Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:49, реферат
Целью настоящего реферата является изучение вопроса взаимосвязи культуры и религии. Актуальность исследования темы обусловлена вопросом пространственного положения нашей Родины на географической карте мира ее разделением на Европу и Азию соответственно подвергающейся влиянию культур и религий Востока и Запада. Особенно интересным на мой взгляд будет изучение означенного вопроса в разрезе становления и генезиса христианской морали.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие культуры………………………………………………..………..5
2. Понятие религии…………………………………………………………..13
3. Культура и религия……………………………………………….....……25
Заключение……………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………...29
От
магов к обожествлённым
царям.
С началом массовых переселений племён, переселенцы, которые были чаще всего и завоевателями, покидая обжитые земли, оказывались в новых природных условиях, сталкиваясь с неведомыми народами и верованиями. Это вносило свежую струю в сознание людей. То, что испокон веков они считали незыблемым и прочным, оказывалось в новой обстановке призрачным и преходящим. Именно в результате племенных миграций, скорее всего, и родились первые великие цивилизации, возникшие на берегах Нила, Евфрата и Инда.
Здесь
впервые родился город –
Каждый город с окружающей его маленькой областью был фактически независимым и имел собственных местных богов, которые считались его настоящими хозяевами. Боги жили в храмах. Человек был создан для того, чтобы своими жертвоприношениями служить им. Он – низшее существо, бесправный раб, участь которого определена раз и навсегда. Человек ощущал себя эфемерным существом, которое ненадолго приходит в мир и потом навсегда исчезает. Возникало глубокое противоречие между духовным обликом народа, одарённого, трудолюбивого, творческого, и его понятием о назначении человека.
На
этом сумрачном фоне ярко выделяются
первые просветы в мир Божественного
Откровения, пробуждающая жажда Бога,
живой молитвы, не похожей на магию
заклятий. Как бы ни именовался бог,
к которому простирал руки человек:
Энлиль, Шамаш или Син, - это был бог истинный.
Через эту личную религиозность человек
находил выход из царства демонов и законов,
колдунов и царей, разрушения и смерти,
бессмыслицы и отчаяния.
Борьба богов и титанов; очеловеченные боги.
В сознании человека совершился переход от природно-стихийного к разумному, человечно-гармоничному богопониманию.
Величайшее всемирно-историческое значение Зевсовой религии заключалось прежде всего в провозглашении превосходства света, разума и гармонии над тьмой, иррациональностью и хаосом. В этом отношении она прямая предшественница учения о Логосе как разумном творческом начале во Вселенной. Но до появления этого учения было ещё далеко. Логизму в греческом сознании предшествовал антропоморфизм (1). В олимпийцах человеческое начало было идеализировано и возведено в космический принцип. Это было огромным шагом вперёд, но одновременно таило и большую опасность. Угадывая в Божественном разумное начало, люди привнесли в него всё многообразие чисто человеческой ограниченности и чисто человеческих слабостей.
В борьбе стихийных демонов первобытного общества выступают божества человекоподобные, созидающие стройную иерархическую систему мира. В представлении эллинов боги-победители поселились на Олимпе, который стал уже не столько горой, сколько некоей небесной областью. Обитатели Олимпа мыслились как существа, во всём, кроме бессмертия, сходные с людьми. Мифы красочно рисуют их жизнь среди войн и соперничества, интриг и пиров, любви и ненависти. Победа олимпийцев над тёмными силами Матери-Земли отразила гордое самосознание человека-борца, человека-деятеля и устроителя жизни, узнавшего о своём превосходстве над природой. Триумф человекоподобных богов в примитивной форме заявлял о вере в высшую значимость духовного начала.
