Личность и учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 21:24, реферат

Описание

Аристотель – величайший мыслитель древнегреческой философии классического периода. История Древней Греции – особая историческая ступень в развитии обществ. Это ступень, когда совершился переход от бронзы к железу. Именно в этот период греки достигли больших успехов.

Содержание

Введение………………………………………………….……………….3
1. Биография Аристотеля………………………….……….…..…....5
2. Учения Аристотеля…………………………….……...…………..7
1. Сочинения Аристотеля……………………………………….7
2. Философия Аристотеля в целом……………………………..9
3. Аристотель как основатель логики…………………………12
4. Учение об обществе и государстве…………………………16
Заключение……………………………………………………………...19
Список используемой литературы…………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Аристотель реф.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: Культурология 

на тему: «Личность и учение Аристотеля» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………….……………….3

  1. Биография Аристотеля………………………….……….…..…....5
  2. Учения Аристотеля…………………………….……...…………..7
    1. Сочинения Аристотеля……………………………………….7
    2. Философия Аристотеля в целом……………………………..9
    3. Аристотель как основатель логики…………………………12
    4. Учение об обществе и государстве…………………………16

Заключение……………………………………………………………...19

Список используемой литературы…………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Аристотель  – величайший мыслитель  древнегреческой  философии классического периода. История Древней Греции – особая историческая ступень в развитии обществ. Это ступень, когда совершился переход от бронзы к железу. Именно в этот период греки достигли больших успехов.

      Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н. э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.

      В настоящее время уже давным-давно  оставлено мнение, будто, например, эпос Гомера есть начальная ступень в развитии поэтического искусства, а архитектура классической Греции – начальный фазис в развитии европейского зодчества.

      Зачатки технических навыков, научных знаний и искусств греки заимствовали у  своих соседей – народов более  древней и в то же время более высокой культуры. Это были вавилоняне, египтяне, финикийцы, персы. Однако усвоив у них зачатки искусств и научных знаний, греки в короткий срок поразительно развили эти зачатки. Они создали замечательную собственную мифологию, архитектуру, поэзию, театр. В математике, астрономии, механике, отчасти также и медицине они превратили знания, накопленные их восточными соседями и предшественниками, в науки, для которых характерны не только известная сумма данных и сумма наблюдений, но и обоснование познанного, а также его систематическая связь.

      Одним из важнейших явлений и результатов  исторического развития Древней  Греции стала древнегреческая философия. Греческие философы принадлежали в  большинстве к различным слоям  «свободных», т. е. по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

      Восстановление  наследия и содержания учений древнегреческой  философии представляет исключительные трудности вследствие происшедшей  еще до конца античного мира утраты большей части произведений древнегреческой  философии и науки, в том числе  почти всех произведений материалистических школ. Полнее сохранились сочинения крупных идеалистов IV в. до н. э. (Платона и Аристотеля), а также неоплатоников (Плотина, Прокла). С середины XII в. благодаря посредничеству ученых арабов и евреев, а также византийских греков становится гораздо более полным знакомство ученых Западной Европы с крупнейшим мыслителем древнегреческой философии Аристотелем. Начиная с XV в. интенсивно развивается незавершившийся и по настоящее время процесс разыскания, восстановления и изучения всего состава учений и произведений древнегреческой философии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

1. БИОГРАФИЯ  АРИСТОТЕЛЯ 

     Величайшим  из учеников Платона был Аристотель. Он родился в 384 г. до н. э. в городе Стагире – во Фракии, неподалеку от Македонии. Отец Аристотеля Никомах был по профессии врач. Таким образом, Аристотель жил в семье, где он мог с юношеских лет приобрести интерес к изучению физической природы человека.

     Сведения  о личности и характере крайне скудны и, что гораздо хуже, в значительной своей части не заслуживают доверия. Аристотель, как говорят, в молодости был невзрачного вида. Сам худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по нескольку дорогих перстней и делал необычную прическу. Можно представить его как человека весьма тщеславного и честолюбивого, особенно в поздние годы.

       В 367 г. до н. э. он уехал  в Афины для завершения образования  и вступил в Академию – школу  Платона; в ней он пробыл  в течение двадцати лет. В  кругу учеников и друзей Платона Аристотель резко выделялся громадной начитанностью и выдающимися умственными дарованиями.

     В 343 или 342 г. до н. э. Аристотель принял приглашение  македонского двора стать воспитателем Александра – сына македонского царя Филиппа. Влияние этого обучения и воспитания было немалым. Руководство воспитанием Александра продолжалось всего три года, так как в 335 г. до н. э. Филипп умер и Александру пришлось уделять все время государственному управлению. У Аристотеля уже не оставалось поводов для его дальнейшего пребывания в Македонии, и он на пятидесятом году жизни возвращается в Афины. Явился он в Афины как человек известный и уважаемый. При таких обстоятельствах Аристотель решил открыть в Афинах собственную школу.

     В 323 г. до н. э. положение Аристотеля в Афинах стало опасным. В Афинах поднимается сильное движение против македонского владычества над Грецией, в том числе, прежде всего над Афинами. Во мнении афинян Аристотель продолжал оставаться приближенным македонского царя, сторонником его политической системы. Это привело к тому, что против Аристотеля был возбужден процесс, он был обвинен в нечестии. Опасаясь подвергнуться той же участи, которую в свое время испытал Сократ, Аристотель покинул Афины еще до суда над ним поздним летом 323 г. до н. э. Он поселился в Халкиде на острове Эвбея, но уже в следующем, 322 г. до н. э. там же умер.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. УЧЕНИЯ  АРИСТОТЕЛЯ
 

                            2.1 СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ 
       

     Философская продуктивность Аристотеля была чрезвычайно  велика. По существу в его сочинениях охвачены все отрасли современного философского и научного знания. Основную часть дошедших до нас сочинений Аристотеля составляет свод его трактатов и ряда отрывков. Часть из них – подлинные произведения самого Аристотеля, часть подложны.

