Культура Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:13, реферат

Описание

XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс.

Работа состоит из  1 файл

культурология.docx

— 110.13 Кб (Скачать документ)

7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени

Термин «барокко», вообще говоря, обозначает искусство Европы и ее латиноамериканских колоний  в ХVII и первой половине XVIII столетий. В более узком смысле барокко — наиболее характерный из стилей, созданных в этот период в Италии и Фландрии вскоре после 1600 г.  Барокко доминировало в итальянском искусстве и архитектуре до возрождения классики в середине XVIII столетия и повлияло на развитие искусства всех других европейских стран. Стиль барокко связан, прежде всего, с Питером Паулем Рубенсом и Джованни Лоренцо Бернини. 
Название «барокко» — «причудливый», «странный» — было дано искусству этого периода в конце XVIII столетия, когда сам стиль уже вышел из моды. Слово происходит, скорее всего, от французского и португальского barocco, означающего неправильной формы жемчуг. Он часто использовался в чрезвычайно причудливых украшениях периода Постренессанса; ювелиры всё еще используют термин в этом значении.  
Искусствоведы в конце XVIII столетия использовали его в значении «абсурдный», «преднамеренный», «гротеск» — другими словами, экстравагантный вызов классическим правилам. Однако с ходом веков историки искусства начали более объективно смотреть на искусство прошлого, и термин «барокко» перестал быть уничижительным. К началу ХХ столетия сначала специалисты, а затем и более широкий круг любителей искусства убедились, что художники и архитекторы барокко не только не заблуждались, но обогатили европейскую художественную культуру оригинальным вкладом. 
Наиболее яркие, величественные и впечатляющие шедевры искусства барокко находится в римско-католических странах. Это не случайно: между стилем барокко и Римско-католической церковью существовала тесная ассоциация, даже определённая идеологическая связь. Католическая церковь в это время сопротивлялась поднимающемуся протестантству и научному прогрессу. Она подчёркивала свои традиционные духовные доктрины и начинала интенсивную миссионерскую деятельность. Для обеих целей требовалось яркие и неотразимые образы. Создать их и были призваны художники и архитекторы барокко. Этот стиль мог порождать захватывающие визуальные эффекты, реалистически представлять сверхъестественные существа. Творцы барокко могли также возводить роскошные дворцы для монархов и других светских магнатов, стремящихся поразить своих подданных (и друг друга) своей мощью и богатством. Вследствие связей с авторитарными режимами в церкви и в государстве барокко лучше всего вписывался в общества, придерживавшиеся католических традиций — в Италии, Испании и центральной Европе. В более прогрессивных обществах северной Европы (включая Францию) искусство барокко встретилось с некоторым сопротивлением.

7.4.1. Основные особенности

При всём его динамизме  стиль барокко не был абсолютно нов в том смысле, как были в своё время новы готическое искусство или кубизм. Формально он был очень многим обязан искусству и архитектуре ренессанса и переходной стадии, маньеризму; на него также влияла античность. Классические ордеры архитектуры и идеализированная человеческая фигура – особенности как искусства барокко, так и названных более ранних стилей. Сильная связь существует также между барочными и ренессансными (но не маньеристскими) методами представления действительности. Ряд типично барочных черт (например, прогибающиеся внутрь фасады и овальные в плане участки) встречались в искусстве прошлого как побочные линии, хотя и в слаборазвитой форме. Точно так же имел прецеденты барочный иллюзионизм. Полностью новых форм в барокко было создано не много; возможно, наиболее важной из них была двойная кривая — искривлённая внутрь по краям, наружу в середине. Она использовалась в фасадах, дверных проемах и в мебели. Что было ново во всех этих случаях, так это способы использования форм или применения методов. 
Основные характеристики барокко выглядят следующим образом. В архитектуре, помимо уже упомянутых, первичные особенности — витые колонны и фантастические фронтоны. Барочный фронтон может варьироваться многими способами, например, прерываясь в центре, сворачивая наклонные стороны в свитки, искривляя их в вертикальном плане. В скульптуре широко используются трепещущие драпировки, реалистические подробности, использование в одной и той же работе бронзы, белого и цветного мрамора, иногда и других материалов. В живописи главные особенности — расписные потолки, смелые ракурсы и новый, мощный тип реализма, получаемый в основном с помощью света и тени. 
В изобразительных искусствах всё более и более усиливалась эмоциональность. В крупных архитектурных произведениях, типа гробниц и интерьеров церквей, два или больше видов искусств часто использовались совместно для достижения всеобщего эффекта, который назвали барочным Gesamtkunstwerk (нем. «полным», «тотальным» произведением искусства). 
Барокко — стиль большого богатства и гибкости, производящий впечатление как в произведениях грандиозного масштаба, так и в маленьком эскизе маслом или рисунке пером. Общедоступный и сложный, он мог использоваться в равной степени для дидактических целей и для художественного оформления.  

