Культура Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:04, реферат

Описание

Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона, Галилея, Декарта знаменовали собой переворот в естествознании.

Работа состоит из  1 файл

Реферат 1.docx

— 37.43 Кб (Скачать документ)

Культура  Возрождения 

Введение. 

Жизнь Европы XVI-XVI вв. ознаменована огромным культурным движением, которое принято называть Возрождением или Ренессансом.     

Это была эпоха титанов  и великих свершений во всех областях человеческого знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона, Галилея, Декарта  знаменовали собой  переворот в естествознании. Среди  замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать  Эразма Роттердамского, Макиавелли и Томаса Мора. И это будет далеко не полный список имен. Но, к сожалению, объем данной работы не позволяет нам рассмотреть каждую область в отдельности. Поэтому мы ставим следующую цель: рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа. Именно здесь, на Западе, в это время зарождается утопическая мысль как альтернатива существующей социальной реальности. Такое критическое отношение к действительному порядку вещей развилось в европейской культуре благодаря признанию трансцендентного бытия, высшего и независимого начала. В связи с этим задачами нашей работы явились:

рассмотрение исторических условий возникновения возрожденческой культуры, а также идейной основы Ренессанса.

выявление основных тенденций в культурной жизни  Европы в XVI-XVII вв.

изучение утопического учения Макиавелли и других авторов.

Обзор литературы

При работе над этим рефератом были использованы следующие  книги:

Утопия и утопическое  мышление, антология зарубежной литературы. Под редакцией Чаликовой В.А. 

Это сборник работ  зарубежных авторов по проблемам  утопии, где анализируются различные  концепции предвосхищающие будущее  развитие общества. В ряде стаей  изложены наиболее выдающиеся по своему значению утопические проекты. 

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. 

Книга выдающегося  философа и крупнейшего специалиста  в области эстетики А. Ф. Лосева. Здесь  он осмысливает жизнь эпохи Возрождения, ее быт, нравы, творчество и деятельность ее ярчайших представителей: великих  мыслителей, правителей и художников. 

Соколов В.В. Европейская  философия XVI-XVII вв. 

Книга является учебным  пособием по истории философии. В  ней рассмотрены основные направления  философской мысли эпохи Возрождения  и XVI век в Европе, исследуется  творчество выдающихся философов этого  времени. 

Горфункель  А.Х. Философия эпохи  Возрождения. 

В книге анализируются  философские и социологические  взгляды различных деятелей эпохи  Возрождения. Работа основана но многочисленных источниках, прежде всего на подлинных текстах философов XIV-XVI вв. Она содержит аргументированную критику буржуазно-идеалистических и клерикальных истолкований философского наследия эпохи Возрождения. 

Обзор источников. 

Антология мировой  философии в 4-х томах, том 2 (Европейская  мысль от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения). 

Этот том “Антологии мировой философии” содержит тексты европейский философов XV-XVII вв. Они  распределены по трем разделам: философия  эпохи Возрождения, которая представляла собой переход от феодального  к раннебуржуазному обществу, философия XVII- начала XVIII века, то есть эпохи ранних буржуазных революций и философия эпохи Просвещения наибольшее место уделено выдержкам из произведений самых значительных представителей философии этих веков. 

Кампанелла “Город Солнца” 

Книга написана в  начале XVII в. на итальянском языке, в 1613 г. была переведена самим автором на латинский язык, опубликована в 1623 г. во Франкфурте, за пределами Италии. Это произведение возникло из программы Калабрийского заговора против испанского владычества. Раскрытие заговора в 1599 г. привело Кампанеллу к длительному и мучительному тюремному заключению, продолжавшемуся в общей сложности свыше 30 лет. В тяжелейших условиях философ-борец, обладавший феноменальной памятью и огромной целеустремленностью, создал за эти годы множество трудов. Важнейший из них – знаменитый “Город Солнца”. 

Причины возникновения культуры Возрождения. 

Развитие культуры как материальной, так и духовной сложно заключить в какие-то точные хронологические рамки. Эпоха Возрождения охватывает период примерно от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. В эволюции возрожденческой философской мысли можно выделить три характерных этапа:  1.Гуманистический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром (XIV-XV вв.) 

2. Неоплатонический, определивший дальнейшее развитие философской мысли и уже с ним не отождествляемый (XVI-XVI вв.) 

3. Натурфилософский, характеризуется естественным подходом к познанию законов мироустройства.(XVI-XVII вв.) 

В данной работе мы уделим внимание преимущественно третьему этапу. 

В разных странах  Возрождение зарождалось и достигало  расцвета  в разное время. Раньше всего оно началось в Италии –  XIV в., а в XVI в. культура Ренессанса стала общеевропейским явлением: Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Португалия, Англия – во всех этих странах происходил культурный переворот. Колоссальные достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения и осмысления. [3, стр. 5] 

Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом  общеевропейских и локальных  исторических условий. По своей сущности культура возрождения была культурой  переходной эпохи от феодального  строя к капиталистическому. В это время складываются национальные государства и абсолютные монархии; возвышается буржуазия в борьбе с феодальной реакцией; происходят глубокие социальные конфликты – Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции,  Нидерландская буржуазная революция. 

Творцами возрожденческой культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества, хотя в большей мере – образованной и состоятельной его части. К новой культуре проявили интерес и материально стимулировали ее развитие представители крупного купечества, феодальной знати, правители европейских государств и папский двор. Однако, далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, несравненно большее значение имели для них высокий уровень образованности, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, мода [4]. 

