Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:13, реферат
XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс.
Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв.
Из истории педагогики
Меньшиков В. М.
Новое время – это становление
и развитие современного образования,
в истории которого можно выделить
три важнейших этапа: XVII – XVIII вв., конец
XVIII – конец XIX вв., конец XIX в. – настоящее
время. Европейское образование XVII–XVIII
вв. развивалось на основе идей и практики,
сложившихся в эпоху Возрождения.
В развитии европейской народной (начальной)
школы можно выделить следующие тенденции:
движение ко всеобщему образованию как
потребность во всеобщей грамотности.
Это вызвано целым рядом факторов, в том
числе и требованием чтения Библии каждым
человеком в протестантских государствах.
Поэтому не случайно в протестантских
государствах был более высокий уровень
грамотности. Обучение грамоте в этих
государствах зачастую становится делом
семьи. Надо также сказать о заботах религиозных
организаций о распространении и утверждении
начального образования. Так, во Франции
широкую известность получила деятельность
«Братьев христианских школ». Это общество
организовал Жан-Батист де Ла Саль. Обучение
здесь шло на родном языке, в школе использовались
самые передовые методы, обучение было
тесно соединено с воспитанием, в школе
почти отсутствовали наказания. Учить
в этих школах своих детей стремились
многие родители, поэтому быстро росло
число классов. К концу XVIII в. «братья»
имели 441 класс, где обучалось более 130
тыс. детей.
Вторая тенденция – усиление роли государства
в управлении народной школой и даже попытки
некоторых государств организовать всеобщее
обучение. Первые уставы о всеобщем образовании
были приняты в Германии. В 1619 г. такой
устав приняло Веймарское княжество, а
в середине века – Готское. В 1717 г. был
принят устав о всеобщем обучении в Пруссии,
а затем, в XVIII веке, еще в ряде германских
государств. Во второй половине XVIII в. аналогичный
закон принимается в Австрии.
Третья тенденция – постепенный переход
с латинского на национальные языки.
Четвертая тенденция – усложнение содержания
образования в народных школах. Традиционными
предметами обучения в народных школах
были: чтение, письмо, счет, пение и религия.
Но ряд школ в это время пытался расширить
рамки данных предметов. Также некоторые
уставы предполагали более широкое содержание
образования в народных школах. Устав
Готского княжества, например, предписывал,
чтобы обучение в народных школах состояло
из чтения, письма, рисования, «изучения
разных полезных, частью естественных,
частью светских и других вещей». В этих
школах также давались сведения о человеке,
явлениях природы, законах государства,
домохозяйстве и т.д.
Пятая тенденция – попытки создания систем
развивающего обучения. Это выразилось
в деятельности классов «братьев христианских
школ», работе И. Рохова и др.; открытии
первых учительских семинарий. В конце
XVIII века начинается практическая и теоретическая
деятельность Песталоцци по созданию
новой народной школы.
Городские, бюргерские
школы. Городские школы существовали
во многих государствах Европы, давая
образование городским жителям. Уровень
образования в этих школах был выше, чем
в народных. В них был более продолжительный
– до 6–8 лет – срок обучения, расширенные
программы. В XVII веке городские школы начинают
переходить на родные, национальные языки.
Реальные училища. Реальные училища
возникли как отражение потребности средних
городских сословий в более высоком образовании.
Первая реальная школа была открыта К.
Землером в 1708 г. в Галле, и называлась
«Математическая, механическая и экономическая
реальная школа». Просуществовала она
недолго и была закрыта.
Первую жизнеспособную реальную школу
удалось открыть Иогану Геккеру (1707 –1768).
В 1747 г. в Берлине была учреждена «Экономическо-математическая
реальная школа», в которой отчасти сохранялась
программа гимназии, но основными предметами
обучения в ней были естествознание, математика
(вводилась всеобщая математика, практическая
арифметика, теоретико-практическая геометрия),
а также новые курсы (оптика, фортификация,
архитектура, космография, механика и
т.д.). Большое место занимали практические
занятия, посещение ремесленных мастерских.
При обучении широко применялась наглядность,
для чего были созданы богатые природные
коллекции и коллекции предметов ремесленной
деятельности.
Вскоре реальные училища стали открываться
в разных городах и государствах Германии
и всей Европы. Но вплоть до середины XIX
в. они фактически оставались неполными
средними школами, потому что не давали
права поступления в университеты, в лучшем
случае, на отдельные факультеты и в специальные
высшие школы. Только в конце XIX – начале
XX вв. они это право получили.
Средние школы.