7.4.2 Историческое  развитие

Развитие стиля барокко началось в Италии приблизительно около 1600 года, после упадка маньеризма. Тогда группа живописцев в Риме начала возрождать искусство. Наиболее влиятельными были Микеланджело да Караваджо и Аннибале Караччи,. 
Первым начал решительно создавать барочную эстетику фламандский живописец Питер Пауль Рубенс. После учёбы с 1600 по 1608 гг. в Италии он создал барочный стиль изумительного колорита, жизненности и реализма. В этом стиле Рубенс написал картины по заказу римско-католической церкви, королевского двора своей родной страны, а также дворов Парижа, Мадрида и Лондона. Таковы, например, его аллегорические картины (1629-35), прославляющие правление Стюартов, на потолке банкетного дома  Иниго Джонса и дворца Уайтхолл в Лондоне. 
Главным центром барокко в первые три четверти XVII столетия был Рим, где работало гораздо больше художников и было создано много больше важных произведений искусства, чем во всей остальной части Европы. Доминирующими фигурами были скульптор и архитектор Бернини, архитектор Франческо Борромини, а также последний мастер иллюзионистической росписи потолков архитектор и живописец Пьетро да Кортона («Триумф Божественного провидения», 1633-39; Палаццо Барберини, Рим).  
Наиболее выдающийся вклад Бернини составляют его работы в оформлении собора св. Петра (1624-78), включая колоннаду, гробницы римских пап Урбана VIII и Александра VII, статую св. Лонгинуса, балдахин над высоким алтарём, алтарь кафедры св. Петра позади него. Это — наиболее поразительное собрание барочных работ в одном месте и самое полное выражение римско-католического духа на поздних стадиях Контрреформации.  
Архитектура Борромини была ограничена достаточно узким диапазоном, он возводил маленькие церкви. Однако эти храмы с их волнистыми стенами и фасадом, с оригинальным декором, представляют еще большую изобретательность, чем их большие барочные собратья. 
Вне Италии и Фландрии барокко получило широкое распространение к концу XVII и началу XVIII столетия, хотя признаки его появляются раньше. Каждый регион интерпретировал стиль различным образом. Вероятно, наиболее блистательно барокко расцвело в Германии, в таких церквях как Vierzehnheiligen («Четырнадцать Святых»; 1743-72, около Бамберга, Иоганн Балтазар Нойман). В Испании и Португалии и их американских колониях интерпретация была более набожна и народна, как можно заметить в живописи «Непорочного зачатия» Бартоломео Мурильо (ок. 1660; Прадо, Мадрид) или в фасаде Собора Сантьяго-де-Компостела (закончен в 1750), простая поверхность которого инкрустирована резьбой отчасти традиционного испанского происхождения. Во Франции полное принятие барокко было предотвращено Просвещением с его культом разума, который одобрял классическую сдержанность. Однако конечный «классически-барочный» стиль породил самый большой из всех королевских дворцов, Версаль (1669-1703). В протестантских Нидерландах полное барокко было ограничено скульптурой, но его влияние испытало искусство Рембрандта («Ночной дозор», 1642; Rijksmuseum, Амстердам). В протестантской Англии умеренная форма барокко была применена в проектах больших загородных домов и, наиболее ярко, в соборе св. Павла (Лондон, 1675-1708) сэром Кристофером Реном. 
В начале XVIII столетия барокко во Франции и Германии уступило стилю рококо, и во второй половину столетия оба стиля были заменены неоклассицизмом.

7.4.3. Литература  барокко

Период барокко продолжался от Ренессанса XVI столетия до неоклассицизма конца XVII и XVIII столетий. Поэзия барокко характеризуется в высшей степени орнаментальным и гиперболизированным использованием языка и образов. Здесь работали такие авторы, как Джон Донн, Эндрю Марелл и Джон Милтон в Англии; Андреас Грифиус и Ангелюс Силезиус (Angelus Silesius) в Германии; Константин Гюйгенс в Голландии; Жан-Баптист Кассинье, Лаурент Дрелинкурт  и Жан де Спонде во Франции; Джамбаттиста Марино в Италии; Луис де Гондора и Франсиско де Кеведо-и-Виллегас в Испании; Ян Анджей Морштин и Збигнев Морштин в Польше; Михаил Ломоносов и Симеон Полоцкий в России; Сор Хуан Инес де ла Круз в Мексике и Энн Брэдстрит в Америке.

