Магические обряды осетинской свадьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:51, реферат

Описание

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что современное общество утрачивает и забывает обычаи, которых придерживались наши старшие, поэтому целью моей работы является раскрыть особенности традиционной осетинской свадьбы как в древности, так и на современном этапе.

Содержание

Введение

Глава 1. Магия лиминального состояния

Глава 2.Магические обряды в доме невесты

Глава 3.Магические обряды в доме жениха

Глава 4.Обереги свадебного костюма

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

ЗЕРКАЛО В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ОСЕТИН.docx

— 53.65 Кб (Скачать документ)

     Глава 4. Обереги свадебного костюма

     Одним из ярких элементов этнического  своеобразия народов является одежда. Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной. К последней относятся свадебные костюмы жениха и невесты. Традиционный костюм бывает ограниченным больше этнически, чем сословно, что является свидетельством единства мифопоэтических представлений о мире.

У осетин различия в одежде и ее элементах были связаны  также с различными возрастными  классами. К сожалению, осетинскому костюму было уделено недостаточно внимания в осетиноведении. Эта тема интересна как с точки зрения описания и систематизации материала, так и выявления генезиса элементов осетинской одежды и их семантики.

Женский свадебный костюм

     Основными элементами женского свадебного костюма  являлись рубаха (хæдон), корсет (хæлынкæрц), кафтанчик (цыбыр куырæт), распашное платье (разгом къаба), шапочка (ног чындзы худ), фата (ног чындзы хыз), обувь (къахы дарæс).

     Кафтанчик (цыбыр куырæт): девушка начинала носить кафтанчик с момента, когда она вступала в брачный возраст и начинала ходить на танцы. Он надевался поверх рубахи под распашное платье. Шили его по возможности из дорогих тканей (бархата, атласа, плотного шелка). Кафтанчик схватывал и стягивал фигуру от плечей до талии. При застегивании он туго натягивался, иначе, если одежда была свободной, нагрудные застежки бы расстегивались. Ворот, борта, подол кафтанчика украшались галуном и вышивкой золотыми нитками.

Наибольшей устойчивостью  узора отличалась вышивка в углу полочки кафтанчика. Чаще всего это  был равнобедренный треугольник, обращенный вершиной в угол полы. От основания  этого треугольника отходили изогнутые  кривые, напоминавшие иногда рога - эти  фигуры выполняли функцию оберега  и символизировали плодородие.

Одним из элементов  традиционного женского свадебного костюма осетин являются нагрудные  застежки, которые пришивались на платье или кафтанчик и прошли путь от собственно застежек к их имитации - украшениям.

     Корсет (хæлынкæрц): важным элементом свадебного костюма невесты был корсет, который одевался на рубаху под кафтанчик. В прежние времена он мог быть и из кожи (хæлын), в поздние - из двух или трех слоев шелка. Верхняя часть корсета доходила до подмышек, нижняя - до талии, или немного ниже. Спереди корсет был завязан на мелкие узелки тесьмой или шнуром. Для того, чтобы молодой не развязывал шнур зубами, его натирали перцем, а иногда и мылом. Существовал запрет использовать что-либо острое для развязывания шнура. Если в первую ночь молодому не удавалось развязать корсет, то он не имел права притрагиваться к молодой. Если шнур был разрезан или порван это считалось позором для мужчины.

Корсет, после  того как его снимут, надо было вернуть  женщине (соседке или родственнице невесты), которая его сшила, приложив к нему подарок.

     Распашное платье (разгом къаба): поверх кафтанчика надевалось распашное платье светлых тонов. Покрой его во многом совпадал с мужской черкеской (цухъа).

     Особенностью  свадебного платья является широкий  висячий рукав (уæларм), который восходит еще к скифским временам. Висячий, длинный рукав, иногда переходящий  в лопасть, был характерен не только для праздничных платьев женщин определенной социальной среды - феодальной верхушки. Преувеличенно длинные рукава, низко висящие лопасти были очень неудобны для работы и не могли быть повседневными. Они подчеркивали именно праздность, возможность не работать: кратковременную для большинства (свадьба, праздник) или постоянную для высших сословий.

Полочки, рукава и подол платья были украшены растительным и геометрическим орнаментом, который, как и нагрудные застежки, символизировал древо жизни (невесту в осетинском фольклоре часто сравнивали с  плодоносящим деревом) и служил в  качестве магического оберега.

     Пояс (камари): поверх распашного платья одевался пояс который, как и кафтанчик, девушка начинала носить в период, когда ее уже можно было сватать. По своей форме, качеству и материалу пояса отличались разнообразием и зависели от материальных возможностей. Серебряные пояса имели большую ценность и передавались из поколения в поколение в качестве наследства, приданого, подарков. Невесте одевали пояс как оберег от сглаза и порчи который создавал круг неприкосновенности.

     Шапочки (чындзы худ): частью свадебного костюма были шапочки. Они имели форму усеченного конуса с плоским дном, обтягивались красным бархатом. Околыш и донышко украшались золотым шитьем (хæрдгæхуыд) с зооморфным или растительным рисунком.

По мнению исследователей, шапку одевали на невесту, с одной  стороны, чтобы защитить ее от порчи, с другой, - шапка подчеркивала высокое положение невесты и жениха в контексте свадебной обрядности .

     Фата (ног чындзы хыз): поверх шапочки накидывалась тонкая белая кисея, которая в свою очередь прикрывалась обширной шелковой шалью, спускающейся на лицо. После того, как девушка была засватана, ей прикрывали голову и лицо куском красного сукна. По красному сукну на голове нетрудно было узнать девушку накануне вступления в новую жизнь. Последнее, по всей видимости, было одним из локальных вариантов свадебной одежды.

