Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:04, реферат
Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона, Галилея, Декарта знаменовали собой переворот в естествознании.
Культура
Возрождения
Введение.
Жизнь Европы XVI-XVI вв. ознаменована огромным культурным движением, которое принято называть Возрождением или Ренессансом.
Это была эпоха титанов
и великих свершений во всех областях
человеческого знания. Золотой фонд
мировой культуры составляют произведения
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.
Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона,
Галилея, Декарта знаменовали собой
переворот в естествознании. Среди
замечательных философов и
рассмотрение исторических
условий возникновения
выявление основных тенденций в культурной жизни Европы в XVI-XVII вв.
изучение утопического учения Макиавелли и других авторов.
Обзор литературы
При работе над этим рефератом были использованы следующие книги:
Утопия и утопическое
мышление, антология зарубежной литературы.
Под редакцией Чаликовой В.А.
Это сборник работ
зарубежных авторов по проблемам
утопии, где анализируются различные
концепции предвосхищающие
Лосев А.Ф. Эстетика
Возрождения.
Книга выдающегося
философа и крупнейшего специалиста
в области эстетики А. Ф. Лосева. Здесь
он осмысливает жизнь эпохи
Соколов
В.В. Европейская
философия XVI-XVII вв.
Книга является учебным
пособием по истории философии. В
ней рассмотрены основные направления
философской мысли эпохи
Горфункель
А.Х. Философия эпохи
Возрождения.
В книге анализируются
философские и социологические
взгляды различных деятелей эпохи
Возрождения. Работа основана но многочисленных
источниках, прежде всего на подлинных
текстах философов XIV-XVI вв. Она содержит
аргументированную критику буржуазно-идеалистических
и клерикальных истолкований философского
наследия эпохи Возрождения.
Обзор источников.
Антология мировой
философии в 4-х томах, том 2 (Европейская
мысль от эпохи Возрождения по
эпоху Просвещения).
Этот том “Антологии
мировой философии” содержит тексты
европейский философов XV-XVII вв. Они
распределены по трем разделам: философия
эпохи Возрождения, которая представляла
собой переход от феодального
к раннебуржуазному обществу, философия
XVII- начала XVIII века, то есть эпохи ранних
буржуазных революций и философия эпохи
Просвещения наибольшее место уделено
выдержкам из произведений самых значительных
представителей философии этих веков.
Кампанелла “Город
Солнца”
Книга написана в
начале XVII в. на итальянском языке, в 1613
г. была переведена самим автором на латинский
язык, опубликована в 1623 г. во Франкфурте,
за пределами Италии. Это произведение
возникло из программы Калабрийского
заговора против испанского владычества.
Раскрытие заговора в 1599 г. привело Кампанеллу
к длительному и мучительному тюремному
заключению, продолжавшемуся в общей
сложности свыше 30 лет. В тяжелейших условиях
философ-борец, обладавший феноменальной
памятью и огромной целеустремленностью,
создал за эти годы множество трудов. Важнейший
из них – знаменитый “Город Солнца”.
Причины
возникновения культуры
Возрождения.
Развитие культуры
как материальной, так и духовной
сложно заключить в какие-то точные
хронологические рамки. Эпоха Возрождения
охватывает период примерно от 40-х годов
XIV в. до первых десятилетий XVII в. В эволюции
возрожденческой философской мысли можно
выделить три характерных этапа: 1.Гуманистический,
противопоставляющий средневековому
теоцентризму интерес к человеку в его
отношениях с миром (XIV-XV вв.)
2. Неоплатонический,
определивший дальнейшее развитие философской
мысли и уже с ним не отождествляемый (XVI-XVI
вв.)
3. Натурфилософский,
характеризуется естественным подходом
к познанию законов мироустройства.(XVI-XVII
вв.)
В данной работе мы уделим
внимание преимущественно третьему
этапу.
В разных странах
Возрождение зарождалось и
Возникновение культуры
Возрождения было подготовлено рядом
общеевропейских и локальных
исторических условий. По своей сущности
культура возрождения была культурой
переходной эпохи от феодального
строя к капиталистическому. В это
время складываются национальные государства
и абсолютные монархии; возвышается буржуазия
в борьбе с феодальной реакцией; происходят
глубокие социальные конфликты – Крестьянская
война в Германии, религиозные войны во
Франции, Нидерландская буржуазная
революция.
Творцами возрожденческой
культуры были выходцы из самых разных
социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных
знаниях, искусстве, архитектуре стали
достоянием всего общества, хотя в большей
мере – образованной и состоятельной
его части. К новой культуре проявили интерес
и материально стимулировали ее развитие
представители крупного купечества, феодальной
знати, правители европейских государств
и папский двор. Однако, далеко не во всех
случаях высшие слои привлекала идейная
сторона Возрождения, несравненно большее
значение имели для них высокий уровень
образованности, художественные достоинства
литературы и искусства, новые формы архитектуры,
мода [4].
Идейной основой
Ренессанса был гуманизм, светски- рационалистическое
мировоззрение. Слово “humanitas” (человечность)
итальянские гуманисты заимствовали у
Цицерона (I в. до н. э.), который в свое время
хотел им подчеркнуть, что понятие “человечность”,
как важнейший результат культуры, выработанной
в древнегреческих полисах, привилось
на римской почве. Следовательно уже в
понимании Цицерона гуманизм означал
своего рода возрождение человека. [3, стр.
