Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:49, реферат
Целью настоящего реферата является изучение вопроса взаимосвязи культуры и религии. Актуальность исследования темы обусловлена вопросом пространственного положения нашей Родины на географической карте мира ее разделением на Европу и Азию соответственно подвергающейся влиянию культур и религий Востока и Запада. Особенно интересным на мой взгляд будет изучение означенного вопроса в разрезе становления и генезиса христианской морали.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие культуры………………………………………………..………..5
2. Понятие религии…………………………………………………………..13
3. Культура и религия……………………………………………….....……25
Заключение……………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………...29
Идею
культурной революции впервые выдвинул
В.И. Ленин применительно к
Приобщение масс к культуре нельзя рассматривать как чисто просветительскую задачу. Лишь решая социально значимые проблемы, включаясь в деятельность, направленную на достижение общественных целей, массы обретают стимулы к овладению культурой, у них появляется потребность в саморазвитии и самовыражении.
Нельзя
двигать вперёд производство, не повышая
культуру труда, расширять демократию,
не поднимая уровень правовой компетентности
людей, культуру дискуссий и политическую
культуру народа вообще, совершенствовать
социальную сферу, не обращая внимания
на культуру общения, поведения.
Человек
перед Богом.
В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В поисках Бога человечество исходило немало дорог, пройдя путь от мироотрицающей мистики до богоотрицающего материализма.
Знаменитый физик Макс Борн, говоря о пропасти, в которую катится цивилизация, подчёркивал, что лишь религиозные идеи могут вернуть здоровье обществу. «В настоящее время, - писал он, - только один страх вынуждает людей сохранять мир. Однако такое положение неустойчиво и должно быть заменено чем-то лучшим. Нет необходимости искать где-то далеко принцип, который мог бы стать более прочной основой для устройства наших дел. В нашей части мира этот принцип содержится в христианской доктрине».
С древнейших времён человек старался осмыслить свою жизнь и найти гармонию между собственным бытием и окружающим его миром. Он пытался установить связь между явлениями окружающей его природы и своим самопознанием. Такой связью явилось толкование идеи Бога, как высшего Существа, как некоего Абсолюта, которым можно было бы объяснить бытие самого человека и окружающий его мир. Разум человека по мере развития своего познания о природе человека и природе окружающего его мира не мог, до конца, установить или ответить на все жизненноважные вопросы бытия. И поэтому вынужден был сформировать само понятие божественного начала как некую первопричину, охватывающую собой всю совокупность недоступных для него ещё в настоящий момент знаний о самом бытие; из которого бы вытекало, логическим образом, объяснение тех следствий действительной реальности, которые не мог объяснить пока он сам. Таково понятие о Боге и Божественной Реальности для неверующего человека. Но совсем другой смысл вкладывает в понятие о Боге и самопознание человека самим собой и окружающего его мира верующий человек. Он твёрдо уверен, что он сам и весь окружающий мир являются лишь частью Божественной Реальности, где творцом всего сущего является живой Бог, который не может быть осмыслен самим человеком, так как неизмеримо превосходит мыслительную способность самого человека. И поэтому Бог открывает Себя верующему человеку в Своём Откровении, сообщая человеку знания о Нём, а также о самом человеке и окружающем его мире. Дух Святой просвещает ум человека-христианина.
Божественная Реальность остаётся сокровенной и не подавляет человека необходимой очевидностью, и это сохраняет нашу свободу перед Богом. Постижение Его совершается постепенно, в строгом соответствии с готовностью человека к мистической Встрече. Бог как бы сокрыт от непосредственного восприятия. Шаг за шагом входит Он в сознание людей через природу, любовь, чувство тайны и переживание Священного. С этим связано и историческое многообразие религий, которое отражает различные фазы и уровни Богопознания.
Тем не менее можно говорить о единстве религий. Оно связано и с единством человеческой природы, и с родственностью переживаний, которые вызывают чувство Высшего и мысль о Нём. Пусть зачастую вера затемняется эгоизмом, корыстью, примитивным страхом – её подлинное ядро, благоговение, роднит между собой и язычника, и последователя высших мировых религий.
История
всех времён и народов, говорит Макс
Планк, весьма убедительно свидетельствует
о том, что из непосредственной, незамутнённой
веры, которую религия внушает
своим последователям, живущим деятельной
жизнью, исходили самые сильные стимулы
и значительные творческие достижения,
причём в области социальной не меньше,
чем в области искусства и науки. Действительно,
невозможно переоценить вдохновляющую
роль веры в жизни великих мыслителей,
поэтов, художников, учёных и реформаторов.
2.
Понятие религии
Большинство
определений религии говорит
почти исключительно о
Материальное бытие очевидно для нас – но как мы можем узнать о Бытии Божественном? Мы не видим и не слышим Высшего Бытия, откуда же нам известно, что оно реально?
Вера представляет собой такое состояние человека, когда он убеждён в существовании чего-либо, не основываясь при этом на каких-либо внешних фактических и формально-логических доказательствах, т.е. интуитивно.
Слово
«религия» происходит от латинского
глагола religare, что значит «связывать».
Она есть сила, связующая миры, мост
между тварным духом и Духом
Божественным. Укреплённый этой связью,
человек оказывается активным соучастником
мирового созидания. Бог не порабощает
человека, не сковывает его волю, а напротив,
даёт ему полную свободу, включающую и
возможность отвергнуть Его, искать своих
путей.
Зарождение
религии.
