Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:48, реферат
Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона, Галилея, Декарта знаменовали собой переворот в естествознании. Среди замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать Эразма Роттердамского, Макиавелли и Томаса Мора. И это будет далеко не полный список имен. Но, к сожалению, объем данной работы не позволяет нам рассмотреть каждую область в отдельности. Поэтому мы ставим следующую цель: рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа
Введение…………………………………………………...………………….3
1. Кампанелла “Город Солнца” ………………………………………..4
2. Причины возникновения культуры Возрождения……..........5
3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв гуманистического мировоззрения ………………………………………………………………8
4. Развитие естествознания и кризис …………………………………….…..9
4.3. Учение Николо Макиавелли (1469-1527)……………………..10
4..2. Джордано Бруно (1548-1600)………………………………….…..11
4.1. Астрономическое открытие Николая Коперника….…13
5. Социальные утопии………………………………………………..….15
6. Основные черты государства Солнца........................................20
7. Характерные черты и особенности культуры Возрождения………………………………………………………...………26
8. Достижения и ценности культуры Возрождения…………34
Заключение…………………………………………...……………………..36
Список литературы……………………………………………………….38
Введение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
в г. Усть-Илимске
Кафедра
гуманитарных и естественнонаучных
дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
тема: «Культура
Возрождения»
Выполнила:
Студентка группы 0083 УП
Резанова Е.Н.
Проверила:
Преподаватель
Полунина
Олеся Николаевна
Усть-Илимск,2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………...
1. Кампанелла “Город Солнца” ………………………………………..4
2.
Причины возникновения
культуры Возрождения……........
3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв гуманистического мировоззрения ………………………………………………………………8
4. Развитие естествознания и кризис …………………………………….…..9
4.3. Учение Николо Макиавелли (1469-1527)……………………..10
4..2. Джордано Бруно (1548-1600)………………………………….…..11
4.1. Астрономическое открытие Николая Коперника….…13
5.
Социальные утопии…………………………………
6.
Основные черты
государства Солнца........................
7.
Характерные черты
и особенности
культуры Возрождения…………………………………………………
8. Достижения и ценности культуры Возрождения…………34
Заключение…………………………………………...…
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Жизнь Европы XVI-XVI вв. ознаменована огромным культурным движением, которое принято называть Возрождением или Ренессансом.
Это была
эпоха титанов и великих
рассмотрение исторических условий возникновения возрожденческой культуры, а также идейной основы Ренессанса.
выявление основных тенденций в культурной жизни Европы в XVI-XVII вв.
изучение
утопического учения Макиавелли и других
авторов.
1. Кампанелла “Город Солнца”
Книга
написана в начале XVII в. на итальянском
языке, в 1613 г. была переведена самим
автором на латинский язык, опубликована
в 1623 г. во Франкфурте, за пределами Италии.
Это произведение возникло из программы
Калабрийского заговора против испанского
владычества. Раскрытие заговора в 1599
г. привело Кампанеллу к длительному и
мучительному тюремному заключению, продолжавшемуся
в общей сложности свыше 30 лет. В тяжелейших
условиях философ-борец, обладавший феноменальной
памятью и огромной целеустремленностью,
создал за эти годы множество трудов. Важнейший
из них – знаменитый “Город Солнца”.
2. Причины возникновения культуры Возрождения
Развитие культуры как материальной, так и духовной сложно заключить в какие-то точные хронологические рамки. Эпоха Возрождения охватывает период примерно от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. В эволюции возрожденческой философской мысли можно выделить три характерных этапа: 1.Гуманистический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром (XIV-XV вв.)
2. Неоплатонический,
определивший дальнейшее
3. Натурфилософский,
характеризуется естественным
В данной работе мы уделим внимание преимущественно третьему этапу.
В разных
странах Возрождение
Возникновение
культуры Возрождения было подготовлено
рядом общеевропейских и
Творцами возрожденческой культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества, хотя в большей мере – образованной и состоятельной его части. К новой культуре проявили интерес и материально стимулировали ее развитие представители крупного купечества, феодальной знати, правители европейских государств и папский двор. Однако, далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, несравненно большее значение имели для них высокий уровень образованности, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, мода.
Идейной основой Ренессанса был гуманизм, светски- рационалистическое мировоззрение. Слово “humanitas” (человечность) итальянские гуманисты заимствовали у Цицерона (I в. до н. э.), который в свое время хотел им подчеркнуть, что понятие “человечность”, как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось на римской почве. Следовательно уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека. Античное наследие сыграло решающую роль в формировании ренессансной культуры. Достижения древних явились точкой отсчета для возрожденцев. Итальянские гуманисты, а вслед за ними и гуманисты других стран нашли в классической древности самостоятельную, независимую от религии философию и науку, замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие беспримерной художественной высоты и совершенства, общественные учреждения, построенные на демократических принципах. Вместе с тем, речь шла всякий раз не только об усвоении, но и об оригинальной переработке античной традиции. Происходит ассимиляция античной и средневековой культур.
