Культура символизма (А.Белый, А.Блок, В. Иванов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:59, контрольная работа

Описание

Социально-политический кризис конца XIX-начала ХХ вв. породил великую эпоху русского культурного ренессанса. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности. Вместе с тем, именно в этот период в духовной жизни России набирали силу всякого рода мистические веяния, религиозное беспокойство, пробудился интерес к мистике и оккультизму.

Содержание

Введение 3
1. Русский символизм и его предтечи 5
2. Символ и художественный образ 9
3. Творчество “младших символистов” 12
3.1. А.Белый 12
3.2. Вяч.Иванов 17
3.3. А.Блок 21
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Культура символизма.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский  государственный университет технологии и дизайна

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

 

Факультет: Полиграфических технологий и оборудования

Специальность: 080502 «Экономика и управление на предприятии (полиграфия)»

Форма обучения: Заочная

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Культура символизма (А.Белый, А.Блок, В. Иванов)

 

Выполнил:

Студентка группы 

                               (подпись)                                            (Ф.И.О.)

Проверил:

________________           __________                     

   (уч.степень, звание)                  (подпись)                                                (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

 

Социально-политический кризис конца XIX-начала ХХ вв. породил  великую эпоху русского культурного  ренессанса. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности. Вместе с тем, именно в этот период в духовной жизни России набирали силу всякого рода мистические веяния, религиозное беспокойство, пробудился интерес к мистике и оккультизму.

Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную  эпоху, в атмосфере надвигающейся  огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было.

Неуверенность в будущем и зыбкость сиюминутного человеческого бытия формировали у российской интеллигенции новое мироощущение, выразившееся в различных философско-художественных подходах к освоению мира. Одним из них был символизм.

Символизм –  направление в европейском и  русском искусстве, возникшее на рубеже ХХ столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении действительности посредством символов "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

Культура русского символизма, как и сам стиль  мышления поэтов и писателей, формировавших это направление, возникли и складывались на пересечении и взаимном дополнении внешне противостоящих, а на деле прочно связанных и поясняющих одна другую линий философско-эстетического отношения к действительности.

Символизм объединял  поэтов и писателей разных поколений и идейной направленности. Для так называемых "старших символистов" Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Соллогуба, З. Гиппиус и др. символизм был новым этапом в поступательном развитии искусства, пришедшим на смену реализму. Во многом они следовали концепции "искусство для искусства". Так называемые "младшие" символисты (А. Белый, Вяч. Иванов, А. Блок) были приверженцами философско-религиозного понимания мира в духе учения философа Владимира Соловьева.

 

При всех разногласиях символистов объединяет ряд общих задач.

Во-первых, новые  формы искусства символисты рассматривали  не как смену одних только форм, а как отчетливый знак изменения  внутреннего восприятия мира, как  принципиально новый тип художественного  и нравственно-религиозного мышления. Как писал А.Белый, символизм никогда не был школой искусства а был тенденцией к новому мироощущению, преломляющему по-своему и искусство. Это было ощущение небывалой новизны всего того, что принес с собой рубеж веков, сопровождавшихся чувством неблагополучия и неустойчивости.

Во-вторых, они  не ограничивались постановкой чисто  литературных проблем, не хотели быть "только искусством". Их задачей  стало создание особого мироощущения и умонастроения, которое берет  истоки в идеалистической философии Вл. Соловьева ("положительное всеединство", идея "синтеза", учение о Софии, теургии). Их объединяет эсхатологичность мышления, убеждение в "жизнестроительском" призвании искусства, острое ощущение конца "исторического времени".

В самом общем плане символизм отражал кризис традиционного гуманизма, разочарованность в идеалах добра, ужас одиночества перед равнодушием общества и неотвратимостью смерти, творческую неспособность личности выйти за пределы своего "я".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Русский символизм и его предтечи

 

Символизм зародился  во Франции. Его становление и  расцвет связан с именами крупнейших французских поэтов: С.Малларме, П.Верлена, А.Рембо. Символизм во Франции проявился  и в живописи (Г.Моро, Пюви де Шаванн, О.Редон), и в музыке (Дебюсси, Равель), и в театре (Театр Поэт, Театр Микст, Пти театр дю Марионетт), но основной стихией символистского мышления всегда оставалась лирика. Именно французскими поэтами были сформулированы и воплощены основные заветы нового движения: овладение творческой тайной посредством музыки (влияние философии А.Шопенгауэра), глубокое соответствие различных ощущений, значение творческого акта как такового, установка на новый интуитивно-творческий способ познания действительности, на передачу неуловимых переживаний.

