Культура Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:38, реферат

Описание

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Содержание

Введение
1 Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.
2. Культура Византии среднего периода VII- IXвв.
3.Поздний этап в истории Культуры Византии Х-ХVвв.
4.Заключение
5.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 52.49 Кб (Скачать документ)

пышную мистерию.  В  полумраке  сводов византийских  храмов сумеречно 

сияло множество свечей и  лампад, озарявших таинственными  отблесками 

золото мозаик,  темные  лики икон, многоцветные мраморные  колоннады,

великолепную  драгоценную  утварь.  Все  это  должно было, по замыслу 

церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость  античной 

трагедии, здоровое веселье  мимов, суетные волнения цирковых ристаний и 

даровать  ему  отраду  в  повседневности  реальной  жизни.

В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре 

и  живописи,  определилась  ведущая  линия  развития  византийского

искусства,  отражающая  становление  средневекового  миросозерцания. 

Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в 

формах  художественного  выражения.  Вместе  с  тем  и  сюда проникали 

постепенно художественные традиции народов  Востока. Здесь, хоть и  в 

меньшей мере  чем в  Западной Европе,  сыграло свою  роль воздействие 

варварского  мира.

Музыка  занимала  особое  место  в  византийской  цивилизации. 

Своеобразное  сочетание  авторитарности  и  демократизма  не могло не

сказаться на и на характере  музыкальной культуры, которая представляла

сложное  и  многоликое  явление духовной  жизни  эпохи.  В  V-VII  вв. 

происходило становление  христианской литургии, развивались  новые жанры 

вокального  искусства.  Музыка  обретает  особый  гражданский  статус,

включается  в  систему  репрезентации  государственной  власти. Особый

колорит  сохраняла  музыка  городских  улиц,  театральных  и цирковых

представлений и народных  празднеств, отразившая богатейшую  песенно-

музыкальную практику  многих народов,  населявших империю.  Каждый из

этих видов  музыки имел  свой собственный  эстетический и  социальный

смысл и  в то  же время,  взаимодействуя, они  сливались в  единое и 

неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности 

музыки как искусства  универсального и в то же время, обладающего  силой 

массового и индивидуального  психологического воздействия, и включило ее

в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено  занять 

доминирующее  положение  в  средневековой  Византии.

Система образования также наследует  греко-римские традиции, основываясь  на принципе (семи свободных искусств. Два уровня образования:

    • Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.
    • Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

В жизни широких народных  масс по-прежнему огромную роль  играли

массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться  к упадку -

античные трагедии и комедии  все чаще заменяются выступлениями  мимов, 

жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место 

театра  занимает  ныне  цирк  (ипподром)  с  его  конными  ристаниями,

пользующимися  огромной  популярностью.

Если подвести итог по первому  периоду существования Византии, то

можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности 

византийской культуры.  Прежде всего  к ним  следует  отнести  то, что 

византийская  культура  была  открыта   другим  культурным  влияниям,  

получаемым  извне.  Но  постепенно  уже  в  ранний период они синте

зировались  главной,  ведущей  греко-римской  культурой.

Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные  города

империи, и в первую очередь  Константинополь, были не только центрами 

ремесла и торговли, но и  очагами высочайшей культуры и образованности,

где  сохранялось богатое  наследие  античности.

 

3.Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.

Важной составляющей второго  этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев  и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости  и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности. А поэтому их требования сводились к нейтральным картинам, отвлеченным символам, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажам с

изображениями животных и  птиц. В результате стены храмов превратились, по

образному выражению одного из современников, в “огороды и птичники”. В 

период иконоборчества (726-843) была сделана попытка официального запрещения

икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских

сочинений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально 

отличается от идола. Она  является не копией или украшением, а иллюстрацией,

отражающей природу и  сущность божества.

На определенном этапе  иконоборцы одержали верх, поэтому  в византийском христианском искусстве  некоторое время преобладали  орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические  элементы. Однако борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно  жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего  этапа византийской культуры, в частности  первые мозаики собора Святой Софии  Константинопольской. Но все-таки окончательную  победу одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному сложению иконографического  канона - строгих правил изображения  всех сцен религиозного содержания.

Необходимо отметить и тот существенный момент, что иконоборческое движение послужило стимулом к новому взлету светского изобразительного искусства  и архитектуры Византии. При иконоборческих императорах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества. Так, один из константинопольских дворцов  Вриас - был построен по плану дворцов  Багдада. Все дворцы окружали парки  с фонтанами, экзотическими цветами  и деревьями. В Константинополе, Никее и других городах Греции и Малой Азии возводились городские  стены, общественные здания, частные  строения. В светском искусстве иконоборческого  периода победили принципы репрезентативной торжественности, архитектурной монументальности и красочной многофигурной декоративности, послужившие в дальнейшем основой развития светского художественного творчества.

