Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:04, реферат
Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона, Галилея, Декарта знаменовали собой переворот в естествознании.
Таким образом, природа в понимании Бруно фактически приобретает полную самостоятельность, а Бог мыслится как синоним ее единства. Важнейший результат такого отождествления – панпсихическое истолкование всего и всякого бытия. Последовательное натуралистико-пантеистическое мировоззрение Бруно привело его к радикальному пересмотру космологии. Бруно переосмыслил астрономическую систему Коперника. Солнце – не абсолютный, а только относительный центр универсума, именно нашего мира. Следовательно, не только наша Земля – “рядовая” планета солнечной системы, что вытекало уже из теории Коперника, но и само Солнце – лишь одна из бесчисленных звезд. Более того, творческая фантазия Бруно приводила его и к еще более смелому утверждению, что не только наше Солнце имеет сопутствующие ему планеты, но и звезды, как далекие Солнца, также имеют своих спутников – воззрение, подтвержденное астрономией только в XX столетии. Эти и другие астрономические идеи Бруно представляют пример плодотворного влияния философии на астрономию. Одновременно с этими достижениями происходят великие географические открытия, которые тоже приводит к пересмотру к...
ардинальных положений 
традиционной картины мира. Для Ренессанса 
это было началом заката. Дело в том, что 
философию Раннего Возрождения отличает, 
как уже говорилось выше, ее ярко выраженный 
антропоцентризм. Возрожденческий человек 
впервые почувствовал те огромные возможности, 
которые заключались в его личности и 
в окружающей природе и которые раньше 
оставались неиспытанными, неизведанными. 
В глубине возрожденческой личности всколыхнулись 
небывалые земные желания и светские мысли, 
а окружающая природа засияла неописуемыми 
красками, богатейшим творчеством и силами, 
которые пленяли ум, заставляли трепетать 
сердце и звали к неизведанным наслаждениям. 
Но теперь оказалось, что весь этот личностный 
восторг был реален лишь до известной 
меры. Коперник и Бруно превратили землю 
в какую-то ничтожную песчинку Вселенной, 
а вместе с тем и человек оказался несравнимым, 
несоизмеримым с бесконечным темным и 
холодным пространством. Из властителя 
и художника природы возрожденец превратился 
в ее раба. (Однако это вовсе не означало 
конец культурного роста: многие поэты 
и философы восторгались масштабностью 
мироздания). 
В качестве попытки 
ответа на острейшие проблемы современной 
действительности возникают: учение Никколо 
Макиавелли и социальные утопии. [2]. 
3.2 Учение Николло 
Макиавелли (1469-1527). 
Он был историком, 
писателем, общественным и государственным 
деятелем Флоренции[1] Основная политическая 
забота Макиавелии определялась плачевным 
состоянием тогдашней Италии, раздробленной 
и бессильной перед лицом ее могущественных 
соседей. 
Им были созданы 
главные литературные произведения: 
“Рассуждения на первую декаду Тита Ливия” 
и книга “Государь”.  Объектом 
изучения для Макиавелли становится 
мир человеческих отношений и 
поступков, прежде всего история 
и ход образования, возвышения и 
гибели государств. Государства достигают 
вершин величия, гражданской доблести 
и могущества, затем разлагаются. 
Это вечный круговорот. Круговорот 
этот рассматривается в сочинениях 
Макиавелли как результат воздействия 
судьбы - Фортуны, отождествляемый с 
Богом и обозначаемый также именем 
Необходимости. Но политика не есть безличный 
“ход вещей”, в ней Судьба означает 
ту объективную среду, ту совокупность 
условий, в которой вынужден действовать 
человек. А потому успех человеческого 
деяния зависит от того, в какой 
мере человек-деятель, политик - сумеет 
ее понять, к ней приспособится 
и в то же время ей противостоять. 
Макиавелли был первым теоретиком политики. 
Политика рассматривается им автономно, 
как самостоятельная область 
человеческой деятельности, имеющая 
свои собственные цели и свои законы. 
Моральные соображения у 
3.3 Социальные утопии. 
Наиболее радикальной 
формой оппозиции как феодальным порядкам, 
так и апологии абсолютистского государства 
явилось в эпоху Возрождения возникновение 
утопий. Здесь нужно назвать прежде всего 
таких деятелей, как Томас Мор, Томмазо 
Кампанелла и Сирано де Бержерак. 
Слово “утопия” было 
составлено Томасом Мором из двух 
греческих корней и означает “место, 
нигде не существующее”. Но никоим 
образом не следует считать вышеуказанных 
авторов родоначальниками сложившегося 
жанра. 
