Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:48, реферат
Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона, Галилея, Декарта знаменовали собой переворот в естествознании. Среди замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать Эразма Роттердамского, Макиавелли и Томаса Мора. И это будет далеко не полный список имен. Но, к сожалению, объем данной работы не позволяет нам рассмотреть каждую область в отдельности. Поэтому мы ставим следующую цель: рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа
Введение…………………………………………………...………………….3
1. Кампанелла “Город Солнца” ………………………………………..4
2. Причины возникновения культуры Возрождения……..........5
3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв гуманистического мировоззрения ………………………………………………………………8
4. Развитие естествознания и кризис …………………………………….…..9
4.3. Учение Николо Макиавелли (1469-1527)……………………..10
4..2. Джордано Бруно (1548-1600)………………………………….…..11
4.1. Астрономическое открытие Николая Коперника….…13
5. Социальные утопии………………………………………………..….15
6. Основные черты государства Солнца........................................20
7. Характерные черты и особенности культуры Возрождения………………………………………………………...………26
8. Достижения и ценности культуры Возрождения…………34
Заключение…………………………………………...……………………..36
Список литературы……………………………………………………….38
Введение
Таким
образом, природа в понимании
Бруно фактически приобретает полную
самостоятельность, а Бог мыслится
как синоним ее единства. Важнейший
результат такого отождествления – панпсихическое
истолкование всего и всякого бытия. Последовательное
натуралистико-пантеистическое мировоззрение
Бруно привело его к радикальному пересмотру
космологии. Бруно переосмыслил астрономическую
систему Коперника. Солнце – не абсолютный,
а только относительный центр универсума,
именно нашего мира. Следовательно, не
только наша Земля – “рядовая” планета
солнечной системы, что вытекало уже из
теории Коперника, но и само Солнце – лишь
одна из бесчисленных звезд. Более того,
творческая фантазия Бруно приводила
его и к еще более смелому утверждению,
что не только наше Солнце имеет сопутствующие
ему планеты, но и звезды, как далекие Солнца,
также имеют своих спутников – воззрение,
подтвержденное астрономией только в
XX столетии. Эти и другие астрономические
идеи Бруно представляют пример плодотворного
влияния философии на астрономию. Одновременно
с этими достижениями происходят великие
географические открытия, которые тоже
приводит к пересмотру кардинальных положений
традиционной картины мира. Для Ренессанса
это было началом заката. Дело в том, что
философию Раннего Возрождения отличает,
как уже говорилось выше, ее ярко выраженный
антропоцентризм. Возрожденческий человек
впервые почувствовал те огромные возможности,
которые заключались в его личности и
в окружающей природе и которые раньше
оставались неиспытанными, неизведанными.
В глубине возрожденческой личности всколыхнулись
небывалые земные желания и светские мысли,
а окружающая природа засияла неописуемыми
красками, богатейшим творчеством и силами,
которые пленяли ум, заставляли трепетать
сердце и звали к неизведанным наслаждениям.
Но теперь оказалось, что весь этот личностный
восторг был реален лишь до известной
меры. Коперник и Бруно превратили землю
в какую-то ничтожную песчинку Вселенной,
а вместе с тем и человек оказался несравнимым,
несоизмеримым с бесконечным темным и
холодным пространством. Из властителя
и художника природы возрожденец превратился
в ее раба. (Однако это вовсе не означало
конец культурного роста: многие поэты
и философы восторгались масштабностью
мироздания).
В качестве попытки ответа на острейшие проблемы современной действительности возникают: учение Никколо Макиавелли и социальные утопии.
4.3.
Учение Николо Макиавелли (1469-1527)
Он был
историком, писателем, общественным и
государственным деятелем Флоренции
Основная политическая забота Макиавелии
определялась плачевным состоянием тогдашней
Италии, раздробленной и бессильной перед
лицом ее могущественных соседей.
Им были
созданы главные литературные произведения:
“Рассуждения на первую декаду Тита Ливия”
и книга “Государь”. Объектом изучения
для Макиавелли становится мир человеческих
отношений и поступков, прежде всего история
и ход образования, возвышения и гибели
государств. Государства достигают вершин
величия, гражданской доблести и могущества,
затем разлагаются. Это вечный круговорот.
Круговорот этот рассматривается в сочинениях
Макиавелли как результат воздействия
судьбы - Фортуны, отождествляемый с Богом
и обозначаемый также именем Необходимости.
