Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:51, реферат
Существование элитарного и массового в культуре обусловлено социально-историческими факторами, наличием различных социальных групп, их ориентацией в духовной жизни, предпочтениями, идеалами, уровнем интеллектуальности.
Одни исследователи говорят сегодня о противостоянии массовой и элитарной культуры, другие, напротив, высказывают мысль о существовании единого поля культуры. В своей работе мы попытаемся проанализировать мнения исследователей.
I Введение С. 2
II Массовая культура С. 3
III Элитарная культура С. 10
IV Заключение.
Взаимосвязь массовой и элитарной культуры С. 13
Список литературы С. 16
Содержание
I
Введение
II
Массовая культура
III
Элитарная культура
IV Заключение.
Список
литературы
I Введение
Особенности производства и потребления современной культуры позволяют говорить о ее социальной дифференциации. В работе «Дегуманизация искусства» эту мысль обосновывает Х.Ортега-и-Гассет(10). По его мнению, в начале XX века искусство модернизма выступило подобно социальной силе, разделив публику на два неравных класса - класс людей, понимающих это искусство (несмотря на то, что оно очень мало походило на искусство в привычном смысле слова), и класс людей, настроенных по отношению к нему резко негативно. Первых Ортега относит к элите, последних - к массе.
С этого времени в литературе оживленно дискутируется проблема массовой и элитарной культур. Справедливости ради следует заметить, что сама проблема не нова: искусство модернизма только лишь актуализировало ее, перевело из скрытой - в очевидную; неоднородность культуры является ее неотъемлемой особенностью. «Культура иерархична», - писал Н. А. Бердяев. Внутри нее существует строгий порядок ценностей, на основании которого одни ее феномены стоят в этой своеобразной «табели о рангах» выше, другие – ниже.
Существование
элитарного и массового в культуре
обусловлено социально-
Одни
исследователи говорят
сегодня о противостоянии массовой и элитарной
культуры, другие, напротив, высказывают
мысль о существовании единого поля культуры.
В своей работе мы попытаемся проанализировать
мнения исследователей.
II
Массовая культура
«Массовая культура (от лат. massa - ком, кусок) – понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойственен «усредненный» уровень духовных потребностей»(9, С. 231).
С древних времен культура была дифференцированной и неоднородной: так, жреческая культура была доступна только посвященным. Массы довольствовались «разрешенными» мифами, тогда как избранным, посвященным адресовались сакральные. В эпоху раннего Средневековья существовали упрощенные варианты Библии, с большим количеством иллюстраций, рассчитанные на знакомство с Книгой и тех верующих, которые не умели читать. В Новое время в Европе появляются приключенческие и авантюрные романы: интригующее содержание излагается в них вполне Доступным языком, что способствует нарастанию интереса к развлекательной литературе. Принятый в Великобритании в 1870 году закон о всеобщей грамотности в еще большей степени подготовил потенциальных потребителей той культуры, которую Ницше назовет демократической (в противовес аристократической). Феномен массовой культуры в современном значении этого слова принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства с возникновением индустриальной цивилизации (в шпенглеровском и бердяевском понимании) и всеобъемлющей «массовизацией» жизни
В работе «Восстание масс» X. Ортега-и-Гассет пишет о новой структурной единице общества - «человеке массы»: «Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - это совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Таким образом, чисто количественное определение - многие - переходит в качественное» (11, С. 309).
Нашествие
масс, безликих и агрессивных, Ортега
объясняет демографическим
Демографический
взрыв сопровождался
Понятие «масса» означает у Ортеги-и-Гассета не социальную принадлежность, а тот человеческий тип, который господствует в XX веке во всех - в том числе и аристократических - слоях общества: это некая вертикаль, пронзившая общество сверху донизу. Человек массы лишен морали, так как сама суть ее, состоящая в сознании служения и долга, ему непонятна. Слова Гете - «Жить, как хочется - плебейство, благородны долг и верность» для человека массы всего лишь сотрясание воздуха. Удручает неотвратимость наступления масс, состоящих из людей «вполне довольных собственной неотличимостью от других, одержимых «идеей беспрепятственного роста жизненных запросов, уверенных в собственном совершенстве, насаждающих во всех сферах жизни - от политики до искусства - тиранию интеллектуальной пошлости; не приученных считаться ни с кем, кроме самих себя (пока нужда не заставит)» (11, с. 45). Но если прежде в европейской истории человек наследовал обычаи, житейский опыт, умственные навыки и т. д. и не присваивал себе умозрительных суждений, имел некий свод идей, признанных «своими», и никогда не противопоставлял эти «свои» идеи идеям политика, философа, художника (не решаясь выходить за рамки своей компетенции), то в современном мире массы вышли из повиновения. Они не только не подчиняются никакому меньшинству, но и вытесняют его из всех сфер жизни, замещают его собой: не зная законов развития общества, они пытаются править миром, вовлекаются в активную социальную жизнь.
Заурядный человек с его невысокими эстетическими запросами способствует созданию такой же, как и он сам, заурядной культуры, которая теперь уже не просто существует рядом с культурой «высокой» в качестве дополнительной, но вытесняет последнюю на периферию, занимая ее место. В этом и состоит специфика функционирования массовой культуры в XX веке: она более не довольствуется своей прежней скромной ролью, но стремится подменить собой всю культуру. Достаточно посмотреть программу телепередач, чтобы убедиться в этом: лучшее время (так называемый «прайм-тайм») отдано развлекательным передачам, чаще всего низкопробного свойства, любители же, к примеру, интеллектуального кинематографа вынуждены довольствоваться самым неудобным временем телеэфира.
