Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 11:28, контрольная работа
В рамках отдельного общества можно выделить:
• высокую (элитарную)
• народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и
• массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.
В данной контрольной работе мы рассмотрим основные понятия массовой и элитарной культуры, отметим основные проявления и направления массовой культуры.
Введение
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура
характеризует особенности
Само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли со второй половины восемнадцатого века. Для буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека. Просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума.
Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.
В рамках отдельного общества можно выделить:
• высокую (элитарную)
• народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и
• массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.
В
данной контрольной работе мы рассмотрим
основные понятия массовой и элитарной
культуры, отметим основные проявления
и направления массовой культуры.
1.1.Понятие массовая и элитарная культура
Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или элитарной культуру. Причем по разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения — что-то около одного процента. Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений. Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.
Массовая
культура — это часть общей
культуры, отделенная от элитарной
лишь большим количеством
Итак, в отношении субъекта творчества - восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую .
Народная культура( англ. “фольклор”-
народная культура) своими корнями уходит
в прошлое, она базируется на системе ценностей,
менталитете народа, отражает национальный
характер. Её произведения создаются анонимными
творцами, как правило, не имеющими профессиональной
подготовки. Эти произведения затем могут
дописываться, изменяться такими же анонимными
творцами в процессе коллективного творчества.
Особенно это характерно для мифов, легенд,
сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев.
Интересным жанром современной народной
культуры является анекдот (вы сами наблюдали,
сколько разновидностей одного анекдота
может существовать). К народной культуре
можно отнести народный костюм, сценарий
проведения различных празднеств и обрядов
(свадьбы, крещение, похороны и т.д.). Народная
культура традиционна, коллективна, глубока
и инертна. К её истокам постоянно обращаются
представители элитарной и массовой культуры.
Элитарная культура– это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её средне образованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства.
Массовая культура– это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.
Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам культуры. В самой массовой культуре можно выделить, например, стихийно складывающуюся культуру под воздействием массы внешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным режимом (советским в СССР, нацистским в Германии) и всячески поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной из главных разновидностей такого искусства. Возможна также фиксация внимания на функционировании и модификации традиционных видов искусства и появлении новых. К последним относятся фотоискусство, кино, телевидение, видео-, различные виды электронных искусств, компьютерное искусство и их всевозможные взаимосоединения и комбинации.
Для массовой культуры характерен анти модернизм и анти авангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике
письма,
то массовая культура оперирует предельно
простой, отработанной предшествующей
культурой техникой. Если в модернизме
и авангарде преобладает
Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное —в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.
Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э. Орловой. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры представляется весьма эвристичным.
Со
времени разложения первобытного общества,
начала разделения труда, социальной стратификации
в человеческих коллективах и
сложения первых городских цивилизаций
возникла и соответствующая
разных
групп людей, связанных с их образом
жизни, материальными средствами и
социальными благами, а также
формирующейся идеологии и
Нам
достаточно выделить лишь несколько
основных социально-классовых (сословных)
субкультур, объединяющих большие группы
людей в соответствии с их ролью
и функциями в производстве средств
физического и социального
Прежде
всего, речь идет о субкультуре сельских
производителей, называемой народной
(в социально-демографическом
Несколько иные функции имеет субкультура городских производителей, которая на заре цивилизации формировалась как ремесленно-торговая, а позднее стала называться буржуазной (бюргерской), промышленной, пролетарской, пост буржуазной (социалистической) и т.п., хотя функционально оставалась той же самой.
Третья
социальная субкультура – элитарная.
Под этим словом обычно подразумевают
особенную утонченность, сложность
и высокую качественность культурной
продукции. Но это не самая важная
черта элитарной субкультуры. Ее
главная функция – производство
социального порядка (в виде права,
власти, структур социальной организации
общества и легитимного насилия
в интересах поддержания этой
организации), а также обосновывающей
этот порядок идеологии (в формах
религии, социальной философии и
политической мысли). Элитарную субкультуру
отличает очень высокий уровень
специализации (подготовка священнослужителей
– шаманов, жрецов и т.п., очевидно,
является наидревнейшим специальным
профессиональным образованием); высочайший
уровень социальных притязаний личности
(любовь к власти, богатству и
славе считается "нормальной"
психологией любой элиты). Разрыв
между обыденной и
рыцаря,
офицера, придворного, чиновника любого
ранга, да и монарха. Пожалуй, лишь функции
священнослужителей требовали специальной
подготовки. Такая ситуация продержалась
в Европе до XVIII-XIX веков, когда элитарная
субкультура начала сливаться с
буржуазной, превращаясь в высший слой
последней. Одновременно существенно
возросли требования к профессиональной
подготовленности исполнителей элитарных
функций, что привело к возникновению
соответствующих учебных заведений (военных,
дипломатических, политико-административных).
1.2. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
• индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миро представлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;
• массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания;
• средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в "нужном" для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика (при этом в принципе не исключается возможность существования не ангажированной журналистики, хотя практически это такая же нелепость, как и "независимая армия");