Утопии создаются 
и от отчаяния, и от надежды. Это 
модели стабильности, рожденные в 
атмосфере противоречий. Утопия представляет 
собой последовательное описание воображаемого, 
но локализованного во времени и 
пространстве общества, построенного 
на основе альтернативной социально-исторической 
гипотезы и организованного - как 
на уровне институтов, так и человеческих 
отношений, совершеннее, чем то общество, 
в котором живет автор. [1,с.8]. История снабдила 
нас представлениями о некогда существовавших 
обществах, например, о Спарте времен Ликурга, 
известной благодаря сочинениям Плутарха 
и отсылках во многих утопических трудах. 
Существовавшее ранее могло рассматриваться 
в качестве примера для существующего 
сейчас. Законы и задачи прошлого становились 
образцом законов и задач настоящего. 
Такова цель противопоставления Афин 
и Атлантиды в “Тимее” и в “Критии”. 
[1, с. 98]. Однако наиболее полное описание 
путешествия в несуществующую страну 
периода античности мы имеем в “Государстве 
Солнца” Ямбула (II в.), дошедшем до нас 
в кратком пересказе Диодора Сицилийского: 
на семи островах Солнца, расположенных 
непосредственно на линии равноденствия, 
где климат мягок, а природа щедра и обильна, 
живет народ, по простоте существования 
доходящий до стоицизма, которому неведомы 
пороки нашего времени. На островах Солнца 
живут по “законам природы”. Но даже когда 
эта природа сходна с нашей, она остается 
для нас недостижимой. И всякий, случайно 
попавший в ту страну путешественник не 
в состоянии уподобиться ее обитателям, 
а потому он достоин лишь презрения и изгнания. 
Не в следовании законам природы кроется 
путь к совершенству; совершенство есть 
свойство, изначально данное природой. 
Французский исследователь Труссон утверждает: 
“С конца эллинистического периода жанр 
утопии обретает узаконенное и самостоятельное 
существование: Он не возник из ничего 
в XVI столетии, а лишь воспроизвел то, что 
греческий гений дал миру 2 тысячелетия 
назад, как в области формы, так и в плане 
содержания”.  [1, c. 101] 
Что касается эпохи 
Ренессанса, то для нее первым утопистом 
был Томас Мор (1478-1535). Он был весьма 
либерально настроенным английским 
государственным деятелем, сторонником 
наук и искусств. Пропагандировал 
веротерпимость и яро критиковал 
тогдашние феодальные и зарождавшиеся 
капиталистические порядки. Но он оставался 
верным католиком, выступал против протестантизма 
и после отхода Генриха VIII от католической 
церкви был беспощадно казнен за свои 
католические убеждения. В целом 
его деятельность относится либо 
к гражданской истории, либо к 
истории литературы. Нас может 
интересовать здесь только одно его 
произведение, которое вышло 1516 г. под 
названием “Золотая книга, толь же полезная, 
как забавная, о наилучшем устройстве 
государства и о новом острове Утопии”. 
В книге Мора ощутимо воздействие довольно 
широкого круга представлений и суждений 
о государстве, а также о формах государственного 
устройства, существовавших или описанных 
ранее: очевидно обращение к Платону, равно 
как и связь со средневековой литературой 
путешествий и с открытием американского 
континента. Повествование в “Утопии” 
ведется от имени вымышленного автором 
путешественника Рафаила Гилодея. Мор 
сформулировал в “Утопии” фундаментальный 
тезис, согласно которому процветание 
государственных дел возможно лишь в условиях, 
когда высший носитель власти будет глубоко 
образованным философом и морально безупречным 
человеком. Таким полулегендарным правителем 
был Утоп, некогда завоевавший воображаемый 
остров и заложивший политические, социальные 
и моральные устои основанной им Утопии. 
В утопическом государстве 
отсутствуют частная 
Существенная сторона 
утопийской жизни – наличие здесь рабов, 
в которых обычно превращают тяжких преступников. 
Эта социальная категория неизвестной 
численности обречена на самые тяжелые 
и неприятные работы. Жизнь же самих утопийцев 
построена на принципах республиканской 
демократии, тайного голосования, выборности 
всего начальства. Науки и искусства вовсе 
не отрицаются, но даже превозносятся 
у Мора, особенно музыка. В Утопии делом 
чтения и изучения книг занимается небольшая 
категория наиболее одаренных утопийцев. 
Именно из этой ученой категории, свободной 
от физического труда, избираются различные 
должностные лица, глава государства, 
а также священники. Но все они жестко 
не противостоят основной массе утопийцев. 
Каждый может достичь духовной свободы 
и просвещения. [3, с. 86]. 
