Культурология как научная и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:56, доклад

Описание

В конце XX – начале XXI веков стремительно меняется социальный и куль¬турный облик мира. В современном мире взаимосвязи и взаимозависи-мости людей и целых народов приобретают систематический и полномас-штабный ха¬рактер, который превращается в существенный фактор их жизни и мышления.

Содержание

1. Социогуманитарное знание и культурология в современном
вузовском образовании………………………………………….1
2. Культурология в России: вехи становления и современное
состояние…………………………………………………………10
3. Культурология и другие науки о культуре, особенности её
объекта и методологии………………………………………….18
4. Культурология как наука постнеклассического типа………...21
5. Культурология как учебная дисциплина, её цели и задачи…...27
6. Задачи общества и государства в сфере культуры в XXI веке..30
7. Литература………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

1 т.культурол. как науч и уч дисц. авг. 2012 г..doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

     Аналитическая работа с типологическими культурными моделями и является преобладающим (но не единственным) исследовательским приёмом культурологии. Практика подтверждает эффективность этого метода в изучении различных аспектов культуры, особенно в познании её социально-функциональных и регулятивных свойств и возможностей. При желании их можно использовать в практических интересах социальной экспертизы, социального контроля и социального управления.

     Следовательно,  методом культурологии является  типологизация изучаемых культур и культурных артефактов по тем или иным основаниям и анализ интересующих типологических признаков, имеющих какое-либо функциональное значение, которые по существу являются предметом исследования.

    

     Объект, методология и методы культурологических социогуманитарных исследований имеют свои особенности. В чём они проявляются? Современные авторитетные культурологи считают, что объектом исследований здесь является вся культура, относящаяся ко всем эпохам, сословиям, типам, отраслям деятельности, но, прежде всего – гуманитарное сознание людей и обусловленная им деятельность. Что касается методологии, методов исследования и научного обобщения, то они берутся из арсенала общественных наук.

     Под гуманитарным сознанием современная наука «понимает» особую сферу сознания, которая обеспечивает психологический комфорт человека в различных жизненных обстоятельствах.26  Гуманитарное сознание основано на солидарности людей, проявляется в их стремлении «тянуться» друг к другу, держаться вместе, обмениваться ценной информацией, дружески взаимодействовать, добровольно соблюдать нормы коллективного сосуществования, принятые в данной группе и пр.

     Культурологические  исследования ведутся посредством  общественно-научной методологии, применяемые в антропологии и социологии: эволюционизм, цивилизационизм, диффузионизм, функционализм, структурализм и пр.27 Собственно культурологическими методологиями можно назвать постструктурализм и постмодернизм. Они решают познавательные задачи, специфичные именно для культурологии. Какие именно? – интерпретируют культуру как исторически сложившуюся на базе социального опыта общества  информационную систему, управляющую поведением людей28.

    

4. Культурология как наука постнеклассического типа 
 

  Специалисты относят культурологию к исследовательским направлениям постнеклассического типа29, отвечает признакам постнеклассической науки. В чём это проявляется?

              1. Культурология рассматривает изучаемое культурное явление не как уникальную форму (не противопоставляя его контекстуальному окружению как нечто выделяющееся на общем фоне), а как культурную норму (которая обретает смысл только в контекстуальных взаимосвязях). Поэтому ценность того или иного культурного явления определяется его регулятивно-нормативной эффективностью.
              2. Культурология обращена в первую очередь к культурным универсалиям – таким характеристикам разных культур, которые объединяют их в социально-функциональные типы по их сущностному содержанию и социальной значимости30.
              3. Культуролог не только исследует свойства изучаемого объекта, но и делает поправку на возможности используемых им средств познания, а также подвергает рефлексии собственные научные цели и ценностные основания, с позиции кот орых он ведёт исследования31.
              4. Культурология понимает культуру как систему необходимых для социума ограничений свободы индивида и его осознанного подчинения общественным интересам, вводящую личность в социальный контекст32.
 

    

      Объектом культурологических исследований, как было отмечено выше, является вся культура, в том числе и культура, относящаяся  ко всем эпохам, но она представляет интерес и для других гуманитарных наук. В чём состоят особенности изучения культурологией бесписьменной, письменной и постписьменной культур?