7.4.4. Музыка барокко

Термин барокко относится к музыке, написанной в течение периода примерно с 1600 до 1750 гг., начиная с первых опытов оперы в Италии и заканчивая смертью Иоганна Себастьяна Баха , работы которого представляют вершину стиля эры контрапункта. Но музыка барокко — широкая категория, она может быть разделена как хронологически, так и в соответствии с различными национальными стилями. 
В конце XVIII столетия — период, в течение которого доминирующий стиль подчёркивал элегантность и простоту — композиторы использовали слово «барокко» для определения более ранней музыки (так же как живописи, скульптуры и архитектуры), которая, как им казалось, была искажена обилием неестественных украшений.  
К концу XVI столетия итальянские композиторы усовершенствовали мадригал, популярную форму полифонического представления текста. В мадригале музыка выражала интенсивность эмоций, предложенных поэзией. Формы сольного пения этого времени также отразили эту реалистическую эмоциональность. Постепенно на основе песенных форм возникли более крупные, позволившие получать драматические эффекты. Клаудио Монтеверди был главным среди ранних экспериментаторов в вокальной музыке; его оперы и книги мадригалов являются высшими достижениями этого раннего периода барокко. 
Ранняя итальянская кантата была формой, в которой сюжет — обычно светский — был изложен певцом соло через речитативы и арии на фоне скупого бассо континуо (лютня или клавесин, обычно с контрабасом, подчеркивающим линию баса). Эта форма в течение 150 лет блуждала по Европе и была сильно преобразована, особенно в Германии, где в неё стали включать несколько певцов и хор. К концу эры барокко Бах сочинял кантаты, в которых священные мелодии гимна играли центральную и объединяющую роль, а заканчивались они часто грандиозными хоровыми финалами. 
Оратория, большая драматическая композиция на религиозную тему, имела корни в Риме и распространялась всюду по Европе в сочинениях немецко-английского композитора Георга Фридриха Генделя . Именно в Англии и по-английски он сочинил наиболее популярную из всех ораторий, «Мессия» (1741). 
Соната, инструментальное сочинение, является другой формой, которая возникла в раннем барокко. В Италии термин «соната» означал группу медленных и быстрых танцевальных пьес или абстрактную композицию из контрастных медленных и быстрых частей, позднее известную как «церковная соната». Среди итальянских композиторов, которые работали в обоих стилях, возможно, самым изобретательным был Арканджело Корелли. Вне Италии наборы танцевальных пьес называли сюитами, и они следовали собственным эволюционным путём.  
Развитие сонаты было более драматическим. Подобно мотету и кантате, соната расширилась от единственного эпизода до двух- или трёхчастной формы, типа найденной в клавирных сонатах Доменико Скарлатти, до полифонических форм типа композиций Баха. Ранние сонаты могли быть написаны или для инструментов соло или для маленьких ансамблей.  
К концу XVII столетия, когда барокко среднего периода перешло в позднее, или высокое, барокко, вместо ансамблевой сонаты возник кончерто гроссо, где проводится противопоставление-соревнование между полным ансамблем и меньшей группой, как правило, состоявшей из двух скрипок и бассо континуо. От кончерто гроссо произошёл сольный концерт, в котором полному оркестру противостоит солирующий инструмент. Прекрасные примеры стиля кончерто гроссо представляют «Бранденбургские концерты» И.С. Баха; точно так же образцами жанра являются сольные концерты И.С. Баха и Антонио Вивальди. 
Центральный в развитии сонаты, концерта и различных вокальных форм является другой новый элемент эры барокко: тональность. К середине XVI столетия старая церковная система приёмов композиции заменялась в соответствии с новой концепцией тональных соотношений. В течение периода раннего барокко композиторы двигались свободно от одной тональности к другой через модуляции, обычно используя как точки перехода аккорды, общие для нескольких тональностей. С течением времени они создали смелую хроматическую музыку. 
Постепенно развилась система, в которой отношения между тональностями стали упорядоченными. Эти отношения демонстрирует «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха. Он также представляет две других важных барочных формы, свободную прелюдию и фугу. 
Крупные формы появились в начале и середине эры барокко. В позднем барокко происходило расширение и совершенствование этих форм, а также дальнейшее развитие различных национальных школ. И хотя модели были, вообще говоря, итальянскими, немецкий и французский варианты барокко по некоторым чертаv явно различались. Так, для Франции было характерно использование пунктирных ритмов, которые задавали движения танца, так же как прелюдий и увертюр, придавая им особенно живой характер. Он ассоциировался с Францией, даже когда использовался композиторами в других странах. В Германии были распространены элементы как итальянского основного стиля, так и французской моды, но они были умерены более уравновешенной лютеранской музыкальной традицией и обаянием контрапунктической сложности.  
Во всех странах от музыкантов ожидалось, что они добавят к музыке, которую они нашли на печатной странице, украшения — почти так же, как сегодня от джазового исполнителя ждут дополнения стандартной мелодии филигранной импровизированной разработкой. Ряд общепринятых надписей в нотах представлял часто используемые украшения — трель, обращение, форшлаг, тремоло и т.д. Так как каждая отдельная надпись могла играться несколькими различными способами, а каждое украшение могло быть представлено несколькими различными надписями, возникли широкие возможности для импровизации. Инструментальная музыка часто изобиловала украшениями. Другое новшество эры барокко, остинантный бас, позволил игрокам сопровождения баса импровизировать вокруг данной гармонической схемы. Оперные певцы часто демонстрировали удивительно длинный ряд украшений и каденций. Часть музыки этой эпохи – например, Баха — нотирована настолько плотно, что, вероятно, включает многое из того, что, возможно, первоначально было украшением. 
Эра барокко в музыке была решающей для развития современного музыкального языка. В течение этих полутора столетий установились стандартные формы. Исключительно большое значение имели кодификация тональности и принятие темперированного строя. Не менее важно, что плодовитые композиторы этой эпохи оставили сочинения, которые многое говорят нам и через столетия.

Культура Нового времени

Название «Новое время» в истории культуры Европы обычно употребляется по отношению  к трем векам – XVII, XVIII и XIX. Эти  века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. Безусловно, очень трудно искать какой-то общий знаменатель этого периода. Тем более что в истории  Нового времени можно найти совершенно противоположные по смыслу и по духу явления. 
 
Не все просто и с временными границами этой эпохи. Оказывается, что ее начало неразрывно связано с Возрождением и Реформацией, и провести между ними какую-то четкую границу невозможно. Закончилось ли Новое время тоже не совсем понятно, т.к. многие сегодняшние способы восприятия, многие мыслительные штампы, многие ценности наследуются нами именно от культуры Нового времени. 
 
Имея все это в виду, все-таки определим собственно Новое время, расцвет своеобразия так называемой нововременной культуры, это, конечно, века XVII, XVIII и, наверное, первая половина XIX. 
 
XVII век не имеет общепризнанного названия как Возрождение или век Просвещения. Но именно в этот век начинается сведение основ новоевропейской культуры, развивающееся на основе процессов, происходивших в Возрождение. Но в это время европейская культура еще не осознает себя в качестве новой культурной системы. 
 
XVIII век – век Просвещения – возможно, самый яркий и показательный этап Нового времени. Век пронизан пафосом новизны: он ощущает себя разрушителем старых стереотипов и строителем новой свободной культуры. 
 
XIX век – буржуазный, в сущности, уже углублял тенденции в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения. 
 