Символизм видел  в искусстве новый тип художественного  мышления, который дает возможность  постигать мир не в его чувственной  конкретности и данности, а в духовной многозначности, находящейся за пределами  всякого восприятия. Символисты верили в возможность «приподнять завесу» видимой реальности, постичь вневременную и сверхчувственную, идеальную сущность всеединого мира. Способом выражения этой невыявленной «сущности мира» становится символ. Принципиальное отличие символа от художественного образа – его многозначность. Вяч.Иванов писал: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном языке намека и внушения нечто низлагаемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине».

Вслед за Францией идеи символизма были восприняты и  в других странах: Бельгия (М.Метерлинк), Норвегия (Г.Ибсен), Англия (О.Уайльд), Ирландия (У.Б.Йейтс), Германия и Австрия. Литературное сообщество этих стран не только восприняло символистскую эстетику, но и предложило собственные идеи. Огромное значение символизм имел в русском искусстве рубежа веков. Впоследствии этот период получил определение «Серебряного века».

Русский символизм  наследует многие эстетические установки западноевропейского символизма. В то же время русский символизм – совершенно особое культурно-историческое явление. Он связан и со своеобразием российской истории и российского опыта, и с особенностями русского искусства, и с духовными коллизиями и драмами эпохи конца XIX – начала XX веков.

Манифестом  отечественного символизма можно считать  статью Д.С.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной  русской литературы» (1893), в которой  была рассмотрена необходимость  «переоценки ценностей» и возникновения новой духовности в искусстве. Символизм в России вбирал два потока - «старших символистов» (Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, И.Анненский) и «младосимволистов» (А.Белый, А.Блок, Вяч.Иванов). В русской живописи символизм развивался в рамках деятельности объединений «Мир искусства» и «Голубая роза», в творчестве М.А.Врубеля, В.Э.Борисов-Мусатова.

Становление русского символизма связано с периодом острых исторических катаклизмов, социальных потрясений, духовных трансформаций. Оно сопровождалось ощущением исчерпанности предыдущей эпохи. Для него характерны мотивы страха, тревоги, отчаяния. В то же время характерным было и ожидание грядущего, поиск новых опор для идеала цельности, человечности и духовности. «Все направления, все школы, - писал Д.С.Мережковский, - охвачены одним порывом, волною одного могучего и глубокого течения, предчувствием божественного идеализма, возмущением против бездушного позитивистского метода, неутомимой потребностью примирения с Непознаваемым».

Отчетливо звучит в русском символизме тема России, ее духовного призвания, всемирно-исторической миссии. Важнейшим теоретическим  источником русского символизма были философско-эстетические воззрения  великого русского мыслителя В.С.Соловьева. Как выразился Вяч.Иванов в письме к А.Блоку: «Соловьевым мы таинственно крещены». Источником вдохновения для символистов послужил образ Святой Софии, воспетый Соловьевым. Святая София Соловьева – одновременно ветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – тонкое незримое духовное начало, пронизывающее мир.

Первоначально символизм был заявлен в ряде литературных манифестов. В частности, поэт К.Бальмонт в 1900 году выступил в Париже с лекцией, имевшей демонстративное заглавие: "Элементарные слова о символической поэзии". В ней были сравнены два равноправных миросозерцания: символизм и реализм. Равноправных, но разных по своему существу. Это, утверждал Бальмонт, два "различных строя художественного восприятия". Реалисты схвачены как прибоем конкретной жизнью, за которой не видят ничего, символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь из окна. Так намечается путь философствования от непосредственных образов, прекрасных в своем самостоятельном существовании, к скрытой в них духовной идеальности, придающей им двойную силу.