Беспрецедентное
по своим масштабам и
I этап - первобытная дописьменная культура, основанная на принципах естественности и коллективности образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира благодаря устным формам связи и передачи информации;
II этап - культура письменно-печатная, заменившая устно-эмоциональные формы общения книжными и утвердившая вместо естественности и коллективизма дидактизм, индивидуализм и национализм; с изобретением печатного станка Европа вступает в новую фазу развития - технологический прогресс;
III этап - современный, отходящий от принципов «Галактики Гутенберга» в сторону возрождения естественного слуховизуального многомерного восприятия мира и коллективности, но на новой - электронно-индустриальной - основе с помощью замещения книжнопечатных знаков общения радиотелевизионными средствами массовых коммуникаций (5, С.16).
На современном этапе электронные средства массовой информации вновь возвращают нас к первому - дописьменному - этапу развития цивилизации, основанному на слуховизуальном восприятии реальности, что придает новой культуре «слуховой характер», «заставляя множество людей одновременно включаться в процесс передачи и получения информации - наподобие того, как не один, а масса слушателей может присутствовать при сообщении того или иного фольклорного текста» (5, С.17). В наши дни возрождается первобытная культура, чьи мифы формируются теперь уже средствами массовой информации, сужающими пространство, превращающими мир в «глобальную деревню» и создающими нового «племенного человека». Мифы этого нового в истории персонажа (такие, например, как «культ звезд», наследовавший культу идолов) также формируются средствами массовой информации.
На становление массовой культуры оказала влияние и коммерциализация всех общественных отношений, приведшая к возникновению феномена, названного Т. Адорно «культуриндустрией»: кино и радио, пишет он, «сами себя называют индустриями, и публикуемые цифры доходов их генеральных директоров устраняют всякое сомнение в общественной необходимости подобного рода готовых продуктов» (2, С.150). Сказанное относится практически ко всем видам массовой культуры: шоубизнесу, рекламе и т. д.
Неотвратимая стандартизация, наступающая вследствие серийного производства продуктов «культуриндустрии», приносит в жертву все то, что отличало логику произведения искусства от логики промышленного производства. Культуриндустрия производит такой же товар, как и любая другая отрасль промышленности, и точно так же этот товар стремится не только утвердиться на рынке, но и максимально этот рынок расширить.
Естественно, что данный товар, для того чтобы быть востребованным, должен максимально соответствовать запросам потенциальных покупателей, поэтому изначально массовая культура формируется исходя из чаяний публики. Но связь эта не является односторонней, ибо «чем более прочными становятся позиции массовой культуры, тем более суммарно начинает обращаться она с потребностями потребителей, их продуцируя, их направляя, их дисциплинируя» (2, С. 180).
В этом смысле массовая культура является мощным инструментом манипулирования человеческой психикой, чем пользуются как политики, насаждающие через средства массовой информации те или иные идеологии, так и производители разнообразных товаров, добивающиеся посредством рекламы - явной или скрытой - желаемого результата - расширения производства. Произведение массовой культуры нередко рассматривается потребителем в качестве примера для подражания буквально во всем: от жизненной стратегии героя, особенностей его речи, до его прически, марки машины, часов, одежды и т. д., что вызывает очередной виток покупательского спроса на товары определенных фирм. Именно прибыль является определяющим моментом в «индустрии культуры». Если раньше произведение искусства было, прежде всего, произведением искусства и только потом рассматривалось автором как товар, источник дохода, то теперь оно является только товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями: стандартизацией, рационализацией техники распространения, включающей в себя рекламную кампанию.
Таким образом, возникновение массовой культуры является закономерным итогом развития западной культуры. Среди причин, приведших к стремительному ее распространению, можно выделить рост населения; всеобщее образование; развитие электронных средств массовой информации; возникновение «культуриндустрии», осуществляющей товарное производство развлекательно-досуговых благ.
Научно-технический прогресс способствовал высвобождению большого количества свободного времени у значительной части населения западного мира, иначе говоря, возникновению досуга не только у избранных, как это было прежде, а у самых широких слоев общества. Заполнение досуга становится прерогативой массовой культуры: практику развлечений она поставила на самую широкую ногу и в немалой степени содействовала включению развлечений в число идеалов общества, где оно занимает теперь место среди высших благ.
Но слияние культуры с развлечением не может не подорвать ее устоев: развлечение не предполагает ни созерцания, ни размышления - оно мимолетно, несерьезно и нацелено не на вечное, а на сиюминутное. Не глубиной идеи, но броскостью формы должен выделяться продукт массовой культуры, для того чтобы быть востребованным, рентабельным: только в этом случае ему удастся добиться успеха у значительного количества потребителей. Итак, типичное произведение массовой культуры должно быть занимательным по содержанию и эффектным и, в то же время, незамысловатым по форме - изыски здесь не приветствуются. Массовая культура отвергает любые эксперименты, она ориентируется на предельно простые, уже отработанные в культуре приемы - она традиционна и консервативна. Любая новация может привести к тому, что произведение станет понятным не всем и каждому, а это минуемо повлечет за собой утрату части потребителей. Тот факт, что публике особенно понравилось то или иное произведение массовой культуры, может иметь неожиданные последствия. В литературе, например, появляются писатели, дописывающие уже существующую книгу, или пишущие ее продолжение (от Буратино и Незнайки до «Унесенных ветром» и даже «Войны и мира»). В кинематографе также появляются продолжения приключений полюбившихся героев, вследствие чего фильм разрастается до размеров сериала, а самые полюбившиеся киносюжеты находят свою вторую жизнь в ремейках, кинофильмах, снятых по мотивам уже существующих фильмов.