Культурология как научная и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:56, доклад

Описание

В конце XX – начале XXI веков стремительно меняется социальный и куль¬турный облик мира. В современном мире взаимосвязи и взаимозависи-мости людей и целых народов приобретают систематический и полномас-штабный ха¬рактер, который превращается в существенный фактор их жизни и мышления.

Содержание

1. Социогуманитарное знание и культурология в современном
вузовском образовании………………………………………….1
2. Культурология в России: вехи становления и современное
состояние…………………………………………………………10
3. Культурология и другие науки о культуре, особенности её
объекта и методологии………………………………………….18
4. Культурология как наука постнеклассического типа………...21
5. Культурология как учебная дисциплина, её цели и задачи…...27
6. Задачи общества и государства в сфере культуры в XXI веке..30
7. Литература………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

1 т.культурол. как науч и уч дисц. авг. 2012 г..doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

     Интенсивное развитие цикла культурологических дисциплин в России, инициированное в сфере образования, идёт с начала 1990-х гг. Первоначально в вузах разного направления вводятся курсы истории и теории культуры, а затем и культурологии, разрабатываются образовательные стандарты и учебные программы.  Продолжается научное осмысление культуры, оформляется предметное поле культурологического знания, формируется его категориально-понятийный аппарат.    

            Учёные-гуманитарии, исследующие и преподающие в отечественных вузах в начале ХХI века науку о культуре, рассматривают её в контексте целей и задач современного гуманитарного образования, как необходимый его элемент. Она позволяет сохранить образованию признак идеологичности в самом широком смысле этого слова, являясь дисциплиной, формирующей нравственные стороны личности, мировоззренческие позиции, ценностные представления. Культурология помогает студентам обрести способность не только воспринимать окружающий мир как целостность, но и понимать его, ибо культура (как становящаяся, так и накопленная) позволяет обществу сохранять жизнеспособность в кризисных ситуациях39.

     Формирующаяся на пересечении социальных наук и гуманитарного знания культурология выполняет не только собирательную, но и организующую функцию – стремится  упорядочить, объединить многочисленный поток сведений о культурных явлениях в некое системное целое. Это неизбежно меняет структуру современного гуманитарного образования в наших вузах, в которой культурология должна занять место базового элемента. Конечно, в современных вузах с теми или иными  аспектами культуры студенты знакомятся посредством разных гуманитарных и социальных дисциплин (философии, истории, социологии, психологии и т.д.), но именно культурология, имеющая социальную и гуманитарную составляющую,  в настоящее время превращается  в системообразующий каркас для целостного осмысления культуры.

     Культурология как учебная дисциплина обычно содержит два, органично связанных друг с другом раздела – теорию и историю культуры, что означает единство теоретического и исторического способов рассмотрения форм культурного существования человека. Исходя из такого понимания, культурологию можно рассматривать как знание о современной культуре (вобравшее в себя ценности прошлых культур, востребованные в наше время), её сущности, структуре, функциях и перспективах развития40.

     К целям и задачам учебного курса по культурологии можно отнести:

- оказание  помощи студентам в выработке научных представлений о культуре,  её роли в жизни цивилизованного общества и каждого его члена;

- целенаправленное  приобщение будущих специалистов к культурному наследию своего народа и человечества в целом для познания подлиннных ценностей мировой и отечественной культур;

- содействие в формировании современной профессиональной и общей культуры студентов вуза.

     Приобщение к научному знанию  о культуре, воспитание потребности самостоятельного и сознательного отношения к культуре, её явлениям и продуктам культурного творчества для собственного духовного и профессионального становления  является главной целью курса культурологии. 
 

    6. Задачи общества и государства в сфере культуры в XXI веке 

    В современной России развернулись интенсивные  культурологические исследования, преподавание культурологии охватывает разные уровни общего и профессионального образования, сформировалась прикладная культурология.  В результате всё большее число молодых людей начинает адекватно воспринимать феномен культуры и многие его проявления. В университетах культуры и искусств формируется корпус профессионалов в сфере социокультурной деятельности.

    Важно сохранить эти тенденции, «наращивать» гуманитарную традицию в воспитании подрастающего поколения и последовательно преодолевать «культурный дефицит» у части наших граждан. Всё это можно обозначить «культурной составляющей» становления гражданского общества в нашей стране, призванного целенаправленно воздействовать на государство и его властные структуры, побуждая их к выработке и проведению в жизнь адекватной культурной политики.

