Массовая и элитарная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:51, реферат

Описание

Существование элитарного и массового в культуре обусловлено социально-историческими факторами, наличием различных социальных групп, их ориентацией в духовной жизни, предпочтениями, идеалами, уровнем интеллектуальности.

Одни исследователи говорят сегодня о противостоянии массовой и элитарной культуры, другие, напротив, высказывают мысль о существовании единого поля культуры. В своей работе мы попытаемся проанализировать мнения исследователей.

Содержание

I Введение С. 2

II Массовая культура С. 3

III Элитарная культура С. 10

IV Заключение.
Взаимосвязь массовой и элитарной культуры С. 13

Список литературы С. 16

Работа состоит из  1 файл

массовая и элитарная культура.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

    Произведение  массовой культуры всегда имеет четкий сюжет, непременно с интригой, и оно всегда принадлежит конкретному жанру: любовный роман, детектив, приключения - смешения жанров массовая культура в своей «классической» разновидности не допускает. По началу фильма легко угадать его конец, по тембру голоса актера - является он по сюжету героем или злодеем (для облегчения этой задачи в первых американских вестернах дело доходило до того, что белую шляпу мог носить лишь положительный персонаж, а отрицательный вынужден был довольствоваться черной).

    В произведении массовой культуры потребителя  волнует, прежде всего, сюжет, рассказ, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев (поэтому это искусство оперирует в основном формами реалистического искусства). Сюжет позволяет радоваться вместе с героями, сострадать перипетиям их судеб. Жажда сопереживания бывает столь сильна, что зритель не обращает внимание на ходульность героев и клишированность сюжета. Читатель, стремясь поскорее узнать «чем дело кончится», рассеянно перелистывает страницы с описанием пейзажа, интерьеров, внутренних монологов героев - психологизм в произведении массовой культуры только раздражает потребителя, ждущего внятной сюжетной канвы без особенных художественных излишеств, рассказа, наподобие сказки или мифа.

    Одна  из особенностей массовой культуры состоит  в том, что зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения. В основе подобной идентификации лежит стремление к идеалу, который и воплощает в себе в меру своих возможностей произведение массовой культуры, реализующее чьи-то несбывшиеся мечты. Массовая культура не только развлекает, она выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливости жизни - отсутствие денег, здоровья, любви, успеха, признания и т. д. Потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить - хотя бы иллюзорно - эмоционально бедное (или исполненное только отрицательных эмоций) существование.

    Сюжеты  массовой культуры часто повторяются. «Описание драматической формулы «попасть в беду и вновь выпутаться из нее» — приложимо ко всей массовой культуре целиком, начиная со слабоумных дамских сериалов и кончая самыми высокими достижениями» (2, С. 182), - писали Адорно и Хоркхаймер еще в начале 1940-х гг. С тех пор в массовой культуре в содержательном плане мало что изменилось. Те же формулы: «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все»; те же вечные истории, вроде истории Золушки (с поправкой на время - в роли «Золушки» может выступать сегодня не героиня, а герой) и т. д. В этом смысле произведения массовой культуры являются своеобразным источником социального оптимизма (редкий голливудский фильм обходится без фразы: «Я сделал это!»).

    Произведение  массовой культуры, как и всякий товар - за редким исключением - недолговечно. Нередко оно спекулирует на актуальных, злободневных темах: СПИД, наркотики, природные катаклизмы, крупнейшие техногенные катастрофы, терроризм и т. д. (трагедия атомной подводной лодки «Курск» оказалась в сфере внимания Голливуда спустя несколько недель). Особое внимание массовая культура уделяет теме агрессии. Жестокость сцен насилия на экране поражает воображение как количеством, так и своей натуралистичностью. «Долгие годы изображение насилия в искусстве было характерно для задворок массовой культуры. В наши дни «сверхнасилие»... вышло на первый план, пристрастие к вымышленному насилию напоминает зависимость от наркотика» (7, с. 119). Объяснение этому факту дается на основании философии 3.Фрейда.

    Поскольку культура подавляет в человеке его  природное начало, подавляет его инстинкты (все многообразие которых Фрейд объединяет в две группы: инстинкты, поддерживающие жизнь - сексуальные, и инстинкты, направленные против жизни - деструктивные), человек использует искусство в качестве иллюзорной реализации своих неудовлетворенных страстей. Поэтому в массовой культуре так много секса и агрессии. Еще одна излюбленная тема - страх: такие жанры массовой культуры, как триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа и т. д., эксплуатируют эту тему весьма активно. В итоге, психика человека, «закаленного» современной массовой культурой становится менее чувствительной к тому, что происходит в реальности: он привыкает к убийству, насилию, мало что может взволновать его (если, конечно, это не касается его самого). Душевная черствость сегодня становится, скорее, правилом, нежели исключением.

