Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:48, реферат
Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона, Галилея, Декарта знаменовали собой переворот в естествознании. Среди замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать Эразма Роттердамского, Макиавелли и Томаса Мора. И это будет далеко не полный список имен. Но, к сожалению, объем данной работы не позволяет нам рассмотреть каждую область в отдельности. Поэтому мы ставим следующую цель: рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа
Введение…………………………………………………...………………….3
1. Кампанелла “Город Солнца” ………………………………………..4
2. Причины возникновения культуры Возрождения……..........5
3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв гуманистического мировоззрения ………………………………………………………………8
4. Развитие естествознания и кризис …………………………………….…..9
4.3. Учение Николо Макиавелли (1469-1527)……………………..10
4..2. Джордано Бруно (1548-1600)………………………………….…..11
4.1. Астрономическое открытие Николая Коперника….…13
5. Социальные утопии………………………………………………..….15
6. Основные черты государства Солнца........................................20
7. Характерные черты и особенности культуры Возрождения………………………………………………………...………26
8. Достижения и ценности культуры Возрождения…………34
Заключение…………………………………………...……………………..36
Список литературы……………………………………………………….38
Введение
Таким образом, в культуре Возрождения таится противоречие "естественной" формы и вещного, экономического содержания. Пока они совпадали, возрожденческие тенденции набирали силу, их расхождение кладёт конец иллюзиям: Возрождение завершается, не сбросив вещную форму, но укрепив её ещё более, чем Средневековье.
Определённые изменения происходят в области техники, технологии. Прежде всего, меняется источник энергии: на смену силе человека (рабство Античности), животного (Средневековье) приходит природная сила - воды и ветра. Водяное и ветряное колеса, появившиеся ещё в Средневековье, получают широкое распространение в мануфактуре. Именно новая двигательная сила позволит впоследствии перейти от мануфактуры - к фабрике, от ручной технологии - к механической. Речь идёт о часах и книгопечатании.
Механические изделия были известны ещё Античности. Вспомним, ещё Гомер описывает самодвижущиеся треножники, созданные искусным богом-кузнецом Гефестом. Но в Античности механические изделия применялись для развлечений, в театре, или в военном деле, они - "чудо". Производственной роли они не играли.
Изменились
и средства коммуникации. Речь идёт
об изобретении Гутенбергом
Для Возрождения центром культурных новаций становится живопись. Именно она "вбирает" в себя все открытия в области философии, истории, медицины, технологии, организации. От неё идёт волна духовного освобождения и обновления.
Для Возрожденческой
культуры характерен определённый космополитизм,
она носит надгосударственный, наднациональный
характер. Начавшись в Италии, ренессансные
тенденции охватывают всю Европу.
Возрождение относительно безразлично к типу правления, режиму, характеру политического строя. Оно развивается и в рамках монархий - абсолютных или ограниченных, национальных или многонациональных, и в рамках республик - олигархических (Северная Италия), федеративных (Швейцария), шляхетских (Польша).
Обычно, характеризуя культуру Возрождения, выделяют ещё следующие черты: гуманизм, культ Античности, антропоцентризм, индивидуализм, обращение к земному, плотскому началу, героизация личности. Другие исследователи добавляют ещё ряд характерных признаков: художественный реализм, зарождение науки, увлечение магией, развитие гротеска и т. п.
В то же время ясно, что перечисление характерных черт, выделение особенностей культуры ещё не позволяют понять культуру Возрождения, как целостного явления. Первым обратил на это внимание Л. М. Баткин. Сам он считал, что для Возрождения характерна диалогичность, встреча двух пластов культурного наследия - античного и средневекового, христианского. Ренессансная культура и реализует их диалог, выступая "третьим типом культуры".
Ни одна культура не представляет собой "чистого" явления, лишённого включений каких-то иных культур - во времени или пространстве. Любая культура отграничивает, а значит, и объединяет. Поэтому любая культура - диалогична, полифункциональна. Культура Возрождения не составляет здесь исключения. Поэтому признание системности культуры не освобождает нас от анализа её характерных черт. Среди них особого внимания заслуживает гуманизм.
В то же время, Возрождение поворачивается к человеку, отворачиваясь от религиозно- космических сил, освобождает человека, и в этом его гуманистический смысл, как бы противоречиво он не выглядел. Человек - высшее творение мира, утверждает Возрождение, его плоть создана из лучшей материи, его тело имеет совершенные формы, его разум - высшая духовная сила.
Возрождение восстанавливает представление о цельном человеке, единстве божественного чувственного тела и божественного сверхчувственного разума, утверждая их гармонию, и в этом противостоит Средневековью, которое видело в человеке только одно - его божественный дух, веру.
Возрождение - глубоко противоречивая культура, соединяющая в себе крайности: это увлечение Античностью, но и тщательнейшее изучение Библии. Это интерес к науке, эксперименту, но и увлечение астрологией, алхимией, магией, это - забота о земном и реальном, но это - и построение утопий. Томас Мор с его знаменитой "Утопией" и Томмазо Кампанелла с его "Городом Солнца" - это деятели Возрождения.
