Культура Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:38, реферат

Описание

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Содержание

Введение
1 Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.
2. Культура Византии среднего периода VII- IXвв.
3.Поздний этап в истории Культуры Византии Х-ХVвв.
4.Заключение
5.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 52.49 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение

3-5

1 Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.

2. Культура Византии среднего периода VII- IXвв.

3.Поздний этап в истории Культуры Византии Х-ХVвв.

4.Заключение

5.Список литературы

 

6-12

12-16

16-23

24-25

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

Византия - государство, которое  внесло большой  вклад в  развитие культуры  в Европе Средних  веков. В истории  мировой культуры Византии  принадлежит  особое,  выдающееся  место.  В художественном творчестве  Византия  дала  средневековому   миру   высокие  образы   литературы и  искусства, которые  отличались  благородным  изяществом  форм,  образным  видением  мысли,    утонченностью   эстетического    мышления,   глубиной философской  мысли. По  силе выразительности   и глубокой одухотворенности Византия  многие  столетия  стояла  впереди  всех  стран  средневековой Европы.

Византийская империя  возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской  империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской  империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и  сама идея мировой монархии, а также  традиции античной образованности уцелели  только на Востоке — в Византийской империи.

На берегу Босфора императором  Константином был возведен Константинополь - "новый Рим" - столица Византийского  государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада,Востока  и Севера.

Географическое положение  Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим  звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным  западным миром, скрещение азиатских  и европейских влияний (с преобладанием  в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и  восточных традиции наложило отпечаток  на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

Если пытаться отделить византийскую  культуру  от  культуры  Европы, Переднего  и  Ближнего  Востока,  то наиболее  важными будут  следующие  факторы :                             

  • В  Византии  была  языковая  общность  (основным  языком был греческий);
  • В Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме      
  • православия);
  • В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое  ядро, состоящее из греков.
  • Византийскую   империю    всегда   отличали   устойчивая    государственность и централизованное управление. 

Это все, конечно, не исключает  того, что византийская культура,  оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась  культурному влиянию со стороны  как  племен и народов, населявших ее,  так  и  сопредельных  ей  государств.  В течение своего тысячелетнего существования Византия  сталкивалась с  мощными внешними  культурными влияниями, исходившими  из  стран, находившихся на  близкой  ей стадии  развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского  Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько  или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли их “варварами” ).

Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды  торжества прогрессивных идей и  мрачные годы господства  реакционных.  Но  ростки   нового,  живого,  передового   прорастали рано  или поздно  во всех  сферах жизни,  во все  времена.

Поэтому культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

В истории культуры Византии выделяют три этапа:

  • ранний (IV - середина VII века);
  • средний (VII - IX века);
  • поздний (X - XV века).

Как известно, Византия образовалась из восточной части Римской империи. Центром нового государства стал город Византия, который был перестроен и получил название Константинополь.

В истории европейской, да и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место, для нее характерны торжественная  пышность, внутреннее благородство, изящество  формы и глубина мысли. В течение  всего тысячелетнего существования  Византийская империя, впитавшая в  себя наследие греко-римского мира и  эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию  предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой  Европы.

 

 

 

 

 

 

 

2. Ранний этап в истории культуры  византии IV - VII вв.

Первые столетия  существования  Византийского  государства можно  рассматривать  как  важнейший  этап  в  формировании  мировоззрения  византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и  принципы христианства. В  ранней Византии новый расцвет  переживает философия  неоплатонизма.  Появляется  ряд  философов-неоплатоников - Прокл,  Диадох,  Плотин,  Псевдо-Дионисий,  Ареопагит.

Формирование неоплатонизма совпадает  с зарождением христианства, с  разложением и упадком Риской империи. В целом для него характерен глубокий пессимизм, разочарование  в земной жизни, убеждение в испорченности  человеческой природы.

Важнейшими темами богословских дискуссий  на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и  его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте  человека во Вселенной и о пределе  его возможностей. В этой связи  можно выделить несколько направлений  богословской мысли той эпохи:

  • Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.
  • Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.
  • Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.
  • Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.