Складывание новой культуры было подготовлено общественным сознанием. Сильно возрастает роль умственного труда, что нашло свое выражение в большом росте числа лиц свободных профессий. Это связано с распадом корпоративно-цеховых связей в городах и усилением в них роли индивидуального начала. Эти процессы закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже – сыновья ремесленников и крестьян в соответствии со своими склонностями становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями. Наиболее выдающиеся гуманисты становились учеными и философами.
Ослабляются
связи с церковью, так как многие
гуманисты жили на доходы, получаемые
от своей профессиональной деятельности,
усиливается неприязнь к официальной
учености, пропитанной церковно-схоластическим
духом. Одновременно происходит упадок
морально-политического авторитета папства,
связанного с событиями его “авиньонского
пленения” (1309-1375), нередкими расколами
католической церкви.
3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв.
Однако,
несмотря на столь вдохновляющее
начало, конец XV-нач. XVI века были ознаменованы
глубоким кризисом гуманистической культуры,
павшей жертвой социальных и национальных
конфликтов. Мечты возрожденцев о скором
наступлении “золотого века” столкнулись
с трагической реальностью войн, на смену
которым шла католическая реакция, направленная
не только против реформационных движений,
но и против светской гуманистической
культуры. Многие из гуманистов подверглись
инквизиционным преследованиям.
4.
Развитие естествознания
и кризис гуманистического
мировоззрения
В этот период происходят важные сдвиги в естествознании.
Пионером
современного естествознания стал Леонардо
да Винчи (1452-1519). Это был гениальный
живописец и скульптор, исключительно
многосторонний и на редкость одаренный
инженер, глубочайшим образом
4.1. Астрономическое открытие Николая Коперника
Важнейшие
прикладной и одновременно мировоззренческой
естественнонаучной дисциплиной была
астрономия. Уже в древности она
сочетала в себе тщательное наблюдение
движения небесных светил и различное
мировоззренческое осмысление. В
эпоху Возрождения астрономия переживала
большой подъем. Этому во многом способствовало
развитие мореплавания, приобретшего
всемирные масштабы и требовавшего все
более точной ориентировки. И здесь важные
открытия сделал польский астроном и философ
Николай Коперник (1473-1543). Главный труд
всей его жизни – “Об обращении небесных
сфер”, был издан лишь перед его смертью.
Главной идеей этого произведения, положенная
в основу гелиоцентрической системы мира,
состоит в положении, что Земля отнюдь
не составляет неподвижного центра видимого
мира, а вращается вокруг своей оси, и в
положении, что она обращается вокруг
Солнца, находящегося в центре мира. Вращением
Земли вокруг своей оси Коперник объяснял
смену дня и ночи, а также видимое вращение
звездного неба. Обращением же Земли вокруг
Солнца он объяснял видимое перемещение
его относительно звезд, а также петлеобразные
движения планет, вызвавшие такое усложнение
Птолемеевой системы мира. Согласно Копернику,
петли, описываемые планетами среди звезд
– следствие того, что мы наблюдаем их
не из центра, вокруг которого они действительно
обращаются, то есть не с Солнца, а с Земли.
Польский астроном первым установил, что
Луна обращается вокруг Земли, являясь
ее спутником. Одно только перемещение
местоположения Солнца и Земли позволило
значительно упростить схему движений
планет вокруг нового центра мира.
4..2. Джордано Бруно (1548-1600)
Впечатляющие глубокие результаты натурфилософия Возрождения получила в творчестве итальянского философа, ученого и поэта Джордано Бруно. За свои философские убеждения Бруно был сожжен на костре римской инквизицией. Раскаяние спасло бы ему жизнь, и привело бы к не столь тяжкому наказанию, но Бруно не отрекся ни от одной из своих идей. Бруно – плодовитый писатель. Важнейшие его произведения для истории философии – “О причине, начале и едином” и “О бесконечности, вселенной и мирах”. Основным естественнонаучным источником натурфилософской доктрины Бруно стало гелиоцентрическая астрономия Коперника. Ее он прежде всего защищал – как подлинную физическую реальность – в своих многочисленных диспутах со сторонниками традиционной аристотелевско-схоластической системы мира. Бруно утверждает, что “природа есть Бог в вещах”. [3, с. 143]. Бог, в произведении Бруно, довольно редко напоминает о своем вездесущии, единство микро- и макрокосма истолковывается более натуралистически. “Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас”.