Необходимо как-то определить эту эпоху по отношению к предшествующей – к Возрождению. А.Ф. Лосев определяет Возрождение как эпоху стихийного утверждения человеческой личности. В это время человек стал ощущать себя царем природы, он надеется в первую очередь на собственные силы. Общеизвестны примеры деятельности титанов Возрождения – Леонардо, Микеланджело. Иллюстрацией того же самоощущения человека является, например, Медичи, которые были банкирами и стали князьями, правителями Флоренции. Кондотьеры – предводители наемных отрядов захватывают себе города и становятся основателями своего рода династий. Такими родами, самостоятельно добывшими себе положение и власть, были, например, правители Милана Висконти и Сфорца. 
 
Проявлением все того же индивидуализма в искусстве становится то, что в Возрождение впервые появляется светская «реалистическая» живопись: впервые художники доверились своему глазу, впервые картина, видимая именно человеческим зрением, стала считаться истинной. Картины на религиозные сюжеты становятся именно картинами и перестают быть иконами. 
 
Другой важный источник культуры Нового времени – Реформация – религиозное движение XVI века, направленное против римско-католической церкви, приведшее к оформлению протестантской ветви христианства. Но как ни странно Реформация и последовавшая за ней Контрреформация, будучи религиозными явлениями, оказали влияние на такие совершенно светские области культуры, как экономика и политика. 
 
Возрождения и Реформация сходятся в одном важнейшем моменте – в стремлении освободить человека от внешних авторитетов, наделяя его правом свободно, по собственному усмотрению, выбрать образ жизни. Речь первоначально идет, конечно, о религиозном выборе, но характер религии протестантизма неумолимо подталкивал к расширению поля этого выбора. Такая религиозность ориентировала человека на принятие ответственности за решение всех проблем на себя. Такой индивидуализм прослеживается во всем развитии культуры Нового времени. 
 
Пожалуй, все Новое время, а не только Просвещение, характеризуют мысли И. Канта, высказанные им в статье 1784 года «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?» Иммануил Кант отмечал, что Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Причину такого состояния Кант усматривал в недостатке решимости и мужества пользоваться рассудком. 
 
Это очень точная характеристика, которая имеет две взаимосвязанные стороны: во-первых, Новое время отличается стремлением освободиться от всяческих предрассудков – религиозных, философских, научных, моральных и т.д. Под этим лозунгом самостоятельности человека, освобождения его от старых авторитетов проходит все Новое время. Во-вторых, эта эпоха характеризуется верой в человеческий разум. Именно это время принято называть временем разума, именно оно утверждает веру в то, что человек – разумное существо, в то, что все в природе устроено по разумным законам, что можно построить справедливое человеческое общество, опираясь на те же разумные законы. 
 
Начинать разговор об освобождении от предрассудков надо с религиозной культуры Нового времени (многие философы Нового времени именно религию называют главным предрассудком). Можно говорить о трех слоях европейской религиозности в это время. 
 
1. Протестантизм. 
 
Это ветвь христианства, которая отвергает понимание Церкви как мистического организма. Поэтому появляется тезис об «оправдании одной верой». Сторонники Реформации провозгласили единственным источником религиозной истины Священное Писание, отвергнув Священное Предание. Поэтому в протестантизме отсутствует ощущение Традиции. Из этих ощущений следует, во-первых, индивидуализм, во-вторых, нечувствительность к мистике и таинству и практицизм. 
 
2. Католичество после Реформации и Контрреформации. 
 
Создание ордена иезуитов Игнатием Лойолой – самое заметное явление Контрреформации. Орден был устроен по военному образцу, каждый иезуит должен был считать себя участником войны против ересей. Однако если верить философу Б. Паскалю, во всем кроме ересей иезуиты были терпимее. В это время самое основательное и качественное образование давал именно этот орден. По словам Б. Рассела, «они обучили Декарта математике лучше, чем он мог бы научиться ей где-нибудь еще». 
 
Последствия реформации и контрреформации, последствия многочисленных религиозных войн между католиками и протестантами привели к чему-то вроде усталости, к мысли, что невозможно надеяться теперь на установление какой-то единой веры. Именно в этой усталости можно найти корни идеи веротерпимости, которая является одной из центральных идей новоевропейского либерализма. Из-за этой же усталости, возможно, возрос интерес к светским знаниям. 
 
3. Философский скептицизм и вольнодумство. 
 
В эпоху Просвещения распространяется деизм. Деизм признает существование Бога, но ограничивает Его бытие функцией первотолчка: Бог сотворил мир и больше не вмешивается в его дела. Бог законодатель в деизме, это Он установил разумные законы. Это религиозность, лишенная мистики, ей не нужны отношения с Богом. Разумные законы, установленные Богом в начале мира можно познать естественным путем, т.к. у человека есть разум. 
 
Деизм просветителей – рациональная и естественная религия. Это самое большее, что может допустить разум. Действительно разум, контролируемый чувственным опытом, может понять только такого Бога. Совершенно понятно, что Бог как первотолчок не будет Личностью. Это просто необходимое, безличное, разумное и вечное начало. Из такого понимания Бога естественно следует отрицание всякой обрядности, священной истории – всего, что составляет содержание и учреждения «позитивной» религии. Все это, по мысли просветителей, бесполезные суеверия, плоды страха и невежества. Всем известен боевой клич Вольтера: «Раздавите гадину!», обращенный не против веры в Бога как таковой, а против «позитивных» религий. 
 
