Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:13, реферат
XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс.
XVII в. — значительный
этап в истории
|
XVIII в. был последним
историческим этапом
В Англии — промышленная революция, переход
к машинной капиталистической индустрии.
Во Франции — подготовка к классической
буржуазной революции, освобожденной
от религиозной оболочки в выражении своих
политических и социальных идеалов. Но,
несмотря на национальную специфику политической
и культурной революции отдельных стран,
основные черты их общности заключались
в кризисе феодализма и его идеологии
и в формировании прогрессивной идеологии
просветителей. XVIII в. — век разума, век
просвещения, век философов, социологов,
экономистов.
Философия
Во всех странах Европы развитие культуры
в XVIII в. в той или иной мере проходило под
знаком идей Просвещения. В Германии складывается
школа классической немецкой идеалистической
философии (Кант, Фихте). В Италии Джамбаттиста
Вико осуществляет диалектизацию философии
нового времени. В Англии философия Беркли
дает теоретическое обоснование религиозному
мировоззрению, а скептицизм Юма играет
роль теоретического обоснования утилитарного
и рассудочного мировоззрения буржуазии.
Но самый многочисленный, блещущий яркими
талантами отряд просветителей сформировался
во Франции: именно отсюда, неся на себе
печать французского гения, идеи Просвещения
распространились по всей Европе.
Шарль Луи Монтескье (1689— 1755) в своих
произведениях «Персидские письма» (1721),
«О духе законов» (1748) выступает против
феодализма и неограниченной монархии.
Монтескье различает три формы государственной
власти: деспотию, основой которой является
страх; монархию, имеющую своей опорой
«принцип чести» республику, где население
воодушевлено высшей гражданской добродетелью
— патриотизмом. Политические воззрения
Монтескье, в частности его учение о разделении
законодательной, исполнительной и судебной
властей между независимыми, но контролирующими
друг друга инстанциями, не только были
прогрессивны в XVIII в., но и необычайно
актуальны для современней политической
ситуации в России.
Самым выдающимся вождем умеренного крыла
французского Просвещения был Вольтер (1694—1778) Его огромный талант
нашел выражение в разнообразных, блестящих
по форме литературных, философских, исторических
произведениях, насыщенных ненавистью
к феодальному государству и религиозному
фанатизму. Из его философских произведений
наиболее значительны «Философские письма»,
«Основы философии Ньютона» и «Философский
словарь». Влияние идей Вольтера за пределами
Франции, в том числе и в России, было исключительно
велико. Антиклерикальные произведения
Вольтера сыграли значительную роль в
развитии русского свободомыслия в XVIII
в.
Новым этапом в развитии французского
Просвещения XVIII в. была деятельность Жана-Жака
Руссо (1712—1778), идеолога революционной
мелкой буржуазии. Его идеи, выраженные
в произведениях «О причинах неравенства»,
«Об общественном договоре, или Принципы
политического права» и др., оказали впоследствии,
в период Великой Французской революции
1789— 1794 гг. значительное влияние на якобинцев,
провозгласивших Руссо своим идейным
предшественником. Его произведения проникнуты
ненавистью к угнетателям, страстной критикой
современного ему общественного и государственного
строя, социального неравенства, уродливого
воспитания. Он обличает лицемерную, враждебную
интересам народа мораль, фальшивое искусство
и официальную науку.
Важнейшее направление в просветительской
философии представлено материалистической
школой. Ее зачинатель — врач Жюльен ОфреЛаметри
(1709— 1751), автор медицинских и философских
трудов. Смелый атеизм Ламетри вызвал
ярость церковных и светских реакционеров.
Философ вынужден был бежать из Франции
и умер в изгнании.
Дальнейшее развитие французского материализма
связано с деятельностью Дени Дидро (1713—1784), Этьена Бонна
Кондильяка (1710—1780) и Поля Гольбаха (1723
— 1789). Расцвет деятельности французских
материалистов относится к 50—60 гг. XVIII
в. и тесно связан с изданием «Энциклопедии
наук, искусств и ремесел» в 33 томах, которая
стала идейным средоточием всего лагеря
просветителей.
XVIII в. характеризуется одновременным
развитием науки и техники. Становится
научной дисциплиной политэкономия благодаря
Адаму Смиту и французским физиократам.
Наука все больше связана с производством,
техникой, получает ускоренное развитие.