Под этим названием можно объединить разные
школы Европы, дававшие образование, достаточное
для обучения в университете. Назывались
они по-разному: ученые школы, грамматические
школы (Англия); лицеи и коллегии (Франция);
гимназии (Германия) и т.д. Кроме того, существовало
определенное количество специальных
школ, как, например, рыцарские академии
в Германии или иезуитские колледжи во
многих странах Европы. К этому надо добавить
получившее широкое распространение в
XVII – XVIII вв. в странах Европы домашнее
обучение.
Коротко охарактеризуем основные направления
развития средней школы Европы.
Классические школы. Это основной тип
средней школы Европы XVI–XIX вв. В XVI веке
в этих школах утвердился классицизм с
классическим латинским и древнегреческим
языками, математикой и рядом других наук.
И это содержание в большинстве европейских
стран продержалось без изменения до конца
XVIII века.
С конца XVIII века начинается реформирование
классического образования. Наиболее
существенные перемены в начале XIX века
претерпела немецкая гимназия, содержание
образования которой было реформировано
на основе соединения классической культуры
и новых наук. В XIX веке классическая гимназия
Германии была лучшей средней школой Европы.
Иезуитские колледжи.
Их история начинается со второй половины
XVI века благодаря деятельности Игнатия
Лойолы. Современное содержание образования,
а главное – прекрасная организация сделали
их лучшими образовательными учреждениями
Европы вплоть до их закрытия в 1773 г. в
связи с запрещением ордена иезуитов.
В 1832 г. орден был организован вновь, вновь
были открыты и колледжи, но они уже не
имели таких успехов и славы в образовании,
какие имели раньше.
Рыцарские академии.
Стали создаваться в Германии после Тридцатилетней
войны, до этого времени число их было
невелико. Они стали учреждениями, где
проводилась подготовка чиновников для
государственной службы и командиров
для военной службы. Существенно изменилась
программа этих школ. Латинский язык хотя
и сохранился, но утратил значение главного
предмета главного языка. А главным стал
французский язык – язык придворных кругов
и международного общения того времени.
В меньшей степени изучаются итальянский
и испанский языки. Была исключена схоластическая
философия, а ее место заняли математика
и естественные науки, ставшие основой
новой философии и незаменимые в будущей
практической деятельности. Вводятся
история, география, элементы права, этика,
эстетика, а также сугубо дворянские науки,
необходимые для будущей придворной жизни:
знакомство с генеалогией правящих династий,
геральдикой и т.д. Наконец, в жизнь академии
широко вошли рыцарские искусства – верховая
езда, вольтизирование, фехтование, танцы,
игры в мяч. В распоряжении воспитанников
были конюшни и манежи. Тем самым рыцарская
академия сделала крупный шаг в создании
новой школы. Но сами академии просуществовали
недолго. Уже в XVIII в., по мере улучшения
работы гимназий, они потеряли свое образовательное
значение, а в XIX веке полностью прекратили
свое существование. Некоторые из них
уже в конце XVII – начале XVIII в. переросли
в университеты, а многие в XIX в. были преобразованы
в кадетские корпуса с программой реальных
училищ.
Помимо этого Европа XVII–XVIII вв. знает и
другие попытки создания новых школ. Один
из наиболее известных опытов – школа
Пор-Рояля. Содержание образования здесь
было классическим, но учились, во-первых,
на родном французском языке; во-вторых,
по учебникам, написанным учителями этой
школы (некоторые из них просуществовали
в школах Франции больше века); в-третьих,
здесь были разработаны новые формы обучения,
широко применялись новые методы обучения.
И хотя просуществовала эта школа недолго
– открытая в середине века, в 1661 г. она
была уже закрыта – значение ее, и особенно
в деле начального обучения, было очень
велико.
В этот период открывается много частных
школ, большей частью привилегированных.
Во второй половине XVIII в. появляются даже
экспериментальные школы, каковыми были
филантропины в Германии, наибольшей известностью
пользовался филантропин в Дессау, созданный
И.Б. Базедовым.
Аналогичные закрытые, чаще всего дворянские,
учебные заведения открывались в Европе,
но, как правило, век их был недолог, и они
переставали существовать, как только
тот или иной организатор, в силу той или
иной причины отказывался от руководства
школой.
Домашнее обучение также было распространено
в Европе в XVII – XVIII вв. Однако по мере развития
общественных школ, домашнее обучение
перестает отвечать своим задачам и в
XIX в. перестает существовать.