Французский философ Ж.Ж. Руссо говорит о естественной религии. Ее «догматы» отличаются от деизма, но они, безусловно, минимальны: по мнению Руссо, они должны быть просты, немногочисленны, выражены точно, без разъяснений и комментариев. Существование Божества могущественного, разумного, благодетельного, предусмотрительного и заботливого; загробная жизнь, счастье праведных, наказание злых, святость Общественного договора и законов, – вот догматы положительные. Что касается отрицательных догматов, то он ограничивается одним-единственным – это нетерпимость. 
 
Однако после Вольтера и собственно вера в Бога стала подвергаться нападкам. Например, Гольбах считал, что религия вообще воспитывая в человеке страх пред невидимыми тиранами – богами – приучает его и к поклонению тиранам земным, видимым. Религия подавляет в человеке самостоятельность и независимость мышления. 
 
Дидро прямо говорит о том, что Божественность должна быть заменена природой. Природа говорит человеку: откажись от богов, вернись к моим законам. 
 
Естественная религия – выдвинутый Новым временем минимум религии, в котором практически ничего религиозного не остается. Она оказывается совокупность нравственных принципов, общих для всех народов. 
 
Но при этом даже эпоха Просвещения не была временем торжества такой разумной религии. В ней были и другие явления. Просветители, своим агрессивным скептицизмом и своей иронией подорвав в обществе XVIII в. церковную веру, не уничтожили в людях потребность верить, но лишь загнали ее в какие-то другие закоулки и мистические тупики. 
 
Несмотря на провозглашение разумной религиозности, на провозглашение борьбы с предрассудками и суевериями, именно XVIII век стал веком пышного цветения разнообразных тайных обществ. В начале XVIII века создается первая объединенная («Великая») масонская ложа в Лондоне. Масонство стремительно распространяется по Европе, несмотря на несколько булл папы, отлучающих масонов от Церкви. 
 
Именно в XVIII веке жил знаменитый граф Калиостро, который приобрел большое количество поклонников, например, прозревая будущее в бутылке с водой, и торгуя некой prima materia, возвращающей молодость. 
 
В Баварии существовало просвещенческое тайное общество иллюминатов, основанное с целью уменьшить зло, происходящее от недостатка образования, от всяких политических и духовных ограничении, стесняющих свободного человека. Одной из своих задач орден видел просвещение женщин. Это совершенно не мистическое, однако, именно тайное общество, с множеством степеней посвящения. 
 
Этот интерес к мистике, тайности – обратная сторона разумности и, как ни странно, последствия борьбы с предрассудками. 
 
В XIX веке религиозные чувства приводятся «в порядок», цивилизуются. В европейских обществах ценится разумная вера, без особой мистической экзальтации. Вера эта и у католиков и у протестантов вполне практична: Бог помогает христианам в их, даже вполне светских, делах. Это рассудочное, функциональное отношение к Богу, утверждавшееся в буржуазном обществе. Такая вера, несколько формализованная, спокойно-разумная, удачно сочеталась с правовой и моральной цивилизованностью европейцев. Она, безусловно, предполагала наличие уважения к существующим законам, к собственности и жизни человека. 
 
Однако, в то же время, распространившийся материалистический атеизм, развитие естественных и точных наук, оттесняли веру. Церковь, приспосабливаясь к новой ситуации, сама не то чтобы онаучивалась, но «приземлялась». Люди XIX века посещали церкви, исполняли обрядность, но эмоциональность веры явно угасала. Религиозность становилась трезвой. Уже в середине XIX столетия датский философ Серен Кьеркегор выступил с беспощадной критикой «христианства профессоров», слишком рассудочного христианства. 
 
Таким образом, в Новое время сама религиозность обмирщается, и культура становится вполне светской. 
 
Обмирщение напрямую касается и этической области. В Новое время возникает светская мораль. 
 
Конечно, моральный фон Нового времени очень разнообразен, но, тем не менее, можно проследить преобладающие ценности и нормы. 
 
Основное обоснование нравственного поведения в Новое время таково: законы нравственности всеобщи, т.к. разумны. Человеческая природа подобна разумному порядку природы, и хотя первоначально человеческий разум – tabula rasa, чистая доска, но, опираясь на врожденные способности и чувственный опыт, человек способен к безграничному совершенствованию себя самого и общества. И именно разум доказывает необходимость определенных моральных норм и показывает наиболее надежный путь реализации человеческого стремления к добру. Люди постольку поступают плохо, поскольку не знают, как поступать хорошо. Поэтому моральное просвещение, то есть развенчание моральных предрассудков, стало считаться гарантией нравственного воспитания и прогресса. 
 
Результатом обмирщения морали можно считать систему «разумного эгоизма», получившую теоретическое оформление в творчестве мыслителей эпохи. Логика разумного эгоизма такова: если человек должен поступать добродетельно не ради Бога и будущей жизни, то для чего еще, если не для собственной пользы. Человек по природе стремится к максимальному внутреннему и внешнему благополучию, то есть счастью, и поэтому он всегда эгоистичен. Но поскольку он разумен, он не может не осознавать, что подобные установки естественны и для других. Поэтому подлинно разумный интерес личности состоит в том, чтобы, обеспечивая собственное благополучие, содействовать счастью других. Таким образом, разумный эгоизм всегда предполагает общественный интерес. Задача общественной морали и заключается в постоянном прояснении для граждан этого интереса, а нравственное совершенствование сводится к поиску оптимального, разумного сочетания личного и общественного интереса. Поэтому разумно понятые моральные нормы могут ограничивать некоторые естественные стремления, но эти ущемления совершаются в интересах всех и являются проявлением разумности человека. Из этого вытекает, что мораль – не результат божественного установления или следствие индивидуальных стремлений к пользе, а итог общественного договора. 
 