Лавуазье, так же как Ломоносов в России,
заложил основы химии как современной
науки. Создаются новые машины, подготавливающие
переход к индустриальному веку.
Западноевропейская общественная мысль
продолжает развиваться под знаком просветительских
идей. Утверждается могущество разума,
широкое распространение получает критика
сословных предрассудков и церковного
обскурантизма. Большое значение приобретает
обмен между странами философскими, научными,
эстетическими идеями. Французский язык
становится языком международного общения
просвещенных слоев общества. В большинстве
стран складывается интеллигенция, представляющая
интересы непривилегированных классов,
что способствует формированию более
широкого представления о единстве культуры
человеческого общества.
Литература и музыка
В XVIII в. берет начало процесс решительного
изменения в соотношении видов и жанров
искусства, получивший завершение в следующем
столетии. Возрастает удельный вес литературы
и музыки, достигающих той ступени художественной
зрелости, которую живопись обрела уже
в XVI—XVII вв. Литература и музыка постепенно
начинают приобретать значение ведущих
видов искусства. Дополняя друг друга,
они удовлетворяют потребности времени
в эстетическом осознании жизни, ее движения
и становления.
Развивается проза как жанр, который стремится
показать судьбу отдельного человека
в ее сложном развитии во времени, в запутанных
отношениях с социальной средой либо рисующий
широкую картину быта и нравов эпохи, решающий
коренные вопросы о месте и роли человека
в жизни общества. Таковы, несмотря на
различие почерков и стилей, «Хромой бес»
Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид»
Вольтера, плутовские романы Филдинга,
«Сентиментальное путешествие» Стерна,
«Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм
Мейстер» Гете. Жанр романа, дающий универсальную
картину мира, развивается особенно плодотворно.
Потребность в поэтическом, эмоционально-целостном
выражении душевного мира человека, раскрытии
его непосредственного мироощущения и
мировосприятия в развитии, противоречиях
и цельности предопределили расцвет музыки
как самостоятельного вида искусства.
Создание в XVIII в. Бахом, Моцартом, Глюком,
Гайдном таких музыкальных форм, как фуга,
симфония, соната, раскрыло способность
музыки передавать тончайшие нюансы и
процесс становления переживаний человека.
Значительны в XVIII в. успехи театрального
искусства, драматургии, тесно связанной
с литературой. Для нее характерен отход
от традиций классицизма к реалистическим
и предромантическим творческим направлениям.
Характерной чертой культуры этого времени
является пристальное исследование основных
вопросов эстетики театра, природы актерского
мастерства и освещение общественно-воспитательной
роли театрального искусства.
Изобразительное искусство и архитектура
XVIII в. — век портрета, но уже на новом витке
развития культуры. Мастера XVIII в. создали
искусство утонченное, дифференцированное,
анализирующее тончайшие нюансы чувств
и настроений. Изящная интимность, сдержанная
лиричность, вежливо-беспощадная аналитическая
наблюдательность — таковы художественные
особенности портретов Латура, Гейнсборо,
Гудона. Умение передать тончайшие оттенки
настроения, подметить характерное отличает
галантные празднества и жанровые сценки
Ватто, Фрагонара, скромные бытовые мотивы
Шардена, городские пейзажи Гварди. Эти
качества художественного восприятия
жизни впервые с такой последовательностью
утверждались в искусстве, но ценой частичной
утраты художественных завоеваний прошлого.
Живопись теряет универсальную полноту
охвата духовной жизни человека, какая
была у Рубенса, Пуссена, Рембрандта, Веласкеса.
Круг эстетических потребностей XVIII в.
наиболее полно раскрывался в изобразительном
искусстве, архитектуре, в литературе
и музыке. Проблема удельного веса изобразительных
искусств и архитектуры в художественной
культуре человечества со всей остротой
будет поставлена лишь в эпоху расцвета
капитализма.
Формирование новой культуры происходит
весьма неравномерно в различных странах.
Например, в Италии, лишенной национального
единства, продолжается развитие традиций
XVII в. Во Франции XVIII в. начинается печально-мечтательным
изящным искусством Ватто и завершается
революционным пафосом полотен Давида,
приобретая сознательную гражданскую
направленность.
В Испании творчество молодого Гойи противостоит
классицизму страстным интересом к ярким,
характерно выразительным сторонам жизни
и предваряет переход изобразительного
искусства к реалистическому романтизму
XIX в.
