Одну из первых концепций элитарной
культуры создал Ф.Ницше. В работе
"Так говорил Заратустра" он пишет
о "сверхчеловеке", обладающем уникальной
эстетической восприимчивостью в сочетании
с "волей к власти".
Таким образом, в философии
культуры сложилась определенная
традиция, интерпретирующая элиту
в качестве духовной аристократии,
наделенной высокими эстетическими
и нравственными способностями.
16
1.5.
Особенности элитарной
культуры
Эта культура принципиально обращается
только к элите, это культура
"аристократического инстинкта",
касты, но не демоса. Она не
стремится к тому, чтобы быть
понятой всеми: она замкнута, герметична,
доступна лишь незаурядным людям.
У массы излюбленным является
такое искусство, в центре внимания
которого находится человек и
его страсти. Противопоставляя
себя массе, стремясь создать
искусство, ориентированное на
элиту, его творцы сегодня нередко
вступают на путь дегуманизации,
последовательного отказа от
изображения в искусстве "человеческого,
слишком человеческого". И если
способом восприятия прежнего
искусства служило сопереживание,
то подлинно эстетическое восприятие
нового искусства предполагает
чистое, холодное, бесстрастное созерцание,
не замутненное чувством.
Долгое время особенности элитарной
культуры рассматривались "от
противного", точкой отсчета была
массовая культура. Унифицированности
и тривиальности последней элитарная
культура противопоставляет оригинальность
и индивидуальность в поисках
новых художественных решений;
простоте и доступности – закрытость
и зашифрованность культурных
кодов; минимуму изобразительных
средств – самый широкий спектр
средств выразительности и т.д.
Но
главное отличие элитарной культуры
от массовой состоит в том, что истинно
творческой является культура элитарная:
именно здесь создаются новые культурные
формы и определяются пути дальнейшего
развития.
В элитарной составляющей культуры
происходит апробация того, что,
спустя годы, станет общедоступной
классикой, а возможно и перейдет
в разряд тривиального искусства
(к которому исследователи относят
так называемую "поп-классику"
- "Танец маленьких лебедей" П. Чайковского,
"Времена года" А. Вивальди, например,
или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное
произведение искусства). Время стирает
границы между массовой и элитарной культурами.
То новое в искусстве, что сегодня является
уделом немногих, через столетие будет
понятно уже значительно большему числу
реципиентов, а еще позже может стать в
культуре общим местом.
Заключение
Массовую культуру однозначно
оценить сложно. Дело в том,
что, как и всякая другая, массовая
культура неоднородна. Продукция,
построенная по пресловутому
принципу "два притопа, три
прихлопа", соседствуют здесь
с вполне достойными с художественной
точки зрения произведениями.
С одной стороны, низкопробные
поделки действительно способствует
снижению общего культурного
уровня. Произведение массовой культуры
по определению адресовано самой
широкой аудитории, следовательно,
в силу интеллектуальной неоднородности
этой аудитории, оно должно
ориентироваться на уровень чуть
ниже среднего. Именно поэтому
в нем нередко используется
минимум изобразительных средств.
С другой стороны, впервые культурой оказались
охвачены те слои общества, которые прежде
существовали как бы "вне культуры".
Возможно, сегодняшнее состояние массовой
культуры, это своеобразная "болезнь
роста", а может быть, это болезнь, от
которой не выздоравливают.
Список
литературы
1. Бердяев
Н.А. Воля к жизни и воля к культуре.-М.,1990
г.
2.Викторов
В.В. Культурология.-М.,2002 г.
3.Драч
Г.В. Культурология.- М., 2003.г.
4. Коган
Л.Н. Теория культуры. – Екатеринбург.,1993
г.
5. Сорокин
П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.,
1992 г.
Содержание
Введение
1.1.Понятие
массовая и элитарная культура……………………………...4
1.2. Основные
проявления и направления массовой культуры
нашего времени…………………………………………………………………………….9
1.3. Особенности
массовой культуры…………………………………....13
1.4. Элитарная
культура как антипод массовой………………………...15
1.5. Особенности
элитарной культуры…………………………………..16
Заключение