Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:38, реферат
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Введение
1 Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.
2. Культура Византии среднего периода VII- IXвв.
3.Поздний этап в истории Культуры Византии Х-ХVвв.
4.Заключение
5.Список литературы
В культуре полностью торжествуют
обобщенно-спиритуалистические
В XI—XII вв. в византийской культуре
происходят серьезные мировоззренческие
сдвиги. Рост провинциальных городов,
подъем ремесла и торговли, кристаллизация
политического и
Рационалистические тенденции
у византийских философов и богословов
так же, как и у западноевропейских
схоластов XI—XII вв., проявлялись прежде
всего в стремлении сочетать веру
с разумом, а порою и поставить
разум выше веры. Важнейшей предпосылкой
развития рационализма в Византии был
новый этап возрождения античной
культуры, осмысление античного наследия
как единой, целостной философско-
В литературе обнаруживаются тенденции
к демократизации языка и сюжета,
к индивидуализации авторского лица,
к проявлению авторской позиции;
в ней зарождается критическое
отношение к аскетическому
Захват Константинополя
При дворе латинских императоров,
князей и баронов распространялись
западные обычаи и развлечения, турниры,
песни трубадуров, праздники и
театральные представления. Заметным
явлением в культуре Латинской империи
было творчество трубадуров, многие из
которых были участниками четвертого
Крестового похода. Так, Конон де Бетюн
достиг зенита своей славы именно
в Константинополе. Красноречие, поэтический
дар, твердость и мужество сделали
его вторым лицом в государстве
после императора, в отсутствие которого
он нередко управлял Константинополем.
Труверами империи были знатные
рыцари Робер де Блуа, Гуго де Сен-Кантон,
граф Жан де Бриен и менее знатные
типа Гуго де Брежиля. Все они обогатились
после захвата Константинополя
и, как повествует в ритмических
стихах Гуго де Бре-жиль, из бедности погрузились
в богатство, в изумруды, рубины,
парчу, оказались в сказочных
садах и мраморных дворцах
вместе со знатными дамами и красавицами-девами.
Разумеется, попытки введения католического
вероисповедания и
Византийские императоры из династии
Палеологов восстановили в ходе ряда
войн империю, последние столетия существования
которой характеризовались
Для культуры поздней Византии характерно
идейное общение византийских эрудитов
с итальянскими учеными, писателями,
поэтами, что оказало влияние
на формирование раннеитальянского
гуманизма. Именно византийским эрудитам
суждено было открыть западным гуманистам
прекрасный мир греко-римской древности,
познакомить их с классической античной
литературой, с подлинной философией
Платона и Аристотеля. Необходимо
отметить, что понятие “византийский
гуманизм” обозначает тот культурный,
духовно-интеллектуальный психологический
и эстетический комплекс, который
характерен для мировоззрения слоя
эрудитов XIV—XV вв., и который по своим
признакам может считаться
Широчайшие познания таких прославленных византийских философов, богословов, филологов, риторов, как Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др., вызывали безграничное восхищение итальянских гуманистов, многие из которых стали учениками и последователями византийских ученых. Однако противоречивость общественных отношений поздней Византии, слабость ростков предкапиталистических отношений, натиск турок и острая идейная борьба, завершившаяся победой мистических течений, привели к тому, что возникшее там новое направление в художественном творчестве, родственное раннеитальянскому Ренессансу, не получило завершения.
Одновременно с развитием
народные массы империи. Победа исихазма во многом была роковой для Византийского государства: исихазм задушил ростки гуманистических идей в литературе и искусстве, ослабил волю к сопротивлению народных масс с внешними неприятелями.
В поздней Византии процветали суеверия. Общественные неурядицы порождали мысли о приближении конца мира. Даже в среде образованных людей были распространены гадания, предсказания, а иногда и магия. Византийские авторы не раз обращались к сюжету о пророчествах Сивиллы, якобы правильно определившей число византийских императоров и патриархов и тем самым будто бы предсказавшей время гибели империи. Были специальные гадательные книги (библиа хрис-матогика), предсказывавшие будущее.
Часто плохое самочувствие или неудачное
течение дел объяснялось
Некоторые рецепты лечения болезней
свидетельствовали, что в Византии
наряду со знанием астрономии, фармакологии,
умением оперировать с
Суеверия сохранялись еще и в сфере правосудия, хотя не были частым явлением; кое-где в селах еще применялся “божий суд”. Иногда обвиняемый в тяжелом преступлении испытывался огнем, ступая босиком на раскаленные угли или беря в руки раскаленное железо. Даже спорные вопросы теологии порой решались подобным образом. Так, богословы пытались решить догматические споры двух церковных направлений, предав огню два манускрипта, содержащих религиозное кредо этих направлений. Порой в суде для определения правой стороны прибегали к поединку между обвинителем и обвиняемым.
Религиозная настроенность была в высшей степени характерна для поздневизантийского общества. Обращенные к народу проповеди аскезы и анахоретства не могли не оставить следа. Стремлением к уединенности, к молитве была отмечена жизнь многих людей, как выходцев из знати, так и представителей низов. Слова Георгия Акрополита могли характеризовать не одного лишь деспота Иоанна: “Проводил целые ночи в молитве... было у него попечение о том, чтобы больше проводить времени в уединении и наслаждаться вытекающим отовсюду спокойствием или по крайней мере находиться в близком общении с лицами, ведущими такую жизнь”. Уход из политической жизни в монастырь далеко не единичен. Стремление уйти от общественных дел объяснялось прежде всего тем, что современники не видели выхода из тех неблагоприятных коллизий внутреннего и международного плана, которые свидетельствовали о падении авторитета империи и приближении ее к катастрофе.
Подводя итоги развития византийской
культуры в XI—XII вв., мы можем отметить
некоторые важные новые черты. Безусловно,
культура Византийской империи в
это время еще оставалась средневековой,
традиционной, во многом каноничной. Но
в художественной жизни общества,
несмотря на его каноничность и унификацию
эстетических ценностей, пробиваются
ростки новых предренессансных веяний,
нашедших дальнейшее развитие в византийском
искусстве эпохи Палеологов. Они
сказываются не только и не столько
на возвращении интереса к античности,
который в Византии никогда не
умирал, а в появлении ростков
рационализма и свободомыслия, в
усилении борьбы различных общественных
группировок в сфере культуры,
в росте социального
Каков же вклад византийской
цивилизации в мировую