XIX век сохраняет эту установку на утилитарную мораль, основанную на принципах разумного эгоизма. В целом для европейского общества стало характерным следующее ее понимание: мораль – это «такие правила для руководства человеку в его поступках» (Дж. Ст. Милль), которые полезны, так как обеспечивают счастье, счастье общее, которое как бы «складывается» из частных благ. 
 
В Новое время, конечно, сохраняется и религиозная мотивация поведения человека, но фактически она выливается также в совершенно светскую модель поведения – речь идет о протестантах. Оказывается, что Реформация имеет не только религиозные, но, может, в большей степени экономические, моральные, психологические последствия. В этом смысле принято говорить о протестантской этике, которая порождает «дух капитализма». 
 
Самая известная работа немецкого социолога Макса Вебера называется «Протестантская этика и дух капитализма». Он достаточно убедительно показал связь между религиозным учением протестантизма о спасении (особенно в самой радикальной его ветви – кальвинизме) и стремлением к хозяйственному успеху, накоплению капитала. В кальвинизме есть учение о предопределении: Бог еще до сотворения мира предопределил для человека его участь. Т.е. еще до рождения человека Богу известно, будет он спасен или нет, и его вера, его добрые или злые дела уже никак не могут повлиять на его судьбу в вечности. Однако об этой судьбе человек может узнать: критерием является успех или неуспех в делах. Поэтому человек не должен оставаться праздным, он должен постоянно трудиться и добиваться успеха во всех своих начинаниях. Но естественно, заработанные в результате такой успешной деятельности средства протестант не может тратить на себя. Человек должен ограничить свое потребление только самым необходимым, а остальное должен вкладывать в расширение производства, в том числе и для того, чтобы обеспечить рабочими местами своих ближних. Именно протестантская этика обосновала превращение богатства в капитал – в работающие деньги. 
 
Таким образом, для возникновения капитализма потребовалась переоценка ценностей. Идеал достойного человека занял трудящийся человек, относящийся к труду как к подвигу и как к обязанности христианина. Поэтому его ценностными нормативами являются: право на труд, трудовая дисциплина, исполнительность и профессионализм, инициативность, «справедливая», по правилам, устанавливаемым самими людьми, конкуренция и т. д. 
 
С одной стороны, система разумного эгоизма, с другой, протестантская этика, предполагают новые политические теории, новый взгляд на возникновение и функции государства. Так же как и моральные нормы, государство считается теперь не божественным установлением, а результатом общественного договора. 
 
Философ XVII века Томас Гоббс один из первых выдвигает теорию общественного договора, которые впоследствии были у Локка и Руссо. Возникновение государства описывается как заключенный между гражданами договор о том, чтобы повиноваться той власти, которая будет избрана большинством. Необходимость в общественном договоре объясняется Гоббсом природой людей. В догосударственном естественном состоянии все люди равны, все хотят сохранить свою жизнь, свободу и собственность, все хотят получить власть над другими. Это состояние оказывается состоянием войны всех против всех. Чтобы избежать самоуничтожения, люди объединяются в общины, каждая из которых подчиняется центральной власти. Теория общественного договора разрушает средневековое обоснование власти как власти отеческой. Однако Гоббс говорит о том, что государство, чтобы выполнять свои функции должно быть сильным, власть его должна быть абсолютной. Правда, если власть не способна обеспечить безопасности жизни и собственности, граждане получают право сопротивляться этой власти. Это проявление разумного эгоизма и в отношении к государству. 
 
Описание естественного состояния у английского философа Дж. Локка отличается от гоббсовского. В естественном состоянии люди добродетельны, абсолютно свободны и равны, живут в соответствии с разумом, который совпадает с естественным законом. Но все равно появляются отдельные несознательные личности, которые не хотят подчиняться естественным законам. И главная опасность естественного состояния состоит в том, что каждый сам себе судья и защитник своей жизни и собственности. Общественный договор фактически означает, что граждане передают государству функцию суда, наказания и защиты своей жизни и собственности. 
 
Французский философ Ж.Ж. Руссо также говорит о естественном догосударственном состоянии и общественном соглашении, общественном договоре. Естественное состояние – золотой век, но государство изначально не нарушает естественного равенства людей. Общественное соглашение заменяет физическое неравенство равенством перед моральными и правовыми нормами. Люди, будучи не равны по силе, становятся равными по соглашению. 
 
Главный недостаток теории общественного договора состоит в допущении того, что интересы всех граждан одинаковы. Этот недостаток «исправляется» в XIX веке теории К. Маркса о разделении общества на классы, о классовой борьбе. Тем не менее, эти теории естественного происхождения государства в результате разумного соглашения людей направлены против теорий божественного происхождения власти или объяснения власти государя отеческой властью над детьми. Принцип наследования власти хотя и не отвергался полностью, все же значительно ограничивался. В частности отвергалось божественное право королей, утверждалось, что, по крайней мере, в начале своей истории каждое общество имеет такую форму правления, которую оно само выбрало, считая самой целесообразной. 
 
Реформация выдвигает на первый план индивидуальные отношения человека с Богом, индивидуальную веру человека. Из этого индивидуализма вытекает и провозглашение равенства людей в вопросах веры: каждый имеет право на истолкование Священного писания и священство. Без этих положений протестантизма не было бы и светского либерализма, не было бы и теорий естественного права и общественного договора главной предпосылкой которых является изначальное равенство всех людей и безусловная ценность свободы. 
 
