Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:56, доклад
В конце XX – начале XXI веков стремительно меняется социальный и куль¬турный облик мира. В современном мире взаимосвязи и взаимозависи-мости людей и целых народов приобретают систематический и полномас-штабный ха¬рактер, который превращается в существенный фактор их жизни и мышления.
1. Социогуманитарное знание и культурология в современном
вузовском образовании………………………………………….1
2. Культурология в России: вехи становления и современное
состояние…………………………………………………………10
3. Культурология и другие науки о культуре, особенности её
объекта и методологии………………………………………….18
4. Культурология как наука постнеклассического типа………...21
5. Культурология как учебная дисциплина, её цели и задачи…...27
6. Задачи общества и государства в сфере культуры в XXI веке..30
7. Литература………………………………………………………..33
Аналитическая работа с типологическими культурными моделями и является преобладающим (но не единственным) исследовательским приёмом культурологии. Практика подтверждает эффективность этого метода в изучении различных аспектов культуры, особенно в познании её социально-функциональных и регулятивных свойств и возможностей. При желании их можно использовать в практических интересах социальной экспертизы, социального контроля и социального управления.
Следовательно,
методом культурологии
Объект, методология и методы культурологических социогуманитарных исследований имеют свои особенности. В чём они проявляются? Современные авторитетные культурологи считают, что объектом исследований здесь является вся культура, относящаяся ко всем эпохам, сословиям, типам, отраслям деятельности, но, прежде всего – гуманитарное сознание людей и обусловленная им деятельность. Что касается методологии, методов исследования и научного обобщения, то они берутся из арсенала общественных наук.
Под гуманитарным сознанием современная наука «понимает» особую сферу сознания, которая обеспечивает психологический комфорт человека в различных жизненных обстоятельствах.26 Гуманитарное сознание основано на солидарности людей, проявляется в их стремлении «тянуться» друг к другу, держаться вместе, обмениваться ценной информацией, дружески взаимодействовать, добровольно соблюдать нормы коллективного сосуществования, принятые в данной группе и пр.
Культурологические
исследования ведутся
4. Культурология
как наука постнеклассического типа
Специалисты относят культурологию к исследовательским направлениям постнеклассического типа29, отвечает признакам постнеклассической науки. В чём это проявляется?
Объектом культурологических исследований, как было отмечено выше, является вся культура, в том числе и культура, относящаяся ко всем эпохам, но она представляет интерес и для других гуманитарных наук. В чём состоят особенности изучения культурологией бесписьменной, письменной и постписьменной культур?
К бесписьменным культурам относят архаическую культуру первобытного общества, а также «низовые» культуры аграрного общества (крестьянскую и городскую плебейскую). Они представляет собой «культуру жеста и поступка», которые манифестируют (провозглашают) основное смысловое и символическое содержание жизни соответствующих социальных слоев. Это содержание жёстко регламентированной жизни тесно связано с проблемой нормативности, соответствия обычаю. В исследовании бесписьменных культур изначально первенство принадлежит таким наукам как антропология, археология и фольклористика, использующих специализированные методы изучения. Какой вклад в изучение этого типа культуры может внести культурология, не ведущая самостоятельных полевых исследований? Он возможен только на уровне высоких теоретических обобщений материала, добытого и первично обработанного (описанного, атрибутированного) антропологами, археологами, фольклористами. Этот теоретически обобщенный материал позволяет изучать исторические тенденции развития культуры, закономерности перехода от одного исторического типа к другому.
Письменная
культура – это культура
Постписьменная культура формируется в постиндустриальном информационном обществе или обществе, находящемся в процессе перехода к постиндустриальной информационной стадии. В отличие от предшествующей культуры слова и текста постписьменная культура – это культура экранная, аудиовизуальная, востребованная современным обществом. Если письменная культура преимущественно интеллектуального мировосприятия, то для постписьменной культуры характерно эмоциональное восприятие мира, выражаемое в разных формах. Наиболее значимое место в современной художественной культуре заняла «полиэмоциональная» популярная музыка, что отражает культурные предпочтения массового потребителя. Поэтому специалисты её называют «культурой эмоционального выплеска, крика-смеха-плача»33, что можно услышать в надрывных воплях рок-вокалистов, особенностях звукоизвлечения музыкантов на электрогитарах, имитирующих женский плач и визг. Культура эмоционального выплеска использует не только звуковые, но и визуальные, мануальные и другие способы «вогнать» публику в эмоционально-экстатическое состояние. Это культура не только эмоционального мировосприятия, но и солидарности, основанной на возможности совместного эмоционального самовыражения и «беснующейся» публики, и «заводных» музыкантов. Солидарность лежит и в основе многочисленных социальных объединений потребителей этой культуры: поклонников, болельщиков, любителей, фанатов, коллекционеров и пр. Она эмоционально объединяет людей в совместном переживании удовольствия, кайфа, что оказывает существенное влияние на масштабы современного культурного производства34.