Но политика не есть безличный “ход вещей”,
в ней Судьба означает ту объективную
среду, ту совокупность условий, в которой
вынужден действовать человек. А потому
успех человеческого деяния зависит от
того, в какой мере человек-деятель, политик
- сумеет ее понять, к ней приспособится
и в то же время ей противостоять. Макиавелли
был первым теоретиком политики. Политика
рассматривается им автономно, как самостоятельная
область человеческой деятельности, имеющая
свои собственные цели и свои законы. Моральные
соображения у Макиавелли всегда подчинены
целям политики. Политическая деятельность
имеет единственный собственный критерий
оценки, заключенный в ней самой: критерий
этот - польза и успех, достижение поставленных
целей. Государь Макиавелли - это разумный
политик, применяющий на практике правила
политический борьбы, ведущий к политическому
успеху. Реальная политическая действительность
не оставляет места для прекраснодушных
мечтаний: “Ведь тот, кто хотел бы всегда
исповедовать веру в добро, неминуемо
погибает среди столь многих людей, чуждых
добра. Поэтому Князю, желающему удержаться,
необходимо научиться умению быть недобродетельным
и пользоваться или не пользоваться добродетелями
смотря по необходимости”. В сущности,
Макиавелли провозглашает в качестве
закона политической морали правило “цель
оправдывает средства”. Однако, целью
этой является, по Макиавелли, вовсе не
частный, личный интерес правителя, но
“общее благо”, которое он не мысли вне
создания сильного единого национального
государства. Автор “Государя” отдает
предпочтение монархии в ущерб республике,
так как современная ему действительность,
европейская и итальянская, не давала
реальных перспектив создания государства
в республиканской форме.
5. Социальные утопии
Наиболее радикальной формой оппозиции как феодальным порядкам, так и апологии абсолютистского государства явилось в эпоху Возрождения возникновение утопий. Здесь нужно назвать прежде всего таких деятелей, как Томас Мор, Томмазо Кампанелла и Сирано де Бержерак.
Слово
“утопия” было составлено Томасом
Мором из двух греческих корней и
означает “место, нигде не существующее”.
Но никоим образом не следует считать
вышеуказанных авторов
Утопии создаются и от отчаяния, и от надежды. Это модели стабильности, рожденные в атмосфере противоречий. Утопия представляет собой последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного - как на уровне институтов, так и человеческих отношений, совершеннее, чем то общество, в котором живет автор. История снабдила нас представлениями о некогда существовавших обществах, например, о Спарте времен Ликурга, известной благодаря сочинениям Плутарха и отсылках во многих утопических трудах. Существовавшее ранее могло рассматриваться в качестве примера для существующего сейчас. Законы и задачи прошлого становились образцом законов и задач настоящего. Такова цель противопоставления Афин и Атлантиды в “Тимее” и в “Критии”. Однако наиболее полное описание путешествия в несуществующую страну периода античности мы имеем в “Государстве Солнца” Ямбула (II в.), дошедшем до нас в кратком пересказе Диодора Сицилийского: на семи островах Солнца, расположенных непосредственно на линии равноденствия, где климат мягок, а природа щедра и обильна, живет народ, по простоте существования доходящий до стоицизма, которому неведомы пороки нашего времени. На островах Солнца живут по “законам природы”. Но даже когда эта природа сходна с нашей, она остается для нас недостижимой. И всякий, случайно попавший в ту страну путешественник не в состоянии уподобиться ее обитателям, а потому он достоин лишь презрения и изгнания. Не в следовании законам природы кроется путь к совершенству; совершенство есть свойство, изначально данное природой. Французский исследователь Труссон утверждает: “С конца эллинистического периода жанр утопии обретает узаконенное и самостоятельное существование: Он не возник из ничего в XVI столетии, а лишь воспроизвел то, что греческий гений дал миру 2 тысячелетия назад, как в области формы, так и в плане содержания”.
Что касается
эпохи Ренессанса, то для нее первым
утопистом был Томас Мор (1478-1535).
Он был весьма либерально настроенным
английским государственным деятелем,
сторонником наук и искусств. Пропагандировал
веротерпимость и яро критиковал тогдашние
феодальные и зарождавшиеся капиталистические
порядки. Но он оставался верным католиком,
выступал против протестантизма и после
отхода Генриха VIII от католической церкви
был беспощадно казнен за свои католические
убеждения. В целом его деятельность относится
либо к гражданской истории, либо к истории
литературы. Нас может интересовать здесь
только одно его произведение, которое
вышло 1516 г. под названием “Золотая книга,
толь же полезная, как забавная, о наилучшем
устройстве государства и о новом острове
Утопии”. В книге Мора ощутимо воздействие
довольно широкого круга представлений
и суждений о государстве, а также о формах
государственного устройства, существовавших
или описанных ранее: очевидно обращение
к Платону, равно как и связь со средневековой
литературой путешествий и с открытием
американского континента. Повествование
в “Утопии” ведется от имени вымышленного
автором путешественника Рафаила Гилодея.
Мор сформулировал в “Утопии” фундаментальный
тезис, согласно которому процветание
государственных дел возможно лишь в условиях,
когда высший носитель власти будет глубоко
образованным философом и морально безупречным
человеком. Таким полулегендарным правителем
был Утоп, некогда завоевавший воображаемый
остров и заложивший политические, социальные
и моральные устои основанной им Утопии.
