Культура возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:48, реферат

Описание

Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона, Галилея, Декарта знаменовали собой переворот в естествознании. Среди замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать Эразма Роттердамского, Макиавелли и Томаса Мора. И это будет далеко не полный список имен. Но, к сожалению, объем данной работы не позволяет нам рассмотреть каждую область в отдельности. Поэтому мы ставим следующую цель: рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа

Содержание

Введение…………………………………………………...………………….3
1. Кампанелла “Город Солнца” ………………………………………..4
2. Причины возникновения культуры Возрождения……..........5
3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв гуманистического мировоззрения ………………………………………………………………8
4. Развитие естествознания и кризис …………………………………….…..9
4.3. Учение Николо Макиавелли (1469-1527)……………………..10
4..2. Джордано Бруно (1548-1600)………………………………….…..11
4.1. Астрономическое открытие Николая Коперника….…13
5. Социальные утопии………………………………………………..….15
6. Основные черты государства Солнца........................................20
7. Характерные черты и особенности культуры Возрождения………………………………………………………...………26
8. Достижения и ценности культуры Возрождения…………34
Заключение…………………………………………...……………………..36
Список литературы……………………………………………………….38
Введение

Работа состоит из  1 файл

Культурология реферат.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                филиал  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

      «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

      в г. Усть-Илимске 
     

    Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин 
     
     

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

тема: «Культура  Возрождения» 
 
 

                Выполнила:

                Студентка группы 0083 УП

                Резанова  Е.Н.

                Проверила:

                Преподаватель

                Полунина  Олеся Николаевна 
                 
                 
                 

      Усть-Илимск,2008 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………...………………….3

1. Кампанелла “Город  Солнца” ………………………………………..4

2. Причины возникновения  культуры Возрождения……..........5

3. Культура Ренессанса  в XVI-XVII вв гуманистического мировоззрения ………………………………………………………………8

4. Развитие естествознания и кризис …………………………………….…..9

    4.3. Учение Николо Макиавелли (1469-1527)……………………..10

    4..2. Джордано Бруно (1548-1600)………………………………….…..11

    4.1. Астрономическое открытие Николая Коперника….…13

5. Социальные утопии………………………………………………..….15

6. Основные черты  государства Солнца........................................20

7. Характерные черты  и особенности  культуры Возрождения………………………………………………………...………26

8. Достижения и ценности  культуры Возрождения…………34

Заключение…………………………………………...……………………..36

Список  литературы……………………………………………………….38 

Введение

      Жизнь Европы XVI-XVI вв. ознаменована огромным культурным движением, которое принято  называть Возрождением или Ренессансом.      

Это была эпоха титанов и великих свершений  во всех областях человеческого знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона, Галилея, Декарта  знаменовали собой переворот в естествознании. Среди замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать Эразма Роттердамского, Макиавелли и Томаса Мора. И это будет далеко не полный список имен. Но, к сожалению, объем данной работы не позволяет нам рассмотреть каждую область в отдельности. Поэтому мы ставим следующую цель: рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа. Именно здесь, на Западе, в это время зарождается утопическая мысль как альтернатива существующей социальной реальности. Такое критическое отношение к действительному порядку вещей развилось в европейской культуре благодаря признанию трансцендентного бытия, высшего и независимого начала. В связи с этим задачами нашей работы явились:

рассмотрение  исторических условий возникновения  возрожденческой культуры, а также  идейной основы Ренессанса.

выявление основных тенденций в культурной жизни Европы в XVI-XVII вв.

изучение  утопического учения Макиавелли и других авторов.  
 

1. Кампанелла “Город Солнца”

Книга написана в начале XVII в. на итальянском  языке, в 1613 г. была переведена самим  автором на латинский язык, опубликована в 1623 г. во Франкфурте, за пределами Италии. Это произведение возникло из программы Калабрийского заговора против испанского владычества. Раскрытие заговора в 1599 г. привело Кампанеллу к длительному и мучительному тюремному заключению, продолжавшемуся в общей сложности свыше 30 лет. В тяжелейших условиях философ-борец, обладавший феноменальной памятью и огромной целеустремленностью, создал за эти годы множество трудов. Важнейший из них – знаменитый “Город Солнца”.  

2. Причины возникновения культуры Возрождения

      Развитие  культуры как материальной, так и  духовной сложно заключить в какие-то точные хронологические рамки. Эпоха  Возрождения охватывает период примерно от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. В эволюции возрожденческой философской мысли можно выделить три характерных этапа:  1.Гуманистический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром (XIV-XV вв.)

2. Неоплатонический, определивший дальнейшее развитие  философской мысли и уже с ним не отождествляемый (XVI-XVI вв.)

3. Натурфилософский, характеризуется естественным подходом  к познанию законов мироустройства.(XVI-XVII вв.)

В данной работе мы уделим внимание преимущественно  третьему этапу.

В разных странах Возрождение зарождалось и достигало расцвета  в разное время. Раньше всего оно началось в Италии – XIV в., а в XVI в. культура Ренессанса стала общеевропейским явлением: Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Португалия, Англия – во всех этих странах происходил культурный переворот. Колоссальные достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения и осмысления.

Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. По своей сущности культура возрождения была культурой переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому. В это время складываются национальные государства и абсолютные монархии; возвышается буржуазия в борьбе с феодальной реакцией; происходят глубокие социальные конфликты – Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции,  Нидерландская буржуазная революция.  

Творцами  возрожденческой культуры были выходцы  из самых разных социальных слоев, а  ее достижения в гуманитарных знаниях, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества, хотя в большей мере – образованной и состоятельной его части. К новой культуре проявили интерес и материально стимулировали ее развитие представители крупного купечества, феодальной знати, правители европейских государств и папский двор. Однако, далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, несравненно большее значение имели для них высокий уровень образованности, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, мода.