     Характер  компоновки и изложения в дошедших до нас произведениях свода сочинений  Аристотеля отличается своеобразными  недостатками: совсем не похоже, что  эти сочинения – отделанные, предназначенные для чтения, гармонично скомпонованные книги. Скорее, это записи, заготовки, вспомогательные наброски.

     Естественное  введение в свод философских и  научных работ Аристотеля составляет сборник его логических трактатов, названный «Органоном», что в переводе означает «орудие». Название это указывает, что логика есть учение об орудии научного исследования и в этом смысле есть как бы введение в философию. В «Органон» входят: 1) «Категории» - сочинение; 2) «Об истолковании» (трактат о суждении); 3) «Аналитики» - основной логический труд Аристотеля; 4) «Топика» - обширный трактат о вероятных доказательствах;  5) «Опровержение софистических доказательств».

     Одно  из знаменитейших сочинений Аристотеля – «Метафизика». «Метафизика» буквально означает «то, что после физики». «Метафизикой» была названа группа трактатов Аристотеля. В этих трактатах излагалось учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на целых два тысячелетия, среди философов установился обычай называть «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительное исследование бытия. В то время как физика изучает «посюсторонние» явления природы, постигаемые с помощью опыта, «метафизика» исследует сущность бытия с помощью не опыта, а умозрения.  Огромное значение в истории науки – античной и феодального общества – получили естественнонаучные сочинения Аристотеля. Сюда относится «Физика» и ряд примыкающих к ней работ: «О небе», «Чтения по физики», «О частях животных» и т. д. 

     Очень важен для понимания психологического и биологического учения Аристотеля, а также некоторых вопросов его  теории познания трактат «О душе». Душа по Аристотелю, так же бессмертна, как и по Платону. Но учение о бессмертии души покоится у Аристотеля не прямо на безоговорочном признании вечной идеи души, а вытекает из строго логических доказательств. Аристотель утверждал, что душа, взятая сама по себе, не содержит в себе никаких признаков или свойств, а следовательно, не изменяется во времени. Вот почему она вечна и бессмертна.2

     Видное  место в литературном наследии Аристотеля занимают работы по этике. Несомненно, к самому Аристотелю восходит этический трактат, дошедший под названием «Этика Никомаха».

     Проблемам политического устройства и воспитания посвящен обширный трактат «Политика».

     В «Риторике» и «Поэтике» рассматриваются вопросы ораторского искусства, эстетики, теории поэзии и театра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ В ЦЕЛОМ
 

      Если  вещи действительно  существуют, то необходимым  образом существуют и идеи вещей; так  что без идеи вещь не существует или  сама вещь остается непознаваемой. Нужно начать с того, что центральная категория философии Платона перешла к Аристотелю почти целиком.   По мнению Аристотеля, каждая вещь чем-нибудь отличается от всякой другой вещи, поэтому она обладает рядом существенных свойств и совокупность всех этих существенных свойств вещи как раз и есть не что иное, как идея вещи. Если вещь действительно существует, то она чем-нибудь отличается от другой вещи; а если она ничем ни от чего не отличается, то она вообще не есть нечто, не есть то, о чем можно было бы что-то сказать. Итак, уже простое существование вещи требует того, чтобы она была носителем какой-нибудь идеи (эйдоса).

      Аристотель  решительно критикует  принципиальный отрыв  идеи вещи от самой  вещи. Аристотель не отрицал наличие идей, а, наоборот, не мыслил себе мира без существования. Он восставал только против их отрыва и изоляции от действительности со всем бесконечным множеством и разнообразием вещей.

      Идея  вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи. Вся основа аристотелизма в том и заключается, что Аристотель мыслит себе идею вещи не как-нибудь отдельно от вещи и не где-нибудь в другом месте, чем то, которое занимает данная вещь, но в самой же вещи. Ведь идея вещи есть сущность этой вещи.

      Четырехпринципная структура всякой вещи как организма. Форма и материя. Аристотель выделял четыре принципа любой вещи, понимаемой как организм: первый такой принцип – это эйдос. Эйдос вещи – сущность, которая находится в ней же самой и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. Аристотель очень хорошо и очень метко называет такую сущность вещи «тем, чем она является сама по себе»; второй принцип – материя и форма. Например, материя шкафа есть дерево. А форма этого шкафа есть тот вид, который приняли деревянные материалы, обработанные для определенной цели. Учение о мере. Мера у Аристотеля вовсе не только просто количественный принцип, но прежде всего принцип эйдетический, равно как и принцип причинно-целевой, не говоря уже об его материальности. Движение и цель вещи входят в само определение вещи, уже по одному этому в определение вещи должна входить и мера в ее смысловой осуществленности. Материя и случайность. Материя не есть эйдос, ни эйдос вообще, ни какой-нибудь эйдос в частности. Материя несет с собой не предусмотренную никаким эйдосом случайность его осуществления. Никакой вещи не существует без ее материи, поскольку материя – это и есть принцип ее существования.

Информация о работе Личность и учение Аристотеля