     К  бесписьменным культурам относят архаическую культуру первобытного общества, а также «низовые» культуры аграрного общества (крестьянскую и городскую плебейскую).  Они представляет собой  «культуру жеста и поступка», которые манифестируют (провозглашают) основное смысловое и символическое содержание жизни соответствующих социальных слоев.    Это содержание жёстко регламентированной  жизни  тесно связано с проблемой нормативности, соответствия обычаю. В исследовании бесписьменных культур изначально первенство принадлежит таким  наукам как антропология, археология и  фольклористика, использующих специализированные методы изучения. Какой вклад в изучение этого типа культуры может внести культурология, не ведущая самостоятельных полевых исследований?   Он возможен только на уровне высоких теоретических обобщений материала, добытого и первично обработанного (описанного, атрибутированного) антропологами, археологами, фольклористами. Этот теоретически обобщенный материал позволяет изучать исторические тенденции развития культуры, закономерности перехода от одного исторического типа к другому.

     Письменная  культура – это культура правящих  слоев аграрного общества и  основных социальных страт общества  индустриального. Она продуктивно  исследуется  филологией и искусствознанием. Культура письменного общества – «культура слова, культура текста», содержащая основное смысловое и ценностное содержание. А смыслы и символические подтексты художественного образа хорошо вербализуемы (передаются словами). Это культура преимущественно интеллектуального мировосприятия. Применительно к письменным культурам культурология также не ведёт непосредственных фактурных исследований, а базируется на результатах филологических и искусствоведческих изысканий. Не преувеличивая её вклад в познание культуры письменного общества, следует воспринимать теоретические обобщения культурологов в контексте реальной преемственности ценностей культуры письменного общества и общества культуры постписьменной.  

     Постписьменная  культура формируется в постиндустриальном информационном обществе или обществе, находящемся в процессе перехода к постиндустриальной информационной стадии. В отличие от предшествующей культуры слова и текста постписьменная культура – это культура экранная, аудиовизуальная, востребованная современным обществом. Если письменная культура преимущественно интеллектуального мировосприятия, то для постписьменной культуры характерно эмоциональное восприятие мира, выражаемое в разных формах. Наиболее значимое место в современной художественной культуре заняла «полиэмоциональная» популярная музыка, что отражает культурные предпочтения массового потребителя. Поэтому специалисты её называют «культурой эмоционального выплеска, крика-смеха-плача»33, что можно услышать в  надрывных воплях рок-вокалистов, особенностях звукоизвлечения музыкантов на электрогитарах, имитирующих женский плач и визг. Культура эмоционального выплеска использует не только звуковые, но и визуальные, мануальные и другие способы «вогнать» публику в эмоционально-экстатическое состояние.  Это культура не только эмоционального мировосприятия, но и солидарности, основанной на возможности совместного эмоционального самовыражения и «беснующейся» публики, и «заводных» музыкантов.  Солидарность лежит и в основе многочисленных социальных объединений потребителей этой культуры: поклонников, болельщиков, любителей, фанатов, коллекционеров и пр. Она эмоционально объединяет людей   в совместном  переживании удовольствия, кайфа, что оказывает существенное влияние на масштабы современного культурного производства34.

     Какое  место занимает культурология  в исследовании постписьменной  культуры? – ведущее, т.к. это в первую очередь наука об актуальной, т.е. социально востребованной в современном обществе культуре.  И никакие другие науки о культуре не могут ей составить конкуренцию. Именно культурология является наиболее обеспеченной (теоретически и фактологически) в изучении современного социокультурного материала, выраженного в формах экранной, аудиовизуальной культуры.  Известно, что специалистами в разных областях социогуманитарного знания весьма активно ведётся аналитическая проработка проблем современной массовой культуры и имеет серьёзные достижения. Вместе с тем  культурологи могут обратиться к СМИ, публикующие необъятно богатый, в том числе и достоверный  информационный материал по проблемным сюжетам современной культуры. Здесь же специалисты имеют доступ к статистике, содержащей информацию о процессах, тенденциях, проходящих в обществе. Исследователи могут аналитически соотнести данные об изменениях, происходящих в культуре с изменениями в социальных характеристиках общества, проанализировать социокультурную динамику, её интенсивность и направленность.   

     В  современной социокультурной жизни   действуют новые тенденции, осмысление которых неизбежно приводит культурологов к формулированию актуальных задач, выявлению проблем, определению путей их решения.

