Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:12, реферат
В работе представлено содержание древнерусской культуры, характер и направление ее развития, выдающиеся памятники искусства, приоритет искусства по сравнению с другими сферами культуры и иными способами познания мира.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ИСТОКИ И УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КИЕВСКОЙ РУСИ 6
1.1. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ 6
1.2. КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ КИЕВСКОЙ РУСИ 7
ГЛАВА II. ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА IX- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIII ВВ. 11
2.1. ФОЛЬКЛОР КИЕВСКОЙ РУСИ 11
2.2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА 13
2.3. ПИСЬМЕННОСТЬ. ПРОСВЕЩЕНИЕ. КНИЖНОЕ ДЕЛО 17
2.4. ЛИТЕРАТУРА. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 23
2.5. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ КИЕВСКОЙ РУСИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА: 37
Отличительной чертой искусства домонгольской Руси, и особенно Киевской, является монументальность форм. Средствами монументализации были крупный масштаб, фронтальность и замедленный ритм движения фигур, особая структура линий, отдаленно напоминающих античную классику. Образцом такого монументального синтеза искусств является София Киевская. Не менее масштабны, идущие от киевской традиции и иконы. Например, Георгия-воина из Юрьева монастыря Новгорода (2,3 м, икона Богоматери Великой Панагии (так называемой «Ярославской Оранты»). В ряду изобразительных искусств первое место также принадлежало монументальной живописи — мозаике и фреске, с их простым лаконичным языком и условностью жестов фигур.
Иную художественную манеру и технику росписей, в частности, переход от дорогостоящей мозаики к фреске мы встречаем и к середине XII века, особенно в Новгородской и Псковской землях, которая складывается под сильным влиянием городской посадской культуры и торгово-ремесленной среды. Общее впечатление от храмов, в частности, от росписей церкви Спаса-Нередицы под Новгородом (подлинной энциклопедии средневековой жизни) — демократизм, суровость, аскетизм и непреклонность, иногда доходящие до исступления, которые тем более впечатляют, что исходят не от возвышенных византийских ликов, а от образов неповторимо индивидуальных, неуловимыми чертами напоминающие новгородские лица. Интересно также, что в демократическом Новгороде иерархической символике предпочитали более наглядную — топографическую: сцену Вознесения в куполе сюжету «Христос-Пантократор».
В конце XII века строительством Спасской церкви Ефросиньева монастыря в Полоцке (зодчий Иоанн) была открыта качественно новая страница русского зодчества — создание башнеобразных храмов, динамичных, устремленных вверх пропорций, отличающихся монументальностью и повышенной (в сравнении с византийскими) декоративностью и нарядностью. Конструктивной основой является введение системы ступенчато-повышающихся арок в интерьерах храма, находящих свое подтверждение в наличии в экстерьере второго и третьего яруса закомар и введения ложных, чисто декоративных закомар — кокошников. Процесс этот начался одновременно в нескольких, преимущественно южнорусских городах со строительства церкви Параскевы Пятницы в Чернигове, церкви Святого Василия в Овруче, Михаила Архангела в Смоленске и Параскевы Пятницы, что на торгу в Новгороде, а закончился такими гениальными произведениями древнерусского зодчества, как церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.), храм Василия Блаженного (XVI в.), Спасская церковь в Спасо-Андрониковом монастыре (XV в.) и др. Итак, со второй половины XII века архитектурные пути Византии и Руси разошлись. Развитие древнерусской архитектуры (как и искусства вообще) было прервано на самой высокой ноте. Причиной тому стало монголо-татарское нашествие.
Итак, подведем итоги всему выше сказанному.
Само содержание древнерусской культуры, характер и направление ее развития, выдающиеся памятники искусства дают основание сделать вывод, что по своим типологическим чертам она существенно отличалась от культур раннефеодальных европейских цивилизаций. Мы можем вполне обоснованно говорить о ее типологических особенностях, определивших развитие русской культуры на всем протяжении ее истории. Первой такой особенностью стала бинарностъ культуры, отчетливо проявляющаяся и в художественной культуре Руси. В древнерусской культуре она воплотилась в феномене двоеверия — в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всех видов искусств, поднявшем художественную культуру Древней Руси на гораздо более высокую ступень. При этом полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. Расставание с языческими капищами и восприятие идущих из Византии духовных ценностей русской культуры происходило с сохранением жизнеутверждающего духа народной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности — чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества — сохранились и стали основой для всего последующего развития художественной культуры.