Но, пожалуй, самой характерной чертой Возрождения является изменение мировоззрения. Если для Средневековья был характерен теоцентризм, то Возрождение утверждает антропоцентризм как основу восприятия мира. Человек - вот центр, к которому сходятся все силы и от которого проистекают все движения этого мира. Отсюда разительные изменения, которые происходят в области культуры, в частности, искусства. Человек открывает для себя, что он - самый интересный объект для наблюдения, описания, любования. Не бог, не сонмы ангелов, а человек.
Расцвет
культуры в эпоху Возрождения
сопровождался распространением веры
во всесилие демонов, ведьм, действенности
суеверий, предсказаний. В эпоху
Возрождения в невиданных масштабах
развилась демонология и были
отброшены установленные в
Особенно
широкий размах процессы ведьм получили
в Германии; вот пример: известный
юрист Бенедикт Карпцов не только
утвердил за свою жизнь 20000 смертных приговоров
ведьмам и колдунам, но и "научно"
обосновал необходимость
"Расцвет культуры - век Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Пуссена, Буало, Мольера, Расина, Джордано Бруно, Декарта, Лейбница был одновременно веком, когда под напором фанатизма и атмосферы страха чудовищные казни сделались бытовым явлением, а юридические гарантии прав обвиняемых в колдовстве и ведовстве были фактически сведены на нет и спустились до уровня, по сравнению с которым самое тёмное средневековье представляется золотым веком. Была введена специальная судебная процедура, фактически отменявшая все ограничения на применение пыток. Подозрение превратилось в обвинение, а обвинение автоматически означало приговор. Защитники обвиненных объявлялись их сообщниками, свидетели послушно повторяли то, что им внушали обвинители".
Самое
примечательное то, что в атмосфере
невротического страха такой порядок
стал казаться естественным не только
фанатическим доминиканцам, но и светочам
эпохи - гуманистам. Даже Бэкон разделял
веру в злокозненное могущество ведьм.
Жан Боден, автор "Гептапломероса"
- подпольной "библии для неверующих
ближайших эпох", в своём сочинении
"De Magorum Daemonomania" (1578 г.) именует автора
"Молота ведьм" "многомудрым инквизитором
Шпренгером" и утверждает: "Ни одна
ведьма из миллиона не была бы обвинена
и наказана, если бы к ней применялась
обычная судебная процедура: подозрения
являются достаточным оправданием для
пытки, ибо слухи никогда не возникают
на пустом месте". Ж. Делюмо отмечал,
что рождение нового времени в Западной
Европе сопровождалось невероятным страхом
перед дьяволом. В катехизисе Канизиуса
имя Сатаны упоминается 67 раз, в то время
как Иисуса лишь 63, а в "Молоте ведьм"
дьявол упоминается значительно чаще,
чем Бог.
8.
Достижения и ценности
культуры Возрождения
Пристальный
интерес, который проявляет Возрождение
к прошлому, к античности, привёл
к тому, что ценностью стали сами памятники
культуры. Именно возрождение открывает
коллекционирование, собирательство,
сохранение памятников культуры, особенно
художественной.
Раньше
коллекционированию подвергались памятники
письменной культуры - книги, рукописи,
создавались библиотеки. Сейчас коллекционировать
стали произведения искусства. Страсть
к коллекционированию охватила всех. В
культуре увидели продукт, предмет, который
необходимо сохранить, так как он представляет
ценность.
В 1534-1549
гг. вводится церковная цензура. Восстанавливается
деятельность инквизиции, образуется
орден иезуитов. Тридентский собор (1545-1563)
устанавливает контроль над всеми областями
жизни. В 1599 г. издаётся Индекс, список
запрещенных книг, имён. В него попали
имена Боккаччо, Ариосто, Макиавелли. Была
запрещена продукция 61 типографии. Папа
Павел IV издал приказ "одеть" фигуры
"Страшного суда" работы Микеланджело.
Папа Пий V - распорядился убрать из Ватикана
все античные статуи. Тридентский собор
постановил изгнать из картин все эротическое,
обнажённо-чувственное. Музыку - подчинить
строго религиозным текстам. Весь ансамбль,
всю архитектуру церкви подчинить сакральной
идее. Церковь требовала искусства эмоционального,
возбуждающего религиозные чувства верующих.
Возрождается средневековая идея живописи
как "библии для неграмотных".
Реакционные
тенденции были характерны и для
католических, и для протестантских
стран. В 1553 г. в Женеве (Швейцария) был
сожжён Мигель Сервет. Он был сожжен
на "медленном огне", на костре,
составленном из сырых вязанок хвороста
по приказу Кальвина, то есть протестанта,
реформатора.
Таковы
особенности эпохи, которую принято
называть "Возрождением". Своеобразный
"гуманизм", уживающийся с презрением
к народу, и аморализм; увлечение
наукой и экспериментом, сочетающиеся
с верой в дьявола, нечистую силу, астрологию;
"реализм" в искусстве, который на
самом деле воплощал самые абстрактные
философские идеи свободы и равенства;
свобода в мыслях, а в реальной жизни церковный
гнёт, цензура и, как последнее средство
сохранить власть над умами - костёр инквизиции
Заключение
На основании
изученной литературы и источников
можно сделать следующие