Ранний либерализм был порождением Англии и Голландии. Он отстаивал уважение к праву собственности, особенно когда она приобретена трудами самого владельца. Согласно либеральному мировосприятию условием процветания выступает частная собственность, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы. 
 
Постепенно, прежде всего, в тех обществах, где наиболее полно получили развитие либеральные политические принципы, появляется идеал правового государства. Символическим отображением этого идеала является образ «государства ночного сторожа», т.е. такого, которое не вмешивается в частную жизнь человека и стоит на охране его «неотчуждаемых прав» (на жизнь, свободу и собственность). Именно такое государство и возникает в результате общественного договора. 
 
Общества XIX века как раз и начали радеть о его свободе человека, правах каждого гражданина государства. В XIX веке либерализм развивается. Но появляются новые политические теории, противостоящие либерализму. Однако и в них свобода является главной ценностью. Появляется анархизм. Оценивая идеалы Просвещения, русский анархист М.А. Бакунин говорит, что просветители создали новый идеал абсолютной свободы. Но этот идеал содержит в себе неразрешимое противоречие: политическая свобода без экономического равенства и вообще политическая свобода, т.е. свобода в государстве есть ложь. Разочарование в государстве в идеологии анархизма, однако, не есть разочарование в возможности разумного устройства общественной жизни. Интересно, что это разумное устройство должно основываться опять же на распространении «всенародного образования, освобождения и широкого развития общественной жизни». Анархисты выступают только против власти, против государства, навязанного народу сверху. Речь идет о том, что организация в обществе должна идти снизу – от фактов, от самой жизни народа. Только государство, созданное «путем самостоятельных и совершенно свободных соединений» может гарантировать гражданам свободу и справедливость. 
 
В XIX веке появляется и социализм, который и в его первоначальном «утопическом» варианте, (развитом А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном), и в последующих модификациях, вплоть до научного коммунизма (К. Маркс), шел дальше в требовании обеспечения полной социальной справедливости, условий достойной жизни для всех людей, достижения социального равенства.

Образ жизни и материальная цивилизация  Нового времени 

 

 

Исторические и культурные особенности Нового времени неразрывно связаны с образом жизни, основанном на определенном отношении к миру и людям. Его наиболее существенные черты сформировались еще в эпоху Возрождения и Реформации (XIV-XVI вв.). В XVII-XIX вв. этот образ жизни является господствующим. Главным его элементом становится новое понимание труда. Для средневекового человека труд был тяжкой необходимостью, Божьей карой за совершенный Адамом грех; труд должен был обеспечить земное, временное существование человека и дать ему возможность искупить часть его прегрешений путем благотворительности. В то же время плоды труда поддерживали общественный статус личности, труд являлся средством сохранения социальной иерархии. Материальные и денежные излишки, если они и были, растрачивались церковью, знатью, городскими общинами. На пути людей, стремившихся расширить производство или скопить не соответствующее их сословному рангу богатство, стояли хищность феодалов, цеховые ограничения, религиозные кары, таких людей (особенно ростовщиков и банкиров) было запрещено хоронить по-христиански, ограничивался их доступ к богослужению.

Отличное от средневекового отношение к труду возникает в городской торгово-ремесленной (буржуазной, бюргерской) среде. Его отдельные проявления фиксируются уже в XII–XIII вв. (особенно в Италии), а в XV-XVI вв. они приобретают характер мощной тенденции в развитии Европы. Труд превращается в «дело» (бизнес), главной целью и критерием успеха которого являются получение прибыли, ее постоянный рост и связанное с этим расширение дела. Поначалу такого рода деятельность могла существовать лишь на задворках феодального общества и была связана с торговлей предметами роскоши и финансированием придворной жизни. Шаг за шагом бизнес отвоевывает позиции в сфере ремесленного производства и сельского хозяйства. Важнейшую роль начинают играть денежные отношения. Банки и биржи регулируют движение товаров и денег, вкладываемых в дело, долговых обязательств и т.п. Капитал, т.е. деньги, приносящие деньги (прибыль), становится самостоятельной силой, не зависящей от сословной принадлежности своего владельца.

Предпринимателям нового, капиталистического типа пришлось столкнуться  с сопротивлением не только средневековых  социальных структур, но и средневекового мировоззрения. М. Вебер приводит такой  пример. Помещик платил жнецам по 1 марке  за уборку 1 моргена, а убирали они  по 2,5 моргена в день. Желая увеличить  продуктивность имения, он увеличил плату  в полтора раза, однако вместо ожидаемых  им 3,75 моргена жнецы стали убирать  меньше 2 моргенов на человека, получая  примерно те же 2,5 марки. Ясно, что у  этих жнецов существовало устойчивое представление о естественных потребностях человека и они работали лишь для того, чтобы их удовлетворить. Капиталистическая деловая психология не могла полностью подчинить себе жизнь даже в XVII в. В Англии тогда существовала обширная литература для предпринимателей о том, как вести хозяйство. Обычно давался совет выйти из дела, когда капитал достиг 50 тыс. фунтов, так как после этого можно купить поместье, а продолжать дело – уже бессмысленный риск. Поэтому процесс перехода к Новому времени сопровождался и ломкой феодальной общественной системы, и сменой стереотипов поведения.

В искусственно создаваемом  мире бизнеса важнейшими становятся такие человеческие качества, как  деловитость, предприимчивость, мастерство, возрастает роль специалистов. Главный  закон дела – наибольший результат  с наименьшими затратами, причем то и другое имеет денежное выражение. Денежная оценка дает возможность свести все к числам (бухгалтерии), даже в области морали. В одной бухгалтерской  книге эпохи Возрождения слева  записано: «Дож Фаскари – мой должник за смерть отца и дяди», а когда дож был убит, справа записано: «Уплатил».