       Ныне осмысление   культуры происходит преимущественно в аспекте определения её перспективности для грядущего развития, культурного проектирования с учётом предстоящих социальных коллизий.35 Такая переоценка интересов с прошлого на будущее стала заметной в культуре на заключительном этапе индустриальной эпохи и начала доминировать при переходе к постиндустриальной стадии развития (с последней трети ХХ века).

     Существенная  часть того, что происходит в  современной культуре, является  своеобразной подготовкой к культурным  и социальным событиям и процессам  завтрашнего дня, предчувствием их, превентивным переживанием36. Изучением этой новой культурной тенденции, её выявлением и анализом в существенной мере занята культурология37. Культурология в основном изучает культуру как тенденцию, как взаимосвязь настоящего с будущим, как предвосхищение его во всём его драматизме социальных проблем, которые оно принесёт.

     В  современных условиях, когда консолидация  отдельных людей и народов  приобретает судьбоносное значение  для их выживания важно воспринимать  культуру, прежде всего, в её  интегрирующей функции, как нормативный способ поддержания и обеспечения  коллективных форм существования людей. Именно так её и трактует культурология, стремящаяся реализовать интенции солидарности людей. Здесь в качестве культуры понимаются все феномены сознания и поведения, тексты и образы, материальные объекты и пр., которые, непосредственно или опосредовано, ориентируются на укрепление конструктивного и продуктивного характера коллективной человеческой жизнедеятельности (и имеют в этом смысле универсальный характер).

     В чём видится основная проблема культурологии? – она должна приносить реальную пользу актуальной социальной практике. Для этого требуется специфическая исследовательская ниша (объект, предмет и исследовательское поле культурологических изысканий). Здесь надо учитывать, что культурология подразделяется на прикладную и фундаментальную. Если первая нацелена на осуществление конкретных проектов, то вторая, в процессе   обобщения результатов изысканий прикладной культурологии, получая помощь со стороны социологии и искусствознания, поднимает интерпретацию исходного знания на следующую ступень теоретического осмысления и в соответствии с ним составляет программы социокультурного развития  в целом38. Но для этого надо создать необходимый инструментарий, подготовить соответствующие исследовательские кадры, что потребует, в свою очередь, радикальной перестройки системы подготовки  культурологов.

 Речь идёт  об изучении современных культурных процессов, анализе доминирующих тенденций для того, чтобы научно прогнозировать и реально проектировать  социокультурное развитие общества.

     Таким  образом, в начале второго десятилетия  ХХI века  культурология может быть представлена в качестве интеллектуального движения, научной парадигмы и собственно наукой о культуре, исследующей культуру в её основной социальной функции управления сознанием и деятельностью человека и социально-коммуникативными процессами, обеспечивающей коллективный характер  человеческой жизнедеятельности. В настоящее время (и, тем более, в будущем) мы не можем уповать на стихийную динамику общества и его культуры: слишком дорого это обойдется всем нам.    
 

               5.Культурология как учебная дисциплина, её цели и задачи 

     Культурология изучается сегодня практически во многих государственных и негосударственных вузах России. Это обусловлено тем, что изменения, происходящие в культуре мирового сообщества и России, активно входящей в мировые структуры, весьма сложны, многообразны и существенно влияют на судьбы людей. Их постижение требует поиска глубинных, универсальных оснований культурного разнообразия, особенно в периоды осознания просвещённым обществом кризисности того или иного рода.    

     Можно  выделить несколько этапов в становлении культурологии как учебной дисциплины. Первый «докультурологический», подготовительный этап – конец 1980-х – начало 1990-х гг. Он отличался неясностью целей. В ситуации  социокультурного кризиса в стране, банкротства идеологизированных общественных наук вузовские преподаватели-гуманитарии видели свою задачу в повышении общекультурного уровня студентов и проводили занятия на основе своих прежних  наработок, используя отдельные какие-либо учебные формы:  только практические занятия, только лекции, чтение авторских спецкурсов, посещение музеев, выставок и т.д. В этот период ещё не сложилась единая организационная структура. Первая в стране специальная  кафедра была образована в 1987 г. в МГТУ им. Баумана, за ней стали возникать другие кафедры, либо секции на кафедрах истории или философии.

Информация о работе Культурология как научная и учебная дисциплина