Идейной основой Ренессанса был гуманизм, светски- рационалистическое мировоззрение. Слово “humanitas” (человечность) итальянские  гуманисты заимствовали у Цицерона (I в. до н. э.), который в свое время  хотел им подчеркнуть, что понятие “человечность”, как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось на римской почве. Следовательно уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека. Античное наследие сыграло решающую роль в формировании ренессансной культуры. Достижения древних явились точкой отсчета для возрожденцев. Итальянские гуманисты, а вслед за ними и гуманисты других стран нашли в классической древности самостоятельную, независимую от религии философию и науку, замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие беспримерной художественной высоты и совершенства, общественные учреждения, построенные на демократических принципах. Вместе с тем, речь шла всякий раз не только об усвоении, но и об оригинальной переработке античной традиции. Происходит ассимиляция античной и средневековой культур.

Складывание новой культуры было подготовлено общественным сознанием. Сильно возрастает роль умственного  труда, что нашло свое выражение  в большом росте числа лиц  свободных профессий. Это связано с распадом корпоративно-цеховых связей в городах и усилением в них роли индивидуального начала. Эти процессы закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже – сыновья ремесленников и крестьян в соответствии со своими склонностями становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями. Наиболее выдающиеся гуманисты становились учеными и философами.

Ослабляются связи с церковью, так как многие гуманисты жили на доходы, получаемые от своей профессиональной деятельности, усиливается неприязнь к официальной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом. Одновременно происходит упадок морально-политического авторитета папства, связанного с событиями его “авиньонского пленения” (1309-1375), нередкими расколами католической церкви.  

3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв.

Однако, несмотря на столь вдохновляющее  начало, конец XV-нач. XVI века были ознаменованы глубоким кризисом гуманистической культуры, павшей жертвой социальных и национальных конфликтов. Мечты  возрожденцев о скором наступлении “золотого века” столкнулись с трагической реальностью войн, на смену которым шла католическая реакция, направленная не только против реформационных движений, но и против светской гуманистической культуры. Многие из гуманистов подверглись инквизиционным преследованиям. 

4. Развитие естествознания и кризис гуманистического мировоззрения  

В этот период происходят важные сдвиги в  естествознании.

Пионером  современного естествознания стал Леонардо да Винчи (1452-1519). Это был гениальный живописец и скульптор, исключительно  многосторонний и на редкость одаренный  инженер, глубочайшим образом осмысливавший  искусство всей своей эпохи. Леонардо воплотил творческие дерзания всей истории человечества. Трудно обозреть круг его изобретений и проектов – в области военного дела (идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (идея парашюта), гидротехники (идея шлюзов). Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи. Леонардо занимался исследовательской деятельностью в области физики, астрономии, геологии, ботаники, анатомии и физиологии человека. Специальных теоретических и философских трактатов он не писал, однако интенсивно осмысливал свои труды в многочисленных записных книжках. Они не были рассчитаны на публикацию и представляли собой шифрованные записи автора для самого себя. 

           4.1. Астрономическое открытие Николая Коперника

Важнейшие прикладной и одновременно мировоззренческой  естественнонаучной дисциплиной была астрономия. Уже в древности она  сочетала в себе тщательное наблюдение движения небесных светил и различное  мировоззренческое осмысление. В  эпоху Возрождения астрономия переживала большой подъем. Этому во многом способствовало развитие мореплавания, приобретшего всемирные масштабы и требовавшего все более точной ориентировки. И здесь важные открытия сделал польский астроном и философ Николай Коперник (1473-1543). Главный труд всей его жизни – “Об обращении небесных сфер”, был издан лишь перед его смертью. Главной идеей этого произведения, положенная в основу гелиоцентрической системы мира, состоит в положении, что Земля отнюдь не составляет неподвижного центра видимого мира, а вращается вокруг своей оси, и в положении, что она обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Обращением же Земли вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение его относительно звезд, а также петлеобразные движения планет, вызвавшие такое усложнение Птолемеевой системы мира. Согласно Копернику, петли, описываемые планетами среди звезд – следствие того, что мы наблюдаем их не из центра, вокруг которого они действительно обращаются, то есть не с Солнца, а с Земли. Польский астроном первым установил, что Луна обращается вокруг Земли, являясь ее спутником. Одно только перемещение местоположения Солнца и Земли позволило значительно упростить схему движений планет вокруг нового центра мира.  
 
 
 
 

     4..2. Джордано Бруно (1548-1600)

Впечатляющие  глубокие результаты натурфилософия Возрождения  получила в творчестве итальянского философа, ученого и поэта Джордано Бруно. За свои философские убеждения Бруно был сожжен на костре римской инквизицией. Раскаяние спасло бы ему жизнь, и привело бы к не столь тяжкому наказанию, но Бруно не отрекся ни от одной из своих идей. Бруно – плодовитый писатель. Важнейшие его произведения для истории философии – “О причине, начале и едином” и “О бесконечности, вселенной и мирах”. Основным естественнонаучным источником натурфилософской доктрины Бруно стало гелиоцентрическая астрономия Коперника. Ее он прежде всего защищал – как подлинную физическую реальность – в своих многочисленных диспутах со сторонниками традиционной аристотелевско-схоластической системы мира. Бруно утверждает, что “природа есть Бог в вещах”. [3, с. 143]. Бог, в произведении Бруно, довольно редко напоминает о своем вездесущии, единство микро- и макрокосма истолковывается более натуралистически. “Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас”.

Информация о работе Культура возрождения