Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:12, реферат

Описание

В работе представлено содержание древнерусской культуры, характер и направление ее развития, выдающиеся памятники искусства, приоритет искусства по сравнению с другими сферами культуры и иными способами познания мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ИСТОКИ И УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КИЕВСКОЙ РУСИ 6
1.1. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ 6
1.2. КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ КИЕВСКОЙ РУСИ 7
ГЛАВА II. ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА IX- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIII ВВ. 11
2.1. ФОЛЬКЛОР КИЕВСКОЙ РУСИ 11
2.2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА 13
2.3. ПИСЬМЕННОСТЬ. ПРОСВЕЩЕНИЕ. КНИЖНОЕ ДЕЛО 17
2.4. ЛИТЕРАТУРА. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 23
2.5. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ КИЕВСКОЙ РУСИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА: 37

Работа состоит из  1 файл

Культура Киевской Руси.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

Особый интерес, связанный со стремлением определить место Руси, всего славянства в мировой истории, вызывали исторические сочинения. Византийская историческая литература была представлена хрониками Георгия Амартола, Иоанна Малалы, «Ле­тописцем вскоре» патриарха Никифора и некоторыми другими менее значительными произведениями. На основании этих сочи­нений была составлена обширная компиляция по всемирной истории — «Еллинский и римский летописец».

На Руси были известны и сочинения, отражавшие средневеко­вые представления о мироздании, о явлениях природы, полуфан­тастические сведения о животном и растительном мире («Физио­лог», различные «Шестодневы»). Одним из самых популярных произведений на протяжении всего средневековья была «Христи­анская топография» Космы (Козьмы) Индикоплова, византийско­го купца, совершившего в VI в. путешествие в Индию.

Переводились и светские воинские повести, широко распростра­ненные в мировой средневековой литературе.

Особой популярностью на Руси пользовались также повести сказочно-дидактического характера, сюжеты которых восходят к литературам Древнего Востока. Особенностью их является обилие афоризмов и мудрых изречений, до которых средневековый чита­тель был большим охотником. Одной из них была «Повесть об Акире Премудром», возникшая в Ассиро-Вавилонии в VII—V вв. до н. э. Это остросюжетное произведение, значительную часть ко­торого составляют нравоучительные притчи.

Одним из самых распространенных произведений мировой средневековой литературы является «Повесть о Варлааме и Иоасафе», известная в разных версиях более чем на 30 языках народов Азии, Европы и Африки. Повесть представляет собой христиан­скую версию жизнеописания Будды. В ней содержится большое количество нравоучительных притч, которые на понятных каждо­му бытовых примерах поясняют актуальные мировоззренческие проблемы. На Руси она была наиболее читаемым произведением на протяжении нескольких столетий, вплоть до XVII в. Эта по­весть нашла отражение и в устном народном творчестве.

2.4. ЛИТЕРАТУРА. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Русская письменная литература возникла на основе богатых традиций устного народного творчества, уходящего своими корня­ми в глубину столетий. За многими оригинальными произведе­ниями древнерусской литературы стоит фольклор как один из важнейших источников. Устная поэзия оказала большое влияние на художественные особенности и идейную направленность пись­менной литературы, на формирование древнерусского языка.

Характерная особенность русской средневековой литературы — ее острая публицистичность. Памятники литературы являются од­новременно и памятниками общественной мысли. В основе их содержания — важнейшие проблемы общества и государства.

Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи — это не просто памятники литературы или исторической мысли. Они являются крупнейшими памятниками всей духовной культуры средневеко­вого общества. В них воплотился широкий круг представлений и понятий того времени, отразилось многообразие явлений общест­венной жизни. На протяжении всего средневековья летописание играло важную роль в политической и культурной жизни страны.

Самым значительным памятником летописания является «По­весть временных лет», написанная в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшая до нас в составе более поздних летописных сводов XIV—XV вв.

Как и всякая летопись, «Повесть временных лет» отличается сложностью состава и разнообразием включенного в нее матери­ала. Кроме кратких погодных записей и более подробных расска­зов о политических событиях, в нее вошли и тексты дипломатиче­ских и юридических документов, и пересказы фольклорных пре­даний, и выдержки из памятников переводной литературы, и записи о явлениях природы, и самостоятельные литературные произведения — исторические повести, жития, богословские трактаты и поучения, похвальные слова. Это позволяет говорить о летописи как о синтетическом памятнике средневековой культуры, как о своеобразной энциклопедии средневековых знаний. Но это не простая механическая сводка разнородного материала, а цельное произведение, отличающееся единством темы и идейно­го содержания.

«Повесть временных лет» — памятник средневековой идеоло­гии. Позиция автора сказалась и на отборе материала, и на оцен­ках различных фактов и событий. Основное внимание уделено со­бытиям политической истории, деяниям князей и других предста­вителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа остаются в тени. К массовым народным движениям летописец относится враждебно, рассматривая их как «казнь божию». Отчетливо про­явилось в летописи и религиозное мировоззрение ее составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Но за религиозными рассуждениями и ссылками на волю Бога часто скрываются прак­тический подход к действительности, попытки выявить реальные причинно-следственные связи между событиями. Патриотическая направленность, способность возвысить­ся до понимания общенародных интересов сближают «Повесть» с устным народным эпосом и становятся ведущими тенденциями всей древнерусской литературы.

Послужив основой местных летописных сводов периода поли­тической раздробленности, «Повесть временных лет» сыграла ог­ромную роль в утверждении и сохранении идеи единства Руси в сознании последующих поколений, живших во времена княже­ских усобиц и суровых испытаний монголо-татарского ига. Она оказала большое влияние на формирование самосознания русской народности на протяжении нескольких последующих столетий.

С XII в. начинается новый период в истории русского летопи­сания. В условиях политической раздробленности оно приобрета­ет областной характер. Значительно увеличивается количество центров летописания. Кроме Киева и Новгорода, летописи велись в Чернигове и Переяславле, в Полоцке и Смоленске, во Владими­ре и Ростове, в Галиче и Владимире-Волынском, в Переяслав-ле-Залесском, Рязани и в других городах. Летописцы сосредоточи­вали внимание на локальных событиях, рассматривая историю своих земель как продолжение истории Киевской Руси и сохраняя в составе местных летописей «Повесть временных лет».

Один из древнейших памятников древнерусской литературы — «Слово о законе и благодати». Оно написано в 30—40-х гг. XI в. придворным княжеским священником Иларионом, ставшим по­зднее первым киевским митрополитом из русских. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трак­тат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения не­бесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов. Своим острием «Слово» направлено против притязаний Византии на культурное и политическое главенство в Восточной Европе. Этому положению Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов независимо от времени их крещения, выдвигает теорию всемирной истории как процесса постепенного и равного приоб­щения всех народов к христианству.

С борьбой Руси за утверждение церковной самостоятельности связано появление оригинальной житийной литературы. И для этого типично церковного жанра характерно проникновение в не­го публицистических мотивов. Разновидностью житийной литера­туры стали княжеские жития. Образцом такого жития является «Сказание о Борисе и Глебе». Основная его идея — не мученичество святых за веру, а единство Русской земли, осуж­дение княжеских междоусобиц. И по форме «Сказание», хотя в нем и использованы агиографические приемы, является, по суще­ству, исторической повестью с точным названием имен, фактов, с подробным описанием реальных событий.

Важные социальные, политические и нравственные проблемы затронуты в «Поучении» Владимира Мономаха. Это политическое и нравственное завещание выдающегося государственного деяте­ля, проникнутое глубокой тревогой за судьбу Руси, вступившей в сложный период своей истории.

Центральная идея «Поучения» — укрепление государственного единства, для чего необходимо строго соблюдать требования уста­новленного правопорядка, подчинять интересы отдельных княже­ний, личные и семейные интересы князей общегосударственным задачам.

Вопрос о месте княжеской власти в жизни государства, о ее обя­занностях и способах осуществления становится одним из цент­ральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и пре­одоления внутренних противоречий. Этой мыслью пронизано «Моление Даниила Заточника» (первая четверть XIII в.).

Наиболее выдающимся произведением древнерусской литера­туры, в котором нашли воплощение лучшие ее стороны, является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). В нем повествуется о не­удачном походе на половцев в 1185г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Но не описание этого похода является целью автора. Оно служит ему лишь поводом для размышлений о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. «Не­веселая година въстала» тогда, когда «начяша князи сами на себе крамолу ковати; а погании с всех стран прихождаху с победами на землю Рускую».

«Слово о полку Игореве» — произведение общерусское, в нем нет местных черт. Оно свидетельствует о высоком патриотизме его автора, сумевшего подняться над узостью интересов своего княже­ства до высоты общерусских интересов. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор обращается к князьям с горя­чим призывом прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешней опасности, чтобы «загородить Полю ворота», постоять «за землю Рускую», защитить южные границы Руси.