Стремление к непрерывному росту дела ускоряло темп жизни, способствовало разрыву с традициями, нарушению  органичности развития. С этой стороной духа Нового времени связана большая роль в его истории переселенцев, эмигрантов, национальных и религиозных меньшинств. Примером служат итальянские банкиры в Англии и Франции, бежавшие из Франции в Германию протестанты (гугеноты) и колонисты-пуритане (одна из протестантских сект) в Америке. Отсутствие исторической преемственности, особенно в последнем случае, создавало идеальную почву для расцвета капиталистического хозяйства. Колонизация европейцами стран во всех частях света была тесно связана с деловой активностью. В XVI-XVII вв. колонии были в основном источниками сырья, дешевой рабочей силы (в том числе рабской) и драгоценных металлов, необходимых для развития денежной системы. В XVIII-XIX вв. начинаются вывоз из Европы в колонии капитала и технологий и организация здесь производства и торговли. Таким образом, деловая сфера европейской цивилизации стала увеличиваться и расширяться и за счет колоний.

К XIX в. развитие бизнеса стало  представляться устремленным в бесконечность  процессом, в котором ограниченная человеческая жизнь – бесконечно малая величина. Это состояние  В. Зомбарт описывает в книге «Буржуа» как «поздний капитализм». Экономика принимает отвлеченный от конкретного труда характер. Главными факторами в ней становятся ценные бумаги, продажа акций на бирже, а грандиозная работа промышленности оказывается лишь отражением обращения бумаг. Благодаря акциям собственность (предприятие, материальные компоненты дела) удаляется от человека, с которым она была раньше прочно связана; теперь она легко переходит из рук в руки, становится анонимной. Денежный долг, воспринимавшийся ранее как элемент человеческих отношений, заменяется векселем, который также анонимен – может быть продан и перепродан.

Важнейшим фактором постоянного  расширения дела становится техника. Если в средние века усовершенствовались  орудия, с помощью которых люди могли выполнять все более  сложные операции, то в Новое время  ставится задача создать управляемое  людьми механизированное производство. Ткацкие и швейные станки XVIII в. почти полностью заменяют человеческую руку. Колоссальные возможности для  дальнейшей механизации открыло  создание Дж. Уаттом универсального парового двигателя (1784), способного приводить  в движение машины любого типа. Настоящей  революцией было появление отрасли  «машиностроение». В 1794 г. английский механик  Г. Модсли изобрел подвижный суппорт (резцедержатель) для токарного станка. Затем суппорт был приспособлен к станкам других типов; он также выполнял операции, ранее совершавшиеся человеческой рукой. Благодаря суппорту токарные, фрезерные, шлифовальные, сверлильные и другие станки превратились в рабочие машины.

Радикальные изменения в  ритм жизни внесло создание парового транспорта: наземного (паровоз Дж. Стефенсона – 1814 г.), речного (пароход Р. Фултона – 1807 г.), морского (1819), а также изобретение в середине XIX в. электромагнитного телеграфа и скоропечатных полиграфических машин, современники называли XIX век «веком пара и железа»: паровые установки применялись во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, завершился переход от мануфактуры – крупного предприятия, основанного на ручном труде, к машинной индустрии.

XIX столетие отмечено и  прогрессом строительной техники,  связанным с перестройкой городов  в соответствии с потребностями  промышленности, транспорта, ростом  населения. Многие города подверглись  перепланировке: сохранившиеся от  средневековья узкие запутанные  проезды заменялись на геометрически  строгую сеть улиц и проспектов. Стал применяться портландский цемент, затем распространение получили цельнометаллические конструкции. В середине XIX в. появился новый тип сооружений из металла и стекла («Кристаллпалас» в Лондоне – 1851 г.).

К концу XIX в. развитие техники  сделало жизнь людей в новоевропейской  цивилизации отличной от жизни при  всех прежних исторических эпохах. Человек все больше исключается  из природных условий и помещается в искусственные. Яркое освещение улиц вырывает его из цикла день-ночь; комфортабельные дома – из цикла зима-лето; паровоз, пароход, телеграф изменяют восприятие пространства и времени. Труд все более удаляется от своей цели; человек зависит не от себя, а от какой-то внешней силы. Быт стандартизируется, подчиняясь законам массового производства. Постепенно исчезают национальный стиль в архитектуре, различия в одежде и т.п.

Итак, выше описывались некоторые  стороны образа жизни и материальной цивилизации Нового времени, которые  сложились вокруг дела (бизнеса). Однако пока почти ничего не сказано об организации самого дела: о его  участниках, их отношениях друг к другу  и к делу, прежде всего к собственности. Общие принципы построения дела определились еще при его появлении в  средние века. Дело организует предприниматель. Он – хозяин дела, он (или его доверенное лицо) руководит им и получает прибыль. Хозяин привлекает к участию в  деле других людей. В этом случае он выступает как работодатель, а  все привлеченные – как наемные  работники разных типов (инженеры, управленцы, рабочие). Между работодателем и  наемными работниками заключается  договор об оплате труда. Решающим фактором при распределении ролей в  деле является собственность на него. Поскольку дело изначально было результатом  личной инициативы и предприимчивости, то владение приобрело характер частной  собственности. Юридическое оформление права частной собственности  стало одной из важнейших задач  общественной и политической системы  Нового времени.

Информация о работе Культура Нового времени