Однако символисты по-разному трактовали значение символического метода. Так, В. Брюсов рассматривал его  как средство создания принципиально нового искусства; К. Бальмонт видел в нем путь постижения сокровенных, неразгаданных глубин человеческой души; Вяч. Иванов считал, что символизм поможет преодолеть разрыв между художником и народом, а А.Белый был убежден, что это та основа, на которой будет создано новое искусство, способное преобразить человеческую личность.

Несмотря на разную трактовку созданного символистами метода, очевидно одно: стремясь прорваться сквозь возникшую символическую  реальность к "скрытым реальностям", его "нетленной" красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе, передали творческое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, продемонстрировали доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу. В то же самое время символизм можно рассматривать, в определенном смысле, и как реакцию на безверие, позитивизм и натуралистическое бытописательство жизни в литературе. Поэтому он нередко проявлялся там, где натурализм обнаруживал свою несостоятельность.

Нападая на плоское описательство, символисты впадали в другую крайность: пренебрегая реальностью (или недооценивая ее), они устремлялись вглубь, к метафизической сущности видимого мира; окружающая действительность казалась им ничтожной и недостойной внимания. Это был всего лишь покров, за которым пряталась вожделенная "тайна", главный, по мнению художника-символиста, объект.

Подобный субъективизм не помешал тем не менее символистам  включиться в решение социальных и политических проблем, помимо чисто  литературных задач. Личные судьбы мыслились символистами в неразрывном единстве с судьбами страны и революции, и даже в прямой зависимости от них. Как писал Вяч. Иванов "Если бы символисты не сумели пережить с Россией кризис войны и освободительного движения, они были бы медью звенящей и кимвалом бряцающим. Они не воспринимали события действительности – в том числе революцию в 1905 г. – без соотношения с собственной душой и с "иными мирами". Как заметил А.Блок, революция совершалась не только в этом, но и в иных мирах; она и была одним из проявлений тех событий, свидетелями которых мы были в наших собственных душах. Как сорвалось что-то в интеллигенции, так сорвалось что-то и в России.

Конечно, символисты были далеки от реальности народной жизни  и надвигающегося революционного движения России начала века. Поэтому они ни в коей мере не угадали тех реальных форм, в которые вылилась действительная историческая жизнь России. Но они были озабочены (пусть в мистифицированной, иллюзорной форме) проблемами судеб народа, революции, России, вместе с характерно русской тревогой об оторванности "культурного слоя" от народа. Именно эти проблемы были отправной точкой их размышлений. Тема "народ, Россия, революция" конкретнее и ярче всего воплотилась у А. Блока, органичной была она для А. Белого. В большинстве рассуждений Вяч. Иванова тема "народа" присутствует в разных вариантах (говорит ли он о "соборности", о "хоре и оркестре", о дионисийском расторжении души, о народном "демократическом" смехе, об антиномиях национального характера и т.д.). Через пелену символизма прорываются сложные вопросы века: историко-культурная проблематика у В. Брюсова, поиск идеального общества (противопоставление "железному ХХ веку" первозданно целостного "солнечного" начала) у К. Бальмонта и т.п.

Поиски, которые  велись символистами, были частью широких исканий, какими отмечена русская духовная жизнь той поры. Для многих мыслителей, таких, например, как Д. Мережковский символизм был формой внутренней свободы в атмосфере цензуры и внешнего деспотического режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Символ и художественный образ

 

Принципиальное  отличие символа от художественного  образа – его многозначность.

Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и  не доступен окончательному толкованию. На русской почве эта особенность символа была удачно определена Ф.Сологубом: «Символ – окно в бесконечность». Движение и игра смысловых оттенков создают неразгадываемость, тайну символа. Если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений – подчас противоположных, разнонаправленных (например, «чудо и чудовище» в образе Петра в романе Мережковского Петр и Алексей). Поэт и теоретик символизма Вяч.Иванов высказывал мысль о том, что символ знаменует не одну, а разные сущности, А.Белый определял символ как «соединение разнородного вместе». Двуплановость символа восходит к романтическому представлению о двоемирии, взаимопроникновении двух планов бытия.

Информация о работе Культура символизма (А.Белый, А.Блок, В. Иванов)