Однако победа Олимпа, как гласит сказание, не была полной: сразив титанов и чудовищ, боги не решились посягнуть на саму Богиню-Мать. Верховная власть осталась за ней. И над всем продолжала тяготеть неизбывная Судьба, которую невозможно было ни постичь, ни одолеть, ни умолить. Она представала всё той же Богиней-Прародительницей. Именно здесь корень того фаталистического (2) чувства, из которого родилась античная трагедия, воспевшая тщетный поединок человека с Неведомым.
(1) Антропоморфизм (от греч. «антропос» - человек и «морфэ» - форма) – уподобление человеку.
(2)
Фаталистический, прил. От сущ.
«фатализм» (лат. «судьба», «рок»)
– слепая покорность
Теократия
и развитие религиозных
учений.
С возникновением государства происходит дальнейшее развитие религиозного мировоззрения человека. Становится возможным формирование всего опыта и знаний в духовной области жизни человека в отдельное религиозное учение, которое призвано к единению народа и установлению таких отношений между человеком и Божественной Реальностью; в которых человек осознаёт себя участником Божественного замысла о устройстве мира и воспринимает свою природу неотделимой от природы Божества. Таким образом религия становится единой в своей сути, выражая тем самым единство Бога и человека.
Так ознаменовался переход от многобожия предшествующих времён к единобожию в жизни человека, то есть монотеизму. В разных странах и государствах у разных народов возникают монотеистические религиозные учения такие как христианство, иудаизм и ислам.
Устроение
жизни самого человеческого общества
происходит на основе такого религиозного
учения. В результате власть в государстве
становится на основу религиозного закона
и права или теократию. Лишь, начиная с
девятнадцатого века теократия постепенно
уступает свою главенствующую роль в устроении
общества таким формам как республика
и демократия. Однако и после этого в духовной
жизни народа религиозное учение продолжает
своё развитие являясь по-прежнему выражением
связи соподчиненности и единства человека
с Божественной Реальностью. Таким выражением
дальнейшего развития этой связи в религиозном
учении на сегодняшний день является Богословие.
Становление
Церкви на Руси; христианская
культура и искусство.
Христианство стало проникать на Русь задолго до её крещения. Существуют неоспоримые исторические сведения, что часть руссов была крещена ещё в IX в. при Аскольде (ум. в 882г.). Более того, само крещение Руси носило официальный характер, а константинопольским патриархом Фотием на Русь был послан архиепископ для создания здесь церковной структуры. Однако в этот период на Руси, по-видимому, шла напряжённая борьба между христианской и языческой партиями, и окончательно христианство утвердилось более чем через сто лет. Тем не менее, по свидетельству летописей, среди дружинников князя Игоря (ум. в 945г.) было немало христиан, а в Киеве действовала христианская церковь, где совершались богослужения и приносилась присяга, «ибо многие варяги и хазары» были христианами. Приехавшая в Византию в 957 г. Киевская княгиня Ольга уже была христианкой. Много христиан проживало до крещения Руси и в Новгороде, где действовала церковь Преображения Господня.
Русь в IX – X вв. была традиционно связана с блистательным Константинополем – Царьградом и со славянами в центральной Европе и на Балканском полуострове. Эти связи в значительной степени определили ориентацию Киевской Руси на восточно-христианский мир. При этом у киевских князей была возможность выбора между различными религиями, так как исповедующие их государства были заинтересованы в контроле над богатыми русскими землями. Именно о подобном соперничестве между крупнейшими монотеистическими религиями рассказывает эпизод из памятника древнерусской литературы «Повесть временных лет». Согласно этому эпизоду (подлинность событий, изложенных в нём, многими учёными отрицается), получившему название «Сказание о Владимировом крещении», в 986 г. В Киев пришли представляющие восточное христианство посланцы из Константинополя, миссионеры из Рима, а также представители иудаизма и ислама. Согласно легенде, князю Владимиру больше всего понравилась речь греческого проповедника, однако он ещё не торопился принять христианство восточного обряда. На следующий год князь отправил в разные страны посольства, чтобы они на месте могли ознакомиться с каждой из религий. Летопись рассказывает, что латинские и мусульманские обряды не произвели на послов особого впечатления, Константинополь же и греческие церковные службы привели их в восторг, и они усиленно стали склонять Владимира к принятию христианства восточного обряда. Однако окончательное принятие христианства Владимиром было связано с военно-политическими обстоятельствами – походом на Корсунь и женитьбой на греческой царевне; условием женитьбы было крещение Владимира. Вернувшись в Киев в 988 г., Владимир разрушил языческие капища и крестил в Днепре народ, после чего начал «строить в городах церкви и назначать попов».
