  субъектами художественной жизни (художником, публикой, критикой, государством, общественностью), формирования художественного рынка, свидетельствуют о составлении  социальнохудожественной реальности как особенной социальнохудожественной сферы. На несколько порядков растет разнообразие художественной жизни, соперничество художественных школ и направлений, как и взнос, в налаживание культурного диалога с миром, подтвержденного многими наградами международных конкурсов и фестивалей. 


Информация о работе Культура и искусство в современной Украине