    Значение  массовой культуры однозначно определить достаточно сложно. С одной стороны, она действительно способствует снижению общего культурного уровня. Произведение массовой культуры по определению адресовано самой широкой аудитории, следовательно, в силу интеллектуальной неоднородности этой аудитории, оно должно ориентироваться на уровень чуть ниже среднего - именно поэтому в нем используется минимум изобразительных средств.

    С другой стороны, впервые культурой  оказались охвачены те слои общества, которые прежде существовали как  бы «вне культуры».

    «Нельзя требовать от массового человека почитания элитарного искусства. Оно чуждо ему. Зато ему подходит искусство массовое. Оно поддерживает его духовные потребности и не позволяет выпасть из культурного процесса. Это огромная заслуга коммерческого искусства. «Общее ухудшение вкуса населения служит одним из проявлений снижения духовного тонуса общества, но отнюдь не означает свертывания социальных возможностей искусства. Обладая огромной аудиторией, массовое искусство едва ли не значимее элитарного в деле воспитания. На своем, пусть примитивном, уровне оно закладывает идеи - добрые или дурные, за которыми следует массовый человек, что чрезвычайно важно. Исследования, проведенные в 1994 г., показали, что "почти 9/10 граждан России пребывают в состоянии крайней эстетической неразвитости", "20% горожан и 26% сельских жителей нашей страны вообще не бывают ни в каких учреждениях культуры и вовсе не обращаются к художественной литературе" - то есть это люди, потерянные даже для массовой культуры»(6, С. 47). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    III Элитарная культура 

    Элитарная культура (от франц. Еlite - лучшее, избранное) это понятие, которое характеризует культуру, ориентированную на особую группу людей (элиту), обладающую особой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии»(7, С. 231). Элитарная культура часто рассматривается в культурологии как антипод массовой культуры. В работе «Дегуманизация искусства» X.Ортега-и-Гассет пишет: «Под поверхностью всей современной жизни кроется глубочайшая и возмутительнейшая неправда - ложный постулат реального равенства людей. В общении с людьми на каждом шагу убеждаешься в противоположном...» (10, С. 222).

    Идея  была не нова - еще С. Кьеркегор утверждал, что историей должно руководить меньшинство. А. Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» разделил человечество на две неравные части: «людей пользы» и «людей гения», стремящихся «в каждой вещи постигнуть ее идею, а не ее отношение к вещам» (14, С. 358); способных к чистому созерцанию, а не ориентированных только на утилитарную деятельность; равнодушных как к практике, так и к своему жизненному пути, который в большинстве случаев «проходят весьма неискусно», но способных при этом к философско-художественной деятельности. «Людям гения» нелегко приходится среди «людей пользы», ибо «грубость, тупость, извращенность, вздорность и животность громадного большинства человеческого рода вечно борются с ними во всем, образуя те враждебные полчища, которые их напоследок и одолевают... Фальшивое, пошлое, нелепое, появляющееся на рынке, яснее и понятнее «говорит душе» этого великого большинства, а потому большею частью оно и удерживает за собою поле битвы» (14, с. 1209). «Люди гения» имеют множество врагов - «людей пользы» раздражает в них несомненное умственное превосходство. Аналогичным образом и массовая культура относится к элитарной с крайним раздражением, неосознанно подозревая, что в свете последней все ее собственные достижения несостоятельны и убоги.

    Одну  из первых концепций элитарной культуры создал Ф. Ницше. В работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра» он говорит о «сверхчеловеке», обладающем уникальной эстетической восприимчивостью в сочетании с «волей к власти».

    Таким образом, в философии культуры сложилась  определенная традиция, интерпретирующая элиту в качестве духовной аристократии, наделенной высокими эстетическими и нравственными способностями.

    Ортега-и-Гассет, являющийся одним из идеологов элитарной  культуры, в уже упоминавшейся  работе «Дегуманизация искусства» отнюдь не отождествляет элиту с родовой аристократией. В его понимании элита не является правящим меньшинством или аристократией крови - это аристократия духа: ее представителей можно найти в любом социальном слое общества. Элита - это наиболее одаренная в эстетическом и этическом смысле часть общества, способная к руководству этим обществом. Критерием, позволяющим разделить общество на две неравные части - массу и элиту - служит, с точки зрения Ортеги, новое искусство, искусство модернизма. Именно в ходе его восприятия становится очевидным неравенство умов и талантов, незаурядные возможности одних и банальность других.