В XVIII в. сокращается церковное зодчество
и возрастает объем гражданского строительства.
Архитектуру характеризует стиль позднего
барокко — еще более динамически усложненного,
декоративно-перегруженного, менее величавого
и монументального. Дальнейшее развитие
претерпевает и классицистическое направление.
Во Франции был создан ряд блестящих ансамблевых
решений (площадь Согласия в Париже), представляющий
переосмысление в духе классицизма принципов
планировки городского ансамбля. Зарождается
интерес к более интимной трактовке архитектурного
образа отдельного особняка, более комфортабельного,
элегантного. Это приводит к сложению
принципов искусства рококо, более камерного,
чем барокко. Рококо в архитектуре проявило
себя главным образом в области декора,
плоскостного, легкого, капризно-прихотливого,
изысканного.
Живопись и скульптура в стиле рококо
носили чисто декоративный характер и
служили вместе с декоративно-прикладным
искусством для оформления интерьера.
Искусство рококо, более интимное, рассчитанное
на украшение досугов чуткого к «изящному»,
обладающего изысканным вкусом частного
человека, определило создание стиля живописи
дифференцированного в оттенках настроения,
в тонкостях сюжетного, композиционного,
колористического и ритмического решения.
Искусство рококо избегало обращения
к драматическим сюжетам, к познанию реальности
и носило откровенно гедонистический
характер, очень скоро выродившись в бездумно-поверхностное
искусство представителей той части общества,
которая исповедовала девиз Людовика
XV: «После нас — хоть потоп».
Искусство XVIII в. завершается грандиозной
эпопеей — творчеством великого испанца Франциска
Гойи. Оно слито с испанской живописной
традицией, с жизнью нации, но вместе с
тем, в творчестве Гойи все обращено к
человечеству и истории, все живет в атмосфере
всемирной трагедии и общечеловеческой
радости. Гойя стал великим художником
уже в XVIII в., когда им были написаны и брызжущие
радостью жизни народные сцены, и гордые
темпераментные портреты. На самом рубеже
XIX в. Гойя создал серию офортов «Капричос»,
где он бестрепетной рукой открыл миру
те бездны, в которые не рисковали заглянуть,
которые звучали подтекстом культуры
XVIII в., о которых говорили шепотом. Но этот
цикл был и прощанием с XVIII столетием. Творчеством
Гойи, как и живописью Давида, открывается
история искусства XIX и XX вв.
7.1. Понятие Нового времени
Процессы радикальных
изменений в культуре, известные
как Возрождение, Реформация и Просвещение
(о Просвещении см. ниже), подготовили
и сделали неизбежным переход
общества в Западной Европе к новому
состоянию, к новой ступени развития
культуры. Этот переход осуществился
посредством серии буржуазных
революций. Они разделяют Средние
века и последующую эпоху, завершая развитие
средневековья и открывая Новое время.
Революциями эти бурные, часто катастрофические
в ряде своих проявлений процессы названы
потому, что их результатом стало установление
нового общественного строя — буржуазного
(капиталистического). Господствующим
классом, определяющим всё развитие общества,
здесь является буржуазия.
Напомню, что в Новое время буржуа можно
определить как людей, работающих
не по найму. Такой социальный статус
требует особого менталитета. Буржуа,
прежде всего, свободны в выборе
занятий. Но эта свобода требует активизма,
предприимчивости, трудолюбия, расчётливости
и экономности. Протестантская трудовая
этика добавляет к этому религиозность
и честность.
Ведущая роль буржуазии и господство буржуазного
менталитета («духа капитализма») привели
к коренным радикальным изменениям в жизни
людей, во всей культуре — начиная с культуры хозяйственной, где
господствующей окончательно стала капиталистическая
форма собственности, политической,
где власть в обществе перешла в руки буржуазии,
до научной,
где полностью изменилась парадигма научного
познания, и философской,
где ведущей доктриной стал рационализм
и соответствующий ему позитивизм. Аналогичные
изменения произошли и в правовой
культуре, и в трансляционной
сфере культуры. В политической и правовой
сферах культуры определенно стали преобладать
тенденции гуманизации
и демократизации.
Очень заметными оказались изменения
в художественной
культуре.
Особенно поражает резко возросший динамизм
в преодолении феодальных форм хозяйствования,
индустриализации производства, активное
развитие предпринимательства, необычайно
быстрые преобразования и прогресс культуры
в целом, всех её специализированных сфер.
