Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:38, реферат
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Введение
1 Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.
2. Культура Византии среднего периода VII- IXвв.
3.Поздний этап в истории Культуры Византии Х-ХVвв.
4.Заключение
5.Список литературы
Содержание:
Введение |
3-5 |
1 Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв. 2. Культура Византии среднего периода VII- IXвв. 3.Поздний этап в истории Культуры Византии Х-ХVвв. 4.Заключение 5.Список литературы
|
6-12 12-16 16-23 24-25 26 |
|
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.
На берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь - "новый Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада,Востока и Севера.
Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.
Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы :
Это все, конечно, не исключает
того, что византийская культура,
оказывавшая воздействие на многие
соседние страны, сама подвергалась
культурному влиянию со стороны
как племен и народов, населявших
ее, так и сопредельных ей
государств. В течение своего
тысячелетнего существования
Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.
Поэтому культура Византии
является интереснейшим культурно-
В истории культуры Византии выделяют три этапа:
Как известно, Византия образовалась
из восточной части Римской
В истории европейской, да
и всей мировой культуры византийской
цивилизации принадлежит особое
место, для нее характерны торжественная
пышность, внутреннее благородство, изящество
формы и глубина мысли. В течение
всего тысячелетнего
2.
Ранний этап в истории
Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий, Ареопагит.
Формирование неоплатонизма
Важнейшими темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько направлений богословской мысли той эпохи:
Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).
Формирование христианства
как философско-религиозной
В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппа-Докийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.
Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы.
Стиль византийской архитектуры
складывался постепенно, в нем
органично совмещались элементы
античного и восточного зодчества.
Главным архитектурным
Отныне здесь стали
проводить императорские
Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.
Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства
известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не
естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так
называемые смальты с
тончайшей золотой
использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь
и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов.
Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или
сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск
неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее
пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей.
Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от
нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и
красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах
главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории,
земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора.
Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне (6
в.). На боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики
с изображением императорской четы - Юстиниана и его жены Феодоры со свитами.
Художник помещает персонажи на нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене
исполнено торжественного величия. Обе мозаичные картины, расположенные под
фигурой восседающего Христа,
внушают зрителю мысль о
византийского императора.
В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.
Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода