Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:04, реферат
Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона, Галилея, Декарта знаменовали собой переворот в естествознании.
Таким образом, природа в понимании Бруно фактически приобретает полную самостоятельность, а Бог мыслится как синоним ее единства. Важнейший результат такого отождествления – панпсихическое истолкование всего и всякого бытия. Последовательное натуралистико-пантеистическое мировоззрение Бруно привело его к радикальному пересмотру космологии. Бруно переосмыслил астрономическую систему Коперника. Солнце – не абсолютный, а только относительный центр универсума, именно нашего мира. Следовательно, не только наша Земля – “рядовая” планета солнечной системы, что вытекало уже из теории Коперника, но и само Солнце – лишь одна из бесчисленных звезд. Более того, творческая фантазия Бруно приводила его и к еще более смелому утверждению, что не только наше Солнце имеет сопутствующие ему планеты, но и звезды, как далекие Солнца, также имеют своих спутников – воззрение, подтвержденное астрономией только в XX столетии. Эти и другие астрономические идеи Бруно представляют пример плодотворного влияния философии на астрономию. Одновременно с этими достижениями происходят великие географические открытия, которые тоже приводит к пересмотру к...
ардинальных положений
традиционной картины мира. Для Ренессанса
это было началом заката. Дело в том, что
философию Раннего Возрождения отличает,
как уже говорилось выше, ее ярко выраженный
антропоцентризм. Возрожденческий человек
впервые почувствовал те огромные возможности,
которые заключались в его личности и
в окружающей природе и которые раньше
оставались неиспытанными, неизведанными.
В глубине возрожденческой личности всколыхнулись
небывалые земные желания и светские мысли,
а окружающая природа засияла неописуемыми
красками, богатейшим творчеством и силами,
которые пленяли ум, заставляли трепетать
сердце и звали к неизведанным наслаждениям.
Но теперь оказалось, что весь этот личностный
восторг был реален лишь до известной
меры. Коперник и Бруно превратили землю
в какую-то ничтожную песчинку Вселенной,
а вместе с тем и человек оказался несравнимым,
несоизмеримым с бесконечным темным и
холодным пространством. Из властителя
и художника природы возрожденец превратился
в ее раба. (Однако это вовсе не означало
конец культурного роста: многие поэты
и философы восторгались масштабностью
мироздания).
В качестве попытки
ответа на острейшие проблемы современной
действительности возникают: учение Никколо
Макиавелли и социальные утопии. [2].
3.2 Учение Николло
Макиавелли (1469-1527).
Он был историком,
писателем, общественным и государственным
деятелем Флоренции[1] Основная политическая
забота Макиавелии определялась плачевным
состоянием тогдашней Италии, раздробленной
и бессильной перед лицом ее могущественных
соседей.
Им были созданы
главные литературные произведения:
“Рассуждения на первую декаду Тита Ливия”
и книга “Государь”. Объектом
изучения для Макиавелли становится
мир человеческих отношений и
поступков, прежде всего история
и ход образования, возвышения и
гибели государств. Государства достигают
вершин величия, гражданской доблести
и могущества, затем разлагаются.
Это вечный круговорот. Круговорот
этот рассматривается в сочинениях
Макиавелли как результат воздействия
судьбы - Фортуны, отождествляемый с
Богом и обозначаемый также именем
Необходимости. Но политика не есть безличный
“ход вещей”, в ней Судьба означает
ту объективную среду, ту совокупность
условий, в которой вынужден действовать
человек. А потому успех человеческого
деяния зависит от того, в какой
мере человек-деятель, политик - сумеет
ее понять, к ней приспособится
и в то же время ей противостоять.
Макиавелли был первым теоретиком политики.
Политика рассматривается им автономно,
как самостоятельная область
человеческой деятельности, имеющая
свои собственные цели и свои законы.
Моральные соображения у
3.3 Социальные утопии.
Наиболее радикальной
формой оппозиции как феодальным порядкам,
так и апологии абсолютистского государства
явилось в эпоху Возрождения возникновение
утопий. Здесь нужно назвать прежде всего
таких деятелей, как Томас Мор, Томмазо
Кампанелла и Сирано де Бержерак.
Слово “утопия” было
составлено Томасом Мором из двух
греческих корней и означает “место,
нигде не существующее”. Но никоим
образом не следует считать вышеуказанных
авторов родоначальниками сложившегося
жанра.
Утопии создаются
и от отчаяния, и от надежды. Это
модели стабильности, рожденные в
атмосфере противоречий. Утопия представляет
собой последовательное описание воображаемого,
но локализованного во времени и
пространстве общества, построенного
на основе альтернативной социально-исторической
гипотезы и организованного - как
на уровне институтов, так и человеческих
отношений, совершеннее, чем то общество,
в котором живет автор. [1,с.8]. История снабдила
нас представлениями о некогда существовавших
обществах, например, о Спарте времен Ликурга,
известной благодаря сочинениям Плутарха
и отсылках во многих утопических трудах.
Существовавшее ранее могло рассматриваться
в качестве примера для существующего
сейчас. Законы и задачи прошлого становились
образцом законов и задач настоящего.
Такова цель противопоставления Афин
и Атлантиды в “Тимее” и в “Критии”.
[1, с. 98]. Однако наиболее полное описание
путешествия в несуществующую страну
периода античности мы имеем в “Государстве
Солнца” Ямбула (II в.), дошедшем до нас
в кратком пересказе Диодора Сицилийского:
на семи островах Солнца, расположенных
непосредственно на линии равноденствия,
где климат мягок, а природа щедра и обильна,
живет народ, по простоте существования
доходящий до стоицизма, которому неведомы
пороки нашего времени. На островах Солнца
живут по “законам природы”. Но даже когда
эта природа сходна с нашей, она остается
для нас недостижимой. И всякий, случайно
попавший в ту страну путешественник не
в состоянии уподобиться ее обитателям,
а потому он достоин лишь презрения и изгнания.
Не в следовании законам природы кроется
путь к совершенству; совершенство есть
свойство, изначально данное природой.
Французский исследователь Труссон утверждает:
“С конца эллинистического периода жанр
утопии обретает узаконенное и самостоятельное
существование: Он не возник из ничего
в XVI столетии, а лишь воспроизвел то, что
греческий гений дал миру 2 тысячелетия
назад, как в области формы, так и в плане
содержания”. [1, c. 101]
Что касается эпохи
Ренессанса, то для нее первым утопистом
был Томас Мор (1478-1535). Он был весьма
либерально настроенным английским
государственным деятелем, сторонником
наук и искусств. Пропагандировал
веротерпимость и яро критиковал
тогдашние феодальные и зарождавшиеся
капиталистические порядки. Но он оставался
верным католиком, выступал против протестантизма
и после отхода Генриха VIII от католической
церкви был беспощадно казнен за свои
католические убеждения. В целом
его деятельность относится либо
к гражданской истории, либо к
истории литературы. Нас может
интересовать здесь только одно его
произведение, которое вышло 1516 г. под
названием “Золотая книга, толь же полезная,
как забавная, о наилучшем устройстве
государства и о новом острове Утопии”.
В книге Мора ощутимо воздействие довольно
широкого круга представлений и суждений
о государстве, а также о формах государственного
устройства, существовавших или описанных
ранее: очевидно обращение к Платону, равно
как и связь со средневековой литературой
путешествий и с открытием американского
континента. Повествование в “Утопии”
ведется от имени вымышленного автором
путешественника Рафаила Гилодея. Мор
сформулировал в “Утопии” фундаментальный
тезис, согласно которому процветание
государственных дел возможно лишь в условиях,
когда высший носитель власти будет глубоко
образованным философом и морально безупречным
человеком. Таким полулегендарным правителем
был Утоп, некогда завоевавший воображаемый
остров и заложивший политические, социальные
и моральные устои основанной им Утопии.
В утопическом государстве
отсутствуют частная
Существенная сторона
утопийской жизни – наличие здесь рабов,
в которых обычно превращают тяжких преступников.
Эта социальная категория неизвестной
численности обречена на самые тяжелые
и неприятные работы. Жизнь же самих утопийцев
построена на принципах республиканской
демократии, тайного голосования, выборности
всего начальства. Науки и искусства вовсе
не отрицаются, но даже превозносятся
у Мора, особенно музыка. В Утопии делом
чтения и изучения книг занимается небольшая
категория наиболее одаренных утопийцев.
Именно из этой ученой категории, свободной
от физического труда, избираются различные
должностные лица, глава государства,
а также священники. Но все они жестко
не противостоят основной массе утопийцев.
Каждый может достичь духовной свободы
и просвещения. [3, с. 86].
Общество разделено
на семьи, но семьи эти понимаются
скорее производственно, в силу чего
принадлежность к той или иной
семье определяется не только естественным
происхождением членов семьи, но в первую
очередь также и
Другой представитель
возрожденческого утопизма – упоминавшийся
у нас выше среди итальянских натурфилософов
Томмазо Кампанелла (1568 – 1639). Это крупный
писатель и общественный деятель своего
времени, пострадавший за подготовку антииспанского
заговора в Неаполе и проведший 27 лет в
тюрьме, монах и убежденный коммунист
раннего утопического типа. Черты раннего
утопического коммунизма выступают у
Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В
1602 году Кампанелла создает “Город Солнца”.
После провала заговора, о котором говорилось
выше, Кампанелла не отказался от своей
мечты. Разочаровавшись в народных массах,
не поддержавших заговорщиков, он продолжал
добиваться справедливого общественного
устройства, надеясь использовать для
этого государство и церковь. Свои надежды
на коренные изменения в общественном
устройстве Кампанелла неизменно связывал
с ожиданием космического переворота.
“Возврат к невинному естественному состоянию”
человечества Кампанелла рассматривал
как неизбежный результат “естественного
круговорота вещей”, под которым понимал
“господствующую в космосе объективную
закономерность”. Она именуется Роком,
Судьбой и Случаем, но осмысленная людьми,
воплощается в Благоразумии человеческого
поведения, считающегося с обстоятельствами.
Главную причину всех бедствий и неустройств
современного ему мира Кампанелла видел
в социальном неравенстве, существовании
богатства и нищеты. [4].
Основные черты
государства Солнца.
В государстве Солнца
существует разделение труда. Важнейшее
проявление этого – отделение
труда умственного от физического.
Здесь Кампанелла тоже ориентировался
на платоновское “Государство”, но видоизменил
его идеи в соответствии с задачами своей
эпохи. Государством управляют специалисты,
которым повезло при рождении. Самый одаренный
из них – Метафизик, стоит во главе государства,
он же является первосвященником. Кампанелла
именует Метафизика “Солнце” и обозначает
его с помощью солнечного символа. Его
предельно глубокое знание всех принципов
метафизики и теологии органически включает
в себя и знание наук физических, математических,
астрологических, исторических, а также
он владеет искусством живописи и ремеслами.
В условиях умножавшейся специализации
научного знания Метафизик олицетворяет
его высшее единство. Но управлять солнечным
государством в одиночку он не в состоянии.
При нем имеются три соправителя, реализующие
три основных принципа бытия – Мощь, Мудрость
и Любовь. Мощь руководит военным делом,
Мудрость – науками, а Любовь – питанием,
деторождением и воспитанием. Эти правители
назначают всех остальных специалистов
(Грамматика, Логика, Физика и др.). Всех
начальствующих в городе Солнца – лишь
40 человек. Иерархия целиком зависит от
их личных способностей и познаний. Дважды
в месяц в государстве Солнца собирается
Большой совет – народное собрание, которое
может сменять правящих лиц за исключением
высшей четверки – Метафизика и трех его
помощников. Но они обязаны уступить руководящие
места, как только появляются лица, превосходящие
их своими талантами. “Законы их немногочисленны,
кратки и ясны. Они вырезаны все
на медной доске у дверей храма, то
есть под колоннадой; и на отдельных колоннах
можно видеть определение вещей в метафизическом,
чрезвычайно сжатом стиле; именно: что
такое Бог, что такое ангел, мир, звезда,
человек, рок, доблесть”. [6] В Солнечном
государстве нет моногамной семьи: “Если
кто-нибудь страстно влюбится в женщину,
то влюбленные могут и разговаривать,
и шутить, и дарить друг другу
венки из цветов или листьев, и подносить
стихи. Однако, если это может
быть опасно для потомства, совокупление
им ни в коем случае не разрешается”.[6]
Браки совершаются только в порядке государственных
декретов, которые издает помощник Метафизика
по делам Любви. Мужья и жены являются
таковыми только в моменты декретированного
сожительства. Они даже не должны знать
друг друга. Дети после вскармливания
грудью немедленно отбираются у матери
государством и воспитываются в особых
учреждениях не только без всякого общения
со своими родителями, но даже и без всякого
знакомства с ними.[3, с. 160].