Культура России 19 века (по Ширшову)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 00:08, доклад

Описание

Каждое общество выражает динамичное единство культуры и цивилизации. В российском обществе вплоть до конца XIX в. культура прогрессировала значительно быстрее цивилизации. Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной и художественной жизни, достигшей невиданного дотоле расцвета. Взлет русского демократического искусства, философски возвышенного литературного творчества сопровождался созданием классических образцов, обогативших мировую культуру.

Работа состоит из  1 файл

kultura_Rossii_XIX_Shirshov.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

Отличительной чертой русской науки второй половины XIX в. стало развитие естествознания. Мировую известность приобрели  труды И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, К.А. Тимирязева, И.И. Мечникова.

Это было время  крупнейших географических открытий. Путешествия П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая способствовали развитию географии, этнографии и антропологии.

Русские ученые стали первооткрывателями в точных науках — математике, химии, физике. Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, A.M. Ляпунов и СВ. Ковалевская создали русскую математическую школу. Всемирно-историческое значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Его сподвижник A.M. Бутлеров заложил основы современной органической химии. Исследования в области магнетизма проводил физик А.Г. Столетов.

Достижения  в точных науках способствовали техническим  изобретениям. Россия стала родиной великих технических открытий: радиотелеграфа (А.С. Попов), электрической лампочки (П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин), первого самолета (А.Ф. Можайский) и др.

Важнейшим фактором развития отечественной науки в  начале XX в. стало ее включение в общемировой процесс. Интенсивно шел обмен идеями. Трудами естествоиспытателя В.И. Вернадского были заложены основы геохимии и биохимии. Его учение о ноосфере стимулировало экологические изыскания. Учеными мирового масштаба стали крупнейшие физиологи, создатели учений о высшей нервной деятельности И.М. Сеченов, академик И.П. Павлов (лауреат Нобелевской премии 1904 г.), один из основоположников сравнительной патологии И.И. Мечников (лауреат Нобелевской премии 1908 г.), новатор в области электромагнитной теории света П.Н. Лебедев. Основы воздухоплавания связаны с трудами Н.Е. Жуковского, аэро- и ракетодинамики — с изобретениями К.Э. Циолковского. И.И. Сикорский сконструировал четырехмоторный самолет «Илья Муромец», ставший гордостью раннего русского самолетостроения.

В российской обществоведческой  науке в это время складывалось радикальное направление общественной мысли, поддерживавшееся трудами и деятельностью русских марксистов всех толков: «мягких» (Г.В. Плеханов) и «твердых» (В.И. Ленин), народников (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский) и анархистов (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). В целом марксистское направление, как показала практика, оказалось тупиковым. Впрочем, Г.В. Плеханов в конце жизни понял, что всякая революция является «пирровой победой», прыжком вперед, после которого приходится с большими издержками одолевать непройденные ступени. Большой вклад в историю отечественной философии внесли представители религиозного направления российской философской мысли B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, Е.Н. Трубецкой и др.

Литература. XIX в. называют «золотым веком» русской  литературы. Среди прочих видов искусства она выдвинулась на первое место и задавала тон общественно-политической мысли. В условиях огосударствления культуры литература сумела выжить (с помощью иносказания), не снижая уровня правдивости и социального гуманизма и превратилась в мощную духовную силу, властительницу душ. Метафоричные-подтексты русской литературы позволяли ей говорить со всеми и обо всем. Фигура писателя возвысилась как никогда. Он превратился в своего рода небожителя «русского Олимпа». Своей властью над умами писатели и поэты превзошли даже святителей церкви. Именно литература разрушала старую и создавала новую культурную Россию через смех, сатиру, гротеск, обличение, глубокое отражение жизни.

В русской литературе конца XVIII — первой трети XIX в. преобладал романтизм, ярко представленный К.Н. Батюшковым, В.К. Жуковским, К.Ф. Рылеевым, А.А. Бестужевым-Марлинским, А.И. Одоевским.

