Культура символизма (А.Белый, А.Блок, В. Иванов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:59, контрольная работа

Описание

Социально-политический кризис конца XIX-начала ХХ вв. породил великую эпоху русского культурного ренессанса. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности. Вместе с тем, именно в этот период в духовной жизни России набирали силу всякого рода мистические веяния, религиозное беспокойство, пробудился интерес к мистике и оккультизму.

Содержание

Введение 3
1. Русский символизм и его предтечи 5
2. Символ и художественный образ 9
3. Творчество “младших символистов” 12
3.1. А.Белый 12
3.2. Вяч.Иванов 17
3.3. А.Блок 21
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Культура символизма.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

Особенно велико было влияние русского философа и  поэта Вл. Соловьева. Именно из его  произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

В наибольшей степени  это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в  целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический  язык. Так, ожидание невесты и встреча  с ней преобразуются в следующие строки:

    Ты  в белой вьюге, в снежном  стоне 

    Опять  волшебницей всплыла, 

    И  в вечном свете, вечном звоне 

    Церквей  смешались купола.

Невесту, любимую  девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы - один из ключевых в поэзии Блока. Она - идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов - ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать - значит, определить, а определить - значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:

    О,  Святая, как ласковы свечи,

    Как  отрадны Твои черты! 

    Мне  не слышны ни вздохи, ни речи,

    Но  я верю: Милая - Ты.

 

Лирический  герой цикла предстает несомненным  индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим  своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам:

    Что  буря жизни, если розы 

    Твои  цветут мне и горят! 

    Что  человеческие слезы, 

    Когда  румянится закат!

Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и  усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего:

    Я  встал и трижды поднял руки.

    Ко  мне по воздуху неслись 

    Зари  торжественные звуки, 

    Багрянцем  одевая высь.

Когда позднее  в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов.

Например, образ  дороги и степи, поля как символ самой  России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты  и силы.

    Россия  в поэзии Блока становится  мифическим сфинксом, чью тайну  нельзя разгадать:

    Дремлю - и за дремотой тайна,

    И  в тайне - ты почиешь, Русь.

Воплощением революционной  стихии делает Блок метель и пожар  в своей символистской поэме  “Двенадцать”:

    Мы  на горе всем буржуям 

    Мировой  пожар раздуем…

Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его  нельзя назвать однозначным. В самом  деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый  вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа - выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.

 Музыкальность - одно из свойств лирики Блока. Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:

 

    Ни  любви, ни тоски, ни обиды. 

     Все  померкло, прошло, отошло... Или: 

    Вот  лицо возникает из кружев,

    Возникает  из кружев лицо.

 

В кругу символистов  Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:

    О,  я хочу безумно жить:

    Все  сущее - увековечить,

    Безличное - вочеловечить,

    Несбывшееся - воплотить!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Философия и  эстетика символизма складывалась под  влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона  до современных символистам философских  систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность  и многозначность, научили русскую  поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался  создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Гуревич П. С. Культурология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., стер. – М. : Гардарики, 2008. - 280 с.
  2. Культурология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Солонина Ю. Н., Каган М.С. – М.: Высшее образование, 2009. – 566 с.
  3. А. Блок-символист [Электронный ресурс] - Режим доступа: -  http: //www.litra.ru/composition/get/coid/00071201184864025636/woid/00072401184773069385/.
  4. Символизм [Электронный ресурс] - Режим доступа: -  http://slova.org.ru/n/simvolizm/.
  5. Символ [Электронный ресурс] - Режим доступа: -  http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=672087

 

 


Информация о работе Культура символизма (А.Белый, А.Блок, В. Иванов)