В утопическом
государстве отсутствуют
Существенная сторона утопийской жизни – наличие здесь рабов, в которых обычно превращают тяжких преступников. Эта социальная категория неизвестной численности обречена на самые тяжелые и неприятные работы. Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской демократии, тайного голосования, выборности всего начальства. Науки и искусства вовсе не отрицаются, но даже превозносятся у Мора, особенно музыка. В Утопии делом чтения и изучения книг занимается небольшая категория наиболее одаренных утопийцев. Именно из этой ученой категории, свободной от физического труда, избираются различные должностные лица, глава государства, а также священники. Но все они жестко не противостоят основной массе утопийцев. Каждый может достичь духовной свободы и просвещения.
Общество разделено на семьи, но семьи эти понимаются скорее производственно, в силу чего принадлежность к той или иной семье определяется не только естественным происхождением членов семьи, но в первую очередь также и государственными декретами, в силу которых члены семьи могут быть переводимы из одной семьи в другую ради производственных и других государственных целей. В брачные дела государство у Мора тоже вмешивается самым существенным образом, и многое в них определяется государственным декретом. Религия допускается любая, включая язычество. Приветствуется веротерпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов весьма ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества. Кроме того, высшей религией все-таки признается христианство или монотеизм. Определение счастья как цели человеческого существования является центральной философской проблемой Утопии.
Другой
представитель возрожденческого утопизма
– упоминавшийся у нас выше
среди итальянских натурфилософов
Томмазо Кампанелла (1568 – 1639). Это крупный
писатель и общественный деятель своего
времени, пострадавший за подготовку антииспанского
заговора в Неаполе и проведший 27 лет в
тюрьме, монах и убежденный коммунист
раннего утопического типа. Черты раннего
утопического коммунизма выступают у
Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В
1602 году Кампанелла создает “Город Солнца”.
После провала заговора, о котором говорилось
выше, Кампанелла не отказался от своей
мечты. Разочаровавшись в народных массах,
не поддержавших заговорщиков, он продолжал
добиваться справедливого общественного
устройства, надеясь использовать для
этого государство и церковь. Свои надежды
на коренные изменения в общественном
устройстве Кампанелла неизменно связывал
с ожиданием космического переворота.
“Возврат к невинному естественному состоянию”
человечества Кампанелла рассматривал
как неизбежный результат “естественного
круговорота вещей”, под которым понимал
“господствующую в космосе объективную
закономерность”. Она именуется Роком,
Судьбой и Случаем, но осмысленная людьми,
воплощается в Благоразумии человеческого
поведения, считающегося с обстоятельствами.
Главную причину всех бедствий и неустройств
современного ему мира Кампанелла видел
в социальном неравенстве, существовании
богатства и нищеты.
6.
Основные черты государства
Солнца
В государстве Солнца существует разделение труда. Важнейшее проявление этого – отделение труда умственного от физического. Здесь Кампанелла тоже ориентировался на платоновское “Государство”, но видоизменил его идеи в соответствии с задачами своей эпохи. Государством управляют специалисты, которым повезло при рождении. Самый одаренный из них – Метафизик, стоит во главе государства, он же является первосвященником. Кампанелла именует Метафизика “Солнце” и обозначает его с помощью солнечного символа. Его предельно глубокое знание всех принципов метафизики и теологии органически включает в себя и знание наук физических, математических, астрологических, исторических, а также он владеет искусством живописи и ремеслами. В условиях умножавшейся специализации научного знания Метафизик олицетворяет его высшее единство. Но управлять солнечным государством в одиночку он не в состоянии. При нем имеются три соправителя, реализующие три основных принципа бытия – Мощь, Мудрость и Любовь. Мощь руководит военным делом, Мудрость – науками, а Любовь – питанием, деторождением и воспитанием. Эти правители назначают всех остальных специалистов (Грамматика, Логика, Физика и др.). Всех начальствующих в городе Солнца – лишь 40 человек. Иерархия целиком зависит от их личных способностей и познаний. Дважды в месяц в государстве Солнца собирается Большой совет – народное собрание, которое может сменять правящих лиц за исключением высшей четверки – Метафизика и трех его помощников. Но они обязаны уступить руководящие места, как только появляются лица, превосходящие их своими талантами. “Законы их немногочисленны, кратки и ясны. Они вырезаны все на медной доске у дверей храма, то есть под колоннадой; и на отдельных колоннах можно видеть определение вещей в метафизическом, чрезвычайно сжатом стиле; именно: что такое Бог, что такое ангел, мир, звезда, человек, рок, доблесть”. В Солнечном государстве нет моногамной семьи: “Если кто-нибудь страстно влюбится в женщину, то влюбленные могут и разговаривать, и шутить, и дарить друг другу венки из цветов или листьев, и подносить стихи. Однако, если это может быть опасно для потомства, совокупление им ни в коем случае не разрешается”.[6] Браки совершаются только в порядке государственных декретов, которые издает помощник Метафизика по делам Любви. Мужья и жены являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга. Дети после вскармливания грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними.