Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:04, реферат
Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона, Галилея, Декарта знаменовали собой переворот в естествознании.
У Кампанеллы поражает
смешение языческих, христианских, возрожденческих,
научных, мифологических и целиком суеверных
воззрений.
Еще одним утопистом
был Сирано де Бержерак (1619-1655), философ
и поэт.
Ему принадлежат
романы-утопии “Иной свет, или государства
и империи Луны”, а также “Космическая
история государств и империй
Солнца” (это произведение не окончено).
Считается, что в этих романах
Бержерак опирался на книгу английского
епископа Френсиса Гудвина “Человек
на Луне”. Герой первого романа улетает
на созданном им затейливом аппарате
с реактивной тягой на Луну и обнаруживает
там обитаемый мир, “земной рай”.
В нем есть и древо жизни, и
древо познания добра и зла. Однако
острый язык героя не дает ему покоя,
его изгоняют. Он попадает в государство
четвероногих существ, а затем возвращается
на Землю. Во время путешествия его
сопровождает “демон Сократа”, высказывающий
материалистические взгляды.
Поводом к написанию
второго романа, видимо послужила
короткая встреча Бержерака с
Кампанеллой. Герой “Государств
Солнца”, которому надоело скитаться
по Земле, вместе с птицами улетает
на Солнце. Он оказывается сначала
в царстве живых деревьев, потом
в царстве птиц и в царстве
философов, где встречает Кампанеллу
и беседует с ним на философские
темы.
Заключение.
На основании изученной
литературы и источников можно сделать
следующие выводы. Главная цель автора
утопии разъяснить читателю, каким
должно быть лучшее из государств. Он стремится
продемонстрировать нам идеал. Он ожидает,
что его читатель всерьез и
надолго поверит в возможность
того, о чем рассказано, при всей
сомнительности географического положения
утопии. Экспериментаторство в плане географического
размещения вносит в повествование элемент
экзотики, облегчает сатирику задачу обличения,
помогает свободно восхвалять идеальные
установления. “Нигде” в утопической
литературе означает, что описываемое
может произойти “везде”. Речь в утопическом
романе идет не об описании жизни, а о создании
жизненного подобия, дабы была доказана
заявленная доктрина. Остров, Луна или
Солнце – место, на котором автор строит
свой карточный домик. Утопия действует
на примере показа. Утопический текст
– четкая конструкция. Это закрытый лабиринт,
путь по которому определен и неизменен,
ибо он снабжен указателями. Во многих
утопиях одно из главных составляющих
счастья и гармонии общества является
общий язык. Наличие общего языка подразумевает
отсутствие этнических проблем, единство
культурного процесса и, в целом, значительно
большую предсказуемость развития общества,
его управляемость. У целого ряда авторов
введение общего языка моментально гарантирует
социальную гармонию. Почти все утопии
жестоки. В этих идеальных сообществах
царят принуждение и регламентация. Это,
по видимому, может быть объяснено тем,
.что утопия есть вполне естественное
отчаянное бегство от хаоса, произвола,
расточительности, неуверенности, распущенности
– всего того, что присуще всем человеческим
обществам. Утописты редко могли представить
себе свободного разностороннего человека,
поскольку в каком-то элементарном смысле
они чувствовали, что люди и так дьявольски
безалаберно свободны. Как могли они рассчитывать
на разнообразие и непохожесть людей в
обществе, когда их глубочайшим желание
было стремление к чуду упорядоченности,
способной дать хоть толику достоинства,
цели и смысла, их жизни посреди того пустого
произвола, которым была отмечена и омрачена
действительность.
Утопией поднимающейся
буржуазии была идея “свободы”. Она
содержала элементы, которые взрывали
структуру данного социального
бытия с целью создания нового
социального порядка, и после
утверждения идеи были частично реализованы.
Свобода в смысле уничтожения
цеховых и сословных
Список литературы
Утопия и утопическое
мышление, антология зарубежной литературы.
Под редакцией Чаликовой В.А. М. :Прогресс,
1991.
Лосев А.Ф. Эстетика
Возрождения. М., 1982.
Учебные пособия:
Соколов В.В. Европейская
философия XVI-XVII вв. М.:Высш.Школа, 1996.
Горфункель А.Х. Философия
эпохи Возрождения. М.:Высш. Школа, 1980.
Источники:
Антология мировой
философии в 4-х томах. М., 1970, Т.2.
Кампанелла “Город
Солнца”, М., 1954 г.
[1] На политической
арене Макиавелли появляется
в возрасте около 30 лет, когда
весной 1498 года избирается на
должность секретаря второй