Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:56, доклад
В конце XX – начале XXI веков стремительно меняется социальный и куль¬турный облик мира. В современном мире взаимосвязи и взаимозависи-мости людей и целых народов приобретают систематический и полномас-штабный ха¬рактер, который превращается в существенный фактор их жизни и мышления.
1. Социогуманитарное знание и культурология в современном
вузовском образовании………………………………………….1
2. Культурология в России: вехи становления и современное
состояние…………………………………………………………10
3. Культурология и другие науки о культуре, особенности её
объекта и методологии………………………………………….18
4. Культурология как наука постнеклассического типа………...21
5. Культурология как учебная дисциплина, её цели и задачи…...27
6. Задачи общества и государства в сфере культуры в XXI веке..30
7. Литература………………………………………………………..33
Интенсивное развитие цикла культурологических дисциплин в России, инициированное в сфере образования, идёт с начала 1990-х гг. Первоначально в вузах разного направления вводятся курсы истории и теории культуры, а затем и культурологии, разрабатываются образовательные стандарты и учебные программы. Продолжается научное осмысление культуры, оформляется предметное поле культурологического знания, формируется его категориально-понятийный аппарат.
Учёные-гуманитарии, исследующие и преподающие в отечественных вузах в начале ХХI века науку о культуре, рассматривают её в контексте целей и задач современного гуманитарного образования, как необходимый его элемент. Она позволяет сохранить образованию признак идеологичности в самом широком смысле этого слова, являясь дисциплиной, формирующей нравственные стороны личности, мировоззренческие позиции, ценностные представления. Культурология помогает студентам обрести способность не только воспринимать окружающий мир как целостность, но и понимать его, ибо культура (как становящаяся, так и накопленная) позволяет обществу сохранять жизнеспособность в кризисных ситуациях39.
Формирующаяся на пересечении социальных наук и гуманитарного знания культурология выполняет не только собирательную, но и организующую функцию – стремится упорядочить, объединить многочисленный поток сведений о культурных явлениях в некое системное целое. Это неизбежно меняет структуру современного гуманитарного образования в наших вузах, в которой культурология должна занять место базового элемента. Конечно, в современных вузах с теми или иными аспектами культуры студенты знакомятся посредством разных гуманитарных и социальных дисциплин (философии, истории, социологии, психологии и т.д.), но именно культурология, имеющая социальную и гуманитарную составляющую, в настоящее время превращается в системообразующий каркас для целостного осмысления культуры.
Культурология как учебная дисциплина обычно содержит два, органично связанных друг с другом раздела – теорию и историю культуры, что означает единство теоретического и исторического способов рассмотрения форм культурного существования человека. Исходя из такого понимания, культурологию можно рассматривать как знание о современной культуре (вобравшее в себя ценности прошлых культур, востребованные в наше время), её сущности, структуре, функциях и перспективах развития40.
К целям и задачам учебного курса по культурологии можно отнести:
- оказание помощи студентам в выработке научных представлений о культуре, её роли в жизни цивилизованного общества и каждого его члена;
- целенаправленное приобщение будущих специалистов к культурному наследию своего народа и человечества в целом для познания подлиннных ценностей мировой и отечественной культур;
- содействие в формировании современной профессиональной и общей культуры студентов вуза.
Приобщение к научному знанию
о культуре, воспитание потребности
самостоятельного и сознательного отношения
к культуре, её явлениям и продуктам культурного
творчества для собственного духовного
и профессионального становления является
главной целью курса культурологии.
6. Задачи
общества и государства в сфере культуры
в XXI веке
В современной России развернулись интенсивные культурологические исследования, преподавание культурологии охватывает разные уровни общего и профессионального образования, сформировалась прикладная культурология. В результате всё большее число молодых людей начинает адекватно воспринимать феномен культуры и многие его проявления. В университетах культуры и искусств формируется корпус профессионалов в сфере социокультурной деятельности.
Важно сохранить эти тенденции, «наращивать» гуманитарную традицию в воспитании подрастающего поколения и последовательно преодолевать «культурный дефицит» у части наших граждан. Всё это можно обозначить «культурной составляющей» становления гражданского общества в нашей стране, призванного целенаправленно воздействовать на государство и его властные структуры, побуждая их к выработке и проведению в жизнь адекватной культурной политики.
Каковы место и роль современных юристов в отмеченных выше процессах? – думается, весьма значительные.
Юристы, получившие качественную культурологическую подготовку, органично включаются в процесс становления современного общества, в выполнение им регулятивной функции во всех областях жизнедеятельности людей и на различных её уровнях, прежде всего на уровне норм морали и права. Юристы также не менее «органично» должны входить и в государственные структуры, профессионально участвуя в реализации всех их функций. Именно от юристов во многом зависят назревшие преобразования в обществе и государстве, в установлении цивилизованных отношений между ними.41 Какие цели и задачи в сфере культуры стоят перед обществом и государством, «укреплёнными» юристами?
Таким
образом, бурное развитие научных дисциплин,
изучающих отдельные сегменты культуры,
объективно привело к новому рубежу в
исследовании феномена культуры – появлению
культурологии, ориентированной на современность,
на изучение актуальных тенденций культурного
развития, и на этой основе составление
научного прогноза и программ социокультурной
динамики в обозримом будущем. Возросшая
потребность общества в теоретическом
осмыслении культуры вызвала к жизни учебную
дисциплину культурологию, её включение
как органичную часть социогуманитарного
комплекса в широкий образовательный
процесс. Изучение культурологии, позволит
молодому поколению россиян соотнести
свой образ жизни с новой социокультурной
ситуацией в мире и в России, выработать
иммунитет к антикультуре, сделать свою
жизнь подлинно духовной, избежать негативных
последствий от своей профессиональной
деятельности для общества и его культуры.
Альтернативы этому пути нет, ибо действует
тенденция – под влиянием деструктивных
процессов в общественно-культурной жизни
продолжается дегуманизация образования,
ведущая к дегуманизации общества. Если
её не остановить, то она, в конечном счёте,
может привести к утрате обществом как
социальной целостности, так и культурной
специфичности. Какая из этих двух тенденций
возьмёт верх, зависит от выбора молодого
поколения, вступающего в «социокультурную»
жизнь.
Литература:
Информация о работе Культурология как научная и учебная дисциплина