Какое место занимает культурология в исследовании постписьменной культуры? – ведущее, т.к. это в первую очередь наука об актуальной, т.е. социально востребованной в современном обществе культуре. И никакие другие науки о культуре не могут ей составить конкуренцию. Именно культурология является наиболее обеспеченной (теоретически и фактологически) в изучении современного социокультурного материала, выраженного в формах экранной, аудиовизуальной культуры. Известно, что специалистами в разных областях социогуманитарного знания весьма активно ведётся аналитическая проработка проблем современной массовой культуры и имеет серьёзные достижения. Вместе с тем культурологи могут обратиться к СМИ, публикующие необъятно богатый, в том числе и достоверный информационный материал по проблемным сюжетам современной культуры. Здесь же специалисты имеют доступ к статистике, содержащей информацию о процессах, тенденциях, проходящих в обществе. Исследователи могут аналитически соотнести данные об изменениях, происходящих в культуре с изменениями в социальных характеристиках общества, проанализировать социокультурную динамику, её интенсивность и направленность.
В
современной социокультурной
Ныне осмысление культуры происходит преимущественно в аспекте определения её перспективности для грядущего развития, культурного проектирования с учётом предстоящих социальных коллизий.35 Такая переоценка интересов с прошлого на будущее стала заметной в культуре на заключительном этапе индустриальной эпохи и начала доминировать при переходе к постиндустриальной стадии развития (с последней трети ХХ века).
Существенная
часть того, что происходит в
современной культуре, является
своеобразной подготовкой к
В
современных условиях, когда консолидация
отдельных людей и народов
приобретает судьбоносное
В чём видится основная проблема культурологии? – она должна приносить реальную пользу актуальной социальной практике. Для этого требуется специфическая исследовательская ниша (объект, предмет и исследовательское поле культурологических изысканий). Здесь надо учитывать, что культурология подразделяется на прикладную и фундаментальную. Если первая нацелена на осуществление конкретных проектов, то вторая, в процессе обобщения результатов изысканий прикладной культурологии, получая помощь со стороны социологии и искусствознания, поднимает интерпретацию исходного знания на следующую ступень теоретического осмысления и в соответствии с ним составляет программы социокультурного развития в целом38. Но для этого надо создать необходимый инструментарий, подготовить соответствующие исследовательские кадры, что потребует, в свою очередь, радикальной перестройки системы подготовки культурологов.
Речь идёт об изучении современных культурных процессов, анализе доминирующих тенденций для того, чтобы научно прогнозировать и реально проектировать социокультурное развитие общества.
Таким
образом, в начале второго
5.Культурология как учебная дисциплина,
её цели и задачи
Культурология изучается сегодня практически во многих государственных и негосударственных вузах России. Это обусловлено тем, что изменения, происходящие в культуре мирового сообщества и России, активно входящей в мировые структуры, весьма сложны, многообразны и существенно влияют на судьбы людей. Их постижение требует поиска глубинных, универсальных оснований культурного разнообразия, особенно в периоды осознания просвещённым обществом кризисности того или иного рода.
Можно выделить несколько этапов в становлении культурологии как учебной дисциплины. Первый «докультурологический», подготовительный этап – конец 1980-х – начало 1990-х гг. Он отличался неясностью целей. В ситуации социокультурного кризиса в стране, банкротства идеологизированных общественных наук вузовские преподаватели-гуманитарии видели свою задачу в повышении общекультурного уровня студентов и проводили занятия на основе своих прежних наработок, используя отдельные какие-либо учебные формы: только практические занятия, только лекции, чтение авторских спецкурсов, посещение музеев, выставок и т.д. В этот период ещё не сложилась единая организационная структура. Первая в стране специальная кафедра была образована в 1987 г. в МГТУ им. Баумана, за ней стали возникать другие кафедры, либо секции на кафедрах истории или философии.
Информация о работе Культурология как научная и учебная дисциплина