Культура майя доколумбовой Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:05, реферат

Описание

В данной работе рассматриваются быт, культура и религия цивилизации майя во время одного из самых захватывающих, но наименее известных периодов истории мира. Культура майя является наиболее интересной из всех доколумбовских цивилизаций. В ней представлены все виды древнего искусства, выраженное в творениях архитектуры, свидетельствах письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке.

Содержание

Введение
Этапы развития цивилизации. Застройка городов
Религия
Научные знания
Письменность и литература
Архитектура. Скульптура и изобразительное искусство
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

майя.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

      Письменность майя до сих пор полностью не расшифрована. Установлено, что отдельные иероглифы не обозначают ни букв, ни слогов. Видимо, они означают целые слова или корни слов. Словарь иероглифики майя пока не составлен. Лучше всего поддаются расшифровке астрономические открытия майя, поскольку их содержание можно проверить.  
 
 
 

5. Архитектура. Скульптура и изобразительное искусство 

      Зрелость культуры майя особенно  подтверждает их архитектура  и живопись. Майя возводили свои уникальные постройки из грубо обработанного камня, уложенного в известковый раствор, или из известкового бетона, облицованного камнем. Фасады всегда украшались богатым рельефом. Отличительная черта построек – строгая простота и развитое чувство пропорции.

      «Для древней архитектуры майя были характерны три типа сооружений. Первый из них – храм – представлял собой четырехгранную ступенчатую пирамиду, на усеченной вершине которой находилось небольшое продолговатое здание с плоской крышей. На крыше возвышался кровельный гребень, состоящий из двух сходящихся под острым углом стен с многочисленными окноподобными отверстиями и богатым геометрическим орнаментом. От подножия пирамиды к двери святилища шла крутая широкая лестница. Она тянулась непрерывно от основания к вершине. Зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть то, что происходит на ее вершине. Поэтому, когда обрядовая процессия жрецов поднималась к храму, на вершине она вдруг исчезала из поля зрения толпы и как бы растворялась в поднебесье. Строители умело использовали окружающий ландшафт, вписывая целые архитектурные ансамбли в горный рельеф, как, например, знаменитый храмовый ансамбль в Теотиуакане, включающий храм Луны, храм Солнца, храм Кецалькоатля и целый рад других храмов. Так, Пирамида Солнца, сложенная из четырех усеченных пирамид и увенчанная храмом, имела высоту 64,5м. Все остальные здания на стилобатах пониже размещались вокруг в регулярной последовательности.»9

      Второй тип сооружений –  дворец – возводился на невысоком (10 – 15-метровом) стилобате с двумя широкими входными лестницами по противоположным сторонам и представлял собой либо одно узкое, вытянутое в длину здание, делившееся внутри на несколько помещении, либо группу зданий, расположенных вокруг больших и малых дворов. Наружные стены выглядели как прямоугольные столбы. Таков дворец в Паленке, где проживали знатные члены общества и жрецы.

      К третьему типу строений относятся  стадионы - своеобразные сооружения для культовой игры в каучуковый мяч. Стадионы представляли собой площадку для игры, ограниченную по обеим сторонам массивными и очень широкими стенами, с которых зрители наблюдали за игрой.

      Наибольшее развитие в области  скульптуры получила традиция  возводить четырехгранные каменные стелы, лицевая сторона которых покрывалась рельефными изображениями правителей или богов, а остальные три – иероглифическими надписями. Сложилось два типа стел. К первому относились стелы, сооружавшиеся в честь победы; на них изображался победитель, попирающий ногами побежденного. Вторая группа стел тяготела к круглой скульптуре. Эти стелы были связаны с религией. Разновидностью скульптуры являются алтари – базальтовые монолиты, служившие площадкой для жертвоприношений. Они украшались рельефами и горельефами, воспроизводящими этот ритуал.

      Живопись не занимала в искусстве  майя ведущего места. В основном  она представлена настенными  росписями, росписью на керамике. Фресковая живопись встречалась только в храмах. При ее создании использовались  чистые тона коричневого, розового, желтого и голубого цветов. Так выглядят фрески трехкомнатного храма в Бонампаке, основным сюжетом которых является битва майя с враждебным племенем. Живопись на керамических изделиях отражала пристрастие к геометрическому орнаменту и ярким чистым краскам – красной, черной, белой, зеленой, желтой. 

      «Наивысший уровень культуры был достигнут в поселениях майя на полуострове Юкатан, наиболее значительным из которых являлся Чичен-Ица, город воинов. В его архитектурном облике ведущее место занимали Храм воинов, астрономическая обсерватория Караколь (дословно – Улитка), стадион для игры в мяч с примыкающим к нему Храмом ягуара. Главным был храм Кастильо. Все постройки этого периода украшались колоннами в виде туловищ пернатых змей. Фасадные стены сплошь были покрыты тончайшей каменной резьбой, составленной из фигур крылатых змей и геометрических фигур – зигзагов, ромбов, плетенки. В живописи акцент делался на изображение военных сцен и символики войны.»10

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Искусство народов Центральной  и Южной Америки сложилось  на территории гигантского Американского континента до появления на нем европейцев. Среди многочисленных культур Нового Света в доколумбову эпоху наиболее развитой была культура майя (X в.до н.э. – XII в. н.э.) – культура Центральной Америки. Цивилизация этого народа носила религиозный культовый характер. Подтверждение тому мы находим во всех формах американского искусства того времени: архитектуре, ритуальной живописи, скульптуре, прикладном искусстве, где символический орнамент и пиктографические надписи воспроизводились при изготовлении керамических изделий, ткачестве одеял и плетении корзин. Несмотря на самостоятельное развитие, европейцы могли многому поучиться у майя. Благодаря их культуре в обиход всего человечества прочно вошли картофель, табак, бобы, томаты, кукуруза, а также хинин, каучук. Многие слова были заимствованы у индейцев - географические названия, названия растений, с которыми европейцы впервые познакомились в Америке, названия животных, птиц, рыб, предметов.  

      Почти шесть столетий продолжался период расцвета культуры майя, но примерно в VIII  - IX вв. цивилизация майя начала приходить в упадок. По одной из гипотез, майя по неизвестной причине покинули свои города и переселились на север, на полуостров Юкатан. Дворцы и храмы пришли в упадок, и джунгли поглотили их. Именно там возникло новое царство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Гриненко  Г. В. Христоматия по истории мировой культуры: учебное пособие. М.: Высшее образование, 2005. 940с. 
  2. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 544с.
  3. Карпушин  В. А., Карпушина С. В. История мировой культуры: учебник для ВУЗов. М.: Nota Bene, 1998. 536с.
  4. Культурология: История мировой культуры: Учебник для ВУЗов / под ред. профессора Макаровой А. Н. М.: ЮНИТИ, 2003. 600с.
  5. Уитлок Р. Майя. Быт, религия, культура. Пер. с англ. Федяева О.А. М.: Центрполиграф, 2005. 191с.
  6. Хаген В. Фон. Ацтеки. Майя. Инки. Пер. Николенко И. А.                            М.: Веге, 2004. 448с.

Информация о работе Культура майя доколумбовой Америки