    Новое искусство принципиально обращается только к элите, это искусство  «аристократического инстинкта», искусство  касты, но не демоса. Оно не стремится к тому, чтобы быть понятым всеми: оно замкнуто, герметично, доступно лишь незаурядным людям. Массы в состоянии понять только такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти. Стремясь создать искусство, ориентированное на элиту, художники вступают на путь дегуманизации, последовательного отказа от изображения в искусстве «человеческого, слишком человеческого». И если способом восприятия прежнего искусства служило сопереживание, то подлинно эстетическое восприятие нового искусства предполагает чистое, холодное, бесстрастное созерцание, не замутненное чувством.

    Новое искусство взбунтовалось против извечной несамостоятельности искусства, постоянно прибывавшего «при чем-то»: при идеологии, религии и т. д. Оно более не носит прикладной характер, ибо существует в себе, для себя и во имя самого себя. Новое искусство — это чисто художественное искусство. Общественная значимость его состоит в следующем: новое искусство «содействует тому, чтобы «лучшие» познавали самих себя, узнавали друг друга среди серой толпы и учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством» (12, с. 226).

    Таким образом, истоками и почвой элитарной  культуры является выделение в обществе особых групп людей, обладающих особыми знаниями, что вызывало особое отношение со стороны широких масс, часто выраженное в ее неприятии.

    Элита, как правило, представляет собой  передовую, наиболее одаренную часть  общества. Это не просто принадлежность к господствующему социальному  классу или группе, существеннее природные способности и одаренность людей. Элита пополняется достойными выходцами из различных социальных слоев. Это своего рода интеллектуальные сливки общества. Можно привести множество примеров, когда простолюдины входили в национальную или общекультурную элиту: Ломоносов, Руссо. Они проделывали гигантский путь самосовершенствования и восхождения. Основой подобной возможности становится природная одаренность и внутренние стимулы достижения цели. Именно натуры одаренные и неординарные способны создавать элитарную культуру. Взаимоотношения элиты и народных масс в действительности часто неоднозначны и противоречивы: Но элита может стоять в оппозиции не только к широким массам, предъявляя им претензии в низком интеллектуальном потенциале, неразвитости эстетических вкусов и идеалов, косности традиций. Она, являясь группой избранных, весьма часто входит в конфликт с официальной идеологией, которая, как правило, выступает в качестве сдерживающего начала. Подлинная элита же является непривилегированной группой или кастой. В современном обществе идеи, которые продуцирует элита, могут идти вразрез с официальными идеологическими доктринами. Вспомним коммунистическую идеологию, которая в нашей стране активно сдерживала художественное творчество, не соответствующее официально высоко оцениваемому соцреализму. Забвение Платонова, непризнание Мейерхольда, «бульдозерные» выставки, снятие спектаклей, закрытие фильмов и т.д. Понятие культурной элиты в структурном отношении отличается многосоставностью. Существует концепция множественности элит: художественной, научной, политической, экономической, военной, религиозной. Так или иначе элита - явление естественное, необходимое и закономерное в любом обществе. Ее истоки уходят в седую древность.

    Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались «от противного» - точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

    «К  середине XX века элитарная культура в своем стремительном развитии (в сопровождении немногочисленных поклонников) уходит так далеко вперед, что к массам вполне приложимым становится эпитет «искусствооставленные». Вынужденные довольствоваться поставленными на поток культурными суррогатами массы не особенно беспокоятся по этому поводу, но представители элитарной культуры, обнаружив себя в своего рода «культурной изоляции», встревожились»(12, С. 150). Оправданы ли эти опасения? Говоря об элитарной культуре, стоит отметить, что ее оценка так же неоднозначна, как неоднозначна оценка культуры массовой. С одной стороны, она по-прежнему воспринимается как нечто высшее и подлинное, с другой – осуждается за свою откровенно игровую направленность, «темный» стиль и главное – удаленность от вкусов и нужд большинства людей. 
 
 

    IV Заключение.

    Взаимосвязь массовой и элитарной  культуры 

    Как уже упоминалось, в различные  исторические периоды культуры элитарность  была связана с особыми признаками: новизны, оригинальности, нонконформизма, антитезы традиционному, опережающего развития, локальности. Элитарной культуре свойственны интеллектуально-авангардная направленность, тяготение к эксперименту в области формы, сложность и неординарность, эпатаж. Все эти качества на определенный период времени делают элитарную культуру понятной преимущественно для избранных. Но проблема ее доступности - это проблема временная. Когда-то в начале XX в. художественный авангард был ярким примером элитарной культуры, но прошли годы, и он превратился в часть культуры традиционной, его стали почитать как классический образец.

    Следует помнить, что элитарное и массовое в культуре - образования изменчивые, подвижные, это две стороны одной  медали, они существуют в общественной жизни в единстве и не должны противопоставляться  друг другу, отрываться одно от другого. Позитивные и негативные оценки в равной степени возможны по отношению к той и другой культуре.

Информация о работе Массовая и элитарная культура