Творчество А.С. Пушкина (1799—1837) и поэтов пушкинской плеяды (Е.А. Баратынский, Д.В. Веневитинов, П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков) положило начало переходу от романтизма к реализму, который в середине XIX в. утвердился в качестве доминирующего направления и стиля в русской художественной культуре. В рамках данного направления были созданы художественные ценности мирового значения. А.С. Пушкин открыл «золотой век» русской литературы. Прекрасно сказал о великом поэте Н.В. Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление «русского духа», это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Достойным преемником А.С. Пушкина стал М.Ю. Лермонтов (1814—41), фигура одинокая и драматическая в русской поэзии и прозе, олицетворявшая архетип Демона.

Н.В. Гоголь (1809—52) по праву  считается основоположником русского критического реализма. Эту славу с ним, пожалуй, мог разделить только А.С. Грибоедов («Горе от ума»). Обличительная установка, присущая всему критическому реализму, была доминантной в творчестве Гоголя («Мертвые души», «Ревизор»). А.Н. Островский художественно раскрыл мир русского купечества («Бедность не порок», «Не в свои сани не садись»).

В равной степени вершинами  русского критического реализма стали Л.Н. Толстой (1828—1910) и Ф.М. Достоевский (1821—81). Каждый из них внес неповторимый художественно-философский вклад в мировую культуру. Кругозор этих титанов реализма охватывал крупнейшие эпохальные события (« Война и мир») и обострившиеся социально-политические противоречия («Бесы»).

В романах «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание» Достоевского, «Воскресение», «Анна Каренина» Толстого) доминировала проблематика, связанная с духовно-нравственными исканиями личности (смысл жизни, свобода и ответственность, человек и Бог, добро и зло, влечение и долг, рассудок и мораль и др.). По мнению писателей, свобода личности — источник не только добра, но и зла. Беспредельная свобода индивидуума или бунт против сложившегося порядка приводит к деспотизму, разъединению и гибели людей, моральному краху личности. Путь к гармонизации и совершенному обществу они видели в смирении и страдании, помогающих человеку изжить нравственный кризис и свободно выбрать идеал единения во Христе, идеал богочеловечества (иначе восторжествует правило «все дозволено» и общество будет ввергнуто в хаос).

Благодаря Толстому и Достоевскому русский реалистический роман занял достойное место в мировой литературе. Важно отметить, что то философско-психологическое мастерство, с которым они проникали в «диалектику души» и открывали сложный мир человеческой личности, положило начало экзистенциальному направлению в литературе и философии (философской прозе). На всей отечественной и зарубежной литературе XIX— XX вв. лежит печать художественных открытий и влияний Толстого и Достоевского.

С приходом в литературу А.П. Чехова (1860—1904) русский реализм получил новую направленность, новый оттенок. Чехов развил жанр реалистического рассказа, придав этой малой форме огромную социальную и психологическую емкость («Палата № 6»), создал своеобразную «лирическую драму» («Чайка», «Вишневый сад»). У Чехова появились подражатели, ударявшиеся в натуралистические подробности при изображении девиантного поведения героев, чрезмерно заострявшие внимание на неприглядных физиологических сторонах их частной жизни в ущерб художественной типизации. К числу таких писателей принадлежали П.Д. Боборыкин («Китай-город»), И. Потапенко («Не горюй»), М.П. Арцыбашев («Санин»), Ф.К. Сологуб («Мелкий бес»).

На рубеже XIX—XX вв. в развитии художественной литературы сосуществовали две главные тенденции: традиционная реалистическая и авангардистско-модернистская, связанная с отходом от устоявшихся норм и поиском новых художественных решений. Первое направление представляли писатели критического реализма (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, A.M. Горький, И.А. Бунин, Н.Г. Гарин-Михайловский, Л.Н. Андреев, В.В. Вересаев и др.). Второе направление включало творчество символистов, футуристов и акмеистов.