Фактически облик современного мира и
основные тенденции его развития, начиная
с массового индустриального производства
и завершая наукой, системами коммуникаций
(транспортных и связи), массовой культурой,
созданы буржуазией. Именно буржуазное
общество обеспечило бурное развитие
современной промышленной цивилизации,
сформировало уникальную культуру, выделившую
Европу из всего остального мира.
Поэтому начавшийся период стали называть
Новым временем. Новое время начинается
буржуазными революциями (первая — в Нидерландах
в конце XVI в., последующие — в Англии в
XVII в. и во Франции в 1789 г.) и продолжается
до начала научно-технической революции (середина
ХХ века). С этого времени начинается время новейшее.
Конечно, это общество и его культура далеко
не идеальны. Дух капитализма, как назвал
буржуазный менталитет М. Вебер, несёт
серьёзные опасности: индивидуализм может
перерождаться в эгоизм, экономность —
в скупость, расчётливость — в стяжательство.
Очень большая часть искусства, особенно
литературы XIX и XX веков, полна обличениями
этих часто реализовывавшихся опасностей.
Европейцы более трёхсот лет учились жить
при демократии и использовать возможности
буржуазного строя, прежде чем в первой
трети ХХ века в ведущих странах Запада
не возникли достаточно достойные человека
условия жизни.
7.2. Хозяйственная культура нового времени
Уже в первые века Нового
времени самой характерной
Промышленная (индустриальная)
революция, или промышленный переворот
— процесс исторического преобразования
общества из традиционного в модернизированное
посредством индустриализации экономики. Главное содержание революции
— механизация ручных операций и других
производственных процессов на крупных
мануфактурах, в результате чего они стали
фабриками и заводами, то есть возникновение фабричной
системы, крупного машинного производства,
вершиной развития которого стало индустриальное
массовое производство. Важнейшей
отличительной чертой индустриальной
техники является необходимость оперативного
управления, осуществляемого человеком.
Иначе говоря, станки и машины не могут
работать сами, без управляющего ими человека
(токаря, фрезеровщика, прессовщика, водителя
и т.д.).
В это время необычайно быстро развивались
многие отрасли промышленности, такие,
как химическая, горная, машиностроительная.
Это потребовало создания системы образования
по техническим специальностям (подготовка
техников и инженеров). Результатом стало
резкое увеличение производства продукции
на душу населения и повышение доступности
промышленных товаров для самых широких
слоёв граждан.
В новом обществе относительно небольшое
количество сельскохозяйственных работников
должно обеспечить пропитание большой
массы промышленных рабочих. Необходимо
было увеличивать производительность
сельского хозяйства. Основным результатом
промышленной (индустриальной) революции
явилось превращение аграрного общества
в городское индустриальное, что в сфере
обыденной культуры повлекло за собой
резкое повышение качества жизни основной
массы населения.
Промышленная революция в отдельных странах
происходила в разное время. Однако процесс,
известный как индустриализация, еще продолжается,
особенно в развивающихся странах.
Самая первая промышленная революция
произошла в Англии. В континентальной
Европе индустриализацию начала в 1820-х
годах богатая железом и углем Бельгия.
С 1830-х годов началась французская индустриальная
революция. Пруссия, еще более богатая
наиболее важными полезными ископаемыми,
чем Франция, быстро развивалась с 1840-х
гг. Ко времени объединения Германии в
1871 году она была уже мощной индустриальной
нацией.
Идеальные условия для индустриализации
были в американском обществе. Период
бума американской индустриализации пришелся
на вторую половину XIX века, причем большую
роль в этом сыграло быстрое строительство
сети железных дорог. В XX столетии возникла
новая отрасль промышленности — автомобильная,
и США заняли в ней ведущие позиции. Важнейшую
роль в этом сыграли революционные нововведения
Генри Форда, который применил систему
конвейерного производства. Успех Форда
повлёк за собой широкое распространение
методов массового производства в промышленности.
В первые десятилетия ХХ века начали индустриализироваться
другие европейские страны — Италия, Нидерланды,
процесс индустриализации распространился
в Японию. Быстрая индустриализация сделала
небольшой островной народ мировой силой,
точно так же, как это произошло в XVIII веке
в Британии.