Основные христианские догматы, в  частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

Формирование христианства как философско-религиозной системы  было сложным и длительным процессом.  Христианство впитало в себя  многие философские и религиозные  учения того времени. Христианская догматика  сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных  учений, иудаизма, манихейства, но и  неоплатонизма. Догмат о троичности божества, один  из центральных  догматов христианского  вероучения, - это,  по  существу  переосмысленная  триада  неоплатоников.  Однако христианство,  несмотря   на  наличие   общих  с   манихейством  и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского  монизма.  Само  христианство  являлось  не  только синкретическим религиозным  учением, но  и синтетической  философско-религиозной системой,  важным компонентом  которой являлись  античные философские учения. Это, может  быть, объясняет в некоторой степени  и  то, что христианство не только  боролось с античной философией, но  и использовало ее в своих  целях. На смену непримиримости  христианства со  всем  что  несло  клеймо  язычества,  приходит  компромисс  между  христианским  и  античным  миросозерцанием.  В  самом  неоплатонизме  образовалось два  течения :  одно -  радикальное, настроенное  против христианства,  другое  -  более  умеренное.  Постепенно  берут  верх  сторонники   компромисса   с   христианством.   Происходи   процесс  отталкивания,  обособления   и  одновременно   сближения,  слияния  неоплатонической  философии  и   христианского  богословия,  который завершается  поглощением  неоплатонизма  христианством.    

В патриотической литературе ранневизантийской  эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где  закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппа-Докийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

Расцвет  византийского  искусства  раннего  периода  связан  с  укреплением могущества империи  при Юстиниане. В Константинополе  в это  время  воздвигаются  великолепные  дворцы  и  храмы. 

Стиль византийской архитектуры  складывался постепенно, в нем  органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением  был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами  торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а  греческий и римский храмы  служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

Отныне здесь стали  проводить императорские церемонии  и торжественные богослужения. Впервые  в  нем  была  воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен  огромный крест, обрамленный звездным небом. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора.

Другой шедевр византийской архитектуры  - церковь св. Виталия  в Равенне - поражает изысканностью  и элегантностью архитектурных  форм.  Особую славу этому  храму  принесли его  знаменитые мозаики  не  только церковного,  но  и  светского  характера,  в  частности  изображения  императора Юстиниана  и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и  Феодоры  наделены  портретными  чертами,  цветовая  гамма  мозаик  отличается  полнокровной  яркостью,  теплотой  и  свежестью.

Мировую славу приобрели  мозаики Византии. Технология мозаичного искусства 

известна еще с античности, но только в Византии стали впервые  применять не

естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так 

называемые смальты с  тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко

использовали золотой  цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь 

и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим  из всех цветов. 

Большинство мозаик располагалось  под разным углом наклона на вогнутой или 

сферической поверхности  стен, а от этого только увеличивался золотой блеск 

неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в  сплошное мерцающее 

пространство, еще более  сверкающему благодаря свету  горящих в храме свечей. 

Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от

нежно-голубого, зеленого и  ярко синего до бледно-лилового, розового и 

красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения  на стенах

главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории,

земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора. 

Особую известность приобрели  мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне (6

в.). На боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены  мозаики 

с изображением императорской  четы - Юстиниана и его жены Феодоры  со свитами. 

Художник помещает персонажи  на нейтральном золотом фоне. Все  в этой сцене 

исполнено торжественного величия. Обе мозаичные картины, расположенные под

фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости

византийского императора.

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется  специфически византийский  образ,  очищенный  от  инородных  влияний.  В  основе  его лежит опыт мастеров  Востока  и  Запада,  пришедших  независимо  друг от друга к созданию  нового  искусства,  соответствующего  спиритуалистическим  идеалам  средневекового  общества.  В  этом  искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась   великолепным   качеством   исполнения,   утонченным   артистизмом,  живописностью   и   красочным    разнообразием,   трепетностью   и    переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой  школы  были  мозаики  в  куполе  церкви  Успения  в  Никее.  

Церковное богослужение  превратилось в  Византии в  своего рода

Информация о работе Культура Византии