Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:12, реферат

Описание

В работе представлено содержание древнерусской культуры, характер и направление ее развития, выдающиеся памятники искусства, приоритет искусства по сравнению с другими сферами культуры и иными способами познания мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ИСТОКИ И УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КИЕВСКОЙ РУСИ 6
1.1. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ 6
1.2. КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ КИЕВСКОЙ РУСИ 7
ГЛАВА II. ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА IX- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIII ВВ. 11
2.1. ФОЛЬКЛОР КИЕВСКОЙ РУСИ 11
2.2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА 13
2.3. ПИСЬМЕННОСТЬ. ПРОСВЕЩЕНИЕ. КНИЖНОЕ ДЕЛО 17
2.4. ЛИТЕРАТУРА. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 23
2.5. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ КИЕВСКОЙ РУСИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА: 37

Работа состоит из  1 файл

Культура Киевской Руси.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

Отличительной  чертой  искусства домонгольской  Ру­си, и особенно Киевской, является монументальность форм. Средствами монументализации были крупный масштаб, фронтальность и замедленный ритм движения фигур, особая структура линий, отдаленно напомина­ющих античную классику. Образцом такого монумен­тального синтеза искусств является София Киевская. Не менее масштабны, идущие от киевской традиции и иконы. Например, Георгия-воина из Юрьева монастыря Новгорода (2,3 м, икона Богоматери Великой Панагии (так называемой «Ярославской Оранты»). В ряду изоб­разительных искусств первое место также принадлежало монументальной живописи — мозаике и фреске, с их простым лаконичным  языком и условностью жестов фигур.

Иную художественную манеру и технику росписей, в частности, переход от дорогостоящей мозаики к фрес­ке мы встречаем и к середине XII века, особенно в Нов­городской и Псковской землях, которая складывается под сильным влиянием городской посадской культуры и торгово-ремесленной среды. Общее впечатление от хра­мов, в частности, от росписей церкви Спаса-Нередицы под Новгородом (подлинной энциклопедии средневеко­вой жизни) — демократизм, суровость, аскетизм и не­преклонность, иногда доходящие до исступления, кото­рые тем более впечатляют, что исходят не от возвы­шенных византийских ликов, а от образов неповторимо индивидуальных, неуловимыми чертами напоминающие новгородские лица. Интересно также, что в демократи­ческом Новгороде иерархической символике предпочита­ли более наглядную — топографическую: сцену Возне­сения в куполе сюжету «Христос-Пантократор».

В конце XII века строительством Спасской церкви Ефросиньева монастыря в Полоцке (зодчий Иоанн) бы­ла открыта  качественно новая страница русского зод­чества — создание башнеобразных храмов, динамичных, устремленных вверх пропорций, отличающихся мону­ментальностью и повышенной (в сравнении с византий­скими) декоративностью  и   нарядностью. Конструктив­ной основой является введение системы ступенчато-по­вышающихся арок в интерьерах храма, находящих свое подтверждение в наличии в экстерьере второго и третье­го яруса закомар и введения ложных, чисто декоратив­ных закомар — кокошников. Процесс этот начался од­новременно в нескольких, преимущественно южнорус­ских городах со строительства церкви Параскевы Пят­ницы в Чернигове, церкви Святого Василия в Овруче, Михаила Архангела в Смоленске и Параскевы Пятни­цы, что на торгу в Новгороде, а закончился такими ге­ниальными   произведениями   древнерусского   зодчества, как церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.), храм Василия Блаженного (XVI в.), Спасская церковь в Спасо-Андрониковом монастыре (XV в.) и др. Итак, со вто­рой половины XII века архитектурные пути Византии и Руси разошлись. Развитие древнерусской  архитектуры (как и искусства вообще) было прервано на самой вы­сокой ноте. Причиной тому стало монголо-татарское на­шествие.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведем итоги всему выше сказанному.

Само содержание древнерусской культуры, характер и направ­ление ее развития, выдающиеся памятники искусства дают основа­ние сделать вывод, что по своим типологическим чертам она суще­ственно отличалась от культур раннефеодальных европейских ци­вилизаций. Мы можем вполне обоснованно говорить о ее типоло­гических особенностях, определивших развитие русской культуры на всем протяжении ее истории. Первой такой особенностью стала бинарностъ культуры, отчетливо проявляющаяся и в художествен­ной культуре Руси. В древнерусской культуре она воплотилась в феномене двоеверия — в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всех видов искусств, поднявшем художественную культуру Древней Руси на гораздо бо­лее высокую ступень. При этом полного отказа от прежних ценно­стей языческой культуры не произошло. Расставание с языческими капищами и восприятие идущих из Византии духовных ценностей русской культуры происходило с сохранением жиз­неутверждающего духа народной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности — чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества — сохранились и стали основой для всего последующего развития художественной культуры.