В России индустриальная революция началась
задолго до 1914 г., но экономическое развитие
было остановлено первой мировой войной
и большевистской революцией 1917 года.
Когда индустриализация в СССР около 1930
года возобновилась, это был процесс не
рыночный, но плановое экономическое развитие
большевистского государства. Советская
индустриализация основывалась на государственных
капиталовложениях. Средства получались
за счет прямого порабощения и ограбления
деревни, а также принудительного ограничения
уровня жизни населения (карточная система).
В 1950-ые годы коммунистический Китай по
инициативе Мао Цзэдуна также предпринял
запланированную индустриальную революцию
(«Великий скачок»), пытаясь за десять
лет проделать тот путь, который в Англии
занял столетия. Результат был плачевным.
Положение изменилось в последние десятилетия,
когда правители Китая отказались от коммунистических
догм в экономике и де-факто перешли к
капиталистическим методам хозяйствования.
Следующие главы подробнее рассматривают
развитие культуры в рамках отдельных
столетий Нового времени в Европе.
7.3. Европейская культура ХVII века
XVII век — время, когда
после великих географических
открытий XV-XVI вв. европейцы начали
осваивать всю Землю. Эпоха
Возрождения внесла в их
Всё это коренным образом изменило мировоззрение,
систему ценностей, менталитет европейцев.
Особенно быстро и последовательно прошли
эти перемены в Англии. Протестантская
трудовая этика поощряла производительный
труд, торговлю и богатство, требовала
развивать индивидуальность. Протестантизм
стимулировал свободу личности, рыночные
отношения, предпринимательскую активность.
Всем гражданам Англии были гарантированы
политические свободы. Новые знания, особенно
научные, свободно распространялись, порождали
изобретательность и установки на принятие
изменений. Возрастающий спрос на промышленную
продукцию вынуждал искать новые технологии.
На «узких местах» производства появляются
технические новшества, повышающие производительность
труда, что предвещало промышленный переворот.
В западной Европе в ХVII веке общественная
мысль обретает всё большую независимость
от религии. И хотя влияние христианской
религии и церкви было достаточно весомым
и они практически не ослабляли своих
позиций, в западноевропейском обществе
все более ощутимы проявления светской
культуры.
Наступление новой культуры было обозначено
и стремительно разворачивающейся революцией
в научной культуре, вначале проявившей
себя в математике и механике, а затем
в естествознании. Чтобы понять уровень
науки того времени, достаточно назвать
следующие имена: Кеплер, Галилей, Декарт,
Ньютон, Лейбниц. Здесь тоже кардинально
изменились принципы деятельности. В Средние
века наука испытывала очень сильное давление
со стороны церкви, хозяйственная культура
не предъявляла к ней практически почти
никаких требований. Парадигма научного
исследования несла отпечаток схоластики,
так что источником знания считались не
столько эксперименты, сколько Священное
писание, рукописи древних мудрецов («чем
древнее, тем истиннее») и даже магические
трактаты и опыт магов. Алхимия, как известно,
была связана с магией очень тесно.
В Новое время господствующим стал подход,
сформулированный Френсисом Бэконом.
Он доказывал, что единственным источником
знания в науке может быть только опыт,
научный эксперимент. Поэтому его часто
называют родоначальником опытной науки
Нового времени. Теперь человек уже не
был только наблюдателем явлений и процессов
природы, он становился её испытателем.
В ХVII веке интенсивно развивалась европейская
философская культура. Р. Декарт создает
свою рационалистическую теорию и критерием
истины признает разум. Ф. Бэкон вводит
новую парадигму научного познания, сформулировав
при этом своё знаменитое «Знание — сила!».
Это позволяет называть XVII в. временем
становления рационализма. И. Ньютон доказывает
с помощью опытов основные положения натурфилософского
материализма. Т. Гоббс и Дж. Локк обосновывают
основные положения политической культуры
буржуазного общества. Дж. Локк утверждал
суверенитет народа, доказывал необходимость
конституционного правительства, свободы
и равных прав для всех. Локк также доказывал
необходимость разделения властей на
законодательную, исполнительную и «федеративную».
Он считается одним из основателей буржуазного
либерализма.
В европейской художественной культуре
ХVII века формируются национальные школы
искусства — французская, итальянская,
испанская, фламандская и др. Возникают
и расцветают художественные стили барокко, рококо и классицизма,
появляются предпосылки реализма.