Общество разделено 
на семьи, но семьи эти понимаются 
скорее производственно, в силу чего 
принадлежность к той или иной 
семье определяется не только естественным 
происхождением членов семьи, но в первую 
очередь также и 
Другой представитель 
возрожденческого утопизма – упоминавшийся 
у нас выше среди итальянских натурфилософов 
Томмазо Кампанелла (1568 – 1639). Это крупный 
писатель и общественный деятель своего 
времени, пострадавший за подготовку антииспанского 
заговора в Неаполе и проведший 27 лет в 
тюрьме, монах и убежденный коммунист 
раннего утопического типа. Черты раннего 
утопического коммунизма выступают у 
Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В 
1602 году Кампанелла создает “Город Солнца”. 
После провала заговора, о котором говорилось 
выше,  Кампанелла не отказался от своей 
мечты. Разочаровавшись в народных массах, 
не поддержавших заговорщиков, он продолжал 
добиваться справедливого общественного 
устройства, надеясь использовать для 
этого государство и церковь. Свои надежды 
на коренные изменения в общественном 
устройстве Кампанелла неизменно связывал 
с ожиданием космического переворота. 
“Возврат к невинному естественному состоянию” 
человечества Кампанелла рассматривал 
как неизбежный результат  “естественного 
круговорота вещей”, под которым понимал 
“господствующую в космосе объективную 
закономерность”.  Она именуется Роком, 
Судьбой и Случаем, но осмысленная людьми, 
воплощается в Благоразумии человеческого 
поведения, считающегося с обстоятельствами. 
Главную причину всех бедствий и неустройств 
современного ему мира Кампанелла видел 
в социальном неравенстве, существовании 
богатства и нищеты. [4]. 
Основные черты 
государства Солнца. 
В государстве Солнца 
существует разделение труда. Важнейшее 
проявление этого – отделение 
труда умственного от физического. 
Здесь Кампанелла тоже ориентировался 
на платоновское “Государство”, но видоизменил 
его идеи в соответствии с задачами своей 
эпохи. Государством управляют специалисты, 
которым повезло при рождении. Самый одаренный 
из них – Метафизик, стоит во главе государства, 
он же является первосвященником. Кампанелла 
именует Метафизика “Солнце” и обозначает 
его с помощью солнечного символа. Его 
предельно глубокое знание всех принципов 
метафизики и теологии органически включает 
в себя и знание наук физических, математических, 
астрологических, исторических, а также 
он владеет искусством живописи и ремеслами. 
В условиях умножавшейся специализации 
научного знания Метафизик олицетворяет 
его высшее единство. Но управлять солнечным 
государством в одиночку он не в состоянии. 
При нем имеются три соправителя, реализующие 
три основных принципа бытия – Мощь, Мудрость 
и Любовь. Мощь руководит военным делом, 
Мудрость – науками, а Любовь – питанием, 
деторождением и воспитанием. Эти правители 
назначают всех остальных специалистов 
(Грамматика, Логика, Физика и др.). Всех 
начальствующих в городе Солнца – лишь 
40 человек. Иерархия целиком зависит от 
их личных способностей и познаний. Дважды 
в месяц в государстве Солнца собирается 
Большой совет – народное собрание, которое 
может сменять правящих лиц за исключением 
высшей четверки – Метафизика и трех его 
помощников. Но они обязаны уступить руководящие 
места, как только появляются лица, превосходящие 
их своими талантами. “Законы их немногочисленны, 
кратки и ясны. Они  вырезаны все  
на медной доске у дверей храма,  то 
есть под колоннадой; и на отдельных колоннах 
можно видеть определение вещей в метафизическом, 
чрезвычайно сжатом стиле; именно: что 
такое Бог, что такое  ангел, мир, звезда, 
человек, рок, доблесть”. [6] В Солнечном 
государстве нет моногамной семьи: “Если 
кто-нибудь страстно влюбится в женщину, 
то влюбленные могут и  разговаривать, 
и шутить,  и дарить  друг  другу 
венки из цветов или листьев,  и  подносить  
стихи.  Однако,  если  это  может  
быть  опасно  для потомства, совокупление  
им ни в  коем  случае не  разрешается”.[6] 
Браки совершаются только в порядке государственных 
декретов, которые издает помощник Метафизика 
по делам Любви. Мужья и жены являются 
таковыми только в моменты декретированного 
сожительства. Они даже не должны знать 
друг друга. Дети после вскармливания 
грудью немедленно отбираются у матери 
государством и воспитываются в особых 
учреждениях не только без всякого общения 
со своими родителями, но даже и без всякого 
знакомства с ними.[3, с. 160].