Он решительным образом отверг язычество и утвердил новую религию. Естественно, люди не могли легко отказаться от прежних многовековых верований, - поэтому процесс крещения народа был осуществлён в приказном порядке. По свидетельству митрополита Иллариона, «крестились если не по собственной воле, то из страха перед Приказавшим». В некоторых местах, в частности в Новгороде, замена традиционного языческого культа новым встречала открытое сопротивление. Но всё же Русь оказалась готовой к принятию новой веры.
Впоследствии Владимир активно содействовал укреплению и распространению христианства, а официальной датой крещения Руси традиционно стали считать 988 год.
Стихийная природа дохристианских народных верований имела и положительный аспект. Она дала возможность развиться тому чувству близости Бога, близости Христа, Господа-Батюшки, Который присутствует не где-то в заоблачных высях, а здесь, на земле, с людьми. Христос помогает и сострадает им. Это чувство естественной и непосредственной близости Христа стало основой русской святости, в целом лишённой страсти и порыва, свойственных западному христианству.
Вскоре после введения христианства на Руси была создана начальная церковная структура в форме митрополии константинопольского патриархата. Её возглавлял митрополит, назначавшийся Константинополем и имевший местом пребывания кафедральный собор св. Софии в Киеве. Во многих крупнейших городах – Белгороде, Новгороде, Полоцке и других – были созданы епископии. В XI и XII вв. русская Церковь управлялась митрополитами греческого происхождения.
Многие
великие Отцы и учители Церкви
получили классическое образование
и прекрасно знали
В условиях общего упадка культуры на Западе, усиленного нашествием варваров, просвещённые язычники и христиане были озабочены сохранением прежнего уровня образования. Школа стала связующим звеном между Греко-римской культурой и новым христианским обществом. Аналогичная ситуация сложилась и на Востоке. Византия унаследовала от Греко-римского мира классическое образование. До VII в. там процветали высшие школы, созданные по античному образцу, где преподавались риторика, латинская грамматика, философия.
Св.
Василий Великий в своём
Огромное значение для становления русской культуры, литературы, истории имели летописи. Летописание было проникнуто стремлением осознать текущие события путём обращения к прошлому, поэтому интерес монахов-летописцев к истории своего народа выразился в прославлении не только деяний христианских подвижников, но и подвигов древних языческих князей. Летописцы опирались в своём повествовании на самый разный материал – исторические документы, устные предания. В летописях широко используется народный фольклор: для стиля летописания характерны прямая речь героев, публицистические приёмы, использование пословиц и поговорок.
В
многочисленных монастырях концентрировались
основные силы учёных, писателей, художников
того времени. Церковные писцы, зодчие,
иконописцы приезжали из Византии и других
стран и передавали секреты мастерства
русским. Вскоре русские мастера уже самостоятельно
воздвигали храмы, писали фрески и иконы,
которые приводили в восхищение иностранцев
и вошли в золотой фонд мировой культуры.
3.
Культура и религия
.Родственность,
близость и взаимосвязь
Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты, отражающие религиозные взгляды своего времени, вошли в гуманитарную культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, древнегреческая мифология отражена в произведениях литературы и искусства.
Важной
исторической миссией культуры и
религии, приобретающей в современном
мире небывалую актуальность, выступало
и выступает формирование сознания единства
человеческого рода, значимости общечеловеческих
нравственных норм, непреходящих ценностей.