6] Античное наследие сыграло решающую
роль в формировании ренессансной культуры.
Достижения древних явились точкой отсчета
для возрожденцев. Итальянские гуманисты,
а вслед за ними и гуманисты других стран
нашли в классической древности самостоятельную,
независимую от религии философию и науку,
замечательную светскую поэзию и искусство,
достигшие беспримерной художественной
высоты и совершенства, общественные учреждения,
построенные на демократических принципах.
[5,стр. 151]. Вместе с тем, речь шла всякий
раз не только об усвоении, но и об оригинальной
переработке античной традиции. Происходит
ассимиляция античной и средневековой
культур.
Складывание новой
культуры было подготовлено общественным
сознанием. Сильно возрастает роль умственного
труда, что нашло свое выражение
в большом росте числа лиц
свободных профессий. Это связано
с распадом корпоративно-цеховых
связей в городах и усилением
в них роли индивидуального начала.
Эти процессы закономерно сопровождались
тем, что наиболее способные сыновья купцов,
торговцев, преподавателей, нотариусов,
представителей знати, реже – сыновья
ремесленников и крестьян в соответствии
со своими склонностями становились художниками,
архитекторами, скульпторами, врачами,
писателями. Наиболее выдающиеся гуманисты
становились учеными и философами.
Ослабляются связи
с церковью, так как многие гуманисты
жили на доходы, получаемые от своей
профессиональной деятельности, усиливается
неприязнь к официальной
Культура Ренессанса
в XVI-XVII вв.
Однако, несмотря на
столь вдохновляющее начало, конец
XV-нач. XVI века были ознаменованы глубоким
кризисом гуманистической культуры, павшей
жертвой социальных и национальных конфликтов.
Мечты возрожденцев о скором наступлении
“золотого века” столкнулись с трагической
реальностью войн, на смену которым шла
католическая реакция, направленная не
только против реформационных движений,
но и против светской гуманистической
культуры. Многие из гуманистов подверглись
инквизиционным преследованиям.
3.1 Развитие естествознания
и кризис гуманистического
В этот период происходят
важные сдвиги в естествознании.
Пионером современного
естествознания стал Леонардо да Винчи
(1452-1519). Это был гениальный живописец
и скульптор, исключительно многосторонний
и на редкость одаренный инженер,
глубочайшим образом
Астрономическое открытие
Николая Коперника.
Важнейшие прикладной
и одновременно мировоззренческой естественнонаучной
дисциплиной была астрономия. Уже в древности
она сочетала в себе тщательное наблюдение
движения небесных светил и различное
мировоззренческое осмысление. В эпоху
Возрождения астрономия переживала большой
подъем. Этому во многом способствовало
развитие мореплавания, приобретшего
всемирные масштабы и требовавшего все
более точной ориентировки. И здесь важные
открытия сделал польский астроном и философ
Николай Коперник (1473-1543). Главный труд
всей его жизни – “Об обращении небесных
сфер”, был издан лишь перед его смертью.
Главной идеей этого произведения, положенная
в основу гелиоцентрической системы мира,
состоит в положении, что Земля отнюдь
не составляет неподвижного центра видимого
мира, а вращается вокруг своей оси, и в
положении, что она обращается вокруг
Солнца, находящегося в центре мира. Вращением
Земли вокруг своей оси Коперник объяснял
смену дня и ночи, а также видимое вращение
звездного неба. Обращением же Земли вокруг
Солнца он объяснял видимое перемещение
его относительно звезд, а также петлеобразные
движения планет, вызвавшие такое усложнение
Птолемеевой системы мира. Согласно Копернику,
петли, описываемые планетами среди звезд
– следствие того, что мы наблюдаем их
не из центра, вокруг которого они действительно
обращаются, то есть не с Солнца, а с Земли.
Польский астроном первым установил, что
Луна обращается вокруг Земли, являясь
ее спутником. Одно только перемещение
местоположения Солнца и Земли позволило
значительно упростить схему движений
планет вокруг нового центра мира. [3, с.
126].
Джордано Бруно (1548-1600).
Впечатляющие глубокие
результаты натурфилософия Возрождения
получила в творчестве итальянского
философа, ученого и поэта Джордано
Бруно. За свои философские убеждения
Бруно был сожжен на костре римской
инквизицией. Раскаяние спасло бы ему
жизнь, и привело бы к не столь
тяжкому наказанию, но Бруно не отрекся
ни от одной из своих идей. Бруно
– плодовитый писатель. Важнейшие
его произведения для истории
философии – “О причине, начале
и едином” и “О бесконечности,
вселенной и мирах”. Основным естественнонаучным
источником натурфилософской доктрины
Бруно стало гелиоцентрическая
астрономия Коперника. Ее он прежде всего
защищал – как подлинную физическую реальность
– в своих многочисленных диспутах со
сторонниками традиционной аристотелевско-схоластической
системы мира. Бруно утверждает, что “природа
есть Бог в вещах”. [3, с. 143]. Бог, в произведении
Бруно, довольно редко напоминает о своем
вездесущии, единство микро- и макрокосма
истолковывается более натуралистически.
“Все вещи находятся во вселенной и вселенная
во всех вещах; мы – в ней, она – в нас”.
[3, с. 144].