Второй особенностью древнерусской культуры стала ее аноним­ность, соборность. Вместе с христианизацией на Русь пришла лине­арная концепция истории, что позволило рассматривать Русь как составную часть всемирной истории. Соответственно вступление Руси в осевое время мировой истории означало, что все историче­ские события обретают свой неповторимый смысл, ход времени получает в сознании людей определенную направленность и начи­нает осознаваться как история, усиливается роль рациональности и появляется философское мышление, религия наполняется этическим смыслом, вокруг нравственных оценок жизни начинается ду­ховная борьба. Но, вступая в осевое время, древнерусская культура не обретала ярких индивидуальностей ни в поэзии, ни в филосо­фии, ни в искусстве.

В древнерус­ской культуре сильно приглушено авторское начало, но при этом она поражает своей монументальностью и величием целого. Это начало, подразумевающее личную точку зрения автора, субъектив­ную оценку, представление об авторской собственности, появляется лишь в XVII в. Причиной этого можно считать, что Русь включи­лась в осевое время лишь внешне, а не внутренне. Поэтому древне­русская культура не знает «единичного человека», а стремление лю­дей к спасению связано с внеличными путями. Многие русские философы (прежде всего славянофилы) считали, что эта особен­ность культуры неразрывно связана с православием, которое не требует полного подчинения человека интересам церкви, но отвер­гает индивидуализм. В православной традиции, чтобы достичь ис­тинного знания, спасения, нужно соборное единение людей, нрав­ственная общность коллектива, когда человек сознательно отказы­вается от своего полновластия и сознательно подчиняется религи­озной общине, что приводит к соединению людей.

Анонимность древнерусской культуры неразрывно связана с ее кано­ничностью, господством внеличностных форм и стилей. Именно через канонические нормы, правила, традиции, жестко зафиксированные во всех сферах художественной культуры, полнее всего выражалось ее со­борное начало. Повторяемость приемов, заимствование из одного про­изведения в другое, устойчивость форм и ситуаций, каноничность идеа­лизированных героев и сюжетов, абстрагирование от конкретных дета­лей были призваны продемонстрировать вечность и неизменность про­исходящего и изображаемого. Поэтому творения художников того вре­мени, часто оставаясь безымянными, пережили века.

В-третьих, среди важнейших особенностей древнерусской куль­туры следует отметить приоритет искусства по сравнению с другими сферами культуры и иными способами познания мира. Прежде всего, это касается философии, которая из трех возможных форм (нравст­венно-практического, или сократовского метода, аристотелевского метода логического анализа и метода художественного творчества) предпочитала первый и третий. Судя по всему, это было связано с анонимностью древнерусской культуры. Ведь для познания необхо­дима личностная активность и ощущение ценности нового знания, потребность в индивидуальном поиске нового; для понимания же достаточно приобщения к общей истине, приложения ее к собствен ной жизни и добровольного подчинения общепризнанным нормам и традициям. Отсюда приоритет эмоционально-чувственного пережи­вания над интеллектом и логикой. Поэтому на Руси так высоко це­нились подвижники духа, своей жизнью демонстрировавшие идеалы нравственной философии. С этим связан и высокий статус юродства на Руси, вполне сравнимого с античным кинизмом. На этой основе вырастает высокий статус художественного творчества, которое вполне может быть названо «умозрением в красках».

Фактически лишь последние сто лет мы подходим к иконописи, да и к храмовому зодчеству как к искусству. До этого их восприни­мали как необходимую часть христианского культа. Икона, церков­ная музыка, сам храм должны были воплощать в себе вечные истины Любви, Добра и Красоты, они воспринимались как символы этих истин — архетипов. Мастерство художника оценивалось именно с этих позиций. Такой подход позволял увидеть за внешней видимо­стью постоянно меняющегося мира незыблемые ценности, истинное начало и сущность мира, за преходящим и временным — вечность и неизменность. По сути дела это был ответ на вечные философские вопросы о смысле жизни и причинах бытия, выраженный методами художественного творчества. Поэтому известный русский философ В.В. Зеньковский назвал стиль древнерусской культуры мистическим реализмом, когда все вещественное, материальное служит лишь сред­ством для выражения высшей истины и красоты, а во всех предметах и явлениях мира, творениях искусства видят не только внешние, но и внутренние пласты Бытия, духовный, божественный мир.


ЛИТЕРАТУРА:

 

1.      Балакина, Т.И. История русской культуры /Т.И. Балакина. – М.: Издательский центр АЗ, 1996г.

2.      Георгиева, Т.С. Русская культура: история и современность /Т.С. Георгиева. – М.: Юрайт, 1998г.

3.      Грушевицкая, Т.Г., Садохин, А.П. Культурология /Т.Г. Грушевицкая, А.П Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

4.      Жидков, В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история / В.С. Жидков, К.Б. Соколов. – М.: Академический проект, 2001г.

5.      История русской культуры IX-XX вв. / под ред. Л.В. Кошман. – М.: Дрофа, 2003г.

6.      Культурология. История мировой культуры /под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001г.

7.      Культурология /под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000г.

8.      Очерки истории культуры славян. – М.: ИНДРИК, 1996г.

9.      Рябцев, Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. /Ю.С. Рябцев. – М.: ВЛАДОС, 1997г.

2

 



Информация о работе Культура Киевской Руси