Обувь (къахы дарæс): специфической свадебной обувью, в отличие от праздничной, являлись деревянные башмачки - ходули, распространенные в отдельных районах Осетии преимущественно среди высшего сословия. 

Мужской свадебный костюм

     К свадьбе жених готовил новый  комплект одежды, состоявший из шапки (худ), бешмета (куырæт), черкески (цухъа), штанов (хæлаф), ноговиц (зæнгой), обуви (къахы дарæс). «Получив разрешение жениться, парень прежде всего строил комнату. После этого он приобретал лошадь, новую одежду (черкеску, каракулевую шапку «бухар худ», сафьяновые чувяки и ноговицы» .

Костюм жениха мало чем отличался от того, который  юноши получали по достижении совершеннолетия  в 15–17 лет. Происходило это в честь  первого выхода на сенокос, когда  устраивался праздник «Цыргъисæн» ( «взятие острия»), посвященный громовику и патрону оружия Сафа/Сæрызæд.

     Шапка (худ): одним из главнейших предметов мужской одежды была шапка. Свадебным головным убором жениха являлась папаха - высокая шапка из шкурки барашка. Жених не мог появиться в доме невесты без шапки. С ней у осетин связано много афоризмов: «Лæг лæгыл нымад уымæн у, æмæ худ дары» ; «Мужчина потому и считается мужчиной, что носит шапку»; «Худ дарынæн лæг хъæуы»; «Чтобы шапку носить, нужен мужчина» и др.

     Одной из инкарнаций фарна считался баран. Известно, что существовали головные уборы в форме головы барана. В качестве предположения можно высказать мысль, что папаха была одним из символов фарна на голове мужчины.

     Бешмет (куырæт): бешмет - это плечевая одежда с высоким стоячим воротником и застежкой спереди посередине до талии. Длина бешмета была выше колена или доходила до него. Куырæт входил в комплект одежды, который юноши в традиционном осетинском обществе получали, пройдя очередную возрастную инициацию в юношеском возрасте. Вероятность этого может быть подтверждена и тем, что и девушки начинали носить женский кафтанчик (куырæт) в период, когда их можно было сватать и они начинали ходить на танцы.

     Штаны (хæлаф): штаны были элементом как мужского, так и женского костюма у народов Северного Кавказа. По всей видимости, необходимость в этом элементе костюма была связана с частой и длительной ездой на лошадях и климатическими условиями. Мужские брюки в поясе имели узкий поясок, в который продевали специальный шнурочек (астæубос), связанный из простых или шерстяных ниток. Часто шнурки эти были пестрые при сочетании красного, белого и черного цветов, рисунок был в полоску или же в клетку, а также крестиками.

     Черкеска (цухъа): черкеска - верхняя мужская одежда, по покрою близкая к бешмету, но без воротника и с открытой грудью. Этот элемент одежды восходит еще к скифским временам. Черкеска одевалась на бешмет. Вверху черкеска строго облегает стан, а от груди до талии застегивается на особые из нити петлички. От поясницы и ниже черкеска расклешена и драпируется в складки. Рукава ее широки и закрывают руки до концов средних пальцев.

Говоря о возрасте, когда осетины начинали носить черкеску, можно сказать то, что отроки и юноши одеваются несколько иначе. Первые большею частью щеголяют в рубашках, редко в бешметах. Последние до 15–17 лет редко одевают черкеску, обычно ходят в бешметах.

Свою историю  имеет такой элемент черкески, как газырницы. Нашитые на груди, они появились в связи с широким распространением огнестрельного оружия. Первоначально газыри носили в кожаных сумках, укрепленных на ремне через плечо или на поясе. Со временем газырницы начали нашивать на черкеску по обеим сторонам груди. Первоначально их делали из кожи, реже из ткани, и они имели 7–10 отделений.

Свободные края черкески и рукава обшивались тесьмой (алдымбыд). Если одежда была выходной, то помимо тесьмы она обшивалась галуном из серебряных и золотых ниток. Наиболее почетным цветом черкески, согласно Нартовскому эпосу, был белый.

     Мужской пояс (ирон рон): одним из важнейших элементов мужского горского костюма является узкий наборный пояс с декоративными бляшками (так называемый кавказский пояс), к которому прикреплялся кинжал (хъама).

     Исследователи связывают генезис «Кавказского»  мужского пояса с воинскими поясами  раннего средневековья. В средние  века количество металлических накладок, их форма, орнаментация и взаиморасположение представляли собой сложную систему  закодированной информации, указывавшей  на этническую и социальную принадлежность воина, его место в дружинной иерархии, боевые заслуги. Пояс, согласно мифологическому мышлению, выполнял и охранительные функции, так как заключал человека в круг.

Итак, традиционный свадебный костюм осетин символизировал новый этап в жизни человека, связанный  с изменением его социального  статуса. Использование в костюме  белого, красного, желтого и черного  цветов и их оттенков связано, с цветовым кодом мифопоэтической мод.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В своей работе я раскрыла актуальность выбранной мной темы подробным описанием осетинской свадьбы в древности и в современном обществе, какие обычаи и ритуалы утратились и какие соблюдаются в наше время.

       Цель моей работы была полностью  достигнута подробным описанием особенностей и обычаев, магических обрядов в контексте традиционной осетинской свадьбы, рассказала какие ритуалы проводятся в доме невесты и в доме жениха, описала всю красоту и строгость свадебной одежды осетин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Газданова В.С. «Традиционная осетинская свадьба миф, ритуалы и символы»; Владикавказ 2003г.;с.237.
  2. Чибиров Л.А «Традиционная культура осетин»; Владикавказ 2008г.; с.119.

Информация о работе Магические обряды осетинской свадьбы