Религия – восстановление связи между человеком и Богом – начинается в истории человечества после Грехопадения. Библия не случайно в истоке всякого проявления религиозного чувства, т.е. культа, ставит жертвоприношение. В нём отразилось пусть смутное, но сильное стремление человека загладить свой грех и восстановить единство с Богом. Жертвуя Незримому часть своей пищи, которая добывалась с таким трудом, люди как бы заявляли о своей готовности следовать велениям Высшей Воли.
Но обрести прежнюю гармонию было труднее, чем потерять её. Постепенно в сознании первобытного человека Бог становится далёким и безличным. В повседневной жизни люди всё больше и больше внимания уделяют природному миру. В мышлении первобытного человека живёт чувство родства всех живых существ. Идея братства человека и животного нашла своё выражение в широко распространённых мифах, согласно которым предки людей имели смешанные человеко-звериные черты.
Эта вера оказала огромное влияние на общественный уклад древних. Она объясняет возникновение такого своеобразного явления, как тотемизм. Тотем – это, как правило, животное, которое считается предком и покровителем данного племени. Источник тотемизма – вера в духовное единство с природой. Он имел широкое распространение в различных частях света. Следы его обнаруживаются не только у примитивных племён Азии, Африки и Америки, но и у цивилизованных народов; например, запрет на убийство коров в Индии – отголосок седой старины, когда эти животные были священными тотемами (1)
Первобытный человек повсюду видел сокрытую одушевлённость: и в стволах деревьев, и в лесных животных, и в беге облаков. Для него взаимодействие вещей в мире – это не только взаимодействие видимого, но в то же время – и более всего – взаимодействие невидимого. В журчащем ручье, в пламени костра обитали духи, враждебные или добрые, а иногда и нейтральные.
Здесь – корни того странного на первый взгляд верования, которое в науке получило название фетишизма. Фетиши, т.е. священные предметы, сопровождают всю жизнь первобытного человека. Это может быть и камень, и зуб животного. В них обитают духи, и человек, обладающий фетишем, заручается их поддержкой. Иногда какой-нибудь фетиш приобретает значение талисмана. Он противопоставляет силе силу, вредоносному влиянию – своё, защитное. Вера в значение таких амулетов проходит через все века человеческой истории.
Постепенно
фетиши приобретают человекоподобный
облик. В них просматриваются
человеческие черты предка или духа.
Такие фигурки особенно часто
встречаются у африканских
На них была возложена миссия посредников между человеческим родом и окружающим его миром демонов и духов. Всякая религия складывается из трёх основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе. Разумеется, слово «культ» мы здесь должны понимать очень широко. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму, всё же какой-то «культ» существует. Человеку свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их «облекать». Отсюда и слово «обряд» (от «облечь», «обрядить»). В общении между собой люди никогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда. Но обряд помогает не только человеческим контактам, но и нашей устремлённости к Высшему.
Стремясь
обрести утерянную полноту
У большинства же «диких» народов мы застаём следующую стадию развития – шаманизм. Здесь на первое место выступают избранники, те, кто пытается проложить путь к сверхчеловеческим силам. Экстатические состояния транса делают шамана медиумом (3) и ясновидцем, соплеменники прибегают к нему для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочно указывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться, чтобы иметь успех в охоте.
(1)
Тотем от индейского слова
«оджибве», обозначающего «его
род» - в некоторых языческих
(2)
Оккультный – относящийся к
оккультизму, «тайному учению»,
(3)
Медиум в языческих магических
представлениях (включая спиритизм)
– человек или предмет,
Магическое
миросозерцание.
Для первобытного человека не существовало резкой границы между сверхъестественным и естественным. Мир был един, и силы видимые переплетались в нём неразрывно с невидимыми. В полном смысле слова сверхъестественным в мире ничего назвать нельзя. Одному плану бытия свойственны одни законы, другому – другие. Физики показали нам, что микромир сильно отличается от макромира. Легко предположить, что и другие измерения Вселенной, физические и духовные, будут иметь свои особые черты. Когда столкновение этих планов становится явным, происходит то, что называют чудом.
Но нас интересует в древней магии не столько соотношение планов бытия и законов мира, сколько внутренние мотивы, которые руководили доисторическим магом.
В магизме скрыто присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человечества: поставить себя в центре мироздания и заставить служить себе его силы. Именно поэтому магизм явно посюсторонен. Высшим благом для него являются блага земные. Предел желаний мага – процветание здесь, на земле: богатство, здоровье, благополучие. Маг ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, в земледелии, в борьбе с врагами. Магизм ждёт от Неба только даров, Природу (включая незримые силы) он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие, которое парализует творческую активность.
Религиозные
воззрения базируются на знании причинно-магической
связи между вещами; полностью
и строго соблюдая сложную церемониальную
систему, можно управлять стихиями
и богами, как своими слугами. Огненная
жертва может вызвать молнию и гром,
возлияние молока – дождь. Эта иллюзорная
власть над миром неизбежно приводит к
полному порабощению человека. Магические
представления сковывают его сознание
и постепенно гасят в нём подлинно религиозную
мысль. Такое механистическое миропонимание
– антипод духовного, мистического; оно
глубоко материалистично в своём постижении
ценностей бытия. И если в некоторых культурах,
проникнутых магическими элементами,
как, например, в египетской, и существовала
живая вера в загробный мир, то он рисовался
точной копией мира земного. Племя и власть
становятся над духом.