Идейной основой  Ренессанса был гуманизм, светски- рационалистическое мировоззрение. Слово “humanitas” (человечность) итальянские гуманисты заимствовали у Цицерона (I в. до н. э.), который в свое время хотел им подчеркнуть, что понятие “человечность”, как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось на римской почве. Следовательно уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека. [3, стр. 6] Античное наследие сыграло решающую роль в формировании ренессансной культуры. Достижения древних явились точкой отсчета для возрожденцев. Итальянские гуманисты, а вслед за ними и гуманисты других стран нашли в классической древности самостоятельную, независимую от религии философию и науку, замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие беспримерной художественной высоты и совершенства, общественные учреждения, построенные на демократических принципах. [5,стр. 151]. Вместе с тем, речь шла всякий раз не только об усвоении, но и об оригинальной переработке античной традиции. Происходит ассимиляция античной и средневековой культур. 

Складывание новой  культуры было подготовлено общественным сознанием. Сильно возрастает роль умственного  труда, что нашло свое выражение  в большом росте числа лиц  свободных профессий. Это связано  с распадом корпоративно-цеховых  связей в городах и усилением  в них роли индивидуального начала. Эти процессы закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже – сыновья ремесленников и крестьян в соответствии со своими склонностями становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями. Наиболее выдающиеся гуманисты становились учеными и философами. 

Ослабляются связи  с церковью, так как многие гуманисты  жили на доходы, получаемые от своей  профессиональной деятельности, усиливается  неприязнь к официальной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом. Одновременно происходит упадок морально-политического авторитета папства, связанного с событиями  его “авиньонского пленения” (1309-1375), нередкими расколами католической церкви. [3, с.8-9]. 

Культура Ренессанса в XVI-XVII вв. 

Однако, несмотря на столь вдохновляющее начало, конец  XV-нач. XVI века были ознаменованы глубоким кризисом гуманистической культуры, павшей жертвой социальных и национальных конфликтов. Мечты возрожденцев о скором наступлении “золотого века” столкнулись с трагической реальностью войн, на смену которым шла католическая реакция, направленная не только против реформационных движений, но и против светской гуманистической культуры. Многие из гуманистов подверглись инквизиционным преследованиям. 

3.1 Развитие естествознания  и кризис гуманистического мировоззрения. 

В этот период происходят важные сдвиги в естествознании. 

Пионером современного естествознания стал Леонардо да Винчи (1452-1519). Это был гениальный живописец  и скульптор, исключительно многосторонний и на редкость одаренный инженер, глубочайшим образом осмысливавший  искусство всей своей эпохи. Леонардо воплотил творческие дерзания всей истории  человечества. Трудно обозреть круг его  изобретений и проектов – в  области военного дела (идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (идея парашюта), гидротехники (идея шлюзов). Почти все  они далеко обгоняли технические  возможности и потребности своей  эпохи. Леонардо занимался исследовательской  деятельностью в области физики, астрономии, геологии, ботаники, анатомии и физиологии человека. Специальных  теоретических и философских  трактатов он не писал, однако интенсивно осмысливал свои труды в многочисленных записных книжках. Они не были рассчитаны на публикацию и представляли собой  шифрованные записи автора для самого себя.  [3, с. 119]. 

Астрономическое открытие Николая Коперника. 

Важнейшие прикладной и одновременно мировоззренческой естественнонаучной дисциплиной была астрономия. Уже в древности она сочетала в себе тщательное наблюдение движения небесных светил и различное мировоззренческое осмысление. В эпоху Возрождения астрономия переживала большой подъем. Этому во многом способствовало развитие мореплавания, приобретшего всемирные масштабы и требовавшего все более точной ориентировки. И здесь важные открытия сделал польский астроном и философ Николай Коперник (1473-1543). Главный труд всей его жизни – “Об обращении небесных сфер”, был издан лишь перед его смертью. Главной идеей этого произведения, положенная в основу гелиоцентрической системы мира, состоит в положении, что Земля отнюдь не составляет неподвижного центра видимого мира, а вращается вокруг своей оси, и в положении, что она обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Обращением же Земли вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение его относительно звезд, а также петлеобразные движения планет, вызвавшие такое усложнение Птолемеевой системы мира. Согласно Копернику, петли, описываемые планетами среди звезд – следствие того, что мы наблюдаем их не из центра, вокруг которого они действительно обращаются, то есть не с Солнца, а с Земли. Польский астроном первым установил, что Луна обращается вокруг Земли, являясь ее спутником. Одно только перемещение местоположения Солнца и Земли позволило значительно упростить схему движений планет вокруг нового центра мира. [3, с. 126]. 

Джордано Бруно (1548-1600). 

Впечатляющие глубокие результаты натурфилософия Возрождения  получила в творчестве итальянского философа, ученого и поэта Джордано Бруно. За свои философские убеждения  Бруно был сожжен на костре римской  инквизицией. Раскаяние спасло бы ему  жизнь, и привело бы к не столь  тяжкому наказанию, но Бруно не отрекся  ни от одной из своих идей. Бруно  – плодовитый писатель. Важнейшие  его произведения для истории  философии – “О причине, начале и едином” и “О бесконечности, вселенной и мирах”. Основным естественнонаучным источником натурфилософской доктрины Бруно стало гелиоцентрическая  астрономия Коперника. Ее он прежде всего защищал – как подлинную физическую реальность – в своих многочисленных диспутах со сторонниками традиционной аристотелевско-схоластической системы мира. Бруно утверждает, что “природа есть Бог в вещах”. [3, с. 143]. Бог, в произведении Бруно, довольно редко напоминает о своем вездесущии, единство микро- и макрокосма истолковывается более натуралистически. “Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас”. [3, с. 144].  

Информация о работе Культура Возрождения