Второй особенностью древнерусской культуры стала ее анонимность, соборность. Вместе с христианизацией на Русь пришла линеарная концепция истории, что позволило рассматривать Русь как составную часть всемирной истории. Соответственно вступление Руси в осевое время мировой истории означало, что все исторические события обретают свой неповторимый смысл, ход времени получает в сознании людей определенную направленность и начинает осознаваться как история, усиливается роль рациональности и появляется философское мышление, религия наполняется этическим смыслом, вокруг нравственных оценок жизни начинается духовная борьба. Но, вступая в осевое время, древнерусская культура не обретала ярких индивидуальностей ни в поэзии, ни в философии, ни в искусстве.
В древнерусской культуре сильно приглушено авторское начало, но при этом она поражает своей монументальностью и величием целого. Это начало, подразумевающее личную точку зрения автора, субъективную оценку, представление об авторской собственности, появляется лишь в XVII в. Причиной этого можно считать, что Русь включилась в осевое время лишь внешне, а не внутренне. Поэтому древнерусская культура не знает «единичного человека», а стремление людей к спасению связано с внеличными путями. Многие русские философы (прежде всего славянофилы) считали, что эта особенность культуры неразрывно связана с православием, которое не требует полного подчинения человека интересам церкви, но отвергает индивидуализм. В православной традиции, чтобы достичь истинного знания, спасения, нужно соборное единение людей, нравственная общность коллектива, когда человек сознательно отказывается от своего полновластия и сознательно подчиняется религиозной общине, что приводит к соединению людей.
Анонимность древнерусской культуры неразрывно связана с ее каноничностью, господством внеличностных форм и стилей. Именно через канонические нормы, правила, традиции, жестко зафиксированные во всех сферах художественной культуры, полнее всего выражалось ее соборное начало. Повторяемость приемов, заимствование из одного произведения в другое, устойчивость форм и ситуаций, каноничность идеализированных героев и сюжетов, абстрагирование от конкретных деталей были призваны продемонстрировать вечность и неизменность происходящего и изображаемого. Поэтому творения художников того времени, часто оставаясь безымянными, пережили века.
В-третьих, среди важнейших особенностей древнерусской культуры следует отметить приоритет искусства по сравнению с другими сферами культуры и иными способами познания мира. Прежде всего, это касается философии, которая из трех возможных форм (нравственно-практического, или сократовского метода, аристотелевского метода логического анализа и метода художественного творчества) предпочитала первый и третий. Судя по всему, это было связано с анонимностью древнерусской культуры. Ведь для познания необходима личностная активность и ощущение ценности нового знания, потребность в индивидуальном поиске нового; для понимания же достаточно приобщения к общей истине, приложения ее к собствен ной жизни и добровольного подчинения общепризнанным нормам и традициям. Отсюда приоритет эмоционально-чувственного переживания над интеллектом и логикой. Поэтому на Руси так высоко ценились подвижники духа, своей жизнью демонстрировавшие идеалы нравственной философии. С этим связан и высокий статус юродства на Руси, вполне сравнимого с античным кинизмом. На этой основе вырастает высокий статус художественного творчества, которое вполне может быть названо «умозрением в красках».
Фактически лишь последние сто лет мы подходим к иконописи, да и к храмовому зодчеству как к искусству. До этого их воспринимали как необходимую часть христианского культа. Икона, церковная музыка, сам храм должны были воплощать в себе вечные истины Любви, Добра и Красоты, они воспринимались как символы этих истин — архетипов. Мастерство художника оценивалось именно с этих позиций. Такой подход позволял увидеть за внешней видимостью постоянно меняющегося мира незыблемые ценности, истинное начало и сущность мира, за преходящим и временным — вечность и неизменность. По сути дела это был ответ на вечные философские вопросы о смысле жизни и причинах бытия, выраженный методами художественного творчества. Поэтому известный русский философ В.В. Зеньковский назвал стиль древнерусской культуры мистическим реализмом, когда все вещественное, материальное служит лишь средством для выражения высшей истины и красоты, а во всех предметах и явлениях мира, творениях искусства видят не только внешние, но и внутренние пласты Бытия, духовный, божественный мир.
1. Балакина, Т.И. История русской культуры /Т.И. Балакина. – М.: Издательский центр АЗ, 1996г.
2. Георгиева, Т.С. Русская культура: история и современность /Т.С. Георгиева. – М.: Юрайт, 1998г.
3. Грушевицкая, Т.Г., Садохин, А.П. Культурология /Т.Г. Грушевицкая, А.П Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.
4. Жидков, В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история / В.С. Жидков, К.Б. Соколов. – М.: Академический проект, 2001г.
5. История русской культуры IX-XX вв. / под ред. Л.В. Кошман. – М.: Дрофа, 2003г.
6. Культурология. История мировой культуры /под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001г.
7. Культурология /под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000г.
8. Очерки истории культуры славян. – М.: ИНДРИК, 1996г.
9. Рябцев, Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. /Ю.С. Рябцев. – М.: ВЛАДОС, 1997г.
2