Достигает  в  этот  период  нового  расцвета  искусство  цветного

мозаичного  изображения.  В  IX-XI  вв.  реставрировались  и  старые 

памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые 

сюжеты, в которых находила отражение  идея союза церкви с государством.

В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, 

богаче и  разнообразней  стали  книжные миниатюры  и  орнамент.  Однако

подлинно  новый  период  в  развитии  книжной миниатюры  приходится на

XI-XII  вв.,  когда  переживала  расцвет  константинопольская   школа  

мастеров в этой области  искусства. В  ту эпоху вообще ведущую  роль в 

живописи в целом (в  иконописи, миниатюре, фреске) приобрели  столичные 

школы,  отмеченные  печатью  особого  совершенства  вкуса  и техники.

В  VII-VIII  вв.  в  храмовом  строительстве  Византии  и  стран 

византийского  культурного  круга  господствовала  та  же  крестово-

купольная композиция, которая  возникла в VI  в. и характеризовалась 

слабо выраженным внешним  декоративным оформлением. Большое  значение

декор  фасада  приобрел   в  IX-X  вв.,   когда  возник  и   получил 

распространение новый архитектурный  стиль. Появление нового стиля было

связано  с  расцветом  городов,  усилением  общественной роли церкви,

изменением  социального   содержания  самой   концепции  сакральной  

архитектуры в целом и  храмового  строительства в частности (храм как 

образ мира).Возводилось  много новых  храмов, строилось  большое число 

монастырей,  хотя  они  были,   как  правило,  невелики  по   размеру.

Помимо изменений  в  декоративном  оформлении зданий,  менялись и 

архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение

вертикальных линий и  членений фасада, что  изменило и  силуэт  храма. 

Строители все чаще прибегали к  использованию узорной кирпичной  кладки.

Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных  школ. 

Например  в  Греции  X-XII  вв.  свойственно  сохранение  некоторой 

архаичности архитектурных  форм  (не расчлененность плоскости  фасада,

традиционные формы небольших  храмов) - с дальнейшим развитием  и ростом

влияния нового стиля  - здесь  также  все шире использовались  узорный 

кирпичный  декор  и  полихромная  пластика.

В  VIII-XII  вв.  оформилось  специальное музыкально-поэтическое 

церковное   искусство.   Благодаря   его   высоким   художественным  

достоинствам, ослабело влияние  на церковную музыку музыки фольклорной,

мелодии которой ранее  проникали ранее даже  в литургию. В  целях еще 

большей изоляции музыкальных  основ богослужения от внешних воздействий 

была  проведена   канонизация  лаотональной   системы  -   “октоиха” 

(восьмигласия). Ихосы представляли  собой некие мелодические формулы. 

Однако музыкально-теоретические  памятники позволяют  заключить, что 

система  ихосов  не  исключала   звукорядного  понимания.  Наиболее  

популярными  жанрами  церковной  музыки  стали  канон  (музыкально- 

поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли 

не основная ячейка византийской  гимнографии). Тропари сочинялись ко 

всем  праздникам,  всем  торжественным  событиям  и  памятным   датам.

Прогресс музыкального искусства  привел к созданию нотного письма

(нотации),  а  также   литургических  рукописных  сборников,  в которых 

фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с  нотацией).

Общественная жизнь также  не обходилась без  музыки. В книге  “О

церемониях византийского  двора” сообщается  почти о 400 песнопениях. 

Это и песни-шествия, и  песни во  время конных процессий, и песни при 

императорском  застолье,  и  песни-аккламации,  и  т.п.

С  IX  в.  в  кругах  интеллектуальной  элиты нарастал интерес к 

античной  музыкальной  культуре,  хотя  этот   интерес  и  имел  по  

преимуществу теоретический  характер : внимание привлекала не столько 

сама музыка, сколько сочинения  древнегреческих музыкальных теоретиков.

Как итог ко второму периоду  можно отметить, что Византия в 

это время достигла наивысшего  могущества и наивысшей точки  развития

культуры.  В  общественном  развитии  и  в эволюции культуры Византии

очевидны  противоречивые  тенденции,   обусловленные  ее  срединным  

положением  между  Востоком  и  Западом.

4. поздний этап в истории культуры  византии X - XV вв.

 

С Х в. наступает новый этап истории  Византийской культуры — происходит обобщение и классификация всего  достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре этот век связан с созданием произведений обобщающего характера — составлены энциклопедии по истории, сельскому  хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913—959) “Об управлении государством”, “О фемах”, “О церемониях византийского  двора” — обширная энциклопедия ценнейших  сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В то же время здесь собран красочный  материал этнографического и историко-географического  характера о сопредельных с Империей странах и народах, в том числе  и о славянах.

Информация о работе Культура Византии