    Каковы  место и роль современных юристов  в отмеченных выше процессах? – думается, весьма значительные.

    Юристы, получившие качественную культурологическую подготовку,  органично включаются в процесс становления современного общества, в выполнение им регулятивной функции во всех областях жизнедеятельности людей и на различных её уровнях, прежде всего на уровне норм морали и права. Юристы также не менее «органично» должны входить и в государственные структуры, профессионально участвуя в реализации всех их функций. Именно от юристов во многом зависят назревшие преобразования в обществе и государстве, в установлении цивилизованных отношений между ними.41 Какие цели и задачи в сфере культуры стоят перед обществом и государством, «укреплёнными» юристами?

  1. Прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития.
  2. Анализ социокультурных последствий управленческих решений.
  3. Поиск новых эффективных методов социализации (общественного становления каждого человека) и инкультурации (освоение содержания культуры каждым человеком, прежде всего – молодёжью).
  4. Выработка и доведение до общества и каждого человека научного знания о национальной культуре, содействие пониманию иных культур, людей с другими взглядами для воспитания взаимотерпимости и согласия в нашем культурно-неоднородном сообществе.
  5. Преодоление технократического подхода в образовательной политике, содействие гуманизации и гуманитаризации образования.
  6. Нейтрализация антикультуры во всех социально-возрастных группах, особенно в молодёжных, где заинтересованные структуры цинично маскируют ее под  специфику молодёжной контркультуры.
  7. Изучение тенденций в криминальной субкультуре, выявление путей и механизмов её распространения в общей культуре России и выработка способов нейтрализации этих негативных тенденций.

    Таким образом, бурное развитие научных дисциплин, изучающих отдельные сегменты культуры, объективно привело к новому рубежу в исследовании феномена культуры – появлению культурологии, ориентированной на современность, на изучение актуальных тенденций культурного развития, и на этой основе составление научного прогноза и программ социокультурной динамики в обозримом будущем. Возросшая потребность общества в теоретическом осмыслении культуры вызвала к жизни учебную дисциплину культурологию, её включение как органичную часть социогуманитарного комплекса в широкий образовательный процесс. Изучение культурологии, позволит молодому поколению россиян соотнести свой образ жизни с новой социокультурной ситуацией в мире и в России, выработать иммунитет к антикультуре, сделать свою жизнь подлинно духовной, избежать негативных  последствий от своей профессиональной деятельности для общества и его культуры. Альтернативы этому пути нет, ибо действует тенденция – под влиянием деструктивных процессов в общественно-культурной жизни продолжается дегуманизация образования, ведущая к дегуманизации общества. Если её не остановить, то она, в конечном счёте, может привести к утрате обществом как социальной целостности, так и культурной специфичности. Какая из этих двух тенденций возьмёт верх, зависит от выбора молодого поколения, вступающего в «социокультурную» жизнь. 
 
 
 
 
 

      Литература:

  1. Арнольдов А. И. Культура и горизонты XXI в. // Вестник МГУКИ. 2003. № 1.
  2. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов, - М.: Издательство Юрайт. Высшее образование, 2010.
  3. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990.
  4. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. – СПб., 2005.
  5. Колотова Н. В. Право и права человека в условиях глобализации / Научная конференция // Государство и право. 2006. № 2.
  6. Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.
  7. Культурология: конспект лекций / Г.В. Драч и др.; отв. Ред Г.В. Драч. – Изд. 6-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  8. Ларин Ю. В. Проблемы структуры культурологии // Вестник МГУКИ. 2003. № 3.
  9. Мальцев Г. Какой юрист сегодня нужен обществу // Российская юстиция. 2001. № 5.
  10. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. – М., 2008.
  11. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10.
  12. Осокин О.В. Культурология // Культурология Энциклопедия. В двух томах. М.:  «Российская политическая энциклопедия», 2007. Т.1. С. 1076.
  13. Платонова Э. Конспект лекций по культурологии. – М., 2003.
  14. Руднев В. Н. Подготовка юриста в свете российского образования // Российская юстиция. 2006. № 2.
  15. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.
  16. Флиер А. Я. Культурология как гуманитарная наука // ОНС. 2005. № 1.
  17. Флиер А.Я. Феномен культурологии: опыт новой интерпретации // Обсерватория культуры. 2011. № 2.
  18. Шендрик А. И. Теория культуры. Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2002.
 

    

Информация о работе Культурология как научная и учебная дисциплина