Символизм (фр. sumbolisme от греч. sumbolon — знак, символ) — художественное течение и философско-эстетическая концепция конца XIX — начала XX в. Зародившись как литературное направление во Франции в 1870—80-е гг., символизм позднее перерос в общеевропейское культурное явление. В России он пустил корни в 1890-е гг., но наиболее рельефное разноплановое проявление получил в начале XX в. в творчестве И.Ф. Анненского, Н.М. Минского, Д.С. Мережковского, В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, Ф.К. Сологуба, З.Н. Гиппиус, А.А. Блока, А. Белого, Вяч. И. Иванова и других философствующих писателей и поэтов так называемого «серебряного века» русской литературы.

По признанию Андрея Белого (Б.Н. Бугаев, 1880—1934), символисты своеобразно  выразили мироощущение эпохи кризиса  буржуазного общества, кризиса жизни, культуры, мысли, слова. Истощившимся формам натурализма и реализма в искусстве, крайнему позитивизму и вульгарному материализму в философии они противопоставили свою философию, поэтику и эстетику, в которых допускалась таинственная связь реального и идеального. Исходя из постулата о символичности всякого подлинного искусства, основной проблемой эстетики символисты считали проблему символа, то есть того, что, по их мнению, связывает эмпирическое, земное с мирами иными, с глубинами духа, с вечным зовом души. Константин Бальмонт утверждал, что символическая поэзия выражает прежде всего «изначальные идеи», она — враг «объективного описания». Самоназвание «символизм» связано именно с поисками искусства, основанного на субъективном принципе создания символов, преобразующих «грубую и бедную жизнь в сладостную легенду» (Федор Сологуб). Отсюда вытекают характерная для символизма поэтика условностей и иносказаний, сакрализация слова, выделение в необычно ассоциируемых словах иррациональных звучаний, ритмов, звукообразов с тайными значениями, которые призваны как бы заменить собой «банальные» точные значения («И перья страуса склоненные в моем качаются мозгу» — строка раннего Александра Блока).

Творческий метод символизма с его ассоциативностью, иносказанием, манипулированием контекстом во многом способствовал обновлению и расширению художественного сознания. Ведущую роль в познании и художественном творчестве символизм отводил интуиции, отождествлявшейся с мистическим прозрением, откровением, экстазом. Хотя символизму приписывают черты мироощущения декадентства (индивидуализм и пессимизм, аристократический элитаризм и мистика), ему нельзя отказать в поисках необыкновенных надутилитарных обетовании личности. Символизм не приемлет буржуазно-практической и низменной прозы жизни, враждебной настоящему искусству, духовно-нравственным идеалам. Многие символисты отстаивали идею самоценности искусства, его полной независимости от злободневных социальных проблем, ратовали за служение «чистому» художественному творчеству. «Искусство ничего не выражает, кроме самого себя, оно выше и первичнее жизни, которая сама подражает ему», — писал Валерий Брюсов.

Однако отдельные представители  символизма со временем поменяли взгляды  или, по крайней мере, подвергли их корректировке. К ним пришло осознание феноменальности искусства как средства воздействия на духовно-нравственный мир людей. Ф. Сологуб заговорил о его магической силе преображения жизни, ему вторили А. Белый, Вяч. Иванов, А. Блок, Г. Чулков, утверждая, что искусство сообщает цельность мировоззрению, воплощается в жизнеутверждающую энергию, способную обновить общество. Отсюда — новый взгляд на личность художника, для которого творчество, искусство и собственная жизнь — вроде как «одно и то же». В философском обосновании символизма как миропонимания и «теургической деятельности» русские символисты опирались в известной мере на философско-эстетические идеи Ф.М. Достоевского и B.C. Соловьева. Они по-своему интерпретировали и развили мысль о духовном соединении искусства и религии на почве высшей гуманности, толковали о теургии и преобразовании общества на религиозных началах. Свой идеал символисты видели в преодолении проявлений отчуждения и принудительности в формах общения, в восстановлении духовной близости людей, в создании истинно коллективной символики «обновленного соборного духа». Они мечтали о времени, когда отношения между людьми станут подлинно религиозными, когда люди придут к религиозному сообществу.

Во втором десятилетии XX в. развитие символизма, объединившего в себе весьма противоречивые тенденции, сопровождалось размежеванием писателей и поэтов, принадлежавших к этому направлению. Одни мигрировали к поэтике «великих перемен» (А. Блок, А. Белый, В. Брюсов); другие предпочли постницшеанскую критику российской действительности, эзотерическое богоискательство и мистические настроения (Д. Мережковский, 3. Гиппиус). Но в целом заслуга символизма состоит в обогащении литературы новыми поэтическими формами, выработке новых художественных средств, совершенствовании языковой культуры.

Футуризм — авангардистское  течение в литературе и изобразительном искусстве. Как уже отмечалось, его зарождение в 1909 г. связывают с итальянским писателем и публицистом Ф. Маринетти, возглавившим и теоретически обосновавшим это направление в «Манифесте итальянского футуризма». Литературный футуризм призывал к обессмысливанию словесной формы поэзии (деформация слова, «телеграфный язык», разрушение синтаксиса, введение в текст математических и музыкальных знаков и т.п.).

В России литературный футуризм объявился годом позже  и был связан с выходом альманаха  «Садок судей», содержавшего произведения В. Хлебникова, В.В. Каменского, братьев Н.Д. и Д.Д. Бурлюков. Свою программу они доверили альманаху «Пощечина общественному вкусу» (1913), в котором выступил и Владимир Маяковский. Переняв наименование и некоторые положения формального характера у итальянцев, российские футуристы пошли своей дорогой, наполняя это течение свежими идеями, демократическим мировоззрением, художественными методами и стилистическими приемами. Поэтический футуризм (А.Е. Крученых, В. Хлебников) имел тенденцию к формализму, проявившуюся в «заумности» языка, художественном экспериментировании с его элементами, шумном, хотя и не всегда продуманном протесте против буржуазной культуры. Все это делало течение весьма популярным. К футуризму некоторое время тяготели Б.Л. Паст&рнак и Н.Н. Асеев, вместе с другими поэтами группировавшиеся вокруг издательства «Центрифуга». После Октябрьской революции футуризм изменил свою форму и стал выходить из моды, хотя в теоретических выступлениях представителей «Левого фронта искусств» (ЛЕФа) и «Литературного центра конструктивизма» (ЛЦК) угадывались отдельные его черты.

Поэтический язык представителей постфутуристических  течений также отдавал эзотерикой и выделялся эпатажными оборотами. «Заумь» — понятие, связанное с ранними футуристами, отстаивавшими свое право «выражаться не только общим языком, но и личным, не имеющим определенного значения (незастывшим), заумным». Обессмысливая слово и тем самым лишая его коммуникативности, теоретики и практики заумного языка сводили его функции к произвольному выражению того или иного состояния свободной личности в непонятном для других наборе звуков, то есть к языку «для себя». Порой заумный язык манипулировал междометиями («у-бе-щур») чисто эмоционального характера либо играл в звукоподражания («чурлю журль»), соответствуя своей речевой сниженностью обедненности самого содержания футуристической поэзии с ее представлением о литературном творчестве как только о языковом изобретательстве. Вместе с тем в призыве к «самовитому слову» был известный положительный момент: это воспринималось как протест против трафаретного обеднения значения слов в обиходе, нацеливало на поиск новых словообразований, варьировавших корневую основу слова и получивших в этом смысле значение неологизмов, зачастую довольно любопытных («творяне» —творцы, «могатырь» —богатырь, «смехач» — смеющийся человек, «зазывь» — призыв, «чареса» — чудеса, «миларь» — милый человек и др.). Так, Хлебников первым употребил слово «летчик», подхваченное массовой речевой практикой. Его многогранное творчество не укладывается в рамки футуризма.

Информация о работе Культура России 19 века (по Ширшову)