«Слово» — произведение светское. В нем отсутствуют церков­ная риторика, христианские символы и понятия. Оно тесно связано с устным народным творчеством, что проявляется в поэтиче­ском одушевлении природы, в широком использовании языче­ской символики и образов языческой мифологии, а также типичных для фольклора форм (например, плача) и изобразитель­но-выразительных средств, О связи с народным творчеством сви­детельствуют и идейное содержание, и художественная форма произведения.

В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы этого периода: живая связь с историче­ской действительностью, гражданственность и патриотизм. Появ­ление подобного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости литературы Древней Руси, о ее самобытности, о высоком уровне развития культуры в целом.

2.5. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ КИЕВСКОЙ РУСИ

Новым образом мира явилась древнерусская архи­тектура. Образ православного храма эволюционизирует от античной базилики к храму «земное небо».

Православное богослужение внимательно относясь к символике, все более недовольно базиликальной (вытя­нутой) формой храма, находя подтверждение своему не­довольству у пророков в славии Богу: «Поставивый не­бо яко камару» (Исайя) (камара — свод, шатер). Вни­мание к сводчатой архитектуре определялось и архи­тектурной традицией, связанной с грандиозным симво­лом неба — куполом Пантеона или храма Гроба Гос­подня. Однако и центральные купольные сооружения не до конца соответствовали восточно-христианскому ми-ровидению, ибо ассоциировались с античным циклизмом, не имеющим ни начала, ни конца. «По кругу человека водит бес; устремляемая богом священная история идет по прямой линии, потому, что у нас есть цель» (Ориген). Однако в центре Богослужения — цикличное по­вторение во времени единственного и неповторимого со­бытия — евхаристической жертвы. «Единожды умер Христос, но каждый год в неизменной череде Пасха сменяла страстную пятницу» (Августин). В результате мы имеем характерное для всей средневековой культу­ры антиномичное взаимопротиворечивое единство цик­лической замкнутости времени и его протяженности, в котором Богослужение было мистическим актом повто­ряющегося во времени «сверхбытия» царства Божье­го — «длящуюся во времени вечность». В архитектуре это выражалось в движении от соединения базилики с куполом (София Константинопольская), через особый криволинейный ритм очертаний круговращения в храме, к крестово-купольному храму.

Сама идея креста, распятия, крестной жертвы в соединении с символом небесного купола зримо воплоти­ла единство небесного и земного, вечного и преходяще­го, греховного и святого, то есть идею «обожения» —-«полного и неслитного соединения личностей Бога и че­ловека».

Крестово-купольной формы храм прямоугольный в плане, четырьмя или более столбами его интерьер де­лится на продольные (по оси восток—запад)  части — нефы (три, пять или более). Четыре центральных стол­ба соединяются арками, поддерживающими через пару­са барабан купола. Все центральное пространство хра­ма в плане образует крест (отсюда название). В восточ­ной  части интерьера размещаются алтарные помеще­ния (возвышенный жертвенник) — апсиды, полукружия­ми выступающими на внешней стороне. Здесь соверша­ется Богослужение и находится главная святыня — пре­стол, на котором, как полагают верующие, таинственно присутствует сам Господь и совершается таинство при­чащения тела и крови господней. Поперечное простран­ство в западной части храма называется нартексом или притвором (место, откуда начинается путь в христиан­ство, где еще нет «света божественной истины»). В этой же западной части на втором ярусе располагались хо­ры, где находились князь и его приближенные во вре­мя Богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоски­ми вертикальными пилястрами (по древнерусски — ло­патками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой.

Эпоха Владимира, и его сыновей Мстислава и Яро­слава оставила нам величайшие памятники древнейшей поры русского зодчества: Богородицу Десятинную в Киеве, Спасский собор в Чернигове, стольном городе князя Мстислава; Софийские соборы в Киеве, Новгоро­де, Полоцке. Существенной особенностью зодчества Ки­евской Руси является с одной стороны, следование ви­зантийским традициям (да и сами мастера были по преимуществу греками), с другой, уже на заре русского церковного зодчества, наметившийся отход от визан­тийских канонов и поиска самостоятельных путей в ар­хитектуре. И если самой византийской церковью на Ру­си считается Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г., трехнефный, пятикупольный храм, имеющий хоры), то даже в самой первой русской каменной церк­ви — Богородице Десятинной — наметились такие не­характерные для Византии черты, как многокуполыюсть (25 куполов), пирамидальность, подчеркивание алтар­ной части храма и особое внимание к форме и располо­жению  куполов. Своеобразием храмов Киевской Руси является также их особая пышность и торжественность. Пышностью и великолепием отличаются и внутренние интерьеры и, в частности, в дальнейшем нехарактерное для Руси применение дорогостоящей мозаики.

Информация о работе Культура Киевской Руси