Таким образом, магистральной в развитии
среднего образования Западной Европы
оказалась классическая школа. К концу
XVIII в. гимназия потребовала коренного
реформирования прежде всего содержания
образования, что и было осуществлено,
за счет пересмотра содержания классических
предметов и включения, в первую очередь
математических дисциплин.
Высшее образование.
XVII – XVIII вв. – время быстрого развития
высшего образования в Западной Европе.
Важнейшим в развитии университетского
образования стало то, что, во-первых, в
его содержание широко входят естественные
науки, тем самым в университетах происходит
соединение классической, гуманитарной
культуры с естественными науками. Во-вторых,
в XVIII веке начинается переход на национальные
языки, позже других стран, в 1912 году, латинский
язык был отменен в Италии. В-третьих, в
начале XIX века в ряде государств Европы
была провозглашена университетская автономия.
В-четвертых, начиная с XVII в. в европейских
государствах начинают создаваться разного
рода специальные высшие школы и институты:
военные, лесные, сельскохозяйственные,
педагогические и т.д.
В целом же, с XVIII в. в Западной Европе начинает
складываться современная система высшего
образования.
Академии наук. Важнейший признак Нового
времени – создание в европейских государствах,
начиная с XVII в., академий наук, которые
своей важнейшей задачей ставят развитие
и распространение научных знаний Литература,
печать, театр. Эпоха Просвещения сделала
литературу, печать, театр и библиотеки
важнейшим средством просвещения, воспитания
народа, и подчас их влияние на народ было
гораздо большим, чем влияние официальных
образовательных учреждений.
Говоря о воспитании и образовании этого
времени, нужно также сказать об организации
специального образования и воспитания
и профессионального образования.
Специальное образование.
C XVIII века в Европе начинают открываться
специальные школы: для обучения слепых,
глухих и т.д., открываются сиротские учебно-воспитательные
учреждения.
Профессиональное
образование. XVII–XVIII вв. – это время
создания высшего профессионального образования.
С XIX века идет создание учреждений начального
и среднего профессионального образования
в разных государствах Европы.
В развитии технологий этого периода также
наблюдается, с одной стороны, глубокая
преемственность с технологиями эпохи
Возрождения. Это, прежде всего, относится
к классно-урочной форме обучения и многим
методам обучения. С другой стороны, появляются
новые формы и методы. Два важнейших фактора
определили развитие технологий в Новое
время. Во-первых, выдвижение в педагогике
Просвещения в качестве важнейшего объяснительного
принципа воспитания идеи индивидуального
человека, что, в свою очередь, потребовало
создания систем образования вообще, и
технологий обучения в частности, направленных
на развитие человека, его индивидуальности,
его активности, самостоятельности и творчества.
Во-вторых, профессиональная подготовка
учителя. С XVIII в. постепенно начинает складываться
система массовой подготовки учителя.
А это выдвинуло задачу его методической,
технологической подготовки. Поэтому
проблема технологий становится специальным
делом профессиональной подготовки каждого
учителя, благодаря чему совершенствование
технологий становится непрерывным процессом.
С этого же времени начинается массовое
создание методик преподавания отдельных
предметов.
Коротко развитие технологий в XVII–XVIII
вв. можно представить так. Может быть,
самые значительные перемены здесь произошли
в начальной школе, потому что благодаря
многим деятелям образования XVIII в., и особенно
И.Г. Песталоцци (конец XVIII – начало XIX В.),
школа из учреждения, где учили только
читать, писать, считать и петь и давали
некоторые религиозные представления,
стала превращаться в учебно-воспитательное
заведение, направленное на развитие ребенка.
Это стало возможным потому, что школа
стала ориентироваться на развитие ребенка
и отрабатывать методики, которые служили
этой цели. И с этой точки зрения творчество
И.Г. Песталоцци имеет непреходящее значение
для педагогики.
Произошли определенные перемены и в технологиях
обучения средней школы – прежде всего
на уровне методической подготовки учителя,
появления новых методов обучения, в частности,
практических.
В высшем образовании в этот период произошло
кардинальное обновление технологий обучения:
важнейшей частью обучения стала практическая
подготовка во многих специальностях,
что привело к созданию новых форм и методов
обучения – семинарские и лабораторные
занятия, практические занятия (особенно
в медицинском, техническом образовании).
В целом же технологическая сторона образования
в XVII–XVIII вв. значительно изменилась и
усовершенствовалась – этому способствовали
как социокультурные условия, выдвинувшие
новые требования к образованию, так и
педагогические факторы, прежде всего,
начало массовой подготовки учителей
и